Файл: Программа формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников на 2016 2021 г г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ


  • «Образовательная программа ДОУ»

  • Устав МДОУ «Детский сад № 30»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.201326.


    Для реализации задач, намеченных программой в ДОУ, созданы следующие условия:

    Таблица 2

    Объекты для физической культуры

    • имеется зал для физкультурных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажёры для стоп в т. ч. из нестандартного оборудования для «игровых дорожек», имеются в наличии мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, волейбольная сетка, баскетбольные кольца, скакалки, кегли и тренажеры. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность на занятии.




    • спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём, оборудованием для спортивных игр и упражнений: «ямой» для прыжков в длину, бревном и. д.

    Помещения для проведения развивающей и коррекционной работы, его оснащение

    Логопедический кабинет

    Стол для педагога, стол для занятий с детьми, зеркало, шкаф для хранения методических пособий.

    Обследование: альбом для логопеда, дидактический материал по обследованию речи детей (звуковая сторона, грамматический строй), сборники тестов.

    Развитие мелкой моторики: мозаики, пазлы, счетные палочки, конструкторы.

    Развитие артикуляционной моторики: наборы картинок, пособия для целенаправленного выдоха.

    Подготовка, автоматизация, дифференциация звуков: логопедические зонды, практические пособия для логопедов, стихи для развития речи, дидактические игры и упражнения.

    Групповые помещения

    В каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.

    Закаливающие процедуры: закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах.





    Схема 2

    Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

    в МДОУ «Детский сад № 30»


    Воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений и гигиенических навыков

    Учебно-воспитательная работа

    Формирование здорового образа жизни







    Оздоровительные мероприятия


    Физическая культура и спорт

    Внедрение новых технологий





    Оздоровительно-профилактические мероприятия

    Работа с родителями


    Схема 3

    Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в МДОУ «Детский сад № 30»


    № п/п

    Содержание

    Возраст детей

    Периодичность выполнения

    Ответственные

    Время

    Оптимизация режима







    Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима.

    2-7 лет

    Ежедневно

    Воспитатели, психолог, врач

    В течение года

    Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

    2-7 лет




    Психолог, врач

    В течение года

    Организация двигательного режима






    Физкультурные занятия

    2-7 лет

    2 раза в неделю

    Инструктор по ФК

    В течение года

    Корригирующая гимнастика после дневного сна

    2-7 лет

    Ежедневно

    Воспитатели, контроль медработника

    В течение года

    Прогулки с включением подвижных игровых упражнений

    2-7 лет

    Ежедневно

    Воспитатели

    В течение года

    Музыкальные занятия

    2-7 лет

    2 раза в неделю

    Музыкальный работник, воспитатель

    В течение года

    Спортивный досуг

    3-7 лет

    По плану

    Инструктор по ФК, воспитатели

    В течение года

    Пальчиковая гимнастика

    2-7 лет

    3-4 раза в день

    Воспитатель, логопед

    В течение года

    Занятия по здоровому образу жизни

    3-7 лет

    Один раз в неделю, в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со второй младшей группы

    Воспитатели

    С сентября по май

    Утренняя гимнастика

    2-7 лет

    Ежедневно перед завтраком

    Воспитатели, медработник

    С июня по сентябрь на улице, с октября по май в помещении




    Динамические

    Паузы

    3-7 лет

    Во время занятий 2-5 мин по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы

    Воспитатель

    В течение года

    Охрана психического здоровья







    Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы

    2-7 лет

    Ежедневно несколько раз в день

    Воспитатели, специалисты

    В течение года

    Профилактика заболеваемости







    Массаж «9 волшебных точек»

    3-7 лет

    3-4 раза в день

    Воспитатели, контроль медработники

    С октября по апрель

    Дыхательная гимнастика в игровой форме

    2-7 лет

    3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна

    Воспитатели, контроль медработника

    В течение года

    Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка







    Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону года)

