ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(гарантированность возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещенных в открытом доступе проектов нормативных правовых актов, привлечение профильных экспертов при подготовке заключения об антикоррупционной экспертизе).
Основные требования к стилю изложения положений нормативных правовых актов и их проектов:
1) логическая последовательность изложения мысли, ее ясность, краткость, емкость и смысловая завершенность;
2) единообразие способов формулирования предписаний;
3) внутренняя согласованность положений нормативного правового акта или его проекта;
4) использование однозначных терминов с четким смыслом, употребление слов и выражений в прямом их значении.
Вопрос 4. Субъекты проведения антикоррупционной экспертизы и требования к независимым экспертам.
Антикоррупционную экспертизу проводят:
органы прокуратуры РФ;
Министерство юстиции РФ (его территориальные органы);
разработчики нормативных правовых актов;
независимые эксперты.
Органы прокуратуры Российской Федерации проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Не отнесено к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации проведение антикоррупционной экспертизы федеральных законов (законопроектов), нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (их проектов), международных и межгосударственных договоров (их проектов).
Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) проводят антикоррупционную экспертизу:
проектов федеральных законов (проектов поправок Правительства Российской Федерации к ним), проекты указов Президента Российской Федерации и проекты постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы;
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер – при их государственной регистрации;
уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований – при их государственной регистрации;
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица (разработчики) проводят антикоррупционную экспертизу принятых (принимаемых) ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. В случае обнаружения органами и организациями в нормативныхправовых актах (проектах) коррупциогенных факторов, принятие мер поустранению которых не относится к их компетенции, они информируютоб этом органы прокуратуры Российской Федерации.
Независимые эксперты могут проводить антикоррупционную экспертизу любых нормативных правовых актов (их проектов). Основным принципом антикоррупционной экспертизы является принцип компетентности лиц, проводящих экспертизу. Высокий уровень знаний и опыта эксперта обеспечивает качественное и эффективное проведение антикоррупционного исследования. Для подтверждения своей компетенции и в последующем, для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, эксперт должен пройти процедуру аккредитации и получить соответствующее свидетельство. Аккредитацию независимых экспертов и экспертных организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
Требования к независимым экспертам.
Независимым экспертом может быть:
гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет;
юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее трех работников, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Специальные требования к профилю высшего образования, наличию опыта экспертной деятельности к кандидату не предъявляются.
Независимыми экспертами не могут быть:
гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость;
гражданин, сведения о применении к которому взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
гражданин, осуществляющими деятельность в органах и организациях, разрабатывающих соответствующий нормативный акт;
международные и иностранные организации;
некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.
Исчерпывающий перечень документов для получения аккредитации в качестве независимого эксперта и порядок ее проведения установлены Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2012 N 146. Реестр аккредитованных экспертов ведется Минюстом России.
Аннулирование аккредитации независимого эксперта осуществляется в случаях:
поступления заявления независимого эксперта об аннулировании аккредитации;
отзыва независимым экспертом заявления о согласии на обработку персональных данных;
непредставления независимым экспертом заявления о согласии на обработку персональных данных.
Вопрос 5. Особенности процедуры проведения антикоррупционной экспертизы.
Антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта проводится различными уполномоченными субъектами:
1) на стадии проекта нормативного правового акта;
2) в процессе мониторинга правоприменения действующего нормативного правового акта.
Прокурор при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов:
1) вносит требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов;
2) обращается в суд с заявлением об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
Требования прокурора и заявление в суд должны содержать предложение конкретного способа устранения коррупциогенных факторов, которыми могут являться:
1) внесение изменений в нормативный правовой акт;
2) отмена нормативного правового акта (или его отдельных норм);
3) разработка и принятие иного нормативного правового акта, устраняющего коррупциогенные факторы.
Порядок рассмотрения требования прокурора об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов:
Требованиевносится прокурором в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт. Требование прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок со дня его поступления.
Требование, направленное прокурором в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа с участием представителя прокуратуры. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору.
При отклонении требования прокурора происходит обращение в суд с заявлением об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
Отличительные черты антикоррупционной экспертизы, проводимой органами прокуратуры:
1) проводится в отношении действующих нормативных правовых актов;
2) в случае выявления в правовом акте коррупциогенных факторов выносится требование прокурора об изменении нормативного правового акта;
3) проводится в отношении нормативных правовых актов не выше уровня федеральных министерств, служб и агентств;
4) проводится в отношении не любых нормативных правовых актов, а только тех, которые указаны в ч. 2 ст. 3 Закона об антикоррупционной экспертизе;
5) требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
Основные требования к стилю изложения положений нормативных правовых актов и их проектов:
1) логическая последовательность изложения мысли, ее ясность, краткость, емкость и смысловая завершенность;
2) единообразие способов формулирования предписаний;
3) внутренняя согласованность положений нормативного правового акта или его проекта;
4) использование однозначных терминов с четким смыслом, употребление слов и выражений в прямом их значении.
