Файл: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273фз "Об образовании в Российской Федерации",.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Календарно - тематическое планирование
2 класс
№ | Тема урока | Содержание урока | Кол-во часов |
Природа Удмуртии (7ч.) | | ||
1 | Удмуртия мой край родной | Знакомство обучающихся с местоположением Удмуртии на карте. У учащихся формируется представление об Удмуртии как части России. Герб, флаг, гимн Удмуртии. | 1 |
2 | Птицы и животные Удмуртии | Знакомство с птицами. Растительный мир республики, Особенности живых организмов. Места обитания. | 1 |
3 | Птицы и животные Удмуртии | Знакомство с животным миром Удмуртии. Заповедники Удмуртии: история возникновения, их характеристика и значение. Охрана естественных ресурсов. Восстановление естественных ресурсов. Восстановление численности животных и растений. Красная книга Удмуртии. | 1 |
4 | Природа Удмуртии | Рельеф. Водоемы. Климат. Взаимосвязь деятельности человека и природы. Положительное и отрицательное влияние на природу | 1 |
5 | Загадки, пословицы и поговорки о птицах и животных | Загадывание загадок, работа с картинками животных Удмуртии, голоса животных, домики животных. | 1 |
6 | Стихи о птицах | Прослушивание голосов птиц ,стихи о птицах, обитающих в Удмуртии. | 1 |
7 | Обобщающий урок «Природа Удмуртии» | Обобщающая беседа о природе Удмуртии, особенности климата, рельефа. | 1 |
Моя семья (6ч.) | | ||
8 | Мои родственники | История происхождения имен и фамилий. Составление генеалогического древа | 1 |
9 | Семейные традиции | Семья. Раритет. Праздники. | 1 |
10 | Близкие и дальние родственники | Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. Семейные праздники и традиции. | 1 |
11 | Взаимоотношения между родственниками | Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Общечеловеческие ценности. Добрососедство как ценность. | 1 |
12 | Мои друзья и товарищи | Общее представление о том, что в мире проживает множество народов, говорящих на разных языках. Понятия: «родной язык», «государственный язык». Языки народов Удмуртии | 1 |
13 | Обобщающий урок «Человек и семья в народной культуре» | Исторический опыт мирного сосуществования народов Удмуртии. Литература и фольклор народов о традиционных духовных ценностях. | 1 |
История деревни- история народа (6ч.) | | ||
14 | Мое село, мой город | История происхождения названия моего города (поселка, села), улицы. | 1 |
15 | Внешний вид города | Описание достопримечательностей города, села, красивых мест. | 1 |
16 | Население моего города | Описание народов ,проживающих в городе, численность населения. | 1 |
17 | Учреждения города. Экскурсия по городу. | Экскурсия по городу для изучения учреждений города | 1 |
18 | Уважаемые люди города | Имена знаменитых людей в названиях улиц, площадей. | 1 |
19 | Обобщающий урок | Описание красивых и памятных мест города | 1 |
Устное народное творчество (12ч.) | | ||
20 | Удмуртский фольклорный герой Лопшо Педунь | Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная. Виды декоративно – прикладного искусства народов, живущих в Удмуртии. Удмуртский герой. | 1 |
21 | Удмуртский фольклорный герой Лопшо Педунь | Литература и фольклор народов о традиционных духовных ценностях. Знакомство с удмуртским героем. | 1 |
22 | Удмуртские сказки | Знакомство с удмуртскими сказками. Сравнение со сказками других народов. | 1 |
23 | Мифы | Мифы, легенды, пословицы, поговорки народов Удмуртии о родной земле | 1 |
24 | Удмуртские названия времен года | Календарные, народные праздники и верования, религия народов. Праздники в разное время года. | 1 |
25 | Приметы о временах года | Знакомство с приметами | 1 |
