Файл: Программа педагогапсихолога для детей с овз Развитиеространственновременных представлений у детей с овз.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21
Планируемые результаты: Развитие мышления и пространственной ориентировки. Формирования умения ориентироваться в собственном теле.
Задачи:
- развивать умение детей ориентироваться в собственном теле;
- развивать мыслительные операции;
- развивать речь детей и обогащать словарный запас.
- создание положительного эмоционального настроя.
План занятия
1 этап Организационный момент

Ритуал приветствия.
Психолог и ученик берут друг друга за руки и, глядя в глаза, здороваются (по имени, имени отчеству) и желают друг другу всего самого хорошего. Психолог и ребенок делают лодочку из рук (складывают ладошки лодочкой) и желают друг другу счастья, удачи, успеха, улыбок.
2 этап Основная часть занятия

Интеллектуальная разминка «Игра наоборот»
Цель: Развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза.
Пособия и материалы:
мяч.
Действия ученика и педагога-психолога: Чтобы проверить, как ты внимательно меня слушаешь, мы с тобой проведем разминку.
Пришел, черед сыграть в игру «Наоборот». Я буду называть разные слова, при этом бросать мяч, а ты будешь говорить их противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово большой, ты скажете мне: маленький. Понял задание?
(Психолог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)
Право – лево лето – зима светло - темно
Верх – низ день - ночь вперед - назад
Скажи, трудно тебе было подбирать противоположные слова?

Проверка и уточнение представлений о схеме тела: а) психолог читает стихотворение В. Берестова:
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево - понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал.
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,

22
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа» - раздался ликующий крик:
Где право, где лево – узнал ученик. б) поднимите свою «главную» руку, назовите её (правая);
- поднимите другую руку, назовите её (левая). Ученик называет названия пальцев на правой и левой руке. в) Топни ногой правой ногой, левой ногой, моргни правым глазом, левым глазом.
Сделай массаж правого уха, левого уха.

Дорисовать правое ухо и левый глаз.
Психолог предлагает ученику посмотреть на картинку и дорисовать недостающие части лица.

Кинезиологическое упражнение «Кольцо, цыпочка» Приложение№4

Опознать правую и левую варежки.


23
Психолог предлагает ученику соединить правую и левую варежку с соответствующими руками человечка.

Провести линии, выбрав пару ботинок на правую и левую ноги.

24
3 этап Заключительный
Психолог спрашивает у ученика, что он нового узнал на занятии, какое упражнение
(задание) понравилось ему больше.
Спасибо большое на этом наше занятие закончилось.
2 занятие. «Временные представления»
Планируемые результаты: Развитие мышления и временных представлений.
Формирования умения ориентироваться в месяцах, днях недели, времени суток.
Задачи:
- расширять представлений ученика о сутках, днях недели, месяцах и времени года;
- развивать мыслительные операции;
- развивать речь детей и обогащать словарный запас.
- создание положительного эмоционального настроя.
План занятия
1 этап Организационный момент

Ритуал приветствия.
Психолог и ученик берут друг друга за руки и, глядя в глаза, здороваются (по имени, имени отчеству) и желают друг другу всего самого хорошего. Психолог и

25 ребенок делают лодочку из рук (складывают ладошки лодочкой) и желают друг другу счастья, удачи, успеха, улыбок.
2 этап Основная часть занятия

Интеллектуальная разминка «Найди лишнее слово»
Ученику предлагается серия слов. Предложите определить, какое слово является
«лишним» и объяснить почему.
Примеры: понедельник, среда, май, воскресенье, суббота;
Весна, зима, осень, утро, осень;
Утро, суббота, вечер, ночь, день;
Июнь, май, лето, сентябрь, декабрь.

