Файл: Пути увеличения прибыльности и повышения рентабельности производства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов.
Уровень и сумма прибыли складываются под влиянием множества факторов, которые воздействуют на нее как положительно, так и отрицательно. Факторы, влияющие на прибыль, многочисленны и разнообразны. Они делятся на основные, которые оказывают определяющее влияние на уровень и сумму прибыли, и второстепенные.
На показатель рентабельности влияют две группы факторов, которые делят на две основные группы (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Классификация факторов, влияющих на величину прибыли и рентабельности [16, c. 125].
Все факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, можно разделить на две группы [28, c. 142]:
- факторы внешней среды или объективные;
- факторы внутренней среды или субъективные.
В современных российских условиях важную роль играют факторы внешней среды.
Факторы внешней среды не зависят от деятельности предприятия, но могут оказать значительное влияние на прибыль. К ним относятся [20, c. 178]:
1. Рыночно-конъюнктурные:
- экономическая ситуация в стране;
- уровень инфляции;
- повышение конкурентоспособности в оказании услуг;
- диверсификация деятельности предприятия, т.е. расширение ассортимента выпускаемой продукции;
- организация эффективной рекламы новых видов продукции;
- развитие внешнеэкономических связей;
- изменение тарифов и цен на поставляемые виды услуг и продукцию.
2. Хозяйственно-правовые и административные:
- налоговая и кредитная политика государства и коммерческих банков;
- нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия;
- государственное регулирование тарифов и цен.
Одни из этих факторов прямо влияют на прибыль, другие опосредованно, через товарооборот или издержки производства и обращения. Такие факторы не зависят от деятельности компании и их невозможно предсказать и учесть заранее. Они проявляют свое влияние только на этапе появления. Влияние этих факторов на рентабельность компании зависит от специализации.
Внутренние факторы напрямую зависят от работы самого предприятия, а так же характеризуют работу его коллектива. Кроме того, внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные.
К внепроизводственным факторам относятся [45, c. 61]:
- организация реализации выпускаемой продукции;
- снабжение товарно-материальными ценностями;
- организация финансовой и экономической работы на предприятии;
- природоохранная деятельность предприятия;
- социальные условия труда и