Файл: Модуль Конфликтология и имиджелогия в деловом общении Тема Конфликты в деловых коммуникациях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36
Обязательно пожмите руку деловому собеседнику в начале встречи и по ее завершении.
Избегайте носить на правой руке массивное обручальное кольцо либо перстни. Они могут причинить вам боль при рукопожатии и помешать его осуществлению.
К сожалению, как показывает практика, еще не все современные российские бизнес-леди знают об этих рекомендациях делового этикета и выполняют их.
Безусловно, сегодня рукопожатие приобрело значение неотъемлемого элемента межличностного общения. Поэтому в интересах рассмотрения влияния делового этикета на характер делового общения авторы считают необходимым еще раз специально обратиться к этому невербальному средству общения, несмотря на то что в процессе анализа разнообразных средств коммуникации уже раскрывался некоторый смысл различных видов рукопожатия.
Объятия и поцелуи
Начнем описание особенностей объятий и поцелуев с констатации того факта, что они используются, как правило, в начале и по завершению общения – во время приветствия и прощания. Поскольку как объятия, так и поцелуи отличаются разнообразием, то рассмотрим их различные проявления.
Объятие – это охватывающее какого-нибудь человека движение или положение рук, служащее для ласки или выражения дружелюбного и доброжелательного отношения к нему со стороны другого человека.
Различаются следующие виды объятий: во-первых, крепкое объятие, предназначенное для старых друзей или многолетних коллег и деловых партнеров, с которыми предприниматель поддерживает особенно тесные отношения или давно не встречался; во-вторых, полуобъятие, представляющее собой легкое кратковременное объятие, когда каждый из контактирующих людей на короткое время слегка приобнимает за плечи другого человека одного с ним пола при условии, что их связывают неформальные дружеские отношения; в-третьих, прикосновение к плечу, осуществляемое во время рукопожатия, когда каждый из контактирующих людей одновременно прикасается к предплечью или плечу партнера свободной рукой – наиболее уместно между деловыми партнерами, которые давно не виделись, но сохраняют дружеские отношения.
Поцелуй – это прикосновение губами к какому-нибудь человеку для выражения привета, любви, ласки, уважения, дружелюбия к нему со стороны другого человека. В повседневной публичной обстановке наиболее распространены обыденные поцелуи и воздушные поцелуи.
Обыденный поцелуй – это банальное «чмоканье» в щеку, которое лучше оставить для неформальной непринужденной обстановки, хотя, при
37 некоторых допущениях, возможно при приветствии людей в процессе проведения условно-формальных форм общения – на выставках, презентациях, конференциях и тому подобных мероприятиях.
Этот поцелуй уместен при условии, что обе контактирующие стороны хорошо знакомы и поддерживают дружеские отношения.
Что же касается обыденных поцелуев между деловыми людьми, то и российский, и зарубежный бизнес-этикет рекомендует деловым мужчинам и деловым женщинам воздерживаться от поцелуев на публике, поскольку даже легкое и мимолетное прикосновение губами к щеке может быть превратно истолковано окружающими.
Поведение за столом
Сидеть за столом нужно прямо, не сгибаясь. Хлеб надо брать из тарелки только руками, а не вилкой. Если сахар подан без специальных щипчиков в сахарнице, то брать его следует только руками, а не ложкой. Если на столе масло, икра, ничего не берите из общей тарелки и не мажьте на хлеб, сначала положите к себе в тарелку, потом своим ножом – на бутерброд. Схема расположения приборов за правильно сервированным столом показана на рис. 3.1
38
Если на столе имеется большая накрахмаленная салфетка, то положите ее к себе на колени. Рядом с тарелкой должны лежать справа нож и ложка, а слева
– вилка. Когда поели, положите ложку и вилку вместе на тарелку, а не на скатерть. Если подали рыбу, то Вы едите ее вилкой с ножом и помогаете хлебной корочкой.
Если на столе жаркое, то ножом следует пользоваться до тех пор, пока он вам нужен. Нельзя откладывать его, нарезав несколько мелких кусочков, нужно отрезать по одному и есть. После окончания нож положите на тарелку. Курицу, индейку едят как горячее блюдо вилкой с ножом.
