Файл: Философия Нового времени План Общая характеристика философии Нового времени Ф. Бекон, Р. Декарт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы для повторения
-
Назовите основные положения диалектического материализма. -
В чем заключается новая концепция истории марксизма? -
Какие проблемы решает неотомизм? -
В чем смысл неопозитивизма? -
Каковы особенности философии экзистенциализма?
Тема : Человек и человеческое бытие
-
Вводная часть -
Человек и природа. Природное и социальное в человеке -
Человек в системе социальных отношений -
Человек и исторический процесс -
Личность и массы -
Свобода и необходимость
7.Ценности человеческого бытия. Типология ценностей.
Человек - общественное существо, обладающее сознанием, выступающее как субъект исторического процесса.
Индивид – единый представитель человеческого рода, высшего биологического рода «homosapiens».
Индивидуальность – индивид, взятый в его неповторимых, своеобразных качествах.
Личность – это индивид, взятый в его социальных качествах, с присущими ему интеллектуальными, социально-экономическими и моральными характеристиками.
1. Философия издавна интересуется и пытается постичь, объяснить человека и его сущность. 20в. Не внёс ясности. По мнению Н.Бердяева человек по прежнему загадка в мире.
Философия в отличие от частных наук, которые рассматривают его с позиции интересов данной науки, рассматривают его всесторонне, изучает наиболее существенные и ценностные аспекты человека.
2. а) Под природой в широком смысле понимается всё сущее, т.е. Вселенная. В узком смысле – совокупность естественных условий существования чел-го общества.
Человек представляет собой часть природы, и вне её, он существовать не может. Связь природы и её преобразования составляют способ человеческого существования.
Человек живёт природой. Она является как - бы его телом.
В современную эпоху человек принимает новую, принципиальную ответственность за ту часть природы, в рамках которой протекает его жизнедеятельность. Это связанно с тем, что бурное развитие научно- технического прогресса привело к возникновению экологической проблемы, к проблеме ООС, от разрушительного влияния человека.
Возникла парадоксальная ситуация – природу, надо защищать не от каких – то неизвестных сил, а именно от самого человека.
Человечество в поисках выхода из сложившейся ситуации, выявило реальную альтернативу, суть которой состоит – в регулировании наиболее жёстких, вредных для биосферы технологий, чтобы ослабить их разрушающее влияние на человека.
б) Соотношение природного и общественного в человеке, представляет собой проблему, решение которой всегда вызывало споры.
В философии сложилось 2 подхода: 1) социалогизаторский
2) биологизаторский.
Второй абсолютизирует естественные свойства человека, его природные качества.
Сущность человека рассматривается преимущественно с позиции биологии и кинетики.
Первый подход – это абсолютизация духовного, социального начала, рассматривающая человека как «слепка» с окружающих его социальных отношений, отбрасывая природную сторону его бытия.
Оба эти подхода односторонни. И каждый их них конкретирует только один аспект человеческого бытия. Но есть научное обоснование, которое рассматривает человека как единство природного и социального, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими.
3)Человек в системе социальных связей Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не сам по себе, не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей. Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Понятие общественное отношение некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как социальный субъект и социальная деятельность. Именно в ходе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.
4.Общественные отношения – это отношения, в которые люди вступают в процессе их совместной жизни. Эти отношения принято делить на материальные.
Материальные отношения – это отношения, которые не зависят от воли и сознания людей. К этим отношениям прежде всего относятся отношения связанные с людьми – производственны, семейные, бытовые и др.
Идеологические отношения – это отношения, которые складываются на основе тех или иных общественных идей. В которых отражаются человеческие интересы и потребности, и прежде чем сложится, они проходят через сознание людей.
Выделяются уровни или группы общественных отношений:
1) отношения между различными социальными общностями, т.е. классами, нациями и т.д.