26 | Пословицы и поговорки о временах года | Знакомство с пословицами о труде, учебе, дружбе. | 1 |
27 | Загадки о временах года | Работа с ребусами, кроссвордами, загадками. Составление своего кроссворда. | 1 |
28 | Стихи и песни о временах года | Прослушивание песен и стихов о временах года Чтение вслух. текстов песен. | 1 |
29 | Времена года на полотнах художников | Знакомство с удмуртскими художниками (пейзажистами) | 1 |
30 | Времена года. Экскурсия в лес | Экскурсия по лесу знакомство с погодой Удмуртии (признаками весны.) | 1 |
31 | Обобщающий урок «Времена года» | Обобщение по теме, времена года, признаки, особенности поведения животных, погода. | 1 |
| Народная игрушка(4ч.) | | |
32 | Тайны народных игрушек | Знакомство с жизнью и бытом удмуртов. Особенности изготовления игрушек. | 1 |
33 | Изготовление народной игрушки | Знакомство и изготовление народной куклы. Просмотр выставки | 1 |
34 | Изготовление куклы из ниток | Знакомство с куклой из ниток. Изготовление куклы. | 1 |
35 | Изготовление куклы из картона | Знакомство с куклой из картона. Изготовление куклы. | 1 |
| Я – исследователь(1ч.) | | |
36 | «Я – исследователь» | Обобщение знаний по краеведению. Защита проекта. | 1 |
| Итого | | 36 часов |
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ урока в году | Тема урока | содержание урока | Количество часов | | |||||
Ижевск на карте Удмуртии (2 ч) | | ||||||||
1. | Удмуртия – родина моя | Особенности географического местоположения города Ижевска: ландшафт, климат. | 1 | | |||||
2. | Ижевск на карте Удмуртии. | Природа Ижевска. Внутреннее районирование города: официальное и бытовое. Транспортная система. Ижевск – крупный промышленный город | 1 | | |||||
История своего края и города Ижевска.(14 ч) | | ||||||||
3. | Легенды города. История нашего края. Представление удмуртов о сотворении мира. | Легенды города. Город, лежащий «на семи холмах». | 1 | | |||||
4. | Легенды города. История своего края (района) | Возникновение посёлка Ижевского завода (10 апреля 1760 года). | 1 | | |||||
5. | Легенды города. История города Ижевска. | Первый управитель Камских заводов А. С. Москвин. | 1 | | |||||
6. | Легенды города. История своего села (деревни). | Дата открытия Ижевской оружейной конторы (10 июня 1807 г.) – второй день рождения Ижевска.А.Ф. Дерябин – основатель города. | 1 | | |||||
7. | Зарисовки нашего края». Природа Удмуртии. | Ижевская индустрия – основа города. Столица края. Ижевские зарисовки. Первые ижевские поселенцы. | 1 | | |||||
8. | «Ижевские зарисовки». Следы прошлого в архитектуре города. | 1 | | ||||||
9. | Ижевские зарисовки». Мои прогулки по Ижевску. Парки города. Пруд. Зоопарк. | История улиц и переулков Ижевска. | 1 | | |||||
10. | «Зарисовки своего края». Памятники истории района. | Следы прошлого в архитектуре города | 1 | | |||||
11. | «Деревенские зарисовки». Мои прогулки по району, деревне (резные изделия) | Экскурсия по городу для изучения учреждений города | 1 | | |||||
12. | Современный Ижевск. Герб и флаг Ижевска. | Флаг, символы, солярная звезда | 1 | | |||||
13. | Современный район. Символика района. | Районы города Ижевска. Районы Удмуртии. Карта Удмуртии | 1 | | |||||
14. | Знаменитые люди республики. | Знакомство с известными людьми республики. | 1 | | |||||
15. | Уважаемые люди деревни. | Ветераны ВОВ, Ветераны труда. | 1 | | |||||
16. | Обобщающий урок по теме «История своего края и города Ижевска». | Заводской Ижевск. Достижения в промышленности – результат труда многонационального населения города. | 1 | | |||||
Культура и традиции народов (7 ч) | | ||||||||
17. | Стихи, песни, рассказы о родном крае. | Удмуртские песни, мотив. Известные ансамбли Удмуртии | 1 | | |||||
