ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аннотация
Цель и задачи дисциплины.
Цель:формирование у обучающихся базовой системы знаний о сущности и видах коррупции, ее детерминантах, о системе мер противодействия коррупции, формировании навыков антикоррупционного поведения.
Задачи:
дать студентам углубленную информацию по учебному курсу;
овладеть теоретическими знаниями: о конституционно-правовых основах формирования антикоррупционного поведения у государственных служащих, о сущности и формах коррупционных проявлений в государственной службе;
о причинах и условиях, способствующих коррупционным проявлениям;
овладеть правоприменительными навыками в области правового регулирования в вопросах по противодействию коррупции.
В ходе изучения дисциплины бакалавр должен:
Уметь:
давать классификацию юридических наук и дисциплин;
давать классификацию источников юридических наук;
осуществлять экспертизу правовых документов;
участвовать в проведении экспертизы проектов нормативно правовых актов в сфере борьбы с коррупцией.
Знать:
основные закономерности возникновения и развития коррупции в РФ; основные принципы разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (в области антикоррупционного поведения);
основные правовые механизмы совершения юридических действий в точном соответствии с законом (в части, касающейся антикоррупционного поведения);
значимые явления и процессы (в части, касающийся антикоррупционного поведения), особенности квалификации фактов и обстоятельств (в части касающейся антикоррупицонного поведения).
Иметь представление о:
состоянии и тенденциях развития законодательства и науки в сфере противодействия коррупции.
В результате изучения дисциплины у студента формируется следующие компетенции:
способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);
способность обеспечивать соблюдение законодательства РФ субъектами права (ПК-3);
готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).
Тема 1. Природа коррупции как социального явления
Вопросы темы:
1. Содержание коррупции как социально-правового явления.
2. Определение коррупции, ее сущность и содержание.
3. Типология коррупции.
4. Основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере противодействия коррупции.
5. История развития коррупции с древнейших времен до настоящего времени в России.
Перечень формируемых компетенций:
способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4).
Вопрос 1. Содержание коррупции как социально-правового явления.
Коррупция остается одной из острых проблем не только РФ, но и всего мирового сообщества. Как указано в Указе Президента РФ от 31.12.2015 г. N 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», коррупция является одной из угроз государственной и общественной безопасности. Сегодня коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональную проблему, которая затрагивает общество и экономику всех стран. Профилактика и искоренение коррупции – это обязанность каждого современного демократического правового государства.[1]
Разрушительное воздействие коррупции отметил 9 декабря 2018 г. и Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерреш в своем послании: «Коррупция существует во всех странах – богатых и бедных, на севере и на юге. Она лишает общество школ, больниц и других жизненно важных услуг... Она подрывает верховенство права и способствует совершению преступлений…».[2]
В соответствии с данными, которые представлены Всемирным банком за 2018 г., объем взяток в мировом масштабе составил один триллион долларов в год. Ежегодно из-за коррупции мировая экономика теряет 2,6 трлн долларов, что составляет более 5 % глобального валового внутреннего продукта.[3] Кроме того, также по данным ВБ – крупные страны предрасположены к более высокому уровню коррупции. Например, в стране размером с Намибию уровень коррупции будет на 0,28 процентного пункта (или на 23 % от среднего значения) ниже, чем в более населенном государстве, сравнимом с Марокко. Поэтому крупным странам необходимо усиливать мониторинг и тяжесть наказания для коррумпированных чиновников сильнее, чем малым.
В Российской Федерации коррупция с каждым годом приобретает все более широкомасштабный характер в различных сферах деятельности. Международное антикоррупционное движение Transparency International («Транспэренси Интернэшнл») опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2019 год. Индекс восприятия коррупции (ИВК) – составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 г. Как и в прошлом году, Россия набрала 28 баллов из 100 и поднялась на одну позицию выше, заняв 137 место из 180. Столько же набрали Доминиканская республика, Кения, Либерия, Ливан, Мавритания, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай и Уганда.[4] Последние 16 лет индекс восприятия коррупции в России не поднимается выше трех баллов, что свидетельствует о стабильно высоком уровне коррупции в России.
Государственные структуры, оценивая состояние коррумпированности, используют данные, которые предоставляет Росстат.
