Файл: Пути увеличения прибыльности и повышения рентабельности производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Пути увеличения прибыльности и повышения рентабельности

производства»

ВВЕДЕНИЕ
Любое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. В условиях рыночной экономики результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают от реализации продукции и других видов деятельности. Само понятие прибыли имеет разносторонний характер, но будет самым распространённым ее определением будет, то что прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получает предприятие. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Непосредственно она представляет собой разность между выручкой за вычетом всех налогов и полной себестоимостью реализованной продукции. Чем больше прибыль тем эффективней происходит развитие и появляются возможности для расширения производственной деятельности предприятия.

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. В современных рыночных условиях для того, чтобы покупатели предпочитали продукцию изготовленную данным предприятием, чтобы товары пользовались большим спросом, необходимо тщательно следить за финансовым положением, правильно организовывать производственную деятельность и прослеживать экономические показатели.

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.


Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за неё денежную выручку. Но это ещё не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и её реализацию.

Многие экономисты рассматривали проблемы, затрагивающие определения рентабельности предприятия. Следует отметить исследования основателей политической экономии А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, создателей классической и неоклассической теорий рынка Дж. Милля, А. Маршалла, А. Пигу, К. Эрроу, И. Шумпетера, Ф. Найта, О. Уильямсона. В российской экономической литературе известны посвященные вопросам рентабельности предприятия статьи и монографии ученых B.C. Немчинова, Л, А. Гатовского, М.С. Атлас, Н. А. Цаголова, С.С. Дзарасова, В.Н. Черковца, A.M. Бирмана и др.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению уровня прибыльности и рентабельности исследуемой компании.

Из цели выпускной квалификационной работы вытекают следующие задачи:

- изучить теоритические основы экономического содержания категории рентабельности предприятия;

- провести анализ показателей финансового состояния и рентабельности в компании DNS за 2019-2021 гг.;

- разработать рекомендации по увеличению прибыли и рентабельности компании DNS и оценить их экономическую эффективность.

Объектом исследования является процесс формирования прибыли и рентабельности, анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

Предметом выступает теоретико-методические и практические принципы повышения эффективности уровня прибыльности и рентабельности производства компании.

Методы исследования, используемые в работе – метод системного подхода, аналитический и статистический, метод аналогий и сравнений, табличный и графический методы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Понятие и сущность рентабельности предприятия
Как известно, целью любого современного предприятия является получение прибыли. Прибыль, полученная в процессе производства и реализации продукции, позволяет предприятию обновлять основные фонды, увеличивать объемы производства, внедрять новые технологии, то есть создавать все условия для дальнейшего роста эффективности производства и повышения конкурентоспособности продукции.

Главным условием эффективного функционирования любого предприятия является самоокупаемость и прибыльность. Самоокупаемость, или полное покрытие всех затрат предприятия за счет выручки от реализации продукции, не обеспечивает еще расширенное воспроизводство. Необходимо, чтобы до ходы предприятия превышали его затраты. Каждое хозрасчетное предприятие должно давать накопления, которые и служат источником расширенного воспроизводства. А это в свою очередь предполагает постоянную борьбу за снижение себестоимости продукции. Каждое хозрасчетное предприятие должно последовательно проводить режим экономии, добиваясь систематического снижения затрат на единицу продукции при выполнении производственной программы по объему, ассортименту и качеству [12, c. 89].



Прибыль всегда являлась признаком эффективного управления материальными, человеческими, финансовыми и прочими ресурсами, находившимися в распоряжении предприятия. Финансовые результаты, полученные предприятиями, являются основой внутреннего валового продукта и отражают эффективность функционирования экономики страны.

Прибыль - один из обобщающих показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, компании, отрасли.

Превышение выручки над затратами свидетельствует о том, что финансовым результатом является получение прибыли. Когда затраты равны выручке, то мы возмещаем только затраты, в таком случае отсутствует прибыль. В случае превышения затрат над выручкой хозяйствующий субъект находится в области критического риска, то есть получает убытки. Такое состояние не исключает банкротства субъекта.

Само понятие ― прибыль включает в себя различные ее виды, которые характеризуются терминами, требующими определенной систематизации. Основные виды прибыли представлены на рисунке 1.1

Рисунок 1.1 – Основные виды прибыли, представленные в отчетности [23, c. 115]

Благополучие предприятия зависит как от величины прибыли, так и от алгоритма ее распределения, когда ориентируясь на размер прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, собственники принимают решение по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой с учетом перспектив развития предприятия.

Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов и сборов, экономических санкций. Так же за счет прибыли осуществляется формирование поощрительных фондов для стимулирования работников предприятия.

