Файл: Естественное вскармливание детей грудного возраста. Преимущества естественного вскармливания. Количественный и качественный состав, иммунная и биологическая роль материнского молока..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дополнительные правила введения блюд прикорма
-
В период введении прикорма его дают перед кормлением грудью, и после этого ребенка прикладывают к груди. Таким образом, постепенно увеличивая объем прикорма, «вытесняется» грудное молоко. -
Прикорм дают с ложки в теплом, но не в горячем виде. По своей консистенции блюда прикорма должны быть гомогенными и не вызывать затруднений при глотании. С возрастом следует переходить к более густой и плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложки и жеванию. После появления достаточного количества зубов с 9-10 месяцев можно давать ребенку блюда прикорма, приготовленные на пару или отварные. -
Каждый последующий прикорм вводят после того, как ребенок хорошо адаптировался к предыдущему.
Схема введения прикорма
Схема введения прикорма должна быть единой.
Предлагаемая схема введения прикорма детям первого года жизни представлена в таблице № 4.
Таблица 4
Рекомендуемая программа введения продуктов и блюд прикорма при естественном вскармливании
ПРИКОРМ | Возраст, месяц | Начало введения | |||||||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | ||
Фруктовый сок, мл | 5-40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 100 | 100 | 4 мес. | |
Фруктовое пюре, мл | 5-40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 100 | 100 | 4 мес. 1 нед. | |
Овощное пюре, мл ИЛИ Молочная каша безглютеновая, мл | 5-100 | 150 | 150 | 150 | 180 | 200 | 200 | 200 | 200 | 4 мес. 2 нед. | |
5-100 | 150 | 150 | 170 | 180 | 200 | 200 | 200 | 200 | |||
Молочная каша безглютеновая, мл ИЛИ Овощное пюре, мл | | 5-100 | 150 | 150 | 180 | 200 | 200 | 200 | 200 | 5 мес. 2 нед. | |
| 5-100 | 150 | 170 | 180 | 200 | 200 | 200 | 200 | |||
Мясное пюре, г | | | 5-30 | 30 | 50 | 60 | 60 | 70 | 70 | 6 мес. | |
Творог, г | | | 5-30 | 40 | 40 | 50 | 50 | 50 | 50 | 6 мес. 1 нед. | |
Молочно-крупяная каша, содержащая глиадин и глютен (манная, овсяная), мл | | | 5-100 | 150 | 180 | 200 | 200 | 200 | 200 | 6 мес. 2 нед. | |
Сухари, печенье, г | | | | 3-5 | 5 | 10 | 10 | 15 | 15 | 7 мес. | |
Желток, шт | | | | 1/8-1/4 | 1/2 | 1/2 | 1/2 | 1/2 | 1/2 | 7 мес. 1 нед. | |
Хлеб пшеничный, г | | | | | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 мес. | |
Рыбное пюре, мл | | | | | 5-30 | 30 | 40 | 50 | 60 | 8 мес. 1 нед. | |
Кисломолочные смеси | | | | | 50 -200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 8 мес. 2 нед. | |
Растительное масло, мл | 1-3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 мес. 2 нед. | |
Сливочное масло, г | 1-4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 мес. 2 нед. |
Последовательность введения отдельных продуктов и блюд прикорма зависит от состояния здоровья, нутритивного статуса ребенка и функционального состояния его пищеварительной системы. Так, детям со сниженной массой тела, учащенным стулом в качестве первого основного прикорма целесообразно назначать каши промышленного производства, обогащенные железом, кальцием, цинком, йодом, при паратрофии и запорах — овощное пюре.
В питании ребёнка целесообразно использовать продукты и блюда прикорма, промышленного производства, которые изготавливают из высококачественного сырья, соответствуют строгим гигиеническим требованиям к показателям безопасности, имеют гарантированный химический состав, в том числе витаминный, независимо от сезона, необходимую степень измельчения.
Характеристика продуктов прикорма
Молочная каша – один из основных источников углеводов, растительных белков и жиров, пищевых волокон, железа, селена, витаминов В1, В2, РР и др. Прикорм на основе злаков следует начинать с безглютеновых круп (рисовой, гречневой, позднее кукурузной). В дальнейшем могут использоваться глютенсодержащие каши (овсяная, ячневая, пшеничная) и каши из смеси круп.
