Файл: 30. Природа света.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 373

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рис. 177. Изображение предмета в «дырочной камере». Размеры отвер­стия камеры не показаны. Каждому лучу на самом деле соответствует конус лучей, поэтому изображение нити лампы оказывается слегка раз­мытым

Для световых волн это явление можно наблюдать, полу­чая изображение с помощью малого отверстия (так назы­ваемая дырочная камера*). Эти наблюдения по­казывают также, что закон прямолинейного распростра­нения света соблюдается только при известных условиях. Соответствующий опыт изображен на рис. 177. На матовом стекле (или фотопластинке), прикрывающем заднюю стен­ку дырочной камеры, получается перевернутое изображе­ние расположенного перед ней ярко освещенного объекта (например, нить лампы накаливания). Изображение хорошо воспроизводит форму предмета и не зависит от формы отверстия, если отверстие достаточно мало.

Этот результат нетрудно понять. Действительно, от каждой точки источника через отверстие проходит узкий световой пучок, который дает на экране небольшое пят­нышко, воспроизводящее форму отверстия. Свет от всего источника в целом дает на экране картину, нарисован­ную такими светлыми пятнышками, накладывающимися друг на друга. Если размер отвер­стия таков, что отдельные пятнышки превосходят детали картины, то она получится размытой, плохо передаю­щей объект. Но при достаточно малых размерах отверстия размеры пятнышек будут меньше деталей картины, и изоб­ражение получится вполне удовлетворительное.

*) Эту камеру называют камерой-обскурой.

Рис. 178 воспроизводит фотографию, полученную с помощью такой дырочной фотокамеры.

На рис. 179 изображена схема действия «дырочной ка­меры» и вид изображений, полученных при разных разме­рах отверстия. Улучшение изображения при уменьшении размеров отверстия наблюдается лишь да известного пре­дела. При дальнейшем уменьшении отверстия резкость кар-



Рис. 178. Фотография, полученная дырочной камерой



Рис. 179. Схема действия дырочной камеры (вверху) и изображения источника света при разных размерах отверстий (внизу): а) диаметр отверстия около 3 мм; б) около 1 мм; в) около 0,5 мм; г) около 0,03 мм. Источником служит ярко освещенная щель в экране, имеющая вид стрелки ширины около 1 мм.

тины начинает ухудшаться (рис. 179,
г). При очень малых отверстиях «изображение» совсем теряет сходство с источ­ником. Этот опыт показывает, что светлые пятнышки, которые рисуют отдельные точки источника, при малых раз­мерах отверстия расширяются настолько, что пре­восходят детали картины, которая размывается тем больше, чем меньше отверстие. Но так как эти пятнышки есть следы световых пучков, вырезаемых отверстием, то опыт обнару­живает расширение светового пучка при чрезмер­ном уменьшении отверстия. Итак, мы не можем физически выделить сколь угодно узкий пучок. Мы должны ограни­читься выделением по возможности узких световых пучков конечной ширины и заменить их затем линиями, представ­ляющими как бы оси этих пучков. Таким образом, световые лучи являются геометрическим понятием.

Польза, которую мы извлекаем из этого понятия, со­стоит в том, что с его помощью мы можем устанавливать направление распространения световой энергии. Законы, определяющие изменение направления лучей, позволяют решать очень важные в оптике задачи об изменении направ­ления распространения световой энергии. Для разбора такого рода задач вполне уместно заменить физическое по­нятие — световую волну — геометрическим понятием — лучом — и проводить все рассуждения с помощью лу­чей.

Однако далеко не всегда вопрос о характере распростра­нения световых волн может быть решен при помощи понятия о световых лучах. Существует много оптических явлений (опыты с дырочной камерой при достаточно малых раз­мерах отверстия являются примером таких явлений), для понимания которых необходимо обратиться непосред­ственно к рассмотрению световых волн. Рассмотрение све­товых явлений с волновой точки зрения возможно, конеч­но, и для решения более простых задач, где и метод лучей дает вполне удовлетворительные результаты. Но так как метод лучей значительно проще, то его и применяют обычно для рассмотрения всех вопросов, для которых он приго­ден. Поэтому надо отдавать себе ясный отчет, для какого круга задач и с какой степенью точности можно использо­вать геометрические лучи, а где применение их приводит к значительным ошибкам и, следовательно, недопустимо. Таким образом, метод оптики лучей или, как ее назы­вают, геометрической, или лучевой, оптики является приб­лиженным приемом решения, совершенно достаточным для разбора определенного круга вопросов. Поэтому одна из задач изучения оптики состоит в приобретении уменья правильно использовать метод лучей и устанавливать гра­ницы его применения



36. Законы отражения и преломления света. Понятие дисперсии.

Законы отражения и преломления света. Как уже указывалось (см. §76), возможность видеть несветя­щиеся предметы связана с тем обстоятельством, что вся­кое тело частично отражает, а частично пропускает или поглощает падающий на него свет. В § 76 нас интересовали главным образом явления диффузного отражения и пропускания. Именно благодаря этим явлениям свет, па­дающий на тело, рассеивается в разные стороны, |и мы получаем возможность видеть тело с любой сто­роны.

В частности, благодаря рассеянному свету, хотя и слабому, мы видим отовсюду даже очень хорошие зер­кала, которые должны были бы отражать свет только по одному направлению и, следовательно, быть заметными только по одному определенному направлению. Рассеян­ный свет возникает в этом случае из-за мелких дефектов поверхности, царапин, пылинок и т. д. В настоящей главе мы рассмотрим законы направленного (зеркаль­ного) отражения и направленного пропускания (преломления) света.

