Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 – Вводное занятие, на котором я рассказываю учащимся о том, как важно изучать орфоэпию русского языка и даю диагностирующий тест.

Цель урока:

- сформировать представление об орфоэпии.

Задачи:

-рассказать учащимся о том, что такое орфоэпия;

-содействовать формированию чувства языка;

-привитие учащимся бережного отношения к русскому языку;

Ход урока:

  1. Организационный момент:

-Здравствуйте, дети! Меня зовут Анита Сергеевна, и сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир русского языка. Все готовы?

  1. Минутка чистописания:

-Откроем наши тетрадочки, запишем число, классная работа. И минутка чистописания: сегодня мы с вами пропишем букву Б.

-Начинаем минутку чистописания.

-Кто закончил ручку отложили и садимся ровно.

  1. Актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока:

-Ребята с сегодняшнего дня мы с вами, как я уже говорила, отправляемся в увлекательное путешествие. Мы будем заниматься с вами орфоэпией. Кто мне скажет, что такое орфоэпия? (ответы учащихся)

Правильно, орфоэпия это раздел науки о языке, посвящённый нормам литературного русского языка. Ребята, а так ли важно говорить правильно и грамотно? И почему? (ответы учащихся)

Действительно, говорить грамотно очень важно. Ведь если ваш собеседник делает ошибки в произношении, то его уже не так хочется слушать, а хочется скорее исправить эту ошибку. И выходит мы теряем смысл сказанного. Приведу пример следующего диалога:

Алиса и Таня встретились на улице и заговорили:

-Привет, Алиса!

-Привет, Таня!

-Как у тебя дела, Алиса? Чем занималась сегодня?

-Всё хорошо. Вот сходила в магазин, купила маме щАвель для супа и два тортА. Будем сегодня пить чай. Придёшь к нам в гости?

-Спасибо за приглашение, Таня. Обязательно приду. Только давай вечером, а то мне надо маме помочь выбрать по катАлогу обои для комнаты. Хорошо?

-Хорошо. Тогда до вчера!

-До вечера!

Ребята, что в диалоге девочек вы заметили странного? (ответы учащихся)

Да, действительно девочки неверно ставили ударение в некоторых словах. В каких? (ответы учащихся)

Ребята, а красиво ли со стороны звучала их речь, когда девочки неверно ставили ударение? Почему? (ответы учащихся)

  1. Физкультминутка

Да, ребята, действительно речь их звучала не очень красиво и безграмотно. Создавалось впечатление, что девочки и вовсе не учились в школе.

А чтобы нам с вами не совершать подобных ошибок, мы начнём заниматься с вами уроками, которые будут объединены одной целью: научить нас говорить правильно. Итак, мы
начинаем с вами занятия

«Говори правильно!» Я буду в этом курсе вашим наставником и другом. Мы вместе освоим азы правильного и грамотно произношения слов и постараемся не делать ошибок в дальнейшем. Мы заведём с вами небольшой орфоэпический словарик, куда будем записывать слова с правильным произношением, которым вы сможете воспользоваться в дальнейшем или же пополнять его самостоятельно.

Ребята, давайте проведем небольшой тест, на знание норм орфоэпии русского языка. Не волнуйтесь, тест не будет оцениваться. (учащиеся выполняют тест)

  1. Обобщение и подведение итогов:

Ну, что, ребята, все ли справились с заданиями? Сложно ли вам было?

На следующем занятии мы продолжим работать с орфоэпией русского языка.

  1. Рефлексия:

Давайте поднимем карточки: зелёный – если со всем справились; жёлтый – если возникли небольшие затруднения при выполнении; красный

  • если было очень трудно.

Спасибо за урок ребята! До свидания!

Задание 2.

Работа по развитию речи на лексическом уровне включает в себя:

а) работу над усвоением лексического значения новых слов;

б) работу над активизацией словаря детей.

 Охарактеризуйте каждое из данных направлений работы по плану:

1.    Цели работы.

2.    Содержание работы.

3.    Конкретные примеры реализации работы по данному направлению в 1, 2, 3, 4 классах (по одному примеру на каждое направление).

 

1-а:

Тема урока: Слово и его значение.

Цель урока: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение

Планируемые результаты

Предметные: 

- формировать умение отличать слово от простого сочетания букв;

- соотносить слово и его значение;

-  употреблять слова в речи на уровне осознания значения этих слов;

- продолжать формировать навык каллиграфического письма;

развивать орфографическую зоркость;

- обогащать словарный запас детей.

Личностные:

 - развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи, путем создания «ситуации успеха»;

- формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость учащихся.

Метапредметные результаты

Познавательные Общеучебные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;



- осуществлять поиск и представление информации;

 - осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

проводить рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Логические: - анализировать и синтезировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- сравнивать, обобщать.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (целеполагание);

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;

- осуществлять оценку и  контроль результатов деятельности.

Коммуникативные: - формировать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в парах, используя для этого речевые средства;

- строить монологические высказывания;

- владеть диалогической формой коммуникации.