    2-7 лет

    Ежедневно

    Воспитатели

    В течение года

    Прогулки на воздухе

    2-7 лет

    Ежедневно

    Воспитатели

    В течение года

    Хождение босиком по «дорожке здоровья»

    3-7 лет

    Ежедневно, после дневного сна

    Воспитатели

    В течение года

    Обширное умывание

    2-7 лет

    Ежедневно, после дневного сна

    Воспитатели

    В течение года

    Водный душ

    2-7 лет

    После прогулки

    Воспитатели, младшие воспитатели

    Июнь – август

    Игры с водой

    2-7 лет

    Во время прогулки, во время занятий

    Воспитатели

    Июнь – август

    Игровой час (бодрящая

    гимнастика)

    2-7 лет

    После сна в группе каждый день

    Воспитатели

    В течение года

    Лечебно – оздоровительная работа







    Витаминизация: включение фруктов, соков и отвара шиповника

    2-7 лет

    Ежедневно

    Диетсестра

    В течение года

    Организация питания







    сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами


    2-7 лет


    Ежедневно


    Диетсестра

    Шеф-повар



    В течение года



    СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

    Программа рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:

    I. Научно-методическое обеспечение работы по формированию здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении.

    II. Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у дошкольников.

    III. Познавательная деятельность.

    IV. Организация здорового ритма и двигательной активности.

    V. Медицинское обеспечение оздоровительной работы.

    VI. Закаливание детей.

    VII. Работа с родителями.

    VIII. Работа с коллективом.
    I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
    1.1 Модель организации здоровьесберегающего процесса

    1. Оценка состояния здоровья детей:

    - показатели здоровья;

    - показатели физического развития;

    2. Формирование основ здорового образа жизни:

    - валеологизация образования;

    - формирование основ безопасной жизнедеятельности;

    - привитие культурно-гигиенических навыков;

    - организация оптимального двигательного режима.

    3. Взаимодействие с семьёй.

    4. Оздоровление детей:

    - проведение лечебно-профилактических мероприятий;

    - проведение оздоровительных мероприятий.

    5. Организация деятельности детей:

    - оптимизация режима дня;

    - организация гигиенического режима;

    - охрана психического здоровья;

    - организация питания;

    - создание безопасной среды жизнедеятельности.

    6. Работа с персоналом:

    - обучение персонала;

    - организация контроля;

    - организация санитарно-эпидемических мероприятий.

    1.2 Комплексная стратегия оздоровления детей

    1. Оптимизация режима дня:

    • определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка;

    • организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима;

    • организация гибкого режима дня.

    2. Организация гигиенического режима:

    · режим проветривания помещений;

    · режим кварцевания;

    · обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

    · обеспечение чистоты среды;

    · смена и маркировка постельного белья;

    · мытье игрушек.

    3. Охрана психического здоровья:

    · использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы;


    · обучение играм и упражнениям на развитие эмоциональной сферы;

    · организация безопасной, комфортной среды;

    ·определение эмоционального состояния каждого ребенка.

    4. Организация питания:

    - сбалансированность и разнообразие рациона;

    - соблюдение технологии при кулинарной обработке продуктов и приготовлении блюд;

    - обеспечение санитарно - гигиенической безопасности питания;

    - качество продуктов питания и приготовленных блюд;

    - соблюдение сроков реализации скоропортящихся продуктов;

    - витаминизация 3-го блюда;

    - введение овощей и фруктов, зелени, соков в ежедневный рацион;

    - соблюдение питьевого режима.

    5. Создание безопасной среды жизнедеятельности ребенка в ДОУ:

    - выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;

    - соблюдение правил пожарной безопасности;

    - подбор мебели с учетом антропометрических данных;

    - подготовка участка для правильной и безопасной прогулки;

    - качество проведения утреннего приема, своевременная изоляция больного ребенка.

