Файл: Программа формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников на 2016 2021 г г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

Тема

Цели


«Главное чудо света - человек».

Продолжать формировать представления детей о строении человека, его основных системах и органах, выяснить знания детей о сходстве и различии в строении человека и животного.


«Скелет»

Познакомить детей со скелетом, его значением для умения двигаться и прямо ходить, познакомить детей с понятием «осанка», «позвоночник», «кость».


Практическое занятие. Гимнастика.

Познакомить детей с упражнениями, которые помогают формировать правильную осанку, воспитывать привычку заботиться о своём здоровье, развивать знания о значении правильной осанки для здоровья, речевые навыки, исследовательские навыки.


«Живой моторчик внутри человека»

Продолжать знакомство детей с сердцем, как оно работает, где «живёт»; развивать представления детей системах, помогающих слаженной работе организма.


«В гостях у Острозуба»

Продолжать знакомить детей со строением рта, строением зубов, их значением; развивать представления о причинах болезней зубов, знакомить с правилами ухода за ними.


«Язычок - помощник»

Познакомить детей со строением языка, дать элементарные представления о значении языка в ощущении вкуса пищи и способности разговаривать.

Практическое занятие. Артикуляционная гимнастика.

Продолжать знакомить детей с упражнениями, способствующими укреплению артикуляционного аппарата, а также упражнениями, направленными на укрепление связок, горла, позволяющими регулировать дыхание; развивать интерес к своему здоровью, желание заботиться о своем здоровье.


«Чтобы глаза видели»

Познакомить детей со строением глаза, показать какую роль зрение играет в жизни человека, рассказать об особенностях восприятия цвета, подчеркнуть разницу между зрением человека и животного, познакомить с понятием «зрение».


Практическое занятие. Гимнастика для глаз.

Продолжать знакомить с элементарными правилами сохранения здоровья глаз: правилами гигиены, гимнастикой для глаз. Воспитывать привычку заботиться о своём здоровье.


«Умный нос»

Углубить представления детей о носе, его значении в восприятии запахов. Продолжать знакомить с элементами дыхательной гимнастики.


«Ушки на макушке»

Познакомить детей со строением уха, развивать слуховое внимание и фразовую речь, формировать умение определять направленность звука и его пользу для организма, продолжать знакомить с правилами гигиены ушей.

«Кожа - главная одежда человека»

Дать элементарные представления о коже, её значении для человека; формировать элементарные представления о профилактике заболеваний кожи и предметах личной гигиены.



«Руки и ноги тебе ещё пригодятся»

Продолжать формировать представления детей о частях тела, развивать навыки коллективной работы, формировать представления о значении рук и ног для полноценной жизни человека.


«Умная головка»

Познакомить детей с самым главным, важным и сложным органом - мозгом, его значением для человека; формировать представления о взаимосвязи органов в организме.


«Приятного аппетита!»

Рассказать детям о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание». Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.


«Сказка о микробах»

Познакомить детей с причиной возникновения болезней - микробами, выяснить и обогатить представления детей о способах избежать болезней: гигиена, закаливание.


«Дружи с водой»

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами гигиены, со значением воды для человека и животных; создать позитивное отношение культурно-гигиеническим процедурам, помочь организовать жизненный опыт детей.


Практическое занятие. «Уход за волосами и ногтями»

Формировать элементарные представления детей о способах ухода за волосами и ногтями, закреплять представления о значении ухода за ними не только для здоровья, но и для общения.


«Солнце - источник жизни на Земле»

Продолжать формировать представления детей о Солнце как одном из основных условий роста и развития человека, растений и животных.


«Улыбка и смех - здоровье для всех»

Познакомить детей с понятием «настроение», учить понимать настроение другого человека, познакомить со способами регуляции и управления настроением; формировать представление об улыбке и смехе, как неотъемлемой части здорового образа жизни.


«Моё настроение»

Продолжать знакомить детей с понятием «настроение», учить понимать настроение другого человека, познакомить со способами управления и регуляции своего настроения, диагностировать эмоциональное состояние детей.


