Файл: Программа формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников на 2016 2021 г г.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Образовательная программа ДОУ»
Устав МДОУ «Детский сад № 30»;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.
Для реализации задач, намеченных программой в ДОУ, созданы следующие условия:
Таблица 2
Объекты для физической культуры |
|
| |
Помещения для проведения развивающей и коррекционной работы, его оснащение | Логопедический кабинет Стол для педагога, стол для занятий с детьми, зеркало, шкаф для хранения методических пособий. Обследование: альбом для логопеда, дидактический материал по обследованию речи детей (звуковая сторона, грамматический строй), сборники тестов. Развитие мелкой моторики: мозаики, пазлы, счетные палочки, конструкторы. Развитие артикуляционной моторики: наборы картинок, пособия для целенаправленного выдоха. Подготовка, автоматизация, дифференциация звуков: логопедические зонды, практические пособия для логопедов, стихи для развития речи, дидактические игры и упражнения. |
Групповые помещения | В каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов. Закаливающие процедуры: закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах. |
Схема 2
Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
в МДОУ «Детский сад № 30»
Воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений и гигиенических навыков
Учебно-воспитательная работа
Формирование здорового образа жизни
Оздоровительные мероприятия
Физическая культура и спорт
Внедрение новых технологий
Оздоровительно-профилактические мероприятия
Работа с родителями
Схема 3
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в МДОУ «Детский сад № 30»
№ п/п | Содержание | Возраст детей | Периодичность выполнения | Ответственные | Время | |
Оптимизация режима | | |||||
| Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима. | 2-7 лет | Ежедневно | Воспитатели, психолог, врач | В течение года | |
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. | 2-7 лет | | Психолог, врач | В течение года | ||
Организация двигательного режима | | |||||
| Физкультурные занятия | 2-7 лет | 2 раза в неделю | Инструктор по ФК | В течение года | |
Корригирующая гимнастика после дневного сна | 2-7 лет | Ежедневно | Воспитатели, контроль медработника | В течение года | ||
Прогулки с включением подвижных игровых упражнений | 2-7 лет | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | ||
Музыкальные занятия | 2-7 лет | 2 раза в неделю | Музыкальный работник, воспитатель | В течение года | ||
Спортивный досуг | 3-7 лет | По плану | Инструктор по ФК, воспитатели | В течение года | ||
Пальчиковая гимнастика | 2-7 лет | 3-4 раза в день | Воспитатель, логопед | В течение года | ||
Занятия по здоровому образу жизни | 3-7 лет | Один раз в неделю, в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со второй младшей группы | Воспитатели | С сентября по май | ||
Утренняя гимнастика | 2-7 лет | Ежедневно перед завтраком | Воспитатели, медработник | С июня по сентябрь на улице, с октября по май в помещении | ||
| Динамические Паузы | 3-7 лет | Во время занятий 2-5 мин по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы | Воспитатель | В течение года | |
Охрана психического здоровья | | |||||
| Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы | 2-7 лет | Ежедневно несколько раз в день | Воспитатели, специалисты | В течение года | |
Профилактика заболеваемости | | |||||
| Массаж «9 волшебных точек» | 3-7 лет | 3-4 раза в день | Воспитатели, контроль медработники | С октября по апрель | |
Дыхательная гимнастика в игровой форме | 2-7 лет | 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна | Воспитатели, контроль медработника | В течение года | ||
Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка | | |||||
| Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону года) | 2-7 лет | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
Прогулки на воздухе | 2-7 лет | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | ||
Хождение босиком по «дорожке здоровья» | 3-7 лет | Ежедневно, после дневного сна | Воспитатели | В течение года | ||
Обширное умывание | 2-7 лет | Ежедневно, после дневного сна | Воспитатели | В течение года | ||
Водный душ | 2-7 лет | После прогулки | Воспитатели, младшие воспитатели | Июнь – август | ||
Игры с водой | 2-7 лет | Во время прогулки, во время занятий | Воспитатели | Июнь – август | ||
Игровой час (бодрящая гимнастика) | 2-7 лет | После сна в группе каждый день | Воспитатели | В течение года | ||
Лечебно – оздоровительная работа | | |||||
| Витаминизация: включение фруктов, соков и отвара шиповника | 2-7 лет | Ежедневно | Диетсестра | В течение года | |
Организация питания | | |||||
| сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами | 2-7 лет | Ежедневно | Диетсестра Шеф-повар | В течение года |
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:
I. Научно-методическое обеспечение работы по формированию здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении.
II. Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у дошкольников.