Формы работы:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • парная;

  • самостоятельная.

Технологии:

  • здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутка);

  • информационно – коммуникационные (проектор);

  • игровые.

Методы и приемы:

  • словесные (рассказ, беседа, работа с  учебником, толковым словарём);

  • наглядные;

  • практические;

  • частично-поисковые;

Оборудование:

  • ноутбук;

  • проектор;

  • электронное приложение к учебнику «Русский язык» Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой;

  • карточки со словами на  каждую парту;

  • смайлики трёх цветов на каждого ученика;

  • табличка с темой урока;

  • толковый словарь Ожегова;

  • толковые словарики русского языка Н.М.Неусыповой на каждого ученика

  • коробка с предметами: клубок, ручка, книга

  • звуковые схемы у каждого ученика и большие звуковые схемы для демонстрации на доске

Ход урока

Цель: мотивировать детей на начало урока

  1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Приветствовать сегодня Вас

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Подарите это сиянье всем вокруг, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Я желаю вам успехов  в работе на уроке. Садитесь.


  1. Мотивация к деятельности

- Кто из вас мечтает быть образованным, культурным и грамотным?

 - Что для этого вам потребуется?

- Мы начинаем урок русского языка.

Девиз урока: «Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить».

Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Смайлики»

- Поднимите зелёный смайлик, если у вас хорошее настроение,  красный, если плохое,  и жёлтый, если нейтральное.

  1. Минутка чистописания

Цель: систематизировать знания о написания элементов букв

-  Откройте тетради. Начнём  работу с минутки чистописания.

- Посмотрите на доску, какую закономерность заметили? (одна прямая с наклонной петлей вверху, другая наклонная  прямая с петлей внизу).

Запишите и продолжите данную закономерность.

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Назовите письменные  буквы, где используются  эти элементы (у, д, в)

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения». Слово» на уроках обучения грамоте.

IV.Актуализация знаний по предложенной теме  и осуществление первого пробного действия

Проблемная ситуация- приём целеполагания

-Послушайте стихотворение  Александра Шибаева и попробуйте определить, о чём мы будем говорить на уроке.

Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами:

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно  давно привычно нам, другое – незнакомо.

Цель: узнать, что называется словом, и какое значение имеют слова в жизни человека.

 О чем мы будем сегодня говорить?

- О словах.

- Что вы знаете о них?  Расскажите.

Приём целеполагания – подводящий диалог

- Как вы думаете, всё ли мы знаем о словах? (нет)

-  Для чего они нужны? (чтобы общаться, передавать информацию, получать много новых знаний и т.д.)

- Чем отличается слово от предмета? (предмет можно увидеть, поиграть с ним, потрогать, а слово услышать, произнести)

- Что обозначают слова?

- На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить. Тема нашего урока «Слово и его значение» (вывешиваю табличку с темой урока). Цель урока:  научиться различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение (слайд)


Игра «Пойми меня»

Цель: в ходе практических действий определить, чем слово отличается от предмета

Учитель показывает предметы, дети их называют: клубок, ручка, тетрадь

-Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Эльвина, подойди, пожалуйста, и подай мне предмет.

- Я не могу этого сделать

- Почему?

- Я не знаю, какой предмет вы загадали.

- Как же быть ребята? (назвать этот предмет)

- Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет? (слово)

- Я называю его. Клубок. Подай мне его, пожалуйста.

- Что можно сделать с клубком? (играть, вязать, катать)

- Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать то же,  что и с клубком? (нет)

-  А что можно сделать со словом? (произнести, прочитать, услышать)

- Чем отличается слово от предмета? (с предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести)

- Давайте запишем это слово.

- Какое задание можно выполнить с этим словом? (поставить ударение, разделить на слоги)

- Какой звук мы слышим в начале слова клубок? Дайте характеристику этому  звуку.

- Запишите слово второй раз, разделяя его на слоги, поставьте ударение.

V. Работа по теме урока

- Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь. И первая наша остановка у профессора  И.И.Самоварова. Давайте его внимательно послушаем. Что же  нового он нам расскажет о слове? Слушайте внимательно.

Работа с СDCлово и его значение. Рассказ И.И.Самоварова (отрезок 4)

- С чем  сравнивает профессор слово? Что нового вы узнали о слове?

-  Что является «скорлупкой» слова  по словам профессора Самоварова?   (звуковая оболочка, звучание слова)

- С чем сравнивает Самоваров  значение слова? (Значение слова  - это ядро)

(вывешиваю на доску табличку)

Работа в паре, проблемная ситуация (приём «Исключение»)

- Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах листочки, на которых записаны слова. Прочитайте внимательно слова,  зелёным карандашом  подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что? и  красным карандашом,  слова, отвечающие на вопрос кто?

Сирень, белка, камыш, аромат,  пронва, книга, волк, змея.

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?

- Какое слово вы  не подчеркнули? Объясните, почему.

- Что такое пронва? Как узнать? (это слово не имеет значение, ничего не значит)