Файл: Оценка и пути улучшения финансового состояния предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
- рациональность привлечения заемных средств;
- обоснованность политики распределения и использования прибыли.
Основу информационного обеспечения анализ финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности.
Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.
Финансовый анализ в современных условиях становится элементом управления, инструментом оценки надежности потенциального партнера.
Анализ финансового состояния является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности; если он основан на данных только бухгалтерской отчетности – внешний анализ; внутрихозяйственный анализ может быть дополнен и другими аспектами: анализом эффективности авансирования капитала, анализом взаимосвязи издержек, оборота и прибыли и т.п.
Анализ финансового состояния предприятия включает:
- анализ ликвидности и платежеспособности;
- анализ финансовой устойчивости;
- анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.
Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Таким образом, принимаемые решения целиком зависят от качества аналитического обоснования решения.
Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:
- структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования;
- эффективности и интенсивности его использования;

14
- платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
- запаса его финансовой устойчивости. [8, C. 181]
1.2.
Методологическая основа анализа финансового состояния
Методом финансового анализа является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
- использование системы аналитических показателей, всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации;
- изучение причин изменения этих показателей;
- выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.
Методика анализа – это система правил и требований, гарантирующих эффективное применение метода. [13, C. 78]
В совокупности метод и методика представляют собой методологическую основу финансового анализа.
Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы. Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:
- метод абсолютных, относительных и средних величин;
- метод сравнения;
- вертикальный анализ;
- горизонтальный анализ;
- трендовый анализ;
- факторный анализ;
- анализ с помощью финансовых коэффициентов;
- метод экспертных оценок.


15
В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса ил явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними.
Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).
Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта.
Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста).
Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям.
Итак, относительные величины – это один из важнейших способов обобщения и анализа экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т. е. пользоваться относительными величинами нужно так, чтобы четко себе представлять, какая абсолютная величина стоит за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопоставимость сравниваемой величины, принятой за базу сравнения.
Средняя величина является важным специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных. Средняя величина – это показатель «середины», или «центра», исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой

16 совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени.
Основным условием использования средней величины является качественная однородность совокупности, по которой исчислена средняя.
Метод сравнения – самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше».
Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами.
Вертикальный (структурный) анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге.
Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.
Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:
- переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;
- относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике[13, C. 87].
Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).
Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.


17
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.
Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Основными задачами факторного анализа являются:
1.
Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели.
2.
Классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода.
3.
Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
4.
Моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами.
5.
Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
6.
Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о финансовых результатах.
Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:
- платежеспособность;
- прибыльность, или рентабельность;
- эффективность использования активов;

18
- финансовая (рыночная) устойчивость;
- деловая активность.
Для измерения перечисленных характеристик в практике анализа используют множество – более сотни – различных финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа.
Преимущества метода коэффициентов:
1.
Возможность получить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей;
2.
Простота и оперативность расчета;
3.
возможность выявить тенденции в изменении финансового положения предприятия;
4.
Возможность оценить финансовое состояние исследуемого предприятия относительно других аналогичных предприятий;
5.
Устранение искажающего влияния инфляции.
Причинно-следственный анализ, результатом которого является оценка, неразрывно связан с личностью эксперта; разные эксперты, поставленные перед одной и той же проблемой, могут прийти к разным оценкам. Оценки сложных объектов должны выполняться экспертами высокой квалификации. Оценки «средних» экспертов обычно основаны на традиционных, привычных представлениях. В сложных случаях они могут оказаться ошибочными.
Уменьшить риск субъективности суждения можно, если обратиться к группе экспертов, которые могут обсуждать и согласовывать свои оценки.
Полагают, что согласованность действий экспертов обеспечивает высокое качество экспертизы. Это не всегда верно. Известны случаи, когда именно эксперты, не согласные с мнением большинства, давали верные оценки.
Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа.
Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев,


19 психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне. В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.
Однако, несмотря на многообразие методов финансового анализа (см. рисунок 2), процесс финансового анализа осуществляется исходя из общих принципов, применение которых является важной предпосылкой обеспечения его высокого уровня.
Общими принципами финансового анализа являются:
- последовательность;
- комплексность;
- сравнение показателей;
- использование научного аппарата (инструментария);
- системность. [7, С.10]
Комплексность анализа предполагает выполнение финансового анализа во взаимосвязи всех финансовых процессов (комплексный анализ).
Сравнение показателей – способ изучения динамики финансовых показателей. Сравнение позволяет дать оценку любому финансовому показателю за фактический (отчетный) период по отношению к базисному периоду или другому предприятию, или совокупность предприятий.
Однако следует отметить, что не все из перечисленных методов экономического анализа могут найти применение во всех случаях финансового анализа, поскольку их применение во многом зависит от аналитика.

