Файл: Программа формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников на 2016 2021 г г.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
Тема | Цели |
«Главное чудо света - человек». | Продолжать формировать представления детей о строении человека, его основных системах и органах, выяснить знания детей о сходстве и различии в строении человека и животного. |
«Скелет» | Познакомить детей со скелетом, его значением для умения двигаться и прямо ходить, познакомить детей с понятием «осанка», «позвоночник», «кость». |
Практическое занятие. Гимнастика. | Познакомить детей с упражнениями, которые помогают формировать правильную осанку, воспитывать привычку заботиться о своём здоровье, развивать знания о значении правильной осанки для здоровья, речевые навыки, исследовательские навыки. |
«Живой моторчик внутри человека» | Продолжать знакомство детей с сердцем, как оно работает, где «живёт»; развивать представления детей системах, помогающих слаженной работе организма. |
«В гостях у Острозуба» | Продолжать знакомить детей со строением рта, строением зубов, их значением; развивать представления о причинах болезней зубов, знакомить с правилами ухода за ними. |
«Язычок - помощник» | Познакомить детей со строением языка, дать элементарные представления о значении языка в ощущении вкуса пищи и способности разговаривать. |
Практическое занятие. Артикуляционная гимнастика. | Продолжать знакомить детей с упражнениями, способствующими укреплению артикуляционного аппарата, а также упражнениями, направленными на укрепление связок, горла, позволяющими регулировать дыхание; развивать интерес к своему здоровью, желание заботиться о своем здоровье. |
«Чтобы глаза видели» | Познакомить детей со строением глаза, показать какую роль зрение играет в жизни человека, рассказать об особенностях восприятия цвета, подчеркнуть разницу между зрением человека и животного, познакомить с понятием «зрение». |
Практическое занятие. Гимнастика для глаз. | Продолжать знакомить с элементарными правилами сохранения здоровья глаз: правилами гигиены, гимнастикой для глаз. Воспитывать привычку заботиться о своём здоровье. |
«Умный нос» | Углубить представления детей о носе, его значении в восприятии запахов. Продолжать знакомить с элементами дыхательной гимнастики. |
«Ушки на макушке» | Познакомить детей со строением уха, развивать слуховое внимание и фразовую речь, формировать умение определять направленность звука и его пользу для организма, продолжать знакомить с правилами гигиены ушей. |
«Кожа - главная одежда человека» | Дать элементарные представления о коже, её значении для человека; формировать элементарные представления о профилактике заболеваний кожи и предметах личной гигиены. |
«Руки и ноги тебе ещё пригодятся» | Продолжать формировать представления детей о частях тела, развивать навыки коллективной работы, формировать представления о значении рук и ног для полноценной жизни человека. |
«Умная головка» | Познакомить детей с самым главным, важным и сложным органом - мозгом, его значением для человека; формировать представления о взаимосвязи органов в организме. |
«Приятного аппетита!» | Рассказать детям о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание». Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. |
«Сказка о микробах» | Познакомить детей с причиной возникновения болезней - микробами, выяснить и обогатить представления детей о способах избежать болезней: гигиена, закаливание. |
«Дружи с водой» | Продолжать знакомить детей с элементарными правилами гигиены, со значением воды для человека и животных; создать позитивное отношение культурно-гигиеническим процедурам, помочь организовать жизненный опыт детей. |
Практическое занятие. «Уход за волосами и ногтями» | Формировать элементарные представления детей о способах ухода за волосами и ногтями, закреплять представления о значении ухода за ними не только для здоровья, но и для общения. |
«Солнце - источник жизни на Земле» | Продолжать формировать представления детей о Солнце как одном из основных условий роста и развития человека, растений и животных. |
«Улыбка и смех - здоровье для всех» | Познакомить детей с понятием «настроение», учить понимать настроение другого человека, познакомить со способами регуляции и управления настроением; формировать представление об улыбке и смехе, как неотъемлемой части здорового образа жизни. |
«Моё настроение» | Продолжать знакомить детей с понятием «настроение», учить понимать настроение другого человека, познакомить со способами управления и регуляции своего настроения, диагностировать эмоциональное состояние детей. |