2) отношения между разного рода трудовыми коллективами
3) межличностные отношения
Носителями соц.отношений выступают люди. При этом они вступают в различные виды связей и отношений(политические, религиозные, нравственные т. д.)
4.Человек представляет собой субъект человеческой истории, развитие человеческой и духовной культуры.
Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет отметить, что общество постоянно непрерывно изменяется.
В этой связи возникает вопрос о том, каковы причины общественной революции? Кто выступает в качестве движущих сил историч.процесса? Люди сами творят свою историю, они являются одновременно и субъектом, и объектом общ.процесса, который развивается в соответствии с естественным ист.процессом.
Говоря об определяющей роля общественных масс в ист.процессе, можно заметить, что эта роль проявится во всех сферах жизни общества.
Из всего следует, что подлинными творцами исторического процесса являются не так называемые выдающиеся исторические личности, а именно народные массы.
5. Проблема соотносимости личности и массы занимала историков, философов, социологов на протяжении всей человеческой истории. Между тем, некоторые мыслители разрывают эту связь- абсолютизируя значение одного элемента и пренебрегая другим.
Французский историк Моно писал о деятельности масс, и недооценивал творения отдельных индивидов.
В советской философии роль народа в истории преувеличивалась.
В западной социологии роль народных масс рассматривалась неадекватным образом.
С точки зрения младогегельянцев народ представляет собой плотную силу.
Эти теоретики непомерно развивали роль мыслящей личности и считала их движущей силой.
Классики марксизма считали, что народ является творцом историч. развития, т.к. народ способен и выступает главной производительной силой общества. Эта оценка роли народных масс в истории, не только умаляет роли выдающихся и великих деятелей, но напротив – даёт справедливую оценку их деятельности.
Плеханов отмечал, что эти личности не могут изменить ход истории, нарушить её общую, объективную логику, но на форму движения истории как выразителей потребностей и задач своей эпохи, в некотором роде оказывают влияние.
Но при всём этом, нельзя оправдывать слепое поколение, непомерное преувеличение их исторической роля. Нарушение меры авторитета выдающейся личности способно породить культ личности.
6.Свобода и необходимость - философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве рассматривают С. и н.. как взаимоисключающие понятия понимают С. как самоопределение духа, как С. воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идеи детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможным нравственную оценку его действий. Только ничем не ограниченная и безусловная С. выступает, с их т. зр., единственной основой человеческой ответственности, а следовательно, и этики. Крайний субъективизм в объяснения С. допускают, напр., приверженцы экзистенциализма (Сартр, Ясперс др.). Диаметрально противоположного и тоже неверного взгляда придерживаются сторонники механистического детерминизма. Они отрицают С. воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами. Эта метафизическая концепция означает абсолютизацию объективной Н. и приводит к фатализму. Научное объяснение С. и н. основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой точки. зрения. принадлежит Спинозе, к-рый определил С. как осознанную необходимость. Развернутая концепция диалектического единства С. и н. с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы С. и н. исходит из признания объективной Н. как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного. Н. существует в приводе и об-ве в форме объективных законов непознанные законы проявляются как «слепая» Н. В начале своей истории человек, будучи не в состоянии проникнуть в тайны природы, оставался рабом непознанной Н., был несвободен. Чем глубже человек постигал объективные законы, тем более осознанной и свободной становилась его деятельность. Помимо природы ограничение человеческой С. обусловлено еще зависимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественных сил. В об-ве, разделенном на антагонистические классы, социальные отношения враждебно проти-, постоят людям и господствуют над ними. Социалистическая революция уничтожает антагонизм классов и освобождает людей от социального гнета С обобществлением средств производства анархия производства сменяется плановой, сознательной его организацией. В ходе строительства социализма и коммунизма условия жизни людей, господствовавшие до сих пор над ними в виде чуждых, стихийных' сил, поступают под контроль человека. Происходит скачок из царства необходимости в царство свободы (Энгельс). Все это дает людям возможность сознательно использовать