«Спокойной ночи!»

Познакомить детей со значением сна для здоровья человека, объяснить, что о сне и отдыхе тоже надо заботиться; определить занятия, которыми следует или не следует заниматься перед сном.

Праздник непослушания. Чтение стихотворения Г. Остера «Вредные советы»

Познакомить детей со стихотворением, обсудить «правильность» советов; выяснить последствия следования таким советам; «исправить» вместе с детьми ошибки.


«Полезные и вредные привычки в нашей жизни»

Продолжать формировать представления о здоровье – как одной из главных ценностей жизни, выделить правила культурно-гигиенического поведения, определить и закрепить полученные знания о полезных и вредных привычках, воспитывать интерес к здоровому образу жизни, создать радостное настроение.



«Лечение и лекарства»

Познакомить детей с понятиями «лекарство», «лечение»; пояснить детям, что лекарства полезны, только если их назначил доктор, иначе ими можно отравиться и даже погибнуть; познакомить с другими способами укрепления здоровья: закаливание, гигиенические процедуры и т.д.


«Где живёт «свежий воздух»


Продолжать знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека; рассказать о значении воздуха для жизни человека. Познакомить со свойством воздуха перемещаться в пространстве и переносить запахи и пыль; обратить внимание на различие воздуха в городе и в лесу, за городом.


«Зелёные помощники человека»

Расширять и закреплять знания детей о пользе для здоровья растений (деревьев, овощей, фруктов), формировать представления о значении растений для здоровья человека, об использовании растений и их частей.


«Физкульт - ура!»

Познакомить детей с понятием «физическая культура», формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.


Практическое занятие. Подвижные игры.


Продолжать формировать положительное отношение к развитию двигательных навыков, желание участвовать в подвижных играх; подводить детей к пониманию значения движений в оздоровлении человека.


Практическое занятие. Ритмическая гимнастика «Музыка и движение»

Продолжать знакомить детей с гимнастикой под музыку, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимика, жесты, движение), развивать умение действовать вместе, сплоченность группы.


«Закаляйся!!!»

Закреплять представления детей о признаках здоровья и болезни, формировать представления о причинах простудных заболеваний, о роли закаливания в профилактике этих заболеваний.


«Город, люди, машины»

Формировать представления детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, большое количество людей), познакомить с элементарными правилами поведения на улице города.


«Если ты дома один»

Формировать представления детей о предметах домашнего быта, являющихся источниками потенциальной опасности, о правилах безопасного поведения дома.


Выставка детских работ «В стране Здоровья»

Закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе обучения, привлечь родителей к участию в конкурсе, формировать заинтересованность родителей в привитии привычки к здоровому образу жизни.



ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема

Цели


«Что такое здоровье?»

Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении витаминов, навыков гигиены; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь; воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение.


«Какими были первобытные люди?»

Познакомить детей с понятием «древний человек», выделить признаки, отличающие человека от животных; познакомить с особенностями восприятия окружающей действительности первобытными людьми.


«Скелет»

Продолжать знакомить детей со строением, ввести в словарь детей слова «скелет», «кость», «сустав»


«Как стать Геркулесом?»

Познакомить детей с понятием «мышцы», с их значением для возможности двигаться, формировать понимание значения двигательной деятельности в укреплении здоровья.


Практическое занятие. Упражнения для формирования осанки.

Познакомить детей с понятием «физическая культура», формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья, продолжать знакомить с упражнениями для укрепления позвоночника и формирования правильной осанки.


«Кто живёт в моей голове?»

Продолжать знакомить детей с самым главным, важным и сложным органом - мозгом, его значением для человека; формировать представления о взаимосвязи органов в организме, развивать представления об умственной деятельности человека.


Практическое занятие. Решение логических задач.

Продолжать формировать представления об умственной деятельности человека, развивать владение элементарными мыслительными операциями (анализ, синтез, обобщение), с помощью решения загадок, логических задач.