По заявлению Генерального прокурора, растет противодействие коррупции – статистика свидетельствует о снижении на 25 % числа выявленных нарушений. Однако по сравнению с 2003 г., когда годовой оборот коррупционного рынка составлял почти 3 млрд долларов, сейчас он превышает 300 млрд. долларов. В целом по стране возросло на 9,8 % (с 3188 до 3499) число деяний, предусмотренных ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ)[5] (получение взятки). Количество преступлений, предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки), на территории Российской Федерации увеличилось на 15 % (с 2272 до 2612).[6] Ежегодно совершаются сотни тысяч коррупционных правонарушений, которые не входят в официальную статистику и составляют скрытую долю коррупционных правонарушений и преступлений. Размер причиненного преступлениями коррупционной направленности материального ущерба за последние годы неизбежно растет.
Специфика национальной коррупции заключается в:
наличии мощной широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов, значительная часть которых – основной источник финансирования коррупционеров;
неконтролируемом обращении дополнительных денежных масс, вызванном высокими ценами на энергоносители на мировом рынке;
неисполнении или ненадлежащем исполнении принимаемых законов и мер по противодействию коррупции;
запутанности, сложности, противоречивости и возможности неоднозначного толкования действующих правовых норм;
наличии множества подзаконных актов, которые произвольно толкуют нормы действующего законодательства;
слабости и фактической зависимости от исполнительной власти судебной системы;
отсутствии системы контрольных органов, в том числе парламентского и общественного контроля;
минимальном риске разоблачения коррупционеров и отсутствии жестких по отношению к ним репрессивных мер (условное или отложенное наказание помилование по амнистии и т. д.);
отсутствии гарантированного правового статуса и достойного пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
исключительной по сравнению с другими демократическими государствами монополии чиновничества на принятие решений;
большом объеме решений, которые чиновники вправе принимать единолично;
широком и беспрепятственном кадровом обмене между властными и коммерческими структурами;
вовлечении родственников в коррупционный процесс на низовом уровне власти и в быту;
постоянном усложнении и модификации форм и способов коррупционных проявлений; коррупционности избирательных процессов (так называемый «административный ресурс») и криминализации политических партий;
международной направленности российской коррупции; беспрецедентном развитии бытовой коррупции.
Таким образом, главная опасность коррупции состоит в том, что она:
1) дискредитирует право как инструмент регулирования жизни государства и общества;
2) снижает эффективность государственного управления;
3) формирует двойные стандарты морали и поведения;
4) сковывает деловую жизнь общества;
5) способствует несправедливому перераспределению благ;
6) снижает доверие общества к власти.
Вопрос 2. Определение коррупции, ее сущность и содержание.
Коррупция как явление существовало и существует всегда. Среди ученых-правоведов нет единства относительно понимания сущности коррупции. Это связано с тем, что, во-первых, коррупция имеет различные формы проявления и пронизывает все сферы жизни общества, а, во-вторых, коррупция является предметом изучения многих наук: социологии, политологии, юриспруденции и других. Каждая из названных наук занимается исследованием разных аспектов данного института, что обусловливает отсутствие удовлетворяющего всех единого определения данного феномена.
[7]
Сам термин «коррупция» происходит от лат. «corruptio», означающего «порча, подкуп». По сути эти два слова определяют понимание коррупции и определяют возможности для интерпретации этого явления. Существует много точек зрения на коррупцию как опасное социальное явление. Рассмотрим характеристику некоторых из них. Например, в словаре С.И. Ожегова следующее определение «коррупция – это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, хищении и растрате с мафиозными структурами».[8]
По мнению Г.Н. Борзенкова «коррупция – это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в личных целях».[9] Определение профессора Б.В. Волженкина звучит: «коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах».[10]
В 1979 г. на сессии Генеральной ассамблеи ООН коррупция была определена как «выполнение должностным лицом каких либо действий или бездействия в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения».[11] В международном праве в ряде нормативных правовых актов содержатся рекомендации по определению содержания и признаков коррупции, при этом легальное определение коррупции также отсутствует.
В Конвенции ООН против коррупции 2003 г. данное явление определяется как «злоупотребление публичными должностными лицами вверенной им властью с целью получения личной выгоды и включает в себя помимо взяточничества такие деяния, как, например, злоупотребление влиянием или служебным положением, незаконное обогащение, подкуп в частном секторе, отмывание доходов от преступлений, а также ряд других преступлений».
Долгое время в РФ не существовало официального (легального) определения «коррупция». Впервые данное определение было закреплено в Федеральном законе РФ от 25.12.2008 г. N 273 «О противодействии коррупции». Согласно ст. 1 данного закона, коррупция – это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;