Файл: Аннотация Цель и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннотация

 

Цель и задачи дисциплины.

Цель:формирование у обучающихся базовой системы знаний о сущности и видах коррупции, ее детерминантах, о системе мер противодействия коррупции, формировании навыков антикоррупционного поведения.

 

Задачи:

     дать студентам углубленную информацию по учебному курсу;

     овладеть теоретическими знаниями: о конституционно-правовых основах формирования антикоррупционного поведения у государственных служащих, о сущности и формах коррупционных проявлений в государственной службе;

     о причинах и условиях, способствующих коррупционным проявлениям;

     овладеть правоприменительными навыками в области правового регулирования в вопросах по противодействию коррупции.

 

В ходе изучения дисциплины бакалавр должен:

Уметь:

     давать классификацию юридических наук и дисциплин;

     давать классификацию источников юридических наук;

     осуществлять экспертизу правовых документов;

     участвовать в проведении экспертизы проектов нормативно правовых актов в сфере борьбы с коррупцией.

 

Знать:

     основные закономерности возникновения и развития коррупции в РФ; основные принципы разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

     основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (в области антикоррупционного поведения);

     основные правовые механизмы совершения юридических действий в точном соответствии с законом (в части, касающейся антикоррупционного поведения);

     значимые явления и процессы (в части, касающийся антикоррупционного поведения), особенности квалификации фактов и обстоятельств (в части касающейся антикоррупицонного поведения).

 

Иметь представление о:

     состоянии и тенденциях развития законодательства и науки в сфере противодействия коррупции.

 

В результате изучения дисциплины у студента формируется следующие компетенции:

     способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);


     способность обеспечивать соблюдение законодательства РФ субъектами права (ПК-3);

     готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).

 

Тема 1. Природа коррупции как социального явления

 

Вопросы темы:

1.  Содержание коррупции как социально-правового явления.

2.  Определение коррупции, ее сущность и содержание.

3.  Типология коррупции.

4.  Основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере противодействия коррупции.

5.  История развития коррупции с древнейших времен до настоящего времени в России.

 

Перечень формируемых компетенций:

     способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4).

 

Вопрос 1. Содержание коррупции как социально-правового явления.

 

Коррупция остается одной из острых проблем не только РФ, но и всего мирового сообщества. Как указано в Указе Президента РФ от 31.12.2015 г. N 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», коррупция является одной из угроз государственной и общественной безопасности. Сегодня коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональную проблему, которая затрагивает общество и экономику всех стран. Профилактика и искоренение коррупции – это обязанность каждого современного демократического правового государства.[1]

Разрушительное воздействие коррупции отметил 9 декабря 2018 г. и Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерреш в своем послании: «Коррупция существует во всех странах – богатых и бедных, на севере и на юге. Она лишает общество школ, больниц и других жизненно важных услуг... Она подрывает верховенство права и способствует совершению преступлений…».[2]

В соответствии с данными, которые представлены Всемирным банком за 2018 г., объем взяток в мировом масштабе составил один триллион долларов в год. Ежегодно из-за коррупции мировая экономика теряет 2,6 трлн долларов, что составляет более 5 % глобального валового внутреннего продукта.[3] Кроме того, также по данным ВБ – крупные страны предрасположены к более высокому уровню коррупции. Например, в стране размером с Намибию уровень коррупции будет на 0,28 процентного пункта (или на 23 % от среднего значения) ниже, чем в более населенном государстве, сравнимом с Марокко. Поэтому крупным странам необходимо усиливать мониторинг и тяжесть наказания для коррумпированных чиновников сильнее, чем малым.



В Российской Федерации коррупция с каждым годом приобретает все более широкомасштабный характер в различных сферах деятельности. Международное антикоррупционное движение Transparency International («Транспэренси Интернэшнл») опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2019 год. Индекс восприятия коррупции (ИВК) – составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 г. Как и в прошлом году, Россия набрала 28 баллов из 100 и поднялась на одну позицию выше, заняв 137 место из 180. Столько же набрали Доминиканская республика, Кения, Либерия, Ливан, Мавритания, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай и Уганда.[4] Последние 16 лет индекс восприятия коррупции в России не поднимается выше трех баллов, что свидетельствует о стабильно высоком уровне коррупции в России.

Государственные структуры, оценивая состояние коррумпированности, используют данные, которые предоставляет Росстат.