«Уши, носик и глаза помогают нам всегда»

Продолжать формировать представления об органах чувств, воспитывать привычку к здоровому образу жизни, формировать логическое мышление, активизировать представления о доминирующем развитии того или иного органа чувств у людей определённых профессий.


«Кинокамера внутри нас»

Продолжать знакомить детей со строением глаза, показать какую роль играет зрение в жизни человека, об особенностях зрительного восприятия предметов и явлений.


Практическое занятие. Гимнастика для глаз.

Продолжать формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знание о гигиенических процедурах, способствующих здоровью глаз; знакомить с комплексами гимнастики для глаз, направленных на укрепление зрения.


«В стране Звуков»

Познакомить детей с особенностями развития слуха у животных и человека; активизировать знания о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности и в овладении человеческой речью.


«В стране Запахов»

Продолжать знакомить с особенностями работы носа, дать сравнительную характеристику его работы по восприятию запахов у животных и у человека; познакомить с понятием «обоняние», сформулировать совместно с детьми рекомендации по охране органа обоняния.


Практическое занятие. Дыхательная гимнастика.

Продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни, знакомить с дыхательной гимнастикой, способствующей правильному дыханию, укреплению дыхательного аппарата.


«Правила королевы Зубной щётки»

Формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, обсудить роль зубов в переработке пищи, закреплять представления о необходимости ухода за зубами и полостью рта.


«Природный скафандр»

Познакомить детей с понятием «орган осязания», продолжать знакомить со значением кожи для жизни человека, дать элементарные представления о профилактике заболеваний кожи и рекомендации по оказанию первой помощи при порезах, царапинах.


«Живые реки организма»

Познакомить детей с жизнедеятельностью системы кровообращения, дать понятие о «крови» как носителе питательных веществ в организме, о её значении для жизни и здоровья человека.


«Правильное питание или «Клуб сладкоежек»»

Формирование знаний у детей о полезной и не полезной пище, систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта, развивать здоровые принципы питания, создать оптимистическое настроение обстановку доверия в группе, составить вместе с детьми несколько правил правильного питания.


«Мой режим дня»

Познакомить детей с понятием «режим дня», развивать понимание важности режима дня для здоровья человека.


«Самый сладкий дедушка Сон»

Познакомить детей со значением сна для здоровья человека, объяснить, что о сне и отдыхе тоже надо заботиться; определить занятия, которыми следует или не следует заниматься перед сном.


«Сказка о микробах» откуда берутся болезни

Уточнить представления детей о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил, формировать представления о значении гигиенических процедур для здоровья.


Практическое занятие «Уход за руками и ногами»

Закреплять знания о частях тела, предложить детям несколько правил ухода за руками и ногами: гигиенические процедуры, упражнения для укрепления; развивать навыки коллективной работы, упражнять в умении быть ловким и быстрым.


«Вода - для хвори беда»

Продолжать знакомить детей со значением воды для жизни человека, о её свойстве растворять различные вещества; обратить внимание на необходимость употребления чистой воды; закреплять гигиенические навыки, речевое дыхание, стремление к здоровому образу жизни.


«Солнце - друг или враг?»

Продолжать формировать представления детей о Солнце как одном из основных условий роста и развития человека, растений и животных, познакомить с некоторыми свойствами солнечных лучей, которые неблаготворно влияют на организм; с мерами предосторожности нахождения на солнце.


«Мы - туристы»

Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, о необходимости организации двигательной деятельности


«Какой я, какие другие?»

Формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т.д.; расширять и закреплять представления о родственниках.


«Мои чувства. Моё настроение»

Познакомить детей с понятием «настроение», «чувства», учить понимать настроение других людей, познакомить со способами регуляции и управления настроением, диагностировать эмоциональное состояние детей.


«Добро и здоровье»

Выяснить представления детей о добрых и злых людях, поступках; учить объективно оценивать своё поведение и поведение других; сформировать представления о добре как неотъемлемой части здорового образа жизни.