    1.3 Оценка состояния здоровья детей

    Показатели здоровья:

    - общая заболеваемость;

    - заболеваемость детей в днях на одного ребенка;

    - количество часто болеющих детей, в процентах;

    - количество детей с хроническими заболеваниями, в процентах;

    - результаты диспансерного осмотра детей врачами (в подготовительной группе);

    -соотношение групп физического развития по состоянию здоровья детей для организации занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная);

    - количество детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;

    - индекс здоровья.

    Показатели физического развития:

    - уровень физического развития (антропометрические данные);

    - уровень физической подготовленности.

    Физическое развитие детей в ДОУ осуществляется инструктором по физическому воспитанию по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. позволяет успешно решать задачи по формированию привычки к здоровому образу жизни.
    Таблица 3

    II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ


    Критерии

    Содержание критерия

    1. Развитие интереса к различным видам спорта



    1. Наличие знаний о различных видах спорта.

    1.2 Реализация себя в движениях через познание собственных возможностей и способностей.

    1.3 Проявление личной заинтересованности в совершенствовании своих результатов

    1.4 Сформированность потребности в двигательной активности.

    2. Осознание необходимости вести здоровый образ жизни


    2.1 Сформированность представлений о ЗОЖ.

    2.2 Наличие устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

    2.3 Овладение ребёнком системы культурно-гигиенических знаний об организме человека.

    3. Развитие навыков здорового образа жизни

      1. 3.1. Устойчивость навыков владения своим телом с целью сохранения здоровья

    3.2. Овладение навыками элементарного массажа, правильного дыхания.

      1. 3.3. Сформированность потребности в двигательной активности

    4. Формирование и развитие навыков основ безопасности жизнедеятельности


    4.1 Развитие способности по переносу знаний на конкретные ситуации.

    4.2 Устойчивость навыков владения своим телом в экстремальных ситуациях.

    4.3 Сформированность правильного поведения в нестандартных ситуациях.




    III. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Таблица 4
    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

    тема

    Цели


    «Давайте познакомимся»

    Организовать работу группы, научить вступать в контакт и общаться друг с другом, создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.



    «Как устроен человек»

    Формировать представления детей о строении человека, его основных системах органах, что отличает современного человека от животного.


    «Хорошо, что мы разные»

    Формировать представления о различиях между полами, развивать чувство сплочённости, единства, учить действовать согласованно.


    «Моя семья»

    Выяснить представления детей о семье (своё имя, имя родителей, профессии),


    «Палка, палка, огуречик – получился человечек»

    Формировать представления о своём теле, правильной осанке, развивать речевые, исследовательские навыки, научить устанавливать эмоциональный контакт.


    «Глазки – подсказки»

    Выяснить представления детей о глазах, их значении, познакомить с «защитниками» глаз, выучить элементы гимнастики для глаз.


    «Нюх-нюх»

    Выяснить и углубить знания детей о носе, для чего служит нос, познакомить детей с миром запахов, научить различать различные запахи.

    Дыхательная гимнастика «Любимый носик»



    Познакомить детей с элементами дыхательной гимнастики, развивать чувство единства, умение действовать слаженно, учить работать в группе.


    «Мой ротик»

    Познакомить детей со строением рта, зубов, со значением зубов в жизни человека, объяснить причины болезни зубов, продолжать знакомить с гигиеническими процедурами (чистка зубов).


    «Человек в мире звуков»

    Познакомить детей со значением ушей, слуха в жизни людей, развивать слуховое внимание и фразовую речь, формировать умение определять направленность звука.


    «Что я могу делать руками и ногами?»

    Закреплять знания детей о частях тела, развивать навыки коллективной работы, учить элементам самомассажа, упражнять в умении быть ловким и быстрым, познакомить с понятиями ловкость рук, быстрота ног.

    «Живой моторчик внутри меня»

    Познакомить детей с сердцем, почему оно стучит, для чего сердце человеку.


