Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

Так пробежало лето.

Приближалась длинная холодная зима.

Всё лето прожила Дюймовочка в лесу.

Прошла и осень.

Она ела сладкий цветочный мёд и пила утреннюю росу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

1) Небо, по, облака, плывут, белые.

2) Высоко в небе летят журавли.

— Чем отличаются записи?

— Что записано под цифрой 1? Докажите. (Слова. Они не свя­заны между собой.)

— А под цифрой 2? Докажите. (Предложение. Слова связаны между собой по смыслу.)

— Сформулируйте тему урока.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Работа по теме урока

1. Повторение изученного о предложении

(Работа в парах.)

— Прочитайте. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными. Объясните свой выбор. (Утверждения записаны на доске.)

1) Предложение — это одно или несколько слов, связанных по смыс­лу и выражающих законченную мысль.

2) Предложение не может состоять из одного слова.

3) Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

4) Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

5) В конце предложения ставится точка, вопросительный или вос­клицательный знак.

- Под какими цифрами записаны верные утверждения? (1,3,5.)

2. Работа по учебнику Упр. 17 (с. 15).

Прочитайте. Что вы заметили? Почему трудно было читать эту запись?

- Выделите предложения. Прочитайте их с указанной инто­нацией.

- Выполните письменное задание к упражнению.

- Прочитайте предложения, которые вы составили.

- Как обозначаются начало и конец предложения?

Упр.18 (с. 15).

Прочитайте. Что вы заметили?

- Как составить из слов предложение?

- Выполните задания.

- Прочитайте предложения, которые вы составили.

- Как вы обозначили начало и конец каждого предложения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Физкультминутка


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

- Прочитайте сведения о языке на с. 16.

- Что такое предложение?

- Что выражает предложение?

- Составьте любое предложение. Запишите его.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расска­жите правило соседу по парте.

Упр.19 (с. 16).

Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

- Какое название подойдёт к этому тексту? Придумайте. (Далее беседа по вопросам упражнения.)

- Что такое диалог?

- Найдите в тексте диалог.

- Как оформляется диалог в тексте?

- Прочитайте диалог по ролям.

- Запишите его.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Рефлексия

- Чем группа слов отличается от предложения?

- Прочитайте. Определите, какой из данных текстов является диалогом.

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

Дятел, дятел — мой приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги мне, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

- Чем отличается монолог от диалога?

- Оцените свою работу на уроке.

4 класс

ТЕМА: СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР   ПРЕДЛОЖЕНИЯ (закрепление).

Цели:закреплять знания учащихся о предложениях, умениях выполнять             синтаксический разбор, разбор по членам предложения;

                 развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;

                 развивать умение работать в сотрудничестве;

               воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к   природе.

Оборудование:учебник 4 класс «Русский язык»(1 часть)// под ред. С.В.Иванова;

                              карточки со словарными словами для индивидуальной работы;

                              слайды № 1 –

                              листочки со словами для построения предложений;

                              карточки – схемы предложений.

                                                    ХОД    УРОКА.

  1. Орг. момент.

  2. Минутка чистописания.

« Не для школы, а для жизни мы учимся».

                                                                    (Древний Рим)



                           Разбор минутки чистописания.

- Прочитайте высказывание записанное на доске.

- Как вы его понимаете?

- С точки зрения синтаксиса, что записано на доске? (Предложение)

- Что вы можете сказать об этом предложении? Какое оно?( Повествовательное, не восклицательное, распространённое , есть однородные члены).

- Назовите грамматическую основу предложения. ( мы учимся)

- Какую работу  мы провели над предложением? (Мы выполнили  синтаксический разбор предложения).

- Кто же догадался и назовёт тему нашего урока?

- Синтаксический разбор предложения.( СЛАЙД 1)

                                         Объявление целей урока.

 - Правильно, ребята. Сегодня мы будем с вами закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, разбор по членам предложения. Будем работать над построением предложений.

- Откройте тетради. Запишите число, кл.работа, спишите высказывание, соблюдая каллиграфические нормы письма.

- А кто мне скажет из чего состоят предложения?( Предложения состоят из слов, связанных по смыслу.)

