Файл: Аннотация Цель и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б)      совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

 

Указанный закон определяет лишь перечень деяний, которые можно отнести к коррупционным, но не определяет сущность коррупции как явления.

«Коррупция – это сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Было бы неверно понимать коррупцию лишь как совершение преступлений коррупционной направленности. Специалисты совершенно справедливо отмечают, что «коррупция проявляется в целом спектре правонарушений. Это и преступления коррупционной направленности, и административные правонарушения, и дисциплинарные проступки, и гражданско-правовые деликты». Понятие коррупции исследуется в рамках различных подходов школ, течений и направлений научной мысли, она является предметом правовых, экономических, социологических, культурологических исследований. Рассмотрим четыре основных подхода к определению «коррупция»:

Первый подход трактует коррупцию в широком смысле как прямое использование лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, а в узком смысле: должностное лицо принимает противоправное решение, из этой которого извлекает выгоду другая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Второй подход говорит о коррупции как об определенном виде социально-экономических отношений. Исходя из этого подхода, можно выделить две крупные разновидности коррупции. Первая их них – «западная коррупция», которая выступает в роли своеобразного рынка коррупционных услуг, где стороны вступают во временные разовые отношения купли-продажи. Эта разновидность характерна для низовой коррупции.

Вторая разновидность – это «восточная коррупция». В этом случае коррупция в стране имеет давно укорененную систему социальных отношений. Данная система, крепко переплетена с другими социальными отношениями – родственными, клановыми, корпоративными, земляческими, профессиональными. Это делает коррупцию в стране системным фактором.

Третий подход рассматривает коррупцию как набор универсальных стратегий поведения больших социальных групп. В рамках такого понятия коррупции, в первую очередь – верхушечной коррупции, порождаемой взаимодействием власти и бизнеса, – рассматривают две стратегии. Первую из них обычно называют – «захват государства». Этим термином обозначают корпоративные и индивидуальные стратегии поведения бизнеса, направленные на установления теневого контроля за принятием решений на высших уровнях власти.
[12]

Вторая стратегия – «захват бизнеса». Это совокупность стратегий и тактик власти, с помощью которых власть в лице своих представлений или даже организаций стремится обеспечить теневой контроль над бизнесом с целью коллективного и индивидуального извлечения административной ренты.

Четвертый подход основан на принципиальном определении коррупции как некого системного общественного явления. В этом случае коррупция трактуется как некий общий дефект системы. В данном случае коррупцию можно рассматривать как «энтропию» общественной системы.

Основные черты коррупции, исходя из обобщения отечественных и зарубежных понятий, заключаются в следующем:

     негативность коррупции как социального явления;

     особо опасный социальный вред – подрыв авторитета государства и власти, утрата доверия к должностным лицам;

     строго определенный круг субъектов коррупции, характеризующийся особыми (специальными) признаками, определяющими их принадлежность к органам государственной власти – объективная сторона коррупции заключается в совершении действий (законных или незаконных), с использованием имеющихся полномочий по занимаемой должности;

     наличие мотива – корыстной или иной личной заинтересованности должностного лица, совершающего указанные действия.

 

Вопрос 3. Типология коррупции.

 

Коррупция – это многогранная проблема, и ее множественные аспекты не всегда легко выявляются. Коррупция может принимать различные формы и происходить из самых разных источников. В то же время ее воздействие может ощущаться на самых разных уровнях. Несмотря на чрезвычайную многогранность и многоликость проявления, принято выделять следующие типы коррупции.

В зависимости от области приложения, коррупцию подразделяют на экономическую и политическую. Под экономической коррупциейпонимается подкуп (получение, обещание, предложение, дача или вымогательство взятки), любое другое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для любых других лиц, вопреки охраняемым законом экономическим интересам гражданина, юридического лица, общества или государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников. К экономической коррупции целесообразно относить также подкуп публичных лиц юридическими лицами (например, на основе решений коллегиальных органов управления), которое в настоящее время не квалифицируется как преступление или административное правонарушение.



Политическая коррупция связана с деятельностью чиновнического аппарата политической власти. В ее основе лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властной элитой и другими структурами общества. Противоречия между интересами правящей элиты и нормами морали и закона возникают не столько из-за взяток, сколько из-за сложившихся клановых отношений, в которых главенствующим является принцип родственных связей.

В. Ле Вайн, опубликовавший в 1975 г. исследование, посвященное развитию политической коррупции (на примере Ганы), исходил из трех постулатов. Во-первых, что существует различие между политической и неполитической коррупцией; во-вторых, что имеется некий водораздел между политической коррупцией и коррупцией политического процесса и, наконец, в-третьих, что коррупция – это социальный процесс. Термин «политическая коррупция», по мнению этого автора, подчеркивает структурный и человеческий компоненты формального государственного устройства и предполагает вовлеченность в данный процесс государственных (и «общественно-политических») должностных лиц. В случае, если в акте коррупции не принимают участие подобные должностные лица, то такая коррупция может быть определена как «неполитическая». В отличие от «политической коррупции» «коррупция политического процесса» ориентирована, прежде всего, не на непосредственное извлечение той или иной материальной выгоды, а на деградацию и извращение самого политического процесса.