18. | В семье единой. Обычаи и обряды народов Удмуртии. Праздники. | Семья. Обычаи семьи, праздники, раритет. | 1 | | |||||
19. | Дерево в народных традициях. | Древесина. Заготовка дерева. Лыко. Посуда. | 1 | | |||||
20. | Народные художественные ремёсла и промыслы. | Общие сведения о ремёслах народов, живущих в Удмуртии. | 1 | | |||||
21. | Ткачество. | Ткачество, лен, одежда. Ткацкий станок. | 1 | | |||||
22. | Народный костюм. | Одежда повседневна , праздничная, украшения. | 1 | | |||||
23. | Умельцы нашей деревни. | Изделия, которые изготавливают наши предки. | 1 | | |||||
«Почему языки такие разные?» (4 ч) | | ||||||||
24. | История в названиях. | История города (села, деревни, населённого пункта) в названиях. Названия улиц, родников и др. | 1 | | |||||
25. | История в названиях. | История города (села, деревни, населённого пункта) в названиях. Названия улиц, родников и др. | 1 | | |||||
26. | «Почему так говорят?» | Почему так говорят: «Рябинники», «Татарбазар», «Культбаза» и др. | 1 | | |||||
27 | «Почему так говорят?» | Почему так говорят: «Рябинники», «Татарбазар», «Культбаза» и др. | 1 | | |||||
Межэтническое общение (1 ч) | | ||||||||
28. | Традиции общения. | Традиции общения у разных народов, живущих в Ижевске (своем селе, деревне, в ином населённом пункте). Общегородские традиции | 1 | | |||||
Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности (4 ч) | | ||||||||
29. | Места своего края, где можно встретиться с друзьями. | Лудорвай, Зоопарк, Цирк, Кузнеца МОРОК, | 1 | | |||||
30. | Места своего города, где можно встретиться с друзьями. | Памятник А. Ф. Дерябину. Набережная города | 1 | | |||||
31. | Места района, где можно встретиться с друзьями. | Парки города | 1 | | |||||
32. | Места своего населённого пункт , где можно встретиться с друзьями. | Памятные, любимые и интересные места города Ижевска (и своего населённого пункта) | 1 | | |||||
Я - исследователь (4 часа) | | ||||||||
33. | Я - исследователь | Подготовка к защите творческого проекта | 1 | ||||||
34. | Я - исследователь | Защита творческого проекта | 1 | ||||||
35 | Г. Ижевск- Столица Удмуртии | Интересные места города | 1 | ||||||
36 | Итоговое занятие | Обобщение знаний | 1 | ||||||
| Итого | | 36 часов | ||||||
| | | | | | | |
4 класс
№ урока | Тема урока | содержание урока | Количество часов | |
История моего города(15ч.) | | |||
1. | Удмуртия - моя Родина | Вежливость, волшебные слова, малая родина, память предков. | 1 | |
2. | Г. Ижевск –столица Удмуртии | Символы, президент. Ижевск на карте. | 1 | |
| История моего города на улицах и площадях. | Известные улицы, площади. История создания названий. | 1 | |
| История моего города на улицах и площадях. | Известные улицы, площади. История создания названий. | 1 | |
| Обзор литературы о моем городе. | Обзор различных книг в библиотеке о городе Ижевске. | 1 | |
| Возникновение заводского поселка | История создания города. | 1 | |
| Исторические и памятные места города | Памятники Ижевска. | 1 | |
| Наши известные земляки. | Г. Кулакова, П. Чайковский, Н .Дурова, К Герд | 1 | |
| Продукция заводов г. Ижевска. | Заводы « Радиомеханический», «Механический», «Купол», «автозавод» | 1 | |
| Продукция заводов г. Ижевска. | Оружие, мотоцикла, машины, космические детали | 1 | |
| Легенды г. Ижевска | Легенды и придания про Ижевск. | 1 | |
| Современный Ижевск | Достопримечательности современного Ижевска. Школы, Научные центры, Зоопарк,цирк | 1 | |
| Мои прогулки по Ижевску. | Парки г. Ижевска | 1 | |
| Краеведческая игра | Интерактивная игра. | 1 | |
| Творческая мастерская «Ижевск в будущем» | Ижевск в будущем. Создание проекта | 1 | |
| Моя семья (3 часа) | | | |
| Мое древо | Генеалогическое древо. | 1 | |
