Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Какой вывод может из этого сделать? (не каждое сочетание букв имеет значение)
- Значит, словом может являться только, какое слово? (то, которое имеет значение, которое можно объяснить)
Приём целеполагания- работа над понятием
- Вам встретилось слово аромат, а у него есть значение? (да)
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Где можно узнать его значение? (в толковом словаре Ожегова)
- У вас на партах толковые словарики Неусыповой. Откройте словари, найдите и прочитайте значение этого слова.(один ученик читает вслух)
VI. Физкультминутка под музыку
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
- Откройте учебники на с.15. Прочитаем диалог Ани и Самоварова.
-О чём спросила Аня? (есть ли слова, которые ничего не обозначают)
- Что ответил её Самоваров? (нет, каждое слово что-то означает)
- Давайте выполним упр.28, подготовьте звуковые схемы.
- Назовите слова. Составим их звуковые схемы.
(по одному ученику выходят к доске, составляют схемы, записывают слова ниже под схемами)
- Чем отличаются звуковые схемы первого и второго слов? (первым звуком)
- Чем отличаются схемы второго и третьего слов? (звуки поменяли местами)
- Изменилось ли при этом значение слов? (да)
- Сделайте вывод. (Если заменить звуки или поменять местами, может измениться слово и его значение). Проверим себя, прочитав вывод в учебнике внизу на с.15.Чтение вывода на с.15.
- Запишем слова в тетрадь. Проверка.
VIII. Продолжение работы по теме урока. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- О словах придумано немало пословиц, одна из них записана в упр.32, откройте учебники на с.17. Прочитайте её сначала про себя. (один ученик читает её вслух)
- Как вы понимает смысл данной пословицы?
- Что значит пустые слова? (не имеющие смысла)
- Почему слова сравнивают с орехом? ( потому что слово, как орех скорлупка – звуковая оболочка, а ядрышко- значение слова)
Рефлексия содержания учебного материала «Смайлики»
- Запишем пословицу себе в тетрадь. ( один ученик работает у доски). Проверьте написанное. Поднимите зелёный смайлик, у кого всё правильно, жёлтый, у кого 1 ошибка, красный, если у вас 2 и более ошибок.
Рефлексия (приём незаконченного предложения)
- Наш урок подходит к концу. Закончите предложение, выбрав начало
На слайде фразы:
1.Сегодня я узнал…
2.Я понял, что …
- Поднимите зелёный смайлик, если у вас на уроке всё получилось, и вы не сделали ни одной ошибки, жёлтый, если вы немного ошибались и красный, если вы ничего не поняли.
Итог урока
- Какую тему изучали сегодня на уроке?
- Что же вы узнали о слове и его значении?
- С чем можно сравнить слово и его значение?
- Оцените свою работу на уроке смайликом.
- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке.
- Урок я хотела бы закончить словами немецкого философа Г.Гегеля. «Слово - это удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
- А кто такой философ, вы узнаете на следующем уроке.
Тема: «Что такое лексическое значение слова»
Класс: 2
Предмет: русский язык
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения объяснять значение слов.
Тип урока: урок новых знаний
Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;
- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Планируемые результаты :
Личностные: расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.
Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.
Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.
Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.
Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, сигналы (прищепки) для самооценки, презентация
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности .
1. Организационный момент
Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох
2. Психологический настрой.
Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.
-запишите дату: сегодня начинается второй осенний месяц, запишите его название правильно.
-классная работа.
II. Чистописание
- Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)
- А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)
Между прочим, каллиграфия - это искусство четкого и красивого письма. Калос с греческого языка переводится как красивый, а графо – пишу. Значит «красиво пишу».
-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (наклон, высоту и ширину элементов букв, расстояния между словами и соединения букв).
- Напишите каллиграфически те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, не имеющие пары по звонкости и обозначающие всегда мягкий согласный звук.
1. Чч Щщ
(учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)
- Какая орфограмма нам известна с этими буквами?
Ча ча Чу чу Ща ща щу щу
-Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности.
III. Актуализация опорных знаний.
Орфографическая минутка.
Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)
Ковёр, листьев, лежит, на, из, земле.
- Составьте предложение из слов, запишите его.
– Найти знакомые орфограммы (лежит-ЖИ с буквой И; ковёр – безударная гласная; листьев-разделительный мягкий знак.
- Найдите и подчеркните главные члены предложения.
IV. Постановка учебной задачи
Работа в парах:
А теперь поработаем в парах. Расшифруйте слово.
-У вас на столах лежит карточка под №1
В каждом ряду вам необходимо найти «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку нижней строки и прочитать полученное слово.
М | Я | Д | С | Ю | К | Е |
М | Е | Д | Р | Ю | Н | Е |
Л | Я | Д | Р | И | Н | Е |
М | Я | Д | Р | Ю | Н | Е |
М | Я | Д | Р | Ю | Н | А |
М | Я | К | Р | Ю | Н | Е |
| | | | | | |
- Какое слово у вас получилось? (Лексика)
-Что означает это слово?
-Какая проблема возникла?
Какую вы перед собой поставите цель?
Я хочу узнать…… ( что такое лексика?)
- А откуда мы можем получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета
В словаре Ожегова дано следующее определение.
- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)
-Прочитайте, чему мы будем учиться
-Прочитайте тему урока.
Чтение подготовленным учеником стихотворения И.Токмаковой «Плим».
Действительно ли мальчик, герой стихотворения, придумал новое слово?
- Прочитайте вопрос. (Что такое лексическое значение слова?)
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Игра «Отгадай слово»
-
Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса) -
Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова) -
Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)
- А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.
-Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)
-Какой же можно сделать вывод?
- Прочтите правило с.43
Фронтальная работа.
-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.
Упр.48 (устно).
Запишите одну из групп.
Словарная работа. (Видеоурок) Загадка( 2.57)
-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
-Назовите лексическое значение этого слова (учебник стр. 42)
(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза.
Записать ответы на доске и в тетрадях:
-Как ласково назвать берёзу? (берёзка)
-Как называют сок берёзы? (берёзовый)
-Лес из берёз? (березняк)
-Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)
-подчеркните во всех этих словах букву