Игра – лото «Детям о времени»
Психолог достает карточки с временами года, месяцами, днями недели. Ученик раскладывает правильно карточки и начинает отвечать на вопросы психолога.
1. Какое время года самое холодное?
2. В какое время года мы купаемся в реке?
3. В какое время года тает снег?
4. Какое время года бывает перед весной?
5. В какое время года ты идешь в школу после летних каникул?
6. Какой месяц самый короткий?
7. Какой месяц является первым месяцем зимы?
8. Какой месяц является первым месяцем года?
9. Какой месяц является первым в новом учебном году?
10. С какого дня начинается неделя?
11. В какие дни недели мы не ходим в школу?
12. Как называется второй день недели?
13. Если сегодня понедельник, то завтра будет?
14. Если сегодня четверг, то завтра будет?
15. Если сегодня пятница, то вчера был?
16. Если сегодня воскресенье, то вчера была?
17. Когда ты завтракаешь?
18. Когда ты спишь?
19. Когда ты ужинаешь?
20. В какое время суток ты учишься в школе?

Стих о днях недели
Психолог читает стих о днях недели, после прочтения ученик повторяет дни недели.
В понедельник я купался,
А во вторник- рисовал.


26
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал
Очень долго танцевал,
А в субботу, в воскресенье
Целый день я отдыхал.

Упражнение» «Что когда я делаю?»
Психолог показывает картинки из игры «Детям о времени» и просит ученика рассказать, что делает мальчик в каждый из дней недели.

Вставить в предложения пропущенные слова.
Психолог показывает следующее задание. Ученику нужно прочитать текст и вставить нужные варианты ответа
Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала... дня.
Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они
выступали... дня.
Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой
поход
в...
Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в...
Психолог проверяет правильность выполнения задания.

Кинезиологическое упражнение «Ухо, нос». Приложение №4

Задание «Шифровальщик».
Психолог предлагает представить ученику, что он разведчик и ему необходимо передавать и принимать сообщения центра так, чтобы никто не догадался об их содержании. Нужно зашифровать и расшифровать информацию с учетом того, что

27 буква соответствует цифре в строке-шифре.
А О П Н Е С Р Д В Л Я И Т Ь Ц К
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Понедельник - ___________
Неделя - ___________
Воскресенье - ___________
9 13 2 7 4 12 - ___________
6 7 5 8 1 - ___________
3 11 13 4 12 15 1 - ___________
1   2   3   4   5   6   7

3 этап Заключительный Психолог спрашивает у ученика, что он нового узнал на занятии, какое упражнение (задание) понравилось ему больше. Какое задание вызвало затруднение в выполнении и какое?
3 занятие. «Временная последовательность»
Планируемые результаты: Развитие мышления и временной последовательности.
Формирования умения ориентироваться в месяцах, днях недели, времени суток.
Задачи:
- формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста
(младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость);
- формировать и уточнять представления временной последовательности;
- развивать мыслительные операции;
- развивать речь детей и обогащать словарный запас.
- создание положительного эмоционального настроя.
План занятия
1 этап Организационный момент

Ритуал приветствия.
Психолог и ученик берут друг друга за руки и, глядя в глаза, здороваются (по имени, имени отчеству) и желают друг другу всего самого хорошего. Психолог и ребенок делают лодочку из рук (складывают ладошки лодочкой) и желают друг другу счастья, удачи, успеха, улыбок.
2 этап Основная часть занятия

Интеллектуальная разминка назвать пять дней недели без дат.
Психолог начинает упражнение, он говорит первое слово, затем говорит ученик.
Позавчера,
Вчера,
Сегодня,
Завтра,
Послезавтра.

28

Вставить пропущенные цифры.
1 - понедельник,
_____ - вторник,
______ - среда,
______ - четверг,
_____ - пятница,
______ - суббота,
______ - воскресенье.

Упражнение «Как я расту»
Психолог дает ученику картинки с изображением младенца, дошкольника, школьника, юноши, взрослого человека и старика.
Ученик должен разложить картинки в верной последовательности от младенчества до старческого возраста. Потом ученик рассказывает, почему он выбрал именно такую последовательность.