| Удмуртская семья | Названия семьи, всех родственников на родном языке. | 1 | |
| Удмуртская семья. Ценности семьи. | Семейные ценности, обряды, раритет. | 1 | |
| Культура и традиции народа(14ч.) | | | |
| Дух дома в мифологии. Домашние духи. | Рисунок домашнего духа.Заговоры. | 1 | |
| Дом вести - не лапти плести. | Дом. Домовничать, вести хозяйство, труд, работа, электричество, лавка, скамья, решето, кочерга, ухват, рубель, валек | 1 | |
| Ой, лапти мои, лапти лыковые. | Лапти, лыко, кочедык, колодка, онучи. | 1 | |
| Берестяные чудеса | Береста, берестяные письма, туес, поделка. | 1 | |
| Куклы наших бабушек. | Кукла, обрядовая кукла, кукла скрутка. | 1 | |
| Фольклор. Удмуртские легенды и предания. | Фольклор, легенды, предания, | 1 | |
| Фольклор. Сказки. | Фольклор. Чтение сказок. Лопшо- педунь. | 1 | |
| Народные игры. Общение. | Игры удмуртов. Дворовые игры. | 1 | |
| Общение, языки | Народы Удмуртии. Различие языков. Дружба народов Удмуртии. | 1 | |
| Удмуртский язык | Слова на удмуртском языке. Животные, счет, дни недели. | 1 | |
| Письменность | Алфавит удмуртов, учебники. | 1 | |
| Образование. Школы Удмуртии. | Обучение детей. Учебники, тетради, портфель. | 1 | |
| Научные достижения | Ученые Удмуртии. Научные достижения. | 1 | |
| Спортивная Удмуртия | Г. Кулакова, И.Черезов, Н. Тихонова, | 1 | |
| Фермерское хозяйство(1ч.) | | | |
| Фермерское хозяйство Удмуртии | Ферма, КРС, Продукция Земледельцы. Лен, Рожь. Картофель. Мялка, трепало, чесало, прялка, самопрялка, ткацкий стан, веретено, холст, | 1 | |
| Современный Ижевск(2ч.) | | | |
| Знаменитые места Ижевск | Центральная площадь, монумент «Дружбы народов», Цирк, Зоопарк, Набережная | 1 | |
| Современный Ижевск | Визитная карточка Ижевска: достижения, люди. | 1 | |
| Я- исследователь(1ч.) | | | |
| « Я- исследователь» | Защита творческого проекта. | 1 | |
| Итого | | 36 часов. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
-
Географическое краеведение.
Учащиеся должны знать:
-географическая среда обитания населения края ;
- административно-территориальное деление Удмуртии;
- история заселения и развития своего района (города)
Учащиеся должны уметь:
а) называть и показывать:
- границы УР, сопредельные области и республики;
- реки: Кама, Вятка, Вала, Сива, Вотка, Кильмезь, Чепца, Люк и др.
- водохранилища и пруды: Воткинское, Воткинский, Ижевский, Камбарский, Пудемский, Нижнекамское;
-города: Ижевск, Воткинск, Сарапул, Глазов Можга, Камбарка;
б) описывать:
- природные богатства своего района и проблемы рационального использования;
- народные приметы о погоде, о будущем урожае сельскохозяйственных культур;
- интересные объекты и памятники природы своего края;
-отрасли промышленности, сельского хозяйства и транспорта УР;
- свой административный район;
2. Историческое краеведение
Учащиеся должны знать:
- исторические пути развития населения края;
- возникновение городов- заводов в крае;
- Культура края. Знаменитые люди Удмуртии.
Учащиеся должны уметь:
-работать с художественной и научной литературой;
- иметь свою точку зрения по историческому событию и доказывать ее фактами. -
Этнографическое краеведение
Учащиеся должны знать:
- Этнография – наука о народах, их культуре и быте.
- Этногенез удмуртского народа. Исторические связи удмуртского народа с другими народами.
- Традиционное хозяйство в нашем крае. Охота, рыболовство, бортничество, земледелие. Промыслы и ремесла. Жилище и поселения, стоянки, селища и городища. Усадьба, деревня.
- Удмуртская одежда. Русская одежда. Татарская одежда. Своеобразие костюма в нашем крае.
- Удмуртская, русская, татарская кухня.
- Семейные обряды русских и удмуртов, татар. Национальные игры.