Файл: Пути увеличения прибыльности и повышения рентабельности производства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Исходные данные для проведения факторного анализа
Показатель | Отчетный период, 2021 г. | Базисный период, 2020 г. | Абсолютное изменение, тыс. руб. | Темп роста (снижения), % | ||
Условные обозначения | тыс. руб. | Условные обозначения | тыс. руб. | |||
Количество проданной продукции (товаров) | q1 | 1 050 | q0 | 900 | 150 | 116,7 |
Цена продукции (средневзвешенная) | p1 | 2 217,0 | p0 | 4 815,9 | -2 599 | 46,0 |
Выручка от реализации продукции (товаров) | В1 | 2 327 882 | В0 | 4 334 290 | -2 006 408 | 53,7 |
Полная себестоимость от реализации продукции | S1 | 2 281 001 | S0 | 3 900 337 | -1 619 336 | 58,5 |
Себестоимость 1 ед. продукции | Sед. 1 | 2 172,4 | Sед. 0 | 4 333,7 | -2 161 | 50,1 |
Прибыль от реализации продукции | П1 | 46 881 | П0 | 433 953 | -387 072 | 10,8 |
Следующим подготовительным этапом к проведению анализа необходимо рассмотреть показатели в сопоставимых ценах.
Таблица 3.2 - Показатели деятельности предприятия за 2021 г. в сопоставимых ценах
Показатель | Базисный период, 2020 г. | 2021 г. в сопоставимых ценах | Отчетный период, 2021 г. | ||||
Условные обозначения | тыс. руб. | Условные обозначения | формула расчета | тыс. руб. | Условные обозначения | тыс. руб. | |
Выручка от реализации продукции (товаров) | В0 | 4 334 290 | В' | q1 x p0 | 5 056 672 | В1 | 2 327 882 |
Полная себестоимость | S0 | 3 900 337 | S' | | 4 550 393 | S1 | 2 281 001 |
Прибыль от реализации товарной продукции | П0 | 433 953 | П' | | 506 279 | П1 | 46 881 |
Отметим, что при сохранении средневзвешенной цены на реализованные услуги, анализируемая компания получит прибыль от реализации в размере 5 056 672 тыс. руб., себестоимость увечилась до 4 550 393 тыс. руб.
Таблица 3.3 - Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции
Фактор | Ед. изм. | Величина показателя | Удельный вес, % |
Изменение отпускных цен на продукцию (Δp1 = В1 - В') | тыс. руб. | -2 728 790 | 705,0% |
Изменение в объеме продукции (Δp2 = П0 x (S'/ S0) - П0) | тыс. руб. | 72 326 | -18,7% |
Изменение в структуре продукции (Δp3 = p0 x ((В' / В0) - (S' / S0))) | тыс. руб. | 0 | 0,0% |
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции (Δp4 = S' - S1) | тыс. руб. | 2 269 392 | -586,3% |
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔpP5 = S0 x (В' / В0) - S') | тыс. руб. | 0 | 0,0% |
Совокупное влияние факторов | тыс. руб. | -387 072 | 100,0% |
Отметим, что наибольшее отрицательное влияние на изменение выручки оказало уменьшение отпускных цен. Так, факторное влияние составило уменьшение валовой выручки на 2 728 790 тыс. руб.
За анализированный период себестоимость деятельности уменьшилась, что положительно повлияло на прибыль.
Изменение данного показателя повлияло на увеличение в размере 2 269 392 тыс. руб.
Рисунок 3.1 - Факторные влияния на прибыль от реализации продукции
Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо особое внимание уделить ценовой политике.
2. Продвижение, реклама, маркетинг.
После того, как будет выяснится, что причина снижения рентабельности продаж кроется в падении объемов реализации товаров, то предпринимателю стоит больший акцент в работе сделать на маркетинг и продвижение. Различных вариантов для рекламы товаров, на бесплатной основе или за небольшую стоимость сегодня существует достаточно, и каждый бизнесмен сможет выбрать наиболее подходящий. Это может быть также введение бонусной программы, скидки клиентам – все это позволит увеличивать общий чек покупок и привлекать все новых покупателей.