Овощное пюре – источник органических кислот, калия, железа и пищевых волокон, включая пектины. Отдельные виды овощей (морковь, тыква, шпинат и др.) богаты каротином – предшественником витамина А. Вначале овощное пюре должно состоять из одного вида овощей, обладающих нежной клетчаткой. Далее целесообразно использовать комбинацию из 3–4 овощей.
Творог и яичный желток – ценные источники животного белка и жира, минеральных веществ (кальция), а также витамина В2.
Мясо содержит полноценный животный белок, количество которого в говядине, нежирной свинине, мясе кролика, кур, цыплят, индейки, конины доходит до 20–21%. Мясо содержит хорошо усвояемое гемовое железо, магний, цинк, а также витамины В1, В2, В6 В12. Мясное пюре в рацион рекомендуется вводить детям старше 6 мес.
Рыба – полноценный источник белка и жира, содержащего большое количество полиненасыщенных жирных кислот в том числе класса ω-3, а также витаминов В2, В12, минеральных веществ. Рыбу вводят в питание детей с 8-ми месяцев с осторожностью, учитывая индивидуальную переносимость. Её используют 1–2 раза в неделю вместо мясного блюда.
Соки содержат природные сахара (глюкозу, фруктозу, сахарозу), органические кислоты (яблочную, лимонную и др.), положительно влияющие на процессы пищеварения. Они богаты калием (до 150 мг/100 мл и содержат железо (до 2 мг/100 мл). В соки промышленного производства могут быть добавлены витамин С, лимонная кислота, отдельные минеральные вещества, натуральные фруктовые ароматизаторы. Первым рекомендуют назначать яблочный или грушевый соки, которые традиционны для нашего региона и редко вызывают аллергические реакции.
Фруктовые пюре сходны по составу и пищевой ценности с фруктовыми соками, особенно с мякотью. В тоже время они содержат сахара, органические кислоты и пищевые волокна в большем количестве, чем соки.
Кисломолочные продукты детского питания (детский кефир, бификефир, йогурты «Агуша», «Тёма» и др.) в рацион ребёнка можно вводить не ранее 8-месячного возраста в объеме до 200 мл в сутки – вместо молочных каш.
Вода входит в состав всех пищевых продуктов, большое количество воды (около 85%) содержится в грудном молоке и детских молочных смесях. С «твёрдой» пищей (хлеб, каша, пюре и др.) ребёнок получает 30% воды. В настоящее время, как для питья, так и для приготовления смесей и блюд прикорма следует использовать специальную бутилированную воду для детского питания, поскольку она безопасна в бактериологическом отношении, не содержит вредных химических и радиоактивных веществ, обладает хорошими органолептическими свойствами, не требует кипячения, имеет низкую минерализацию.
Представляет большой интерес современная точка зрения на формирование вкусовых привычек. Доказано, что пренатальный и ранний постнатальный вкусовой и обонятельный опыт влияют на пищевые привычки в детском и взрослом возрасте. Поэтому беременным женщинам и кормящим матерям следует рекомендовать употреблять те продукты, которые она хотела бы предложить своему ребенку позже.
Принципиально важным моментом для матери является тот факт, что следует настойчиво предлагать ребенку сначала пробовать, а лишь затем съедать новые продукты разнообразного вкуса и состава. Мать должна предлагать новую пищу, показывать новые продукты, принимать пищу в присутствии ребенка, повторять предложение в случаях первоначального отказа. Установлено, что для «принятия» нового вкуса может потребоваться до 8–10 попыток введения нового блюда, а в отдельных случаях 12–15 «встреч».
Для сохранения лактации, в период введения продуктов и блюд прикорма необходимо после каждого кормления прикладывать ребенка к груди.
Выделяются продукты прикорма(фруктовые соки и пюре, яичный желток, сухари, печенье, хлеб, сливочное и растительное масло) и блюда прикорма (овощные пюре, молочные каши, творог, мясное и рыбное пюре).
Такое разделение основано на принципах составления рациона питания.
Продукты прикорма ребенок получает дополнительно к грудному молоку (или молочной смеси). Они в суточный объем питания не включаются).
Блюда прикорма включаются в суточный рацион питания ребенка и даются вместо грудного молока (молочной смеси).
В связи с данным форматом, продукты прикорма по сути являются коррекцией питания (по витаминам и микроэлементам).