Прочитать стихотворение и ответить на вопросы.
В какой день Муха купалась в клубничном варенье? Как называется день, который следует за воскресеньем? Что сделала Муха в этот день? Что она делала на следующий день? Как он называется? После того как Муха искупалась в томатной подливке, где она купалась на следующий день? Почему этот день называется
«среда»? Как называются четвертый и пятый дни недели? Назвать все дни недели по порядку начиная с понедельника; с воскресенья. Какие дни мы называем выходными? Почему?
Жила-была Муха-чистюха.
Всё время купалась Муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник - в вишневой наливке.
Во вторник - в томатной подливке.
В среду - в лимонном желе.
В четверг - в киселе и смоле.
В пятницу - в простокваше,
В компоте и в манной каше...
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: «Я больше не в силах!
Ужжасно-жужжасно устала,
Но, кажется, чище не стала».
Я. Бжехва

Кинезиологическое упражнение «Лягушка» Приложение №4


29
3 этап Заключительный
Психолог спрашивает у ученика, что он нового узнал на занятии, какое упражнение
(задание) понравилось ему больше. Какое задание вызвало затруднение в выполнении и какое?
4 занятие. «Пространственные представления»
Планируемые результаты: Развитие умение ориентироваться в пространстве, развитие мышления.
Задачи:
- формирования умения ориентироваться в пространстве;
- развивать мыслительные операции;
- развивать речь детей и обогащать словарный запас.
- создание положительного эмоционального настроя.
План занятия
1 этап Организационный момент

Ритуал приветствия.
Психолог и ученик берут друг друга за руки и, глядя в глаза, здороваются (по имени, имени отчеству) и желают друг другу всего самого хорошего. Психолог и ребенок делают лодочку из рук (складывают ладошки лодочкой) и желают друг другу счастья, удачи, успеха, улыбок.
2 этап Основная часть занятия

Интеллектуальная разминка «Найди лишнее слово»
Ученику предлагается серия слов. Предложите определить, какое слово является
«лишним» и объяснить почему.
Примеры:
Право, лево, верх, низ, ужин
Около, из-за, над, верх, возле
Центр, верхний, день, нижний, справа

Упражнение «Уточнить пространственные представления»
Цель: Формировать умение ориентироваться в пространстве. Уточнять пространственные представления.
Психолог дает ученику задание, которые написаны на листках. Ученик после выполнения задания вместе с психологом проверяет выполнение задания.

30

31

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка» Приложение №4

Упражнение «Пиктограммы»
К каждому из данных слов или словосочетаний ученик должен сделать рисунок, который поможет ему в запоминании слов, выражающих пространственные представления. Буквы и цифры использовать нельзя.
3 этап Заключительный
Психолог спрашивает у ученика, что он нового узнал на занятии, какое упражнение
(задание) понравилось ему больше.
Спасибо большое на этом наше занятие закончилось.

32
5 занятие. «Пространственная ориентировка в
пространстве и на плоскости»
Планируемые результаты: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.
Задачи:
- закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела.
- уточнять и закреплять пространственные представления («на», «над», «под»).
- уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине».
- развивать мыслительные операции;
- развивать речь детей и обогащать словарный запас.
- создание положительного эмоционального настроя.
План занятия
1 этап Организационный момент

Ритуал приветствия.
Психолог и ученик берут друг друга за руки и, глядя в глаза, здороваются (по имени, имени отчеству) и желают друг другу всего самого хорошего. Психолог и ребенок делают лодочку из рук (складывают ладошки лодочкой) и желают друг другу счастья, удачи, успеха, улыбок.
2
этап Основная часть занятия

Упражнение «Что и где?»
Психолог предлагает ребёнку рассмотреть картину и рассказать, что на ней нарисовано. Ученик Рассматривает картину и отвечает на вопросы, сколько и каких предметов изображено на картине в центре, справа, слева.

Упражнение «Укрась ковер»
(действия с конкретными предметами)
Психолог предлагает ученику подойти к доске, на который изображен ковер. Но он некрасивый, просто зеленый. И психолог предлагает его украсить, чтобы он всем понравился.
Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
Посмотри, какой нарядный ковер у нас получился.

Упражнение «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)