20
Рисунок 2 - Классификация методов финансового анализа[9, С. 189]
традиционные
количественные
горизонтальный анализ вертикальный анализ трендовый анализ анализ относительных показателей сравнительный анализ факторный анализ статистические методы метод наблюдения метод абсолютных и относительных показателей метод расчета средних величин метод рядов динамики метод сводки и группировки метод сравнения метод индексов метод детализации
формализованные
неформализованные
Методы финансового анализа
графические методы метод детализации бухгалтерские методы метод двойной записи метод бухгалтерского баланса экономико-математические методы

21
1.3.
Факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия
Любое предприятие является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия.
Но так как деятельность предприятий представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, то она зависит от многочисленных и разнообразных факторов, влияющих на нее. [16, С. 14]
Будучи тесно взаимосвязанными, эти факторы нередко разнонаправлено влияют на результаты жизнедеятельности предприятия: одни – положительно, другие – отрицательно. Отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет, положительное влияние других.
Наличие множества разнообразных факторов делает необходимой их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что оно обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наиболее важным представляется деление их на внутренние и внешние.
Первые напрямую зависят от организации работы самого предприятия; вторые являются внешними по отношению к нему, их изменение почти или совсем не подвластно воле предприятия.
К внешним факторам относят влияние экономических условий хозяйствования, господствующую в обществе технику и технологии, платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей, налоговую кредитную политику Правительства РФ, законодательные акты по контролю за деятельностью предприятия, внешнеэкономические связи, систему ценностей в обществе и др.


22
Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы – микросреда и макросреда, или прямого и косвенного воздействия.
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации – поставщики, потребители, законы и государственные органы, конкуренты.
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо учитывать их.
К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы.
[27, С. 91]
Особенное значение для финансовой устойчивости предприятия имеет уровень, динамика и колебание платежеспособного спроса на его продукцию
(услуги), так как платежеспособный спрос предопределяет стабильность получения выручки. В свою очередь платежеспособный спрос зависит от состояния экономики, уровня доходов потребителей – физических и юридических лиц – и цены на продукцию предприятия.
Падение платежеспособного спроса, характерное для кризиса, приводит не только к росту неплатежей, но и к обострению конкурентной борьбы. Острота конкурентной борьбы также представляет собой немаловажный внешний фактор финансовой устойчивости предприятия.
Одним из наиболее масштабных неблагоприятных внешних факторов, дестабилизирующих финансовое положение предприятий в России, является на сегодняшний день кризис и инфляция.
Все эти составляющие внешней среды оказывают влияние на результативность деятельности предприятия.
Не меньшее влияние на деятельность предприятия оказывают и составляющие внутренней среды предприятия.
Рассмотрим основные внутренние факторы.

23
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации.
Успех или неудача предпринимательской деятельности во многом зависят от выбора состава и структуры выпускаемой продукции и оказываемых услуг. При этом важно не только правильно решить, что производить, но и безошибочно определить, как производить, т.е. по какой технологии и по какой модели организации производства и управления действовать.
Важным фактором финансового положения предприятия, тесно связанным с видами производимой продукции и технологией производства, является оптимальный состав и структура активов, а также правильный выбор стратегии управления им.
Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывают средства, дополнительно мобилизуемые на рынке ссудных капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь предприятие, тем выше его финансовые возможности, однако возрастает и финансовый риск – способно ли будет предприятие своевременно расплачиваться со своими кредиторами.
Степень интегрального влияния внешних и внутренних факторов на финансовое состояние зависит не только от соотношения самих вышеназванных факторов, но и от той стадии жизненного цикла, на которой в анализируемое время находится предприятие, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что значительная часть неудач предприятия может быть связана именно с неопытностью или некомпетентностью управленцев, с их неумением учитывать изменения внутренней и внешней среды. [25, С. 152]
Таким образом, финансовое состояние предприятия формируется под воздействием большого количества факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. Поскольку внешние факторы не контролируемы, грамотный руководитель должен распознавать изменения внешней среды и уметь адаптировать под них внутренние ресурсы предприятия.