III. Познавательная деятельность.
IV. Организация здорового ритма и двигательной активности.
V. Медицинское обеспечение оздоровительной работы.
VI. Закаливание детей.
VII. Работа с родителями.
VIII. Работа с коллективом.
I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Модель организации здоровьесберегающего процесса
1. Оценка состояния здоровья детей:
- показатели здоровья;
- показатели физического развития;
2. Формирование основ здорового образа жизни:
- валеологизация образования;
- формирование основ безопасной жизнедеятельности;
- привитие культурно-гигиенических навыков;
- организация оптимального двигательного режима.
3. Взаимодействие с семьёй.
4. Оздоровление детей:
- проведение лечебно-профилактических мероприятий;
- проведение оздоровительных мероприятий.
5. Организация деятельности детей:
- оптимизация режима дня;
- организация гигиенического режима;
- охрана психического здоровья;
- организация питания;
- создание безопасной среды жизнедеятельности.
6. Работа с персоналом:
- обучение персонала;
- организация контроля;
- организация санитарно-эпидемических мероприятий.
1.2 Комплексная стратегия оздоровления детей
1. Оптимизация режима дня:
-
определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка; -
организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима; -
организация гибкого режима дня.
2. Организация гигиенического режима:
· режим проветривания помещений;
· режим кварцевания;
· обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
· обеспечение чистоты среды;
· смена и маркировка постельного белья;
· мытье игрушек.
3. Охрана психического здоровья:
· использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы;
· обучение играм и упражнениям на развитие эмоциональной сферы;
· организация безопасной, комфортной среды;
·определение эмоционального состояния каждого ребенка.
4. Организация питания:
- сбалансированность и разнообразие рациона;
- соблюдение технологии при кулинарной обработке продуктов и приготовлении блюд;
- обеспечение санитарно - гигиенической безопасности питания;
- качество продуктов питания и приготовленных блюд;
- соблюдение сроков реализации скоропортящихся продуктов;
- витаминизация 3-го блюда;
- введение овощей и фруктов, зелени, соков в ежедневный рацион;
- соблюдение питьевого режима.
5. Создание безопасной среды жизнедеятельности ребенка в ДОУ:
- выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;
- соблюдение правил пожарной безопасности;
- подбор мебели с учетом антропометрических данных;
- подготовка участка для правильной и безопасной прогулки;
- качество проведения утреннего приема, своевременная изоляция больного ребенка.
1.3 Оценка состояния здоровья детей
Показатели здоровья:
- общая заболеваемость;
- заболеваемость детей в днях на одного ребенка;
- количество часто болеющих детей, в процентах;
- количество детей с хроническими заболеваниями, в процентах;
- результаты диспансерного осмотра детей врачами (в подготовительной группе);
-соотношение групп физического развития по состоянию здоровья детей для организации занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная);
- количество детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;
- индекс здоровья.
Показатели физического развития:
- уровень физического развития (антропометрические данные);
- уровень физической подготовленности.
Физическое развитие детей в ДОУ осуществляется инструктором по физическому воспитанию по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. позволяет успешно решать задачи по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Таблица 3
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Критерии | Содержание критерия |
1. Развитие интереса к различным видам спорта | 1. Наличие знаний о различных видах спорта. 1.2 Реализация себя в движениях через познание собственных возможностей и способностей. 1.3 Проявление личной заинтересованности в совершенствовании своих результатов 1.4 Сформированность потребности в двигательной активности. |
2. Осознание необходимости вести здоровый образ жизни | 2.1 Сформированность представлений о ЗОЖ. 2.2 Наличие устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих. 2.3 Овладение ребёнком системы культурно-гигиенических знаний об организме человека. |
3. Развитие навыков здорового образа жизни |
3.2. Овладение навыками элементарного массажа, правильного дыхания.
