Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.
Так пробежало лето.
Приближалась длинная холодная зима.
Всё лето прожила Дюймовочка в лесу.
Прошла и осень.
Она ела сладкий цветочный мёд и пила утреннюю росу.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
1) Небо, по, облака, плывут, белые.
2) Высоко в небе летят журавли.
— Чем отличаются записи?
— Что записано под цифрой 1? Докажите. (Слова. Они не связаны между собой.)
— А под цифрой 2? Докажите. (Предложение. Слова связаны между собой по смыслу.)
— Сформулируйте тему урока.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Работа по теме урока
1. Повторение изученного о предложении
(Работа в парах.)
— Прочитайте. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными. Объясните свой выбор. (Утверждения записаны на доске.)
1) Предложение — это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
2) Предложение не может состоять из одного слова.
3) Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
4) Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
5) В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
- Под какими цифрами записаны верные утверждения? (1,3,5.)
2. Работа по учебнику Упр. 17 (с. 15).
- Прочитайте. Что вы заметили? Почему трудно было читать эту запись?
- Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией.
- Выполните письменное задание к упражнению.
- Прочитайте предложения, которые вы составили.
- Как обозначаются начало и конец предложения?
Упр.18 (с. 15).
- Прочитайте. Что вы заметили?
- Как составить из слов предложение?
- Выполните задания.
- Прочитайте предложения, которые вы составили.
- Как вы обозначили начало и конец каждого предложения?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Физкультминутка
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
- Прочитайте сведения о языке на с. 16.
- Что такое предложение?
- Что выражает предложение?
- Составьте любое предложение. Запишите его.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Упр.19 (с. 16).
- Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
- Какое название подойдёт к этому тексту? Придумайте. (Далее беседа по вопросам упражнения.)
- Что такое диалог?
- Найдите в тексте диалог.
- Как оформляется диалог в тексте?
- Прочитайте диалог по ролям.
- Запишите его.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Рефлексия
- Чем группа слов отличается от предложения?
- Прочитайте. Определите, какой из данных текстов является диалогом.
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
— А чему ты, заяц, рад?
— Рад, что зубы не болят.
Дятел, дятел — мой приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги мне, дядя дятел,
Для скворцов построить дом.
- Чем отличается монолог от диалога?
- Оцените свою работу на уроке.
4 класс
ТЕМА: СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ (закрепление).
Цели:закреплять знания учащихся о предложениях, умениях выполнять синтаксический разбор, разбор по членам предложения;
развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;
развивать умение работать в сотрудничестве;
воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:учебник 4 класс «Русский язык»(1 часть)// под ред. С.В.Иванова;
карточки со словарными словами для индивидуальной работы;
слайды № 1 –
листочки со словами для построения предложений;
карточки – схемы предложений.
ХОД УРОКА.
-
Орг. момент. -
Минутка чистописания.
« Не для школы, а для жизни мы учимся».
(Древний Рим)
Разбор минутки чистописания.
- Прочитайте высказывание записанное на доске.
- Как вы его понимаете?
- С точки зрения синтаксиса, что записано на доске? (Предложение)
- Что вы можете сказать об этом предложении? Какое оно?( Повествовательное, не восклицательное, распространённое , есть однородные члены).
- Назовите грамматическую основу предложения. ( мы учимся)
- Какую работу мы провели над предложением? (Мы выполнили синтаксический разбор предложения).
- Кто же догадался и назовёт тему нашего урока?
- Синтаксический разбор предложения.( СЛАЙД 1)
Объявление целей урока.
- Правильно, ребята. Сегодня мы будем с вами закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, разбор по членам предложения. Будем работать над построением предложений.
- Откройте тетради. Запишите число, кл.работа, спишите высказывание, соблюдая каллиграфические нормы письма.
- А кто мне скажет из чего состоят предложения?( Предложения состоят из слов, связанных по смыслу.)