    «В гостях у Мойдодыра»

    Познакомить детей с понятием «гигиена», выяснить знания детей о значении мыла, мочалки и полотенца, продолжать знакомить с понятием «здоровый образ жизни», формировать положительное отношение к гигиеническим процедурам.


    «Зачем мы едим?»


    Рассказать о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятием «здоровое питание», развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания, воспитывать положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, желание вести здоровый образ жизни.

    «Как вести себя за столом»


    Продолжать учить выделять правила здорового питания, рассказать о значении поведения за столом для хорошего пищеварения.


    «Зачем мы спим?»

    Создать положительную мотивацию на режимный момент сна, улучшить эмоциональный контакт между детьми и воспитателем, объяснить, что надо и что не надо перед сном.


    «Если хочешь быть здоров – закаляйся»

    Познакомить детей с понятием «закаливание», продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни.

    «Зимние игры на свежем воздухе»


    Продолжать знакомить детей с принципами закаливания – игры на свежем воздухе, познакомить с играми для их возраста.



    «Моё настроение»

    Познакомить детей с понятием «настроение», учить понимать настроение другого человека, познакомить со способами управления и регуляции своего настроения, диагностировать эмоциональное состояние детей.


    «Вежливость на каждый день»

    Обучить детей употреблять слова-приветствия, произносить их с соответствующей интонацией, закреплять умение использовать неречевые средства (улыбка, жесты, взгляд), развивать правильное произношение.


    «Уроки доброты»

    Продолжать учить детей правилам вежливого общения, воспитывать интерес к окружающим, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям, развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих.


    «Привычки: полезные и вредные»

    Продолжать формировать представления о здоровье – как одной из главных ценностей жизни, выделить правила культурно-гигиенического поведения, определить и закрепить полученные знания о полезных и вредных привычках, воспитывать интерес к здоровому образу жизни, создать радостное настроение.


    «Откуда берутся болезни?»


    Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, усилить бережное отношение к культуре тела, познакомить с понятием «микроб», обогатить жизненный опыт детей.

    «Солнце – источник жизни на Земле»


    Познакомить детей с солнцем, его значением для жизни человека и всего живого на Земле, предложить детям простые правила для полезного загара.



    «Всегда и везде вечная слава воде!»


    Закреплять гигиенические навыки, продолжать знакомить со значением воды в жизни людей и животных, развивать речевое дыхание, формировать правильную артикуляцию, тактильные ощущения.

    Практическое занятие «Полезные игры»


    Познакомить детей с играми, способствующими укреплению здоровья, продолжать воспитывать привычку быть здоровым, вызвать положительное эмоциональное отношение к играм.


    Практическое занятие «Весёлая гимнастика»


    Познакомить детей с гимнастикой под музыку, продолжать воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимика, жесты, движение), развивать умение действовать вместе, сплоченность группы.

    Практическое занятие «Дыхательная гимнастика на свежем воздухе»

    Продолжать знакомить детей с пользой дыхательной гимнастики, значением воздушных ванн для здоровья человека, развивать положительное отношение к гимнастике, чувство взаимодействия друг с другом.

    «Полезные и вредные предметы дома»


    Познакомить детей с полезными и опасными предметами в доме (бытовые приборы, спички, острые предметы), учить правильному поведению дома, чтобы не навредить здоровью.


    «Правила поведения на улице»


    Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на улице, формировать понятие «Я – пешеход», «Я – пассажир», объяснить, что правильное поведение на улице помогает сохранить здоровье и жизнь.

    «Домашние животные и растения»


    Расширить представления детей о домашних животных и растениях, о взаимодействии человека с природой, о пользе природы для человека.



    Занятие – театрализация «Если хочешь быть здоров!»


    Выяснить знания приобретённые детьми в процессе обучения, повысить эмоциональный тонус детей, повысить уверенность в себе, активность в коммуникативной деятельности.