Фрукты надо уметь есть специальной вилкой и ножом. Яблоки и груши берете руками из общего блюда, разрезаете на четыре части, потом берете вилкой каждую дольку и чистите, а затем разрезаете на кусочки и едите.
Апельсин держат в руке, надрезают кожу и счищают ее рукой.
Дичь необходимо есть вилкой и ножом. Котлеты, голубцы – тоже.
Тарелка для хлеба
Сервировочные тарелки
Салфетка
Бокалы для
4 3 2 1 1 3 4 вина или воды шампан-ского
Рюмки для водки коньяка
Ложка, вилка и нож для десерта
1 – нож и вилка для холодной закуски; 2 – ложка для супа;
3 – нож и вилка для рыбного блюда; 4 – нож и вилка для горячего мясного блюда.
Примечание: иногда на стол не подают приборов для холодной закуски (1), тогда пользуются приборами для рыбы (3)
Рис. 3.1 Расположение приборов на столе:
39
Если в тарелке остается соус, Вы можете взять на вилку кусочек хлеба, собрать соус и съесть.
За стол садится и встает первой хозяйка (хозяин).
Когда дама садится за стол, пододвиньте стул. Когда встает из-за стола
отодвиньте.
Из женщин наливать вина может только хозяйка, а также любой мужчина по ее предложению.
Когда сидишь с дамой, нельзя класть ногу на ногу.
Водку могут пить и женщины, только в меру. Чокаясь с женщиной, прикасайтесь к нижней части ее рюмки. Дама в гостях может пить чай в пальто и шляпе.
Не оставляйте даму после танца одну, проводите к месту, где она находилась до танца. В частном доме не подходят к даме, пока Вы ей не представлены. Дама может пригласить мужчину, если он ей хорошо знаком.
Находясь в гостях, никогда не делайте замечаний, если Вам прольют соус на костюм или платье.
Не садитесь за стол, пока не сядут дамы или пока хозяин не даст сигнал занимать места.
Не сидите слишком близко к столу или слишком далеко от него.
Не знакомьтесь после того, как гости сели за стол.
Не ешьте суп с конца ложки.
Не обслуживайте за столом мужчин, пока не обслужены дамы.
Не чавкайте, не дуйте и не издавайте никаких других звуков при еде.
Не заталкивайте салфетку за ворот и не располагайте ее на груди.
Салфетка должна лежать на коленях.
Не сгибайтесь над самой тарелкой.
Не ешьте с ножа и не подносите его ко рту. Не накладывайте пищу на вилку с помощью ножа.
Не кусайте от целого куска хлеба, ломайте его. Берите на вилку столько, сколько может поместиться на ней без труда, никогда не пользуйтесь другим концом вилки или ножа.
Не ешьте слишком быстро. Во время обеда нормированное время для одного блюда составляет 10-15 минут.
Не втыкайте нож в масло, салат, кекс или другие блюда.
Не наполняйте рот слишком большим количеством пищи.
Не расставляйте широко локти, они должны быть прижаты к телу.
Не поднимайте стакан или бокал слишком высоко. Стакан следует поднести к губам вертикально, затем наклонить.
Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.
Не старайтесь зачерпнуть последнюю ложку супа, доесть последний кусок мяса или другого блюда.
40
Не выплевывайте кости на тарелку. Их следует незаметно выплевывать на вилку (косточки от фруктов – в ложку), приложенную к губам, и затем класть на тарелку.
Не тянитесь над тарелкой соседа, когда хотите достать что-нибудь.
Не просите соседа передать блюдо, если рядом находится официант или прислуга.
Не вытирайте салфеткой лицо и бороду, ею можно только слегка провести по губам.
Не поворачивайтесь спиной к другому, если намерены поговорить с кем- то.
Не забывайте, что дама справа имеет большее право на Ваше внимание.
Даму, сидящую рядом с Вами, нельзя забывать, независимо от того, представлены Вы ей или нет.