|
4. Формирование и развитие навыков основ безопасности жизнедеятельности | 4.1 Развитие способности по переносу знаний на конкретные ситуации. 4.2 Устойчивость навыков владения своим телом в экстремальных ситуациях. 4.3 Сформированность правильного поведения в нестандартных ситуациях. |
III. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Таблица 4
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
тема | Цели |
«Давайте познакомимся» | Организовать работу группы, научить вступать в контакт и общаться друг с другом, создать обстановку доверия и эмоционального комфорта. |
«Как устроен человек» | Формировать представления детей о строении человека, его основных системах органах, что отличает современного человека от животного. |
«Хорошо, что мы разные» | Формировать представления о различиях между полами, развивать чувство сплочённости, единства, учить действовать согласованно. |
«Моя семья» | Выяснить представления детей о семье (своё имя, имя родителей, профессии), |
«Палка, палка, огуречик – получился человечек» | Формировать представления о своём теле, правильной осанке, развивать речевые, исследовательские навыки, научить устанавливать эмоциональный контакт. |
«Глазки – подсказки» | Выяснить представления детей о глазах, их значении, познакомить с «защитниками» глаз, выучить элементы гимнастики для глаз. |
«Нюх-нюх» | Выяснить и углубить знания детей о носе, для чего служит нос, познакомить детей с миром запахов, научить различать различные запахи. |
Дыхательная гимнастика «Любимый носик» | Познакомить детей с элементами дыхательной гимнастики, развивать чувство единства, умение действовать слаженно, учить работать в группе. |
«Мой ротик» | Познакомить детей со строением рта, зубов, со значением зубов в жизни человека, объяснить причины болезни зубов, продолжать знакомить с гигиеническими процедурами (чистка зубов). |
«Человек в мире звуков» | Познакомить детей со значением ушей, слуха в жизни людей, развивать слуховое внимание и фразовую речь, формировать умение определять направленность звука. |
«Что я могу делать руками и ногами?» | Закреплять знания детей о частях тела, развивать навыки коллективной работы, учить элементам самомассажа, упражнять в умении быть ловким и быстрым, познакомить с понятиями ловкость рук, быстрота ног. |
«Живой моторчик внутри меня» | Познакомить детей с сердцем, почему оно стучит, для чего сердце человеку. |
«В гостях у Мойдодыра» | Познакомить детей с понятием «гигиена», выяснить знания детей о значении мыла, мочалки и полотенца, продолжать знакомить с понятием «здоровый образ жизни», формировать положительное отношение к гигиеническим процедурам. |
«Зачем мы едим?» | Рассказать о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятием «здоровое питание», развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания, воспитывать положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, желание вести здоровый образ жизни. |
«Как вести себя за столом» | Продолжать учить выделять правила здорового питания, рассказать о значении поведения за столом для хорошего пищеварения. |
«Зачем мы спим?» | Создать положительную мотивацию на режимный момент сна, улучшить эмоциональный контакт между детьми и воспитателем, объяснить, что надо и что не надо перед сном. |
«Если хочешь быть здоров – закаляйся» | Познакомить детей с понятием «закаливание», продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни. |
«Зимние игры на свежем воздухе» | Продолжать знакомить детей с принципами закаливания – игры на свежем воздухе, познакомить с играми для их возраста. |
«Моё настроение» | Познакомить детей с понятием «настроение», учить понимать настроение другого человека, познакомить со способами управления и регуляции своего настроения, диагностировать эмоциональное состояние детей. |
«Вежливость на каждый день» | Обучить детей употреблять слова-приветствия, произносить их с соответствующей интонацией, закреплять умение использовать неречевые средства (улыбка, жесты, взгляд), развивать правильное произношение. |
«Уроки доброты» | Продолжать учить детей правилам вежливого общения, воспитывать интерес к окружающим, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям, развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих. |
«Привычки: полезные и вредные» | Продолжать формировать представления о здоровье – как одной из главных ценностей жизни, выделить правила культурно-гигиенического поведения, определить и закрепить полученные знания о полезных и вредных привычках, воспитывать интерес к здоровому образу жизни, создать радостное настроение. |
«Откуда берутся болезни?» | Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, усилить бережное отношение к культуре тела, познакомить с понятием «микроб», обогатить жизненный опыт детей. |
«Солнце – источник жизни на Земле» | Познакомить детей с солнцем, его значением для жизни человека и всего живого на Земле, предложить детям простые правила для полезного загара. |
«Всегда и везде вечная слава воде!» | Закреплять гигиенические навыки, продолжать знакомить со значением воды в жизни людей и животных, развивать речевое дыхание, формировать правильную артикуляцию, тактильные ощущения. |
Практическое занятие «Полезные игры» | Познакомить детей с играми, способствующими укреплению здоровья, продолжать воспитывать привычку быть здоровым, вызвать положительное эмоциональное отношение к играм. |
Практическое занятие «Весёлая гимнастика» | Познакомить детей с гимнастикой под музыку, продолжать воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимика, жесты, движение), развивать умение действовать вместе, сплоченность группы. |
Практическое занятие «Дыхательная гимнастика на свежем воздухе» | Продолжать знакомить детей с пользой дыхательной гимнастики, значением воздушных ванн для здоровья человека, развивать положительное отношение к гимнастике, чувство взаимодействия друг с другом. |
«Полезные и вредные предметы дома» | Познакомить детей с полезными и опасными предметами в доме (бытовые приборы, спички, острые предметы), учить правильному поведению дома, чтобы не навредить здоровью. |
«Правила поведения на улице» | Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на улице, формировать понятие «Я – пешеход», «Я – пассажир», объяснить, что правильное поведение на улице помогает сохранить здоровье и жизнь. |
«Домашние животные и растения» | Расширить представления детей о домашних животных и растениях, о взаимодействии человека с природой, о пользе природы для человека. |
Занятие – театрализация «Если хочешь быть здоров!» | Выяснить знания приобретённые детьми в процессе обучения, повысить эмоциональный тонус детей, повысить уверенность в себе, активность в коммуникативной деятельности. |