Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Вводное занятие, на котором я рассказываю учащимся о том, как важно изучать орфоэпию русского языка и даю диагностирующий тест.
Цель урока:
- сформировать представление об орфоэпии.
Задачи:
-рассказать учащимся о том, что такое орфоэпия;
-содействовать формированию чувства языка;
-привитие учащимся бережного отношения к русскому языку;
Ход урока:
-Здравствуйте, дети! Меня зовут Анита Сергеевна, и сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир русского языка. Все готовы?
-Откроем наши тетрадочки, запишем число, классная работа. И минутка чистописания: сегодня мы с вами пропишем букву Б.
-Начинаем минутку чистописания.
-Кто закончил ручку отложили и садимся ровно.
-Ребята с сегодняшнего дня мы с вами, как я уже говорила, отправляемся в увлекательное путешествие. Мы будем заниматься с вами орфоэпией. Кто мне скажет, что такое орфоэпия? (ответы учащихся)
Правильно, орфоэпия это раздел науки о языке, посвящённый нормам литературного русского языка. Ребята, а так ли важно говорить правильно и грамотно? И почему? (ответы учащихся)
Действительно, говорить грамотно очень важно. Ведь если ваш собеседник делает ошибки в произношении, то его уже не так хочется слушать, а хочется скорее исправить эту ошибку. И выходит мы теряем смысл сказанного. Приведу пример следующего диалога:
Алиса и Таня встретились на улице и заговорили:
-Привет, Алиса!
-Привет, Таня!
-Как у тебя дела, Алиса? Чем занималась сегодня?
-Всё хорошо. Вот сходила в магазин, купила маме щАвель для супа и два тортА. Будем сегодня пить чай. Придёшь к нам в гости?
-Спасибо за приглашение, Таня. Обязательно приду. Только давай вечером, а то мне надо маме помочь выбрать по катАлогу обои для комнаты. Хорошо?
-Хорошо. Тогда до вчера!
-До вечера!
Ребята, что в диалоге девочек вы заметили странного? (ответы учащихся)
Да, действительно девочки неверно ставили ударение в некоторых словах. В каких? (ответы учащихся)
Ребята, а красиво ли со стороны звучала их речь, когда девочки неверно ставили ударение? Почему? (ответы учащихся)
Да, ребята, действительно речь их звучала не очень красиво и безграмотно. Создавалось впечатление, что девочки и вовсе не учились в школе.
А чтобы нам с вами не совершать подобных ошибок, мы начнём заниматься с вами уроками, которые будут объединены одной целью: научить нас говорить правильно. Итак, мы
начинаем с вами занятия
«Говори правильно!» Я буду в этом курсе вашим наставником и другом. Мы вместе освоим азы правильного и грамотно произношения слов и постараемся не делать ошибок в дальнейшем. Мы заведём с вами небольшой орфоэпический словарик, куда будем записывать слова с правильным произношением, которым вы сможете воспользоваться в дальнейшем или же пополнять его самостоятельно.
Ребята, давайте проведем небольшой тест, на знание норм орфоэпии русского языка. Не волнуйтесь, тест не будет оцениваться. (учащиеся выполняют тест)
Ну, что, ребята, все ли справились с заданиями? Сложно ли вам было?
На следующем занятии мы продолжим работать с орфоэпией русского языка.
Давайте поднимем карточки: зелёный – если со всем справились; жёлтый – если возникли небольшие затруднения при выполнении; красный
Спасибо за урок ребята! До свидания!
Задание 2.
Работа по развитию речи на лексическом уровне включает в себя:
а) работу над усвоением лексического значения новых слов;
б) работу над активизацией словаря детей.
Охарактеризуйте каждое из данных направлений работы по плану:
1. Цели работы.
2. Содержание работы.
3. Конкретные примеры реализации работы по данному направлению в 1, 2, 3, 4 классах (по одному примеру на каждое направление).
1-а:
Тема урока: Слово и его значение.
Цель урока: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение
Планируемые результаты
Предметные:
- формировать умение отличать слово от простого сочетания букв;
- соотносить слово и его значение;
- употреблять слова в речи на уровне осознания значения этих слов;
- продолжать формировать навык каллиграфического письма;
- развивать орфографическую зоркость;
- обогащать словарный запас детей.
Личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи, путем создания «ситуации успеха»;
- формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость учащихся.
Метапредметные результаты
Познавательные Общеучебные:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- осуществлять поиск и представление информации;
- осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Логические: - анализировать и синтезировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- сравнивать, обобщать.
Регулятивные:
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (целеполагание);
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;
- осуществлять оценку и контроль результатов деятельности.
