Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Какой вывод может из этого сделать? (не каждое сочетание букв имеет значение)

- Значит, словом может являться только,  какое слово? (то, которое имеет значение, которое можно объяснить)

Приём целеполагания- работа над понятием

- Вам встретилось слово аромат, а у него есть значение? (да)

- Как вы понимаете значение  этого слова?

- Где  можно узнать его значение? (в толковом словаре Ожегова)

- У вас на партах толковые словарики  Неусыповой. Откройте словари, найдите и прочитайте значение этого слова.(один ученик читает вслух)

VI. Физкультминутка под музыку

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

- Откройте учебники на с.15. Прочитаем диалог Ани и Самоварова.

-О  чём спросила Аня? (есть ли слова, которые ничего не обозначают)

- Что ответил её Самоваров? (нет, каждое слово что-то означает)

- Давайте выполним  упр.28, подготовьте звуковые схемы.

- Назовите слова.  Составим их звуковые схемы.

(по одному ученику выходят к доске, составляют схемы, записывают слова ниже под схемами)

- Чем отличаются звуковые схемы первого и второго слов? (первым звуком)

- Чем отличаются схемы второго и третьего слов? (звуки поменяли местами)

- Изменилось ли при этом значение слов? (да)

- Сделайте вывод. (Если заменить звуки или поменять местами, может измениться слово и его значение).  Проверим себя, прочитав вывод в учебнике внизу на с.15.Чтение вывода на с.15.

- Запишем  слова в тетрадь. Проверка.

VIII. Продолжение работы по теме урока. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

- О словах придумано немало пословиц, одна из них  записана  в упр.32, откройте учебники на с.17. Прочитайте её сначала про себя. (один ученик читает её вслух)

- Как вы понимает смысл данной пословицы?

- Что значит пустые слова? (не имеющие смысла)

- Почему слова сравнивают с орехом? ( потому что  слово,  как орех скорлупка – звуковая оболочка, а ядрышко- значение слова)

Рефлексия содержания учебного материала «Смайлики»

- Запишем пословицу себе в тетрадь. ( один ученик работает у доски). Проверьте написанное. Поднимите зелёный смайлик, у кого всё правильно, жёлтый, у кого 1 ошибка, красный, если у вас 2 и более ошибок.

Рефлексия (приём незаконченного предложения)

- Наш урок подходит к концу. Закончите предложение, выбрав начало

На слайде фразы:

1.Сегодня я узнал…


2.Я понял, что …

- Поднимите зелёный смайлик, если у вас  на уроке всё получилось,  и вы не сделали ни одной ошибки, жёлтый, если   вы немного ошибались и красный, если вы ничего не поняли.

Итог урока

- Какую тему изучали сегодня на уроке?

- Что же вы узнали о слове и его значении?

- С чем можно сравнить слово и его значение?

- Оцените свою работу на уроке смайликом.

- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке.

- Урок я хотела бы закончить словами  немецкого философа  Г.Гегеля.  «Слово - это удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

- А кто такой философ, вы узнаете на следующем уроке.


Тема: «Что такое лексическое значение слова»

Класс: 2

Предмет: русский язык

Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения объяснять значение слов.

Тип урока: урок новых знаний

Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;

- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые результаты :

Личностные: расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.

Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.

Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, сигналы (прищепки)  для самооценки, презентация

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности .

 1. Организационный момент

Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох

2. Психологический настрой.

Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.

-запишите дату: сегодня начинается второй осенний месяц, запишите его название правильно.

-классная работа.

II. Чистописание

- Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)


- А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)

Между прочим, каллиграфия - это искусство четкого и красивого письма. Калос с греческого языка переводится как красивый, а графо – пишу. Значит «красиво пишу».

-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (наклон, высоту и ширину элементов букв, расстояния между словами и соединения букв).

- Напишите каллиграфически   те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, не имеющие пары по звонкости и обозначающие всегда мягкий согласный звук.

1. Чч Щщ

 (учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)

Какая орфограмма нам известна с этими буквами?

Ча ча Чу чу Ща ща щу щу

-Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности.  

III. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая минутка.    

Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)

Ковёр, листьев, лежит, на, из, земле.

- Составьте предложение из слов, запишите его.

– Найти знакомые орфограммы (лежит-ЖИ с буквой И; ковёр – безударная гласная; листьев-разделительный мягкий знак.

-  Найдите и подчеркните главные члены предложения.

IV. Постановка учебной задачи

Работа в парах:

А теперь поработаем в парах. Расшифруйте слово.

-У вас на столах лежит карточка под №1

В каждом ряду вам необходимо найти  «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку нижней строки и прочитать полученное слово.

М

Я

Д

С

Ю

К

Е

М

Е

Д

Р

Ю

Н

Е

Л

Я

Д

Р

И

Н

Е

М

Я

Д

Р

Ю

Н

Е

М

Я

Д

Р

Ю

Н

А

М

Я

К

Р

Ю

Н

Е























- Какое слово у вас получилось? (Лексика)

-Что означает это слово?

-Какая проблема возникла? 

Какую вы перед собой поставите цель?

Я хочу узнать……  что такое лексика?)

- А откуда мы можем получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета

В словаре Ожегова дано следующее определение.

- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)

-Прочитайте, чему мы будем учиться

-Прочитайте тему урока.

Чтение  подготовленным учеником стихотворения  И.Токмаковой «Плим».

Действительно ли мальчик, герой стихотворения, придумал новое слово?

- Прочитайте вопрос. (Что такое лексическое значение слова?)

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра «Отгадай слово»

  • Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)

  • Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова)

  • Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)

- А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.

-Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)

-Какой же можно сделать вывод?

- Прочтите правило с.43  

Фронтальная работа.

-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.

Упр.48 (устно).

Запишите одну из групп.

Словарная работа. (Видеоурок) Загадка( 2.57)

-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. 

-Назовите лексическое значение  этого слова (учебник  стр. 42)

(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза.

Записать ответы на доске и в тетрадях:

-Как ласково назвать берёзу? ерёзка)

-Как называют сок берёзы? (берёзовый)

-Лес из берёз? (березняк)

-Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)

-подчеркните во всех этих словах букву