«Спокойной ночи!» | Познакомить детей со значением сна для здоровья человека, объяснить, что о сне и отдыхе тоже надо заботиться; определить занятия, которыми следует или не следует заниматься перед сном. |
Праздник непослушания. Чтение стихотворения Г. Остера «Вредные советы» | Познакомить детей со стихотворением, обсудить «правильность» советов; выяснить последствия следования таким советам; «исправить» вместе с детьми ошибки. |
«Полезные и вредные привычки в нашей жизни» | Продолжать формировать представления о здоровье – как одной из главных ценностей жизни, выделить правила культурно-гигиенического поведения, определить и закрепить полученные знания о полезных и вредных привычках, воспитывать интерес к здоровому образу жизни, создать радостное настроение. |
«Лечение и лекарства» | Познакомить детей с понятиями «лекарство», «лечение»; пояснить детям, что лекарства полезны, только если их назначил доктор, иначе ими можно отравиться и даже погибнуть; познакомить с другими способами укрепления здоровья: закаливание, гигиенические процедуры и т.д. |
«Где живёт «свежий воздух» | Продолжать знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека; рассказать о значении воздуха для жизни человека. Познакомить со свойством воздуха перемещаться в пространстве и переносить запахи и пыль; обратить внимание на различие воздуха в городе и в лесу, за городом. |
«Зелёные помощники человека» | Расширять и закреплять знания детей о пользе для здоровья растений (деревьев, овощей, фруктов), формировать представления о значении растений для здоровья человека, об использовании растений и их частей. |
«Физкульт - ура!» | Познакомить детей с понятием «физическая культура», формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья. |
Практическое занятие. Подвижные игры. | Продолжать формировать положительное отношение к развитию двигательных навыков, желание участвовать в подвижных играх; подводить детей к пониманию значения движений в оздоровлении человека. |
Практическое занятие. Ритмическая гимнастика «Музыка и движение» | Продолжать знакомить детей с гимнастикой под музыку, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимика, жесты, движение), развивать умение действовать вместе, сплоченность группы. |
«Закаляйся!!!» | Закреплять представления детей о признаках здоровья и болезни, формировать представления о причинах простудных заболеваний, о роли закаливания в профилактике этих заболеваний. |
«Город, люди, машины» | Формировать представления детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, большое количество людей), познакомить с элементарными правилами поведения на улице города. |
«Если ты дома один» | Формировать представления детей о предметах домашнего быта, являющихся источниками потенциальной опасности, о правилах безопасного поведения дома. |
Выставка детских работ «В стране Здоровья» | Закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе обучения, привлечь родителей к участию в конкурсе, формировать заинтересованность родителей в привитии привычки к здоровому образу жизни. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема | Цели |
«Что такое здоровье?» | Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении витаминов, навыков гигиены; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь; воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение. |
«Какими были первобытные люди?» | Познакомить детей с понятием «древний человек», выделить признаки, отличающие человека от животных; познакомить с особенностями восприятия окружающей действительности первобытными людьми. |
«Скелет» | Продолжать знакомить детей со строением, ввести в словарь детей слова «скелет», «кость», «сустав» |
«Как стать Геркулесом?» | Познакомить детей с понятием «мышцы», с их значением для возможности двигаться, формировать понимание значения двигательной деятельности в укреплении здоровья. |
Практическое занятие. Упражнения для формирования осанки. | Познакомить детей с понятием «физическая культура», формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья, продолжать знакомить с упражнениями для укрепления позвоночника и формирования правильной осанки. |
«Кто живёт в моей голове?» | Продолжать знакомить детей с самым главным, важным и сложным органом - мозгом, его значением для человека; формировать представления о взаимосвязи органов в организме, развивать представления об умственной деятельности человека. |
Практическое занятие. Решение логических задач. | Продолжать формировать представления об умственной деятельности человека, развивать владение элементарными мыслительными операциями (анализ, синтез, обобщение), с помощью решения загадок, логических задач. |