Коммуникативные: - формировать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в парах, используя для этого речевые средства;
- строить монологические высказывания;
- владеть диалогической формой коммуникации.
Формы работы:
Технологии:
Методы и приемы:
Оборудование:
Ход урока
Цель: мотивировать детей на начало урока
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня Вас
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Подарите это сиянье всем вокруг, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Я желаю вам успехов в работе на уроке. Садитесь.
- Кто из вас мечтает быть образованным, культурным и грамотным?
- Что для этого вам потребуется?
- Мы начинаем урок русского языка.
Девиз урока: «Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить».
Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Смайлики»
- Поднимите зелёный смайлик, если у вас хорошее настроение, красный, если плохое, и жёлтый, если нейтральное.
Цель: систематизировать знания о написания элементов букв
- Откройте тетради. Начнём работу с минутки чистописания.
- Посмотрите на доску, какую закономерность заметили? (одна прямая с наклонной петлей вверху, другая наклонная прямая с петлей внизу).
Запишите и продолжите данную закономерность.
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Назовите письменные буквы, где используются эти элементы (у, д, в)
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения». Слово» на уроках обучения грамоте.
IV.Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Проблемная ситуация- приём целеполагания
-Послушайте стихотворение Александра Шибаева и попробуйте определить, о чём мы будем говорить на уроке.
Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас – означено словами:
Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
Цель: узнать, что называется словом, и какое значение имеют слова в жизни человека.
- О чем мы будем сегодня говорить?
- О словах.
- Что вы знаете о них? Расскажите.
Приём целеполагания – подводящий диалог
- Как вы думаете, всё ли мы знаем о словах? (нет)
- Для чего они нужны? (чтобы общаться, передавать информацию, получать много новых знаний и т.д.)
- Чем отличается слово от предмета? (предмет можно увидеть, поиграть с ним, потрогать, а слово услышать, произнести)
- Что обозначают слова?
- На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить. Тема нашего урока «Слово и его значение» (вывешиваю табличку с темой урока). Цель урока: научиться различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение (слайд)
Игра «Пойми меня»
Цель: в ходе практических действий определить, чем слово отличается от предмета
Учитель показывает предметы, дети их называют: клубок, ручка, тетрадь
-Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Эльвина, подойди, пожалуйста, и подай мне предмет.
- Я не могу этого сделать
- Почему?
- Я не знаю, какой предмет вы загадали.
- Как же быть ребята? (назвать этот предмет)
- Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет? (слово)
- Я называю его. Клубок. Подай мне его, пожалуйста.
- Что можно сделать с клубком? (играть, вязать, катать)
- Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать то же, что и с клубком? (нет)
- А что можно сделать со словом? (произнести, прочитать, услышать)
- Чем отличается слово от предмета? (с предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести)
- Давайте запишем это слово.
- Какое задание можно выполнить с этим словом? (поставить ударение, разделить на слоги)
- Какой звук мы слышим в начале слова клубок? Дайте характеристику этому звуку.
- Запишите слово второй раз, разделяя его на слоги, поставьте ударение.
V. Работа по теме урока
- Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь. И первая наша остановка у профессора И.И.Самоварова. Давайте его внимательно послушаем. Что же нового он нам расскажет о слове? Слушайте внимательно.
Работа с СDCлово и его значение. Рассказ И.И.Самоварова (отрезок 4)
- С чем сравнивает профессор слово? Что нового вы узнали о слове?
- Что является «скорлупкой» слова по словам профессора Самоварова? (звуковая оболочка, звучание слова)
- С чем сравнивает Самоваров значение слова? (Значение слова - это ядро)
(вывешиваю на доску табличку)
Работа в паре, проблемная ситуация (приём «Исключение»)
- Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах листочки, на которых записаны слова. Прочитайте внимательно слова, зелёным карандашом подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что? и красным карандашом, слова, отвечающие на вопрос кто?
Сирень, белка, камыш, аромат, пронва, книга, волк, змея.
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?
- Какое слово вы не подчеркнули? Объясните, почему.
- Что такое пронва? Как узнать? (это слово не имеет значение, ничего не значит)
Цель урока:
- сформировать представление об орфоэпии.
Задачи:
-рассказать учащимся о том, что такое орфоэпия;
-содействовать формированию чувства языка;
-привитие учащимся бережного отношения к русскому языку;
Ход урока:
-
Организационный момент:
-Здравствуйте, дети! Меня зовут Анита Сергеевна, и сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир русского языка. Все готовы?