- Правильно, и прежде, чем мы начнём составлять предложения, давайте запишем слова. Но не простые, а словарные.
III. Словарная работа. ( СЛАЙД 2) КАРТОЧКИ
Буква лишняя закралась
К нам в словарные слова.
Эту букву вы найдите,
И слова все запишите.
Сорока, помидор, огурец, воробей, ворона, морковь.
- На какие группы можно разделить словарные слова?
- Составьте предложение, используя несколько слов любой группы.
- Запишем понравившееся предложение.
Н- р: Осенью в парках на деревьях сидят сороки, вороны, воробьи.
(один у доски с комментированием, разбор по членам предложения).
- Ребята, а почему именно этих птиц можно встретить осенью? (Они не улетают в тёплые края).
- А как им живётся зимой? (Тяжело).
- Чем люди могут помочь птицам зимой?
- Не забывайте об этом, ребята.
- Давайте выполним синтаксический разбор предложения, но сначала повторим алгоритм разбора.
(СЛАЙД 3)
IV. Работа по теме.
-Какое предложение по цели высказывания мы записали?(повествовательное)
- Какие ещё бывают предложения?( побудительные и вопросительные)
- Какие предложения называются побудительными, какие вопросительными?
-
Выборочное письмо (СЛАЙД 4)
-
– ряд повествовательные -
– ряд побудительные
3 - ряд вопросительные
Задание: Кто работает быстро может успеть разобрать одно предложение по членам.
- Проверяем, какие предложения вы выписали. Кто успел разобрать предложение. (проверить индивидуально)
Вывод: Какие же бывают предложения по цели высказывания?
ФИЗМИНУТКА
- Прочитайте мне ещё раз 3 предложение : Берегите наши леса.
- А кто прочитает с другим выражение.
- Что изменилось в чтении 2 ученика? (Интонация.)
- Каким же стало предложение при втором прочтении? (Восклицательным.)
- А при первом какое было? Не восклицательное.
- Какой знак мы поставим в конце восклицательного предложения?
(Запись восклицательного предложения на доске с комментированием).
- Ребята, а почему надо беречь леса?
Вывод: Какие предложения бывают по интонации?
-
А сейчас мы немножко поиграем. Игра «Поймай основу».(Устно)
- Я читаю предложения, а вы называете только грамматическую основу.
Осень заглянула в сады.
Поспевают осенние яблоки.
Осень покрыла деревья жёлтой краской.
Скоро город получит много свежих фруктов.
Ешьте фрукты и получайте витамины.(?)
- Встретились ли нам предложения, в которых нет грамматической основы?(нет)
Вывод: Какой вывод можно сделать?(В каждом предложении есть грамматическая основа).
- А могут ли предложения состоять только из подлежащего и сказуемого?(да)
-Как называются такие предложения?(нераспространённые)
-
Выписать нераспространённые предложения из упр.1
(Самостоятельная работа с учебником).
(взаимопроверка; обмен тетрадями) (СЛАЙД 5)
Вывод: - Какие ещё бывают предложения?( распространённые и нераспространённые)
- Чем отличаются?
- Ну, что ж, мы закрепили знания обо всех категориях предложений.
- Что бы узнать насколько хорошо вы усвоили тему: «Синтаксический разбор предложений», я предлагаю вам поработать в группах.
-
Работа в группах.
Составить предложение. Найти схему к этому предложению и сделать синтаксический разбор.
Блекнут травы. Рощи вспыхнули вдали. В синем небе пролетают журавли. Гаснет день. Скоро упадут тихим светом звёзды на дно реки. Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски.
Когда группы будут готовы, выходят к доске и рассказывают.
- Кто мне теперь прочтёт все предложения?
- Что за запись у нас получилась?
- О каком времени года говорится в тексте?
- Как его можно озаглавить?
Списать самостоятельно в тетрадь (если времени хватит)
- Спишите текс. Не забывайте правила записи предложения.Какие?