Прибыль является главным показателем экономического эффекта предприятия. Прибыль - это итоговый финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли формирует финансовую базу для самофинансирования роста предприятия, выплаты и начислений дивидендов собственникам. С помощью прибыли погашается часть обязательств перед бюджетом, банком, другими предприятиями и компаниями [6]. Для данного анализа используют отчет о прибылях и убытках, позволяющий дать оценку уровню и динамике прибыли. Кроме абсолютных показателей прибыли исследуют и относительные.

Базовая рентабельность (от немецкого rentabel — доходный, прибыльный) — это доходность от предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, которая обеспечивается получением выручки от реализации товара, продукции, услуг в размерах, возмещающих производственные затраты и издержки и образующих прибыль. Это экономическая эффективность использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов. В зависимости от спецификации анализируемой отрасли и задач анализа, уровень рентабельности может определяться различными методами. Уровень базовой рентабельности определяется отношением балансовой прибыли к средней годовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств [7, c. 96].


Другими словами — это рентабельность предыдущего года, используемая для планирования прибыли при помощи деления базовой прибыли на полную себестоимость товарной продукции. Может выражаться в денежном эквиваленте или в относительных единицах.

Основная политика и цель любого бизнеса — это получение прибыли. Но в количественных показателях ее определение не дает ясного представления об эффективности и перспективах ведения финансовой деятельности, об инвестиционной привлекательности предприятия.

Для обеспечения полнолценного анализа, улучшения производственной и торговой деятельности, собственник или группа акционеров должны полностью понимать все технические моменты, регулирующие распределение денежных средств между ритейлом, рекламой, производством и т. д. Это обуславливает их рациональное использование и своевременный возврат инвестиций, а также планирование прибыли.

Для оценки эффективности работы предприятия необходимо определить не только абсолютные показатели, такие как прибыль. Наличие и величина прибыли не дает возможности определить степень эффективности предприятия.

Поэтому для определения эффективности предприятия принято использовать относительный показатель. Таким показателем является рентабельность. Коэффициент рентабельности — это ключевая численная характеристика при экономической оценке деятельности организации. Рентабельность происходит от слова рента, что означает в буквальном смысле доход. Соответственно рентабельность – это прибыльность, доходность предприятия, которая измеряется в процентах.

Иными словами, рентабельность означает процентное соотношение полученной прибыли к затраченным ресурсам [18, c. 214].

В экономической литературе даётся несколько понятий рентабельности. Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Рентабельность демонстрирует отношение прибыли к анонсированному капиталу, источникам средств, величине расходов. Показатель рентабельности показывает полученную сумму прибыли на каждый рубль активов, доходов, расходов и т.д. Разные показатели рентабельности используют различные субъекты: кредиторы, собственники, руководство компании. Показатели рентабельности более полно отражают окончательные результаты деятельности предприятия в следствии того
, что их величина демонстрирует соотношение эффекта работы предприятия с ресурсами.

«Рентабельность – это относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств» [15].

Рентабельность отражает полученный эффект относительно ресурсов или затрат, примененных для достижения этого эффекта, то есть показывает уровень отдачи затрат и степень использования в процессе производства и реализации продукции средств. Если деловая активность организации в финансовой области проявляется прежде всего в скорости оборотов ресурсов, то рентабельность организации демонстрирует степень прибыльности деятельности предприятия.

В широком смысле рентабельность отражает любую прибыль, получаемую в хозяйственной деятельности организации. В более узком определении рентабельность проявляется в прибыльности. По-другому говоря, если организация получает доход, то оно рентабельно.

Предприятие считается рентабельным, если финансовые результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения). Помимо этого, финансовые результаты должны образовывать сумму прибыли, необходимую для нормального функционирования предприятия [25, c. 103].

Можно выделить два основных вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе прибыли от продаж; рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

Говоря о рентабельности производства, прибыль необходимо соотнести к производственной себестоимости, то есть себестоимости без учета затрат на реализацию. Также рентабельность производства можно получить, рассчитав отношение прибыли от реализации к производственной себестоимости. Но прибыль от реализации получается в результате влияния помимо производственных затрат еще и коммерческих расходов. Если из выручки от реализации продукции вычтем производственную себестоимость, то получим валовую прибыль.

Следует выделить, что чем больше показатели прибыли и рентабельности, тем успешнее действует организация, тем больше ее финансовая стабильность. Главной целью анализа рентабельности предприятия является разработка и принятие экономически аргументированных управленческих решений, нацеленных на устойчивый рост ее финансовых результатов и поиск путей повышения эффективности деятельности [36, c. 120].

Таким образом, прибыль – показатель, который отражает эффективность деятельности предприятия, и является источником финансирования социальных и производственных расходов предприятия. Рентабельность - показатель, который рассчитывается, как отношение валовой прибыли к затратам на производство и реализацию.