-
Минутка чистописания:
-Откроем наши тетрадочки, запишем число, классная работа. И минутка чистописания: сегодня мы с вами пропишем букву Б.
-Начинаем минутку чистописания.
-Кто закончил ручку отложили и садимся ровно.
-
Актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока:
-Ребята с сегодняшнего дня мы с вами, как я уже говорила, отправляемся в увлекательное путешествие. Мы будем заниматься с вами орфоэпией. Кто мне скажет, что такое орфоэпия? (ответы учащихся)
Правильно, орфоэпия это раздел науки о языке, посвящённый нормам литературного русского языка. Ребята, а так ли важно говорить правильно и грамотно? И почему? (ответы учащихся)
Действительно, говорить грамотно очень важно. Ведь если ваш собеседник делает ошибки в произношении, то его уже не так хочется слушать, а хочется скорее исправить эту ошибку. И выходит мы теряем смысл сказанного. Приведу пример следующего диалога:
Алиса и Таня встретились на улице и заговорили:
-Привет, Алиса!
-Привет, Таня!
-Как у тебя дела, Алиса? Чем занималась сегодня?
-Всё хорошо. Вот сходила в магазин, купила маме щАвель для супа и два тортА. Будем сегодня пить чай. Придёшь к нам в гости?
-Спасибо за приглашение, Таня. Обязательно приду. Только давай вечером, а то мне надо маме помочь выбрать по катАлогу обои для комнаты. Хорошо?
-Хорошо. Тогда до вчера!
-До вечера!
Ребята, что в диалоге девочек вы заметили странного? (ответы учащихся)
Да, действительно девочки неверно ставили ударение в некоторых словах. В каких? (ответы учащихся)
Ребята, а красиво ли со стороны звучала их речь, когда девочки неверно ставили ударение? Почему? (ответы учащихся)
-
Физкультминутка
Да, ребята, действительно речь их звучала не очень красиво и безграмотно. Создавалось впечатление, что девочки и вовсе не учились в школе.
А чтобы нам с вами не совершать подобных ошибок, мы начнём заниматься с вами уроками, которые будут объединены одной целью: научить нас говорить правильно. Итак, мы
начинаем с вами занятия
«Говори правильно!» Я буду в этом курсе вашим наставником и другом. Мы вместе освоим азы правильного и грамотно произношения слов и постараемся не делать ошибок в дальнейшем. Мы заведём с вами небольшой орфоэпический словарик, куда будем записывать слова с правильным произношением, которым вы сможете воспользоваться в дальнейшем или же пополнять его самостоятельно.
Ребята, давайте проведем небольшой тест, на знание норм орфоэпии русского языка. Не волнуйтесь, тест не будет оцениваться. (учащиеся выполняют тест)
-
Обобщение и подведение итогов:
Ну, что, ребята, все ли справились с заданиями? Сложно ли вам было?
На следующем занятии мы продолжим работать с орфоэпией русского языка.
-
Рефлексия:
Давайте поднимем карточки: зелёный – если со всем справились; жёлтый – если возникли небольшие затруднения при выполнении; красный
-
если было очень трудно.
Спасибо за урок ребята! До свидания!
Задание 2.
Работа по развитию речи на лексическом уровне включает в себя:
а) работу над усвоением лексического значения новых слов;
б) работу над активизацией словаря детей.
Охарактеризуйте каждое из данных направлений работы по плану:
1. Цели работы.
2. Содержание работы.
3. Конкретные примеры реализации работы по данному направлению в 1, 2, 3, 4 классах (по одному примеру на каждое направление).
1-а:
Тема урока: Слово и его значение.
Цель урока: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение
Планируемые результаты
Предметные:
- формировать умение отличать слово от простого сочетания букв;
- соотносить слово и его значение;
- употреблять слова в речи на уровне осознания значения этих слов;
- продолжать формировать навык каллиграфического письма;
- развивать орфографическую зоркость;
- обогащать словарный запас детей.
Личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи, путем создания «ситуации успеха»;
- формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость учащихся.
Метапредметные результаты
Познавательные Общеучебные:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- осуществлять поиск и представление информации;
- осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Логические: - анализировать и синтезировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- сравнивать, обобщать.
Регулятивные:
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (целеполагание);
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;
- осуществлять оценку и контроль результатов деятельности.
Коммуникативные: - формировать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в парах, используя для этого речевые средства;
- строить монологические высказывания;
- владеть диалогической формой коммуникации.
Формы работы:
-
фронтальная; -
индивидуальная; -
парная; -
самостоятельная.
Технологии:
-
здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутка); -
информационно – коммуникационные (проектор); -
игровые.