Для того чтобы имело место зеркальное отражение или преломление, поверхность тела должна быть доста­точно гладкой (не матовой), а его внутренняя структура — достаточно однородной (не мут­ной). Это означает, что неровности поверхности, равно как и неоднородности внутреннего строения, должны быть достаточно малы. Как и во всяком физическом явлении, выражение «достаточно мало» или «достаточно велико» означает малое или большое по сравнению с ка­кой-то другой физической величиной, имеющей значение для изучаемого явления. В данном случае такой величи­ной является длина световой волны. В даль­нейшем мы укажем способы ее определения. Здесь же ог­раничимся указанием, что длина световой волны зависит от окраски светового пучка и имеет значение от 400 нм (для фиолетового цвета) до 760 нм (для красного цвета). Таким образом, для того чтобы поверхность была оптически глад­кой, а тело оптически однородным, необходимо, чтобы не­ровности и неоднородности были значительно меньше микрометра.

В этой главе мы ограничимся рассмотрением случая, когда поверхность тела плоская; вопрос о прохожде­нии света через искривленную (сферическую) поверхность будет рассмотрен в следующей главе. Примером плоской поверхности может служить граница раздела воздуха и какой-нибудь жидкости в широком *) сосуде. Соответ­ствующая полировка твердых тел также позволяет получать весьма совершенные плоские поверхности, среди которых металлические поверхности выделяются своей


способностью отражать мно­го света. Из стекла легко можно сделать плоские пла­стинки, которые затем покры­ваются слоем металла, в ре­зультате чего получаются обычные зеркала.

Рассмотрим следующий простой опыт. Направим, на­пример, узкий пучок лучей на поверхность воды в большом сосуде (рис. 180). Мы обнару­жим, что часть света отра­зится от поверхности воды, другая часть пройдет из воз­духа в воду. Для того чтобы падающий луч SO, отражен­ный луч ORи прошедший в воду луч ODбыли лучше вид­ны, рекомендуется слегка запылить воздух над сосудом (например, дымом), а в воде, заполняющей сосуд, раство­рить немного мыла, благодаря чему вода станет слегка мутной. На опыте видно, что вошедший в воду луч не яв­ляется простым продолжением луча, падающего на гра­ницу раздела, а испытывает преломление.

При изучении данного явления нас будут интересовать, во-первых, направления отраженного и преломленного лучей и, во вторых, доля отраженной световой энергии и энер­гии, прошедшей из первой среды во вторую.

Рассмотрим вначале отраженные лучи. Накроем по­верхность раздела (зеркало) сверху непрозрачной цилинд­рической поверхностью АСВ, которую можно сделать, например, из плотной бумаги (рис. 181, а). На дуге АСВ проделаем небольшие отверстия, расположенные, напри­мер, через каждые 5°. Тогда окажется, что если луч света пропущен в одно из этих отверстий и направлен по радиусу



Рис. 180. Преломление и отра­жение света при падении луча на поверхность воды

*) В узких сосудах поверхность жидкости может быть заметно искривлена вследствие явлений капиллярности,

шуги АСВ к центру О, то после отражения он выйдет из [прибора через симметричное относительно перпендику­ляра NOотверстие в цилиндрическом колпаке, покрываю­щем зеркало. С какой бы точностью этот опыт ни осуществ­лялся, на самом совершенном угломерном инструменте результат его остается тем же. Этот надежно установленный результат можно формулировать в виде следующего зако­на отражения света: луч падающий, луч отражен­ный и перпендикуляр к отражающей поверхности лежат



Рис. 181. Измерение угла отражения (а) и преломления (б)

в одной плоскости, причем угол отражения луча равен углу падения.


Измерение угла, образуемого преломленным лучом [с перпендикуляром к поверхности раздела (угла пре­ломления), можно проделать тем же способом, какой мы использовали при измерении угла отражения. Для этого нужно продолжить цилиндрическую поверхность ACBво вторую среду (рис. 181, б).Точные измерения угла падения iи угла преломления rприводят к следующему закону преломления: луч падающий, луч преломленный и перпендикуляр к поверхности раздела лежат в одной плоскости. Угол падения и угол преломления связаны соотношением

(81.1)

где показатель преломления nесть постоянная величина, не зависящая от угла падения и определяющаяся оптиче­скими свойствами граничащих сред.

Углы падения i, отражения i' и преломления rпринято измерять от перпендикуляра к поверхности раздела до соответствующего луча.

Первые попытки найти закон преломления были сделаны известным александрийским астрономом Клавдием Птолемеем (умер около 168 г.) почти два тысячелетия назад. Однако точность измерений в то время была еще недостаточно высока, и Птолемей пришел к выводу, что от­ношение углов падения и преломления при заданных средах оста­ется постоянным. Заметим, что для получения правильной зависимости между углом падения и углом преломления нужно измерять эти углы с точностью до нескольких минут; это особенно существенно при неболь­ших углах падения и преломления. При грубых измерениях при неболь­ших углах вместо постоянства отношения синусов углов легко прийти к неправильному выводу о постоянстве отношения самих уг­лов *), как и случилось с Птолемеем. В правильной форме закон пре­ломления был установлен только спустя полторы тысячи лет после Пто­лемея голландским физиком Виллебрордом Снеллиусом (1580—1626) и, по-видимому, независимо от него французским физиком и математиком Рене Декартом (1596—1650).

Перейдем теперь к вопросу о количестве отра­женной световой энергии. Мы знаем, что изображение нашего лица в хорошем зеркале всегда более светлое, чем, например, в поверхности воды озера или ко­лодца. Это связано с тем уже неоднократно упоминавшимся обстоятельством, что не вся световая энергия, падаю­щая на границу раздела двух сред, отражается от нее: часть света проникает через границу раздела во вторую среду и проходит через нее насквозь или частично погло­щается в ней.