По заявлению Генерального прокурора, растет противодействие коррупции – статистика свидетельствует о снижении на 25 % числа выявленных нарушений. Однако по сравнению с 2003 г., когда годовой оборот коррупционного рынка составлял почти 3 млрд долларов, сейчас он превышает 300 млрд. долларов. В целом по стране возросло на 9,8 % (с 3188 до 3499) число деяний, предусмотренных ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ)[5] (получение взятки). Количество преступлений, предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки), на территории Российской Федерации увеличилось на 15 % (с 2272 до 2612).[6] Ежегодно совершаются сотни тысяч коррупционных правонарушений, которые не входят в официальную статистику и составляют скрытую долю коррупционных правонарушений и преступлений. Размер причиненного преступлениями коррупционной направленности материального ущерба за последние годы неизбежно растет.

Специфика национальной коррупции заключается в:

     наличии мощной широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов, значительная часть которых – основной источник финансирования коррупционеров;

     неконтролируемом обращении дополнительных денежных масс, вызванном высокими ценами на энергоносители на мировом рынке;

     неисполнении или ненадлежащем исполнении принимаемых законов и мер по противодействию коррупции;


     запутанности, сложности, противоречивости и возможности неоднозначного толкования действующих правовых норм;

     наличии множества подзаконных актов, которые произвольно толкуют нормы действующего законодательства;

     слабости и фактической зависимости от исполнительной власти судебной системы;

     отсутствии системы контрольных органов, в том числе парламентского и общественного контроля;

     минимальном риске разоблачения коррупционеров и отсутствии жестких по отношению к ним репрессивных мер (условное или отложенное наказание помилование по амнистии и т. д.);

     отсутствии гарантированного правового статуса и достойного пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

     исключительной по сравнению с другими демократическими государствами монополии чиновничества на принятие решений;

     большом объеме решений, которые чиновники вправе принимать единолично;

     широком и беспрепятственном кадровом обмене между властными и коммерческими структурами;

     вовлечении родственников в коррупционный процесс на низовом уровне власти и в быту;

     постоянном усложнении и модификации форм и способов коррупционных проявлений; коррупционности избирательных процессов (так называемый «административный ресурс») и криминализации политических партий;

     международной направленности российской коррупции; беспрецедентном развитии бытовой коррупции.

 

Таким образом, главная опасность коррупции состоит в том, что она:

1)      дискредитирует право как инструмент регулирования жизни государства и общества;

2)      снижает эффективность государственного управления;

3)      формирует двойные стандарты морали и поведения;

4)      сковывает деловую жизнь общества;

5)      способствует несправедливому перераспределению благ;

6)      снижает доверие общества к власти.

Вопрос 2. Определение коррупции, ее сущность и содержание.

 

Коррупция как явление существовало и существует всегда. Среди ученых-правоведов нет единства относительно понимания сущности коррупции. Это связано с тем, что, во-первых, коррупция имеет различные формы проявления и пронизывает все сферы жизни общества, а, во-вторых, коррупция является предметом изучения многих наук: социологии, политологии, юриспруденции и других. Каждая из названных наук занимается исследованием разных аспектов данного института, что обусловливает отсутствие удовлетворяющего всех единого определения данного феномена.
[7]

Сам термин «коррупция» происходит от лат. «corruptio», означающего «порча, подкуп». По сути эти два слова определяют понимание коррупции и определяют возможности для интерпретации этого явления. Существует много точек зрения на коррупцию как опасное социальное явление. Рассмотрим характеристику некоторых из них. Например, в словаре С.И. Ожегова следующее определение «коррупция – это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, хищении и растрате с мафиозными структурами».[8]

По мнению Г.Н. Борзенкова «коррупция – это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в личных целях».[9] Определение профессора Б.В. Волженкина звучит: «коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах».[10]

В 1979 г. на сессии Генеральной ассамблеи ООН коррупция была определена как «выполнение должностным лицом каких либо действий или бездействия в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения».[11] В международном праве в ряде нормативных правовых актов содержатся рекомендации по определению содержания и признаков коррупции, при этом легальное определение коррупции также отсутствует.

В Конвенции ООН против коррупции 2003 г. данное явление определяется как «злоупотребление публичными должностными лицами вверенной им властью с целью получения личной выгоды и включает в себя помимо взяточничества такие деяния, как, например, злоупотребление влиянием или служебным положением, незаконное обогащение, подкуп в частном секторе, отмывание доходов от преступлений, а также ряд других преступлений».

Долгое время в РФ не существовало официального (легального) определения «коррупция». Впервые данное определение было закреплено в Федеральном законе РФ от 25.12.2008 г. N 273 «О противодействии коррупции». Согласно ст. 1 данного закона, коррупция – это:

а)      злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;