           -  Правильно, и прежде, чем мы начнём составлять предложения, давайте запишем слова. Но не простые, а словарные.

       III.   Словарная работа. ( СЛАЙД 2)  КАРТОЧКИ

                                                           Буква лишняя закралась

                                                           К нам в словарные слова.

                                                           Эту букву вы найдите,

                                                            И слова все запишите.

                 Сорока, помидор, огурец, воробей, ворона, морковь.

                               - На какие группы можно разделить словарные слова?

                         - Составьте предложение, используя несколько слов любой группы.

- Запишем понравившееся предложение.

Н- р: Осенью в парках на деревьях сидят сороки, вороны, воробьи.

(один у доски с комментированием, разбор по членам предложения).

- Ребята, а почему именно этих птиц можно встретить осенью? (Они не улетают в тёплые края).

- А как им живётся зимой? (Тяжело).

- Чем люди могут помочь птицам зимой?


- Не забывайте об этом, ребята.

Давайте выполним синтаксический разбор предложения, но сначала повторим алгоритм разбора.

                                                             (СЛАЙД 3)

   IV.   Работа по теме.

                -Какое предложение по цели высказывания мы записали?(повествовательное)

- Какие ещё бывают предложения?( побудительные и вопросительные)

- Какие предложения называются побудительными, какие вопросительными?

  1. Выборочное письмо  (СЛАЙД 4)

  1. – ряд повествовательные

  2. – ряд побудительные

3    - ряд вопросительные

Задание: Кто работает быстро может успеть разобрать одно предложение по членам.

- Проверяем, какие предложения вы выписали. Кто успел разобрать предложение. (проверить индивидуально)

Вывод: Какие же бывают предложения по цели высказывания?

                                              ФИЗМИНУТКА

        - Прочитайте мне ещё раз 3 предложение : Берегите наши леса.

         - А кто прочитает  с другим выражение.

         - Что изменилось в чтении 2 ученика? (Интонация.)

         - Каким же стало предложение при втором прочтении? (Восклицательным.)

         - А при первом какое было? Не восклицательное.

         - Какой знак мы поставим в конце восклицательного предложения?

(Запись восклицательного предложения на доске с комментированием).

         - Ребята, а почему надо беречь леса?


Вывод: Какие предложения бывают по интонации?

  1. А сейчас мы немножко поиграем. Игра «Поймай основу».(Устно)

- Я читаю предложения, а вы называете только грамматическую основу.

                           Осень заглянула в сады.

                          Поспевают осенние яблоки.

                         Осень покрыла деревья жёлтой краской.

                        Скоро город получит много свежих фруктов.

                        Ешьте фрукты и получайте  витамины.(?)

- Встретились ли нам предложения,  в которых нет грамматической основы?(нет)

Вывод:  Какой вывод можно сделать?(В каждом предложении есть грамматическая   основа).

- А могут ли предложения состоять только из подлежащего и сказуемого?(да)

-Как называются такие предложения?(нераспространённые)

  1. Выписать нераспространённые предложения из упр.1

                       (Самостоятельная работа с учебником).

                 (взаимопроверка; обмен тетрадями) (СЛАЙД 5)

Вывод: - Какие ещё бывают предложения?( распространённые и нераспространённые)

               - Чем отличаются?

              - Ну, что ж, мы закрепили знания обо всех категориях предложений.

- Что бы узнать насколько хорошо вы усвоили тему: «Синтаксический разбор предложений», я предлагаю вам поработать в группах.

  1.  Работа в группах.

Составить предложение. Найти схему к этому предложению и сделать синтаксический разбор.

                Блекнут травы. Рощи вспыхнули вдали. В синем небе пролетают журавли. Гаснет день. Скоро упадут тихим светом звёзды на дно реки. Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски.

              Когда группы будут готовы, выходят к доске и рассказывают.

- Кто мне теперь прочтёт все предложения?

- Что за запись  у нас получилась?

- О каком времени года говорится в тексте?

- Как его можно озаглавить?

                 Списать самостоятельно в тетрадь (если времени хватит)

- Спишите текс. Не забывайте правила записи предложения.Какие?