Вопрос 4. Субъекты проведения антикоррупционной экспертизы и требования к независимым экспертам.
Антикоррупционную экспертизу проводят:
органы прокуратуры РФ;
Министерство юстиции РФ (его территориальные органы);
разработчики нормативных правовых актов;
независимые эксперты.
Органы прокуратуры Российской Федерации проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Не отнесено к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации проведение антикоррупционной экспертизы федеральных законов (законопроектов), нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (их проектов), международных и межгосударственных договоров (их проектов).
Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) проводят антикоррупционную экспертизу:
проектов федеральных законов (проектов поправок Правительства Российской Федерации к ним), проекты указов Президента Российской Федерации и проекты постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы;
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер – при их государственной регистрации;
уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований – при их государственной регистрации;
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица (разработчики) проводят антикоррупционную экспертизу принятых (принимаемых) ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. В случае обнаружения органами и организациями в нормативныхправовых актах (проектах) коррупциогенных факторов, принятие мер поустранению которых не относится к их компетенции, они информируютоб этом органы прокуратуры Российской Федерации.
Независимые эксперты могут проводить антикоррупционную экспертизу любых нормативных правовых актов (их проектов). Основным принципом антикоррупционной экспертизы является принцип компетентности лиц, проводящих экспертизу. Высокий уровень знаний и опыта эксперта обеспечивает качественное и эффективное проведение антикоррупционного исследования. Для подтверждения своей компетенции и в последующем, для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, эксперт должен пройти процедуру аккредитации и получить соответствующее свидетельство. Аккредитацию независимых экспертов и экспертных организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
Требования к независимым экспертам.
Независимым экспертом может быть:
гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет;
юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее трех работников, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Специальные требования к профилю высшего образования, наличию опыта экспертной деятельности к кандидату не предъявляются.
Независимыми экспертами не могут быть:
гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость;
гражданин, сведения о применении к которому взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
гражданин, осуществляющими деятельность в органах и организациях, разрабатывающих соответствующий нормативный акт;
международные и иностранные организации;
некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.
Исчерпывающий перечень документов для получения аккредитации в качестве независимого эксперта и порядок ее проведения установлены Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2012 N 146. Реестр аккредитованных экспертов ведется Минюстом России.
Аннулирование аккредитации независимого эксперта осуществляется в случаях:
поступления заявления независимого эксперта об аннулировании аккредитации;
отзыва независимым экспертом заявления о согласии на обработку персональных данных;
непредставления независимым экспертом заявления о согласии на обработку персональных данных.
Вопрос 5. Особенности процедуры проведения антикоррупционной экспертизы.
Антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта проводится различными уполномоченными субъектами:
1) на стадии проекта нормативного правового акта;
2) в процессе мониторинга правоприменения действующего нормативного правового акта.
Прокурор при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов:
1) вносит требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов;
2) обращается в суд с заявлением об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
Требования прокурора и заявление в суд должны содержать предложение конкретного способа устранения коррупциогенных факторов, которыми могут являться:
1) внесение изменений в нормативный правовой акт;
2) отмена нормативного правового акта (или его отдельных норм);
3) разработка и принятие иного нормативного правового акта, устраняющего коррупциогенные факторы.
Порядок рассмотрения требования прокурора об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов:
Требованиевносится прокурором в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт. Требование прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок со дня его поступления.
Требование, направленное прокурором в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа с участием представителя прокуратуры. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору.
При отклонении требования прокурора происходит обращение в суд с заявлением об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
Отличительные черты антикоррупционной экспертизы, проводимой органами прокуратуры:
1) проводится в отношении действующих нормативных правовых актов;
2) в случае выявления в правовом акте коррупциогенных факторов выносится требование прокурора об изменении нормативного правового акта;
3) проводится в отношении нормативных правовых актов не выше уровня федеральных министерств, служб и агентств;
4) проводится в отношении не любых нормативных правовых актов, а только тех, которые указаны в ч. 2 ст. 3 Закона об антикоррупционной экспертизе;
5) требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.