Специалисты по коррупции в странах с переходной экономикой Д. Джонс, Дж. Хеллман и Д. Кауфманн выделяют две формы коррупции: административную коррупцию и «скупку государства». Под административной коррупцией они понимают намеренное внесение искажений в процесс реализации законов и правил с целью обеспечить себе или другим нужным им лицам незаконные льготы либо преимущества. Примером служит мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице госинспекторов, чтобы они закрыли глаза на те или иные нарушения правил торговли. Сюда же относятся и взятки ради получения всевозможных допусков и разрешений, беспрепятственного прохождения таможенного досмотра, получения предоставляемых на конкурсной (тендерной) основе госзаказов.

«Скупка государства» заключается в том, что отдельные корпорации или группы лиц с помощью взяток добиваются принятия и реализации выгодных для них законодательных норм и мер экономической политики. В итоге государство действует не в общих интересах, а в частных. Подобная практика близко стоит к лоббированию, правда, незаконному. Она предпринимается с целью обеспечить себе преимущество в результате противоправного и непрозрачного предоставления личных благ. Подобные формы процветают там, где налицо высокая концентрация экономической власти, нет открытого соперничества между общественными партиями и группами интересов, не развиты легитимные каналы политического влияния и лоббирования.


В зависимости от масштаба различают также крупную (политическую) и мелкую коррупцию.

Крупная характеризуется высоким социальным положением субъектов правонарушения, имеет место в высших эшелонах государственного управления. Такая коррупция связана с большими деньгами и риском, поэтому происходит в очень сложных, специфических и конфиденциальных условиях. Растет взаимозависимость участников, фактор доверия между ними, что создает условия для формирования в стране олигархических кланов.

Мелкая коррупция, коррупция ради выживания, существует на низком уровне. В нее вовлечены широкие массы населения, и скрыть ее не представляется возможным.

Различные проявления коррупции классифицируются по месту и характеру коррупционных действий. Так, в зависимости от уровня власти или от типов агентов, вступающих в коррупционные сделки, выделяют коррупцию низовую, верхушечную и международную. Различение осуществляется на основании уровня должностных лиц, принимающих решения и масштабов принимаемых решений.

«Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, иногда наделенные властными полномочиями, а иногда нет, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям. Данный тип коррупции распространен на среднем и низшем уровнях и связан с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации, услуги в сфере здравоохранения, жилья, социального обеспечения и т. п.).

«Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти и охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, приговоры судов высоких инстанций, изменение форм собственности и т. п.). Важно отметить, что очень часто верхушечная коррупция порождается взаимодействием власти и бизнеса. Некоторые считают, что это и есть единственная «настоящая» коррупция, коррупция как таковая. Многие эксперты указывают на то, что уровень верхушечной коррупции, безусловно, весьма высокий в России, тем не менее, не является специфической чертой российской коррупции.

Как правило, существование двух уровней коррупции «низовой» и «верхушечной» тесно взаимосвязано: масштабная низовая коррупция создает благоприятный психологический фон для развития коррупции на более высоких уровнях власти, а существование верхушечной коррупции оправдывает, если не узаконивает, наличие коррупции низовой. Сращивание низовой и верхушечной коррупции образует вертикальную коррупционную структуру, т. е. 
вертикальную коррупцию. С процессами глобализации, развитием внешних связей, становлением международных политических и экономических институтов связано возникновение новых форм коррупции – транснациональной и международной. К транснациональной (международная) коррупции, следует относить те коррупционные проявления, которые связаны с присутствием иностранного элемента (субъекта).

В научной литературе выделяют следующие виды коррупции:

1)      в зависимости от инициатора коррупционных отношений специалисты выделяют низовую (мелкую, повседневную) и вершинную (крупную, элитарную) коррупцию;

2)      в зависимости от направлений деятельности различают коррупцию в сфере государственной власти и коррупцию на предприятиях;[13]

3)      в зависимости от функций, реализуемых властными органами, где коррупция активно проявляется, выделяют: коррупцию в органах исполнительной власти, коррупцию в органах законодательной власти, коррупцию в органах судебной власти и коррупцию в муниципальных органах;[14]

4)      по национальному составу субъектов коррупционных отношений выделяют транснациональную (международную), направленную на монополизацию различных отношений в рамках мирового сообщества, и внутригосударственную коррупцию, то есть коррупцию, распространившуюся на территории отдельного государства или в конкретном национальном сообществе.[15]

 

Крайняя форма проникновения коррупции во все структуры государственной власти – клептократия («власть воров»), обрекающая политическую систему на активизацию необратимых процессов и ее полное разрушение. До определенных пределов коррупция может функционировать и развиваться без клептократии, клептократия без коррупции – никогда. Клептократия – базирующаяся на коррупции форма организации власти и адекватная ей социально-политическая группа, члены которой, допуская серьезные нарушения общественных норм, используют свои властные (обычно государственно-политические) полномочия для быстрого самообогащения и укрепления ключевых позиций в обществе. Это коррупция высшей бюрократии, коммерциализация избирательных кампаний, усиление роли денег в партийном и государственном строительстве, распространение террора и политического вандализма.

 

Вопрос 4. Основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере противодействия коррупции.