«Уши, носик и глаза помогают нам всегда» | Продолжать формировать представления об органах чувств, воспитывать привычку к здоровому образу жизни, формировать логическое мышление, активизировать представления о доминирующем развитии того или иного органа чувств у людей определённых профессий. |
«Кинокамера внутри нас» | Продолжать знакомить детей со строением глаза, показать какую роль играет зрение в жизни человека, об особенностях зрительного восприятия предметов и явлений. |
Практическое занятие. Гимнастика для глаз. | Продолжать формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знание о гигиенических процедурах, способствующих здоровью глаз; знакомить с комплексами гимнастики для глаз, направленных на укрепление зрения. |
«В стране Звуков» | Познакомить детей с особенностями развития слуха у животных и человека; активизировать знания о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности и в овладении человеческой речью. |
«В стране Запахов» | Продолжать знакомить с особенностями работы носа, дать сравнительную характеристику его работы по восприятию запахов у животных и у человека; познакомить с понятием «обоняние», сформулировать совместно с детьми рекомендации по охране органа обоняния. |
Практическое занятие. Дыхательная гимнастика. | Продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни, знакомить с дыхательной гимнастикой, способствующей правильному дыханию, укреплению дыхательного аппарата. |
«Правила королевы Зубной щётки» | Формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, обсудить роль зубов в переработке пищи, закреплять представления о необходимости ухода за зубами и полостью рта. |
«Природный скафандр» | Познакомить детей с понятием «орган осязания», продолжать знакомить со значением кожи для жизни человека, дать элементарные представления о профилактике заболеваний кожи и рекомендации по оказанию первой помощи при порезах, царапинах. |
«Живые реки организма» | Познакомить детей с жизнедеятельностью системы кровообращения, дать понятие о «крови» как носителе питательных веществ в организме, о её значении для жизни и здоровья человека. |
«Правильное питание или «Клуб сладкоежек»» | Формирование знаний у детей о полезной и не полезной пище, систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта, развивать здоровые принципы питания, создать оптимистическое настроение обстановку доверия в группе, составить вместе с детьми несколько правил правильного питания. |
«Мой режим дня» | Познакомить детей с понятием «режим дня», развивать понимание важности режима дня для здоровья человека. |
«Самый сладкий дедушка Сон» | Познакомить детей со значением сна для здоровья человека, объяснить, что о сне и отдыхе тоже надо заботиться; определить занятия, которыми следует или не следует заниматься перед сном. |
«Сказка о микробах» откуда берутся болезни | Уточнить представления детей о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил, формировать представления о значении гигиенических процедур для здоровья. |
Практическое занятие «Уход за руками и ногами» | Закреплять знания о частях тела, предложить детям несколько правил ухода за руками и ногами: гигиенические процедуры, упражнения для укрепления; развивать навыки коллективной работы, упражнять в умении быть ловким и быстрым. |
«Вода - для хвори беда» | Продолжать знакомить детей со значением воды для жизни человека, о её свойстве растворять различные вещества; обратить внимание на необходимость употребления чистой воды; закреплять гигиенические навыки, речевое дыхание, стремление к здоровому образу жизни. |
«Солнце - друг или враг?» | Продолжать формировать представления детей о Солнце как одном из основных условий роста и развития человека, растений и животных, познакомить с некоторыми свойствами солнечных лучей, которые неблаготворно влияют на организм; с мерами предосторожности нахождения на солнце. |
«Мы - туристы» | Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, о необходимости организации двигательной деятельности |
«Какой я, какие другие?» | Формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т.д.; расширять и закреплять представления о родственниках. |
«Мои чувства. Моё настроение» | Познакомить детей с понятием «настроение», «чувства», учить понимать настроение других людей, познакомить со способами регуляции и управления настроением, диагностировать эмоциональное состояние детей. |
«Добро и здоровье» | Выяснить представления детей о добрых и злых людях, поступках; учить объективно оценивать своё поведение и поведение других; сформировать представления о добре как неотъемлемой части здорового образа жизни. |