Методы и приемы:
-
словесные (рассказ, беседа, работа с учебником, толковым словарём); -
наглядные; -
практические; -
частично-поисковые;
Оборудование:
-
ноутбук; -
проектор; -
электронное приложение к учебнику «Русский язык» Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой; -
карточки со словами на каждую парту; -
смайлики трёх цветов на каждого ученика; -
табличка с темой урока; -
толковый словарь Ожегова; -
толковые словарики русского языка Н.М.Неусыповой на каждого ученика -
коробка с предметами: клубок, ручка, книга -
звуковые схемы у каждого ученика и большие звуковые схемы для демонстрации на доске
Ход урока
Цель: мотивировать детей на начало урока
-
Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня Вас
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Подарите это сиянье всем вокруг, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Я желаю вам успехов в работе на уроке. Садитесь.
-
Мотивация к деятельности
- Кто из вас мечтает быть образованным, культурным и грамотным?
- Что для этого вам потребуется?
- Мы начинаем урок русского языка.
Девиз урока: «Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить».
Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Смайлики»
- Поднимите зелёный смайлик, если у вас хорошее настроение, красный, если плохое, и жёлтый, если нейтральное.
-
Минутка чистописания
Цель: систематизировать знания о написания элементов букв
- Откройте тетради. Начнём работу с минутки чистописания.
- Посмотрите на доску, какую закономерность заметили? (одна прямая с наклонной петлей вверху, другая наклонная прямая с петлей внизу).
Запишите и продолжите данную закономерность.
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Назовите письменные буквы, где используются эти элементы (у, д, в)
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения». Слово» на уроках обучения грамоте.
IV.Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Проблемная ситуация- приём целеполагания
-Послушайте стихотворение Александра Шибаева и попробуйте определить, о чём мы будем говорить на уроке.
Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас – означено словами:
Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
Цель: узнать, что называется словом, и какое значение имеют слова в жизни человека.
- О чем мы будем сегодня говорить?
- О словах.
- Что вы знаете о них? Расскажите.
Приём целеполагания – подводящий диалог
- Как вы думаете, всё ли мы знаем о словах? (нет)
- Для чего они нужны? (чтобы общаться, передавать информацию, получать много новых знаний и т.д.)
- Чем отличается слово от предмета? (предмет можно увидеть, поиграть с ним, потрогать, а слово услышать, произнести)
- Что обозначают слова?
- На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить. Тема нашего урока «Слово и его значение» (вывешиваю табличку с темой урока). Цель урока: научиться различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение (слайд)
Игра «Пойми меня»
Цель: в ходе практических действий определить, чем слово отличается от предмета
Учитель показывает предметы, дети их называют: клубок, ручка, тетрадь
-Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Эльвина, подойди, пожалуйста, и подай мне предмет.
- Я не могу этого сделать
- Почему?
- Я не знаю, какой предмет вы загадали.
- Как же быть ребята? (назвать этот предмет)
- Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет? (слово)
- Я называю его. Клубок. Подай мне его, пожалуйста.
- Что можно сделать с клубком? (играть, вязать, катать)
- Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать то же, что и с клубком? (нет)
- А что можно сделать со словом? (произнести, прочитать, услышать)
- Чем отличается слово от предмета? (с предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести)
- Давайте запишем это слово.
- Какое задание можно выполнить с этим словом? (поставить ударение, разделить на слоги)
- Какой звук мы слышим в начале слова клубок? Дайте характеристику этому звуку.
- Запишите слово второй раз, разделяя его на слоги, поставьте ударение.
V. Работа по теме урока
- Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь. И первая наша остановка у профессора И.И.Самоварова. Давайте его внимательно послушаем. Что же нового он нам расскажет о слове? Слушайте внимательно.
Работа с СDCлово и его значение. Рассказ И.И.Самоварова (отрезок 4)
- С чем сравнивает профессор слово? Что нового вы узнали о слове?
- Что является «скорлупкой» слова по словам профессора Самоварова? (звуковая оболочка, звучание слова)
- С чем сравнивает Самоваров значение слова? (Значение слова - это ядро)
(вывешиваю на доску табличку)
Работа в паре, проблемная ситуация (приём «Исключение»)
- Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах листочки, на которых записаны слова. Прочитайте внимательно слова, зелёным карандашом подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что? и красным карандашом, слова, отвечающие на вопрос кто?
Сирень, белка, камыш, аромат, пронва, книга, волк, змея.
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?
- Какое слово вы не подчеркнули? Объясните, почему.
- Что такое пронва? Как узнать? (это слово не имеет значение, ничего не значит)