Файл: 2 семестр Государственный строй Речи Посполитой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Высочайшим указом крестьянам было предоставлено право на укрепление в собственность надельной земли и свободный выход из сельской общины. Каждый домохозяин получал возможность не только выйти из общины, но и легально продать свой земельный надел, или вместо разрозненных земельных полос в разных полях получить равноценный участок земли (отруб), или создать на своем земельном владении обособленную крестьянскую усадьбу (хутор).

Основными рычагами проведения реформы стали работы по землеустройству, деятельность Крестьянского поземельного банка и переселенческая политика правительства.

Реформа преследовала несколько целей: создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей (крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне); разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотила бы растущая промышленность; обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать её отставание от передовых держав.

Основная суть столыпинской аграрной реформы заключалась в том, чтобы, отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. При этом имелось в виду, что только экономическими методами можно побудить помещиков продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные и иные земли для наделения ими крестьян.

Особенности реформ в Беларуси:

- быстрое проведение землеупорядочивания, т.к. на момент проведения реформы 60 % всей земли находилось в частном землевладении, а 34% составляли крестьянские наделы.

- быстрее разрушались общины, но расселение по хуторам шло плохо из-за малоземелья и многодетности семей.

- переселение крестьян в другие регионы с целью ликвидации перенаселенности деревней (восточная часть Беларуси). Но на новых местах почти полностью отсутствовала инфраструктура.

- продолжалась проводиться политика властей по расширению русского землевладения.

- государственный банк не давал кредитов местным землевладельцам католического вероисповедания.

- крестьянский поземельный банк распродавал землю помещиков мелким сельским чиновникам и зажиточным крестьянам (за 10 лет реформы в пяти белорусских губерниях было продано 250000 десятин земли на сумму 20,5 млн. руб.в основном под хутора).


Для успеха аграрной реформы, по собственному заявлению П. А. Столыпина, ему необходимы были 20 лет без войн и революций. «Дайте 20 лет покоя, и вы не узнаете Россию!» — говорил реформатор. Но его ожидания не оправдались.

В результате гибели Столыпина в сентябре 1911 г., начала Первой мировой войны и разгоревшейся в стране революции завершить реформу не удалось. 28 июня (11 июля) 1917 г. постановлением Временного правительства Столыпинская аграрная реформа была прекращена.


  1. Развитие национально-демократического движения в Беларуси и его роль в становлении национальной государственности.

Всемирный экономический кризис → парализована хозяйственная деятельность Российской империи → значительно ухудшились условия жизни и работы людей во всех аспектах, закрыты многие предприятия, выросла безработица → усилены репрессии против протестующих → рабочее движение политизируется → первые партии действуют подпольно → формируется два лагеря движения (реформаторы с идеей "экономизма" по наработкам социал-демократа Бернштейна и революционеры по наработкам Плеханова и Ульянова, т.е. группа "искры").

Методы решения вопросов "экономистами": экономические и социальные, революционеров – свержение самодержавия.

Ведущая политическая сила – Всеобщий еврейский рабочий союз России и Польши (БУНД) придерживался идей "экономистов". БУНД входил в состав РСДРП на автономных правах, но при этом подчинил себе все местные организации РСДРП в Беларуси и в 1901 г. на 4 съезде объявили себя единой организацией, защищающей интересы еврейского населения.

БУНД требовал преобразовать РСДРП в федерацию социал-демократических партий, но на втором съезде в 1903 г. БУНД, не получив поддержки делегатов, покинул съезд, а его оставшиеся члены поделились на большевиков (сторонники пролетарской революции и жесткой партийной дисциплины) и меньшевиков (сторонники преобразований мирным экономическим и социальным путем).

В 1903-1904 гг. РСДРП создает сеть местных организаций в Беларуси (Минск, Витебск, Гомель и др.).

На близких принципах к партии РСДРП стояла и партия "Социал-демократия Королевства Польского и Литвы" (создана в 1900 г. в Минске). Ей руководили Держинский и Трусевич. Партия выступала за свержение самодержавия и против создания независимой Польши.

Польская партия социалистического народного смысла (филиалы в Вильно, Гродно, Бресте объединились в "ППС на Литве"): за независимые и социалистические Польшу, Литву и Беларусь.



В 1901 г.

оформилась партия социалистов–революционеров (эсеры), к которой присоединилась Рабочая партия политического освобождения России: социализация земли, превращение империи в федеративную демократическую республику. Метод: террор против руководства страны (Кавалик, Бонч-Осмоловский и др. руководители партии).

Только в 1902 г. в Петербурге возникла социалистическая национальная белорусская партия – Белорусская революционная грамада (БСГ), в 1903 г. переименованная в Белорусскую социалистическую громаду. Основатели: братья Иван и Антон Луцкевичи, Вацлав Ластовский и др.

Направления: свержение самодержавия, замена капитализма социализмом, белорусская культурно-национальная автономия в составе демократической с местным сеймом в Вильно. Рост выступлений обеспокоил власти, в результате чего они попытались взять контроль над рабочим движением путем мероприятий "полицейского социализма" и "зубатовщины" (введение 12 –часового рабочего дня → большая часть профсоюзов перешла к Еврейской независимой рабочей партии).