Выставка плакатов « здоровый образ жизни» | Закреплять представления детей о здоровом образе жизни, привлечь родителей к совместной с детьми деятельности, формировать заинтересованность детей в привитии привычки к здоровому образу жизни. |
«Мой «цветок здоровья»» | Закреплять представления детей о компонентах составляющих здоровый образ жизни, вместе с детьми раскрыть их содержание; обсудить пословицы и поговорки о здоровье. |
«Один дома» | Продолжать формировать представления детей о предметах домашнего быта, являющихся источниками потенциальной опасности, о правилах безопасного поведения дома. |
«Я - пешеход и пассажир» | Закреплять представления детей о значении транспорта для жизни большого города; формировать представления о безопасном для здоровья поведении при переходе улицы и в транспорте. |
Открытый День здоровья. | Закреплять представления детей о здоровом образе жизни, развивать стремление поделиться своими знаниями с другими людьми, развивать положительное отношение к спорту как основы формирования здорового образа жизни; продолжать учить взаимодействовать в команде. |
Таблица 5
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Ф.И.О. воспитанника | Развитие интереса к различным видам спорта | Осознанное отношение к здоровому образу жизни | Развитие навыков здорового образа жизни | Формирование и развитие навыков основ безопасности жизнедеятельности |
Оценка производится по трехбалльной шкале, где:
- 1 балл – у ребёнка плохо сформированы навыки выполнения комплексов дыхательной гимнастики, массажей; ребёнок не может ответить на вопросы, касающиеся здорового образа жизни; не проявляет активности при выполнении физических упражнений, игр. Ребёнок не проявляет интерес к занятиям по физической культуре.
- 2 балла – у ребёнка частично сформированы навыки основ безопасности жизнедеятельности, ребёнок проявляет интерес к подвижным и эстафетным играм, но плохо отвечает на вопросы из цикла «Здоровье».
- 3 балла – ребёнок проявляет интерес к занятиям по физической культуре, грамотно отвечает на поставленные вопросы, может самостоятельно выполнять комплексы дыхательных упражнений и массажей, понимает их необходимость для своего здоровья.
Валеологическое образование детей в ДОУ осуществляется в соответствии с основной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, а также при использовании методического пособия Л. В. Гаврючиной «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО РИТМА ЖИЗНИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Активизация двигательного режима детей:
-активизация двигательного режима детей атрибутами и пособиями;
-создание необходимой развивающей среды;
-проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок
;
-строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
-проведение утренней гимнастики, физминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
Таблица 6
| Виды занятий | Особенности организации |
-
Физкультурно-оздоровительная работа
1.1. | Утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в спортивном зале. Длительность 7, 9 мин. |
1.2. | Физкультминутка | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 мин. |
1.3. | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами. Игры, подобранные с учетом индивидуальных особенностей детей. Длительность 25-30 мин. |
1.4. | Оздоровительный бег | 2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин. |
1.5. | Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно во время вечерней прогулки. Длительность 12-15 мин. |
1.7. | Прогулки-походы на берег реки Волги | 1 раза в месяц, во время, отведенное для физкультурного занятия. Длительность 60-120 мин. |
1.8. | Гимнастика после дневного сна | Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин. |
1.9. | Корригирующая гимнастика | 2 раза в неделю или курсами ежедневно в течение 10 дней подряд с последующим перерывом. Длительность 12-20 мин. Проводится по рекомендации врача. |
2.Учебные занятия
2.1. | Физическая культура | 3 раза в неделю, длительность 15-30 мин |
3.Самостоятельные занятия
3.1 | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей. |
4.Праздники и развлечения
4.1 | Неделя здоровья | 2 раза в год |
4.2 | Физкультурно – спортивные праздники на воздухе | 2 -3 раза в год, внутри детского сада и городские. Длительность 25-40 минут |
4.3 | Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп | 1 раз в квартал на воздухе или в зале. Длительность 30 минут |
5.Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи
5.1 | Совместные физкультурные занятия родителей и детей | 1 -2 раза в год |
5.2 | Участие родителей в физкультурно – оздоровительных праздниках и развлечениях | В течение года |