Выставка плакатов « здоровый образ жизни»

Закреплять представления детей о здоровом образе жизни, привлечь родителей к совместной с детьми деятельности, формировать заинтересованность детей в привитии привычки к здоровому образу жизни.


«Мой «цветок здоровья»»

Закреплять представления детей о компонентах составляющих здоровый образ жизни, вместе с детьми раскрыть их содержание; обсудить пословицы и поговорки о здоровье.


«Один дома»

Продолжать формировать представления детей о предметах домашнего быта, являющихся источниками потенциальной опасности, о правилах безопасного поведения дома.


«Я - пешеход и пассажир»

Закреплять представления детей о значении транспорта для жизни большого города; формировать представления о безопасном для здоровья поведении при переходе улицы и в транспорте.


Открытый День здоровья.

Закреплять представления детей о здоровом образе жизни, развивать стремление поделиться своими знаниями с другими людьми, развивать положительное отношение к спорту как основы формирования здорового образа жизни; продолжать учить взаимодействовать в команде.



Таблица 5
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Ф.И.О.

воспитанника

Развитие интереса к различным видам спорта


Осознанное отношение к здоровому образу жизни

Развитие навыков здорового образа жизни

Формирование и развитие навыков основ безопасности жизнедеятельности


Оценка производится по трехбалльной шкале, где:

- 1 балл – у ребёнка плохо сформированы навыки выполнения комплексов дыхательной гимнастики, массажей; ребёнок не может ответить на вопросы, касающиеся здорового образа жизни; не проявляет активности при выполнении физических упражнений, игр. Ребёнок не проявляет интерес к занятиям по физической культуре.

- 2 балла – у ребёнка частично сформированы навыки основ безопасности жизнедеятельности, ребёнок проявляет интерес к подвижным и эстафетным играм, но плохо отвечает на вопросы из цикла «Здоровье».

- 3 балла – ребёнок проявляет интерес к занятиям по физической культуре, грамотно отвечает на поставленные вопросы, может самостоятельно выполнять комплексы дыхательных упражнений и массажей, понимает их необходимость для своего здоровья.
Валеологическое образование детей в ДОУ осуществляется в соответствии с основной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, а также при использовании методического пособия Л. В. Гаврючиной «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО РИТМА ЖИЗНИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Активизация двигательного режима детей:

-активизация двигательного режима детей атрибутами и пособиями;

-создание необходимой развивающей среды;

-проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок
;

-строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

-проведение утренней гимнастики, физминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

Таблица 6




Виды занятий

Особенности организации

  1. Физкультурно-оздоровительная работа

1.1.

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в спортивном зале. Длительность 7, 9 мин.

1.2.

Физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий.

Длительность 3-5 мин.

1.3.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами. Игры, подобранные с учетом индивидуальных особенностей детей. Длительность 25-30 мин.

1.4.

Оздоровительный бег

2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.

1.5.

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно во время вечерней прогулки.

Длительность 12-15 мин.

1.7.

Прогулки-походы на берег реки Волги

1 раза в месяц, во время, отведенное для физкультурного занятия. Длительность 60-120 мин.

1.8.

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.

1.9.

Корригирующая гимнастика

2 раза в неделю или курсами ежедневно в течение 10 дней подряд с последующим перерывом. Длительность 12-20 мин.

Проводится по рекомендации врача.

2.Учебные занятия

2.1.

Физическая культура

3 раза в неделю, длительность 15-30 мин

3.Самостоятельные занятия

3.1

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей.


4.Праздники и развлечения

4.1

Неделя здоровья

2 раза в год

4.2

Физкультурно – спортивные праздники на воздухе

2 -3 раза в год, внутри детского сада и городские. Длительность 25-40 минут

4.3

Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп

1 раз в квартал на воздухе или в зале. Длительность 30 минут

5.Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи

5.1

Совместные физкультурные занятия родителей и детей

1 -2 раза в год

5.2

Участие родителей в физкультурно – оздоровительных праздниках и развлечениях

В течение года