Кроме борьбы против Еврейской независимой рабочей партии БУНД вел борьбу против идеологии сионизма (их целью было создание еврейского государства возле горы Сион в Палестине. Сионисты считали, что, т.к. в еврейской среде нет классов, то нет и борьбы и т.д., значит с созданием своего государства разрешится и еврейский вопрос + еврейский народ выбран Богом).

Характер выступлений в 1901-1904 гг. был еще оборонительный. Власти в ответ осуществляли репрессии и усиленную полицейскую охрану.


  1. Всебелорусский конгресс 1917 года и его роль в становлении государственности белорусского народа.

15 – 17 декабря 1917 г. проходил Первый Всебелорусский съезд. На съезде было принято решение отложить вопрос о будущем государственном устройстве Беларуси до созыва Белорусского учредительного собрания.

До его созыва власть должна была быть передана Всебелорусскому Совету крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, остальные органы власти должны были прекратить свое существование. В результате Первый Всебелорусский съезд был разогнан большевистским СНК Западной обрасти. На подпольном заседании Первого Всебелорусского съезда было принято решение отстаивать национальную независимость.


После наступления германских войск в феврале 1918 г. Облисполкомзап и СНК Западной области переехали в Смоленск.

21 февраля исполком Первого всебелорусского съезда принял Первую уставную грамоту. В ней провозглашалось: функции правительства до созыва Белорусского учредительного собрания (сейма) будет исполнять Народный секретариат Беларуси (председатель – Я. Воронка); формально о создании белорусского государства объявлено не было. Согласно Уставу, Беларусь должна была являться автономией в составе России.

После заключения между Советской Россией и Германией Брестского мира 9 марта 1918 г. Исполком Рады Всебелорусского съезда принял Вторую уставную грамоту. В ней провозглашалось создание Белорусской народной республики; БНР являлась демократической страной; полнота власти передавалась Раде Всебелорусского съезда.

В начале марта 1918 г. Рада Всебелорусского съезда преобразована в Раду БНР. Германия отказалась признать юридическую силу Второй уставной грамоты и рассматривала Беларусь как оккупированную часть России. Но несмотря на это, Народный комиссариат Беларуси рассчитывал на провозглашение независимости.

25 марта 1918 г. была принята Третья уставная грамота, которая касалась следующего: Беларусь провозглашалась независимым и свободным государством; признавались достижения Февральской и (частично) Октябрьской революции (национализация земли и ее передача крестьянам; 8-часовой рабочий день).

После этого германские оккупационные войска разогнали Раду и Народны секретариат и запретили их деятельность. В результате националистическое движение в Раде БНР раскололось на два направления, каждое из которых сформировало свое правительство БНР. Правые организовали Народный секретариат БНР (пытались восстановить независимость Беларуси с помощью германских оккупационных войск). Левые организовали Раду пяти. В июне 1918 г. оба крыла объединились и сформировали новый состав Народного секретариата, который нашел поддержку у немецких властей. Представители Рады были назначены на должности советников при немецких комендатурах. В октябре 1918 г. Рада утвердила временную конституцию БНР и переименовала Народный секретариат в Раду народных министров БНР. Вскоре новое правительство БНР переехало в Литовскую республику.

Вывод: вопрос об определении белорусской государственности так и не был решен, но это послужило первым толчком к по-настоящему активным действиям по самоопределению белорусского народа и формированию собственной государственности.



  1. Образование и деятельность Облисполкома Западной области и фронта как центрального органа советской власти в Беларуси.

Советская власть в Беларуси была установлена в октябре–ноябре 1917 г. (на неоккупированной немцами территории).

Главный принцип новой власти – общественная собственность на средства производства.

Точной программы экономического развития у большевиков при этом не было.

Прежде всего большевики создали структуру политической власти. Все органы Временного правительства ликвидированы. В Минске на съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Западного фронта (вторая половина ноября 1917 г.) создается Областной исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта – высший орган власти в крае. 26 ноября 1917 г. создан Совет народных комиссаров Западной области и фронта, ответственный перед Областным исполнительным комитетом. Он направлял деятельность комиссаров; руководил всей хозяйственной и культурной жизнью области; руководил демобилизацией с фронта; руководил борьбой против контрреволюционных выступлений; принимал меры по ликвидации старых учреждений. 22 ноября 1917 г. одной из первых ликвидирована старая судебная система. Создается сеть контрреволюционных трибуналов. Для разрешения проблемного продовольственного вопроса принимается ряд мер:

- взяты под контроль финансы (национализированы все частные банки и создан единый Государственный банк с филиалами на местах);

- вводится рабочий контроль на предприятиях с целью борьбы с саботажем;

- проводится национализация промышленности (первый этап – национализированы железнодорожные мастерские по ремонту паровозов и вагонов, вся ж/д – сеть; второй этап – лесообрабатывающие заводы, торфообрабатывающие предприятия и др. объекты, интересующие военное ведомство;

- принято Положение об организации губернских советов народного хозяйства (совнархозы). Совнархозы в соответствующих губерниях имели право конфисковывать капиталы, движимое и недвижимое имущество частников на предприятиях губернского масштаба; финансировать государственные предприятия; выдавать предприятиям кредиты; обеспечивать предприятия материалами; организовывать сбыт готовой продукции; решить ряд организационных вопросов;