Не разговаривайте с набитым ртом. Не прожевывайте пищу с открытым ртом.
Никогда не смущайтесь, сохраняйте самообладание и спокойствие.
Не угощайте непрестанно гостя.
Отказываясь от блюда, не говорите, что оно Вам не нравится, и не объясняйте причин.
Не намекайте за столом на свое плохое пищеварение или какие-либо другие недуги.
Не делайте замечаний относительно предлагаемых блюд, не критикуйте то, что подается за обедом.
Не делайте замечаний вслух относительно манер другого.
Не просите себе вторую чашку чая, пока гости не выпьют первой.
Не напевайте и не посвистывайте во время обеда.
Не пейте из блюдечка, хотя это русская купеческая привычка.
Помешав чайной ложкой в стакане или чашке, положите ее на блюдечко.
Не читайте за столом, пока все присутствующие не кончили есть.
Дресс-код
Специфика деятельности менеджера заключается в постоянном общении с людьми. Это может быть общение с деловыми партнерами, подчиненными, руководителем, клиентами, поэтому одна из важнейших задач менеджера — научиться оставлять о себе хорошее впечатление, научиться формировать собственный имидж.
В переводе с английского «имидж» — это образ. Визуальная при- влекательность личности. Счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают известность благодаря искусству самопрезентации. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания. Имиджем менеджера называют комплекс его внешних и внутренних качеств, ставший достоянием общественности.
41
Что же является составляющими частями имиджа? Это привлекательный внешний вид, умение вести себя в обществе, представить себя и свою работу путем организации презентаций, связей с прессой.
Специфика деятельности менеджера предъявляет весьма серьезные требования к его внешнему облику. Внешний облик — первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера его костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности и респектабельности.
Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый — таков внешний облик делового человека, доброжелательно воспринимаемого окружающими партнерами и клиентами. И дело здесь не в какой-то изысканности вкуса, а в том, что внешность такого человека свидетельствует о его уважении к людям.
Внешний облик делового мужчины
Как и у всякой профессиональной группы людей, у менеджеров и предпринимателей сложился определенный стереотип в отношении одежды.
Посетив любую международную ярмарку или выставку, вы заметите, что большинство стендистов проявляют удивительное сходство взглядов в выборе цвета галстука, сорочки или костюма (табл.3.1).
Современный деловой мир достаточно консервативен в вопросах моды.
В рабочее время принято носить более светлые костюмы, чем на приемах, причем тона костюмов в летнее время должны быть светлее, чем в зимнее.
Костюмы ярких тонов, как правило, в рабочее время не носят.
Для руководителя важно учитывать соответствие стилей элементов одежды. Например, дисгармонично будет выглядеть деловой костюм в сочетании с клетчатой рубашкой. Несочетание костюма с широкими лацканами и узкого галстука тоже очевидно.
Опытный руководитель знает, что в разных ситуациях он играет разные роли и должен быть одет соответственно.
Например, рабочие встречи руководителя. В понедельник он встречается с директором объединения. Для этой встречи нужно выглядеть авторитетно, солидно и не вызывающе. К встрече с заведующими отделами следует одеться так же, как и в понедельник. В среду — общая беседа с сотрудниками своего отдела. Чтобы атмосфера была дружеской, а психологический климат располагающим, шеф должен выглядеть проще и «доступней», чем при встречах с высоким начальством. Если предстоит в четверг разговор с равным по должности работником предприятия, то следует постараться выглядеть так же, как и человек, с которым предстоит встреча. А если в пятницу назначена встреча для заключения договора с работником небольшого предприятия, то внешний руководителя не должен его подавлять, рекомендуется одеваться проще. Все эти приемы должны быть незаметными, ненавязчивыми, только тогда они приобретают психологическое значение для деловых контактов.
42
В настоящее время многие предприниматели считаются с советами модельеров. Основополагающим принципом при составлении гардероба, по их мнению, должна стать универсальность одежды.
Таблица 3.1
1 2 3 4 5 6 7