3. Мотивация работников.
Любой предприниматель, заинтересованный в увеличении рентабельности продаж, должен постараться мотивировать своих сотрудников продавать больше, чтобы общее количество позиций увеличивалось, чтобы работники старались максимально выполнить план продаж за месяц. Не исключены также и премии за выполнение плана – все это должным образом мотивирует персонал фирмы продавать активнее и приносить компании дополнительную прибыль.
4. Расширение области деятельности предприятия.
Данная мера позволит предприятию не только повысить уровень рентабельности деятельности, но и позволит эффективно использовать накопленные финансовые ресурсы организации.
Отметим, что данная рекомендация является приоритетным направлением анализируемого предприятия.
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Для реализации выбрано мероприятие, которое заключается в расширении производственной деятельности предприятия.
Для внедрения новых направлений деятельности предприятию необходимо провести тренинги для обучения персонала.
Затраты на проведения данного мероприятия составят (22 800 тыс. руб. – оплата за треннинг (4 дня)); увеличение заработной платы сотрудникам в связи с увеличением выполняемых функций – 12%. В результате расширения деятельности выручка предприятия предварительно увеличится на 13%
В следующей таблице представим общие расходы на реализацию проекта. Рассмотрим влияние на финансовое состояние компании. Расходы на внедрение данного проекта реализуем за счет собственных денежных средств предприятия.
В таблице 3.4 представим прогнозный отчет о финансовых результатах компании.
Таблица 3.4 - Прогнозный отчет о финансовых результатах предприятия
Показатель | Прогноз | Отчетный период, 2021 г. | Базисный период, 2020 г. |
Выручка | 2 630 507 | 2 327 882 | 4 334 290 |
Себестоимость продаж | -1 778 152 | -1 587 615 | -2 926 455 |
Валовая прибыль (убыток) | 852 355 | 740 267 | 1 407 835 |
Коммерческие расходы | -33 623 | -33 623 | -60 584 |
Управленческие расходы | -659 763 | -659 763 | -913 298 |
Прибыль (убыток) от продаж | 158 969 | 46 881 | 433 953 |
Проценты к получению | 117 180 | 117 180 | 28 574 |
Проценты к уплате | -103 400 | -103 400 | -47 406 |
Прочие доходы | 87 731 | 87 731 | 307 013 |
Прочие расходы | -325 893 | -325 893 | -178 448 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | -65 413 | -177 501 | 543 686 |
Текущий налог на прибыль | 13 083 | -419 | -112 726 |
Изменение отложенных налоговых активов | -181 | -181 | 975 |
Чистая прибыль (убыток) | -52 511 | -197 864 | 458 379 |
Таким образом, при расширении деятельности предприятия можно отметить, увеличение чистой прибыли предприятия. Отметим, что несмотря на то, что предприятие получило отрицательный финансовый результат, убыток сократилась более чем в два раза, что является положительной динамикой
Для оценки эффективности деятельности предприятия рассмотрим показатели рентабельности.
Таблица 3.5 - Анализ рентабельности с учетом прогнозного года
| Прогноз | 2021 | Изменение, +/- | Изменение, % |
Рентабельность активов (ROA) | -0,017 | -0,061 | 0,043 | 28,40 |
Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) | -0,080 | -0,374 | 0,294 | 21,29 |
Коэффициент рентабельности продаж (ROS) по чистой прибыли | -0,020 | -0,085 | 0,065 | 23,49 |
Коэффициент рентабельности продаж (ROS) по прибыли от продаж | 0,060 | 0,020 | 0,040 | 300,08 |
Рентабельность производства | -0,021 | -0,087 | 0,065 | 24,49 |
Рентабельность продаж отображает долю прибыли в выручке организации. Так, значение данного показателя за анализированный период увеличилось, что свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятия и наличие положительного финансового результата в прогнозном году. Рентабельность продаж за период увеличилась на 0,04 пункта.
Рисунок 3.2 - Показатели рентабельности предприятия
Коэффициент рентабельности собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала предприятия. Наблюдаемую динамику можно оценить, как положительную. Повышение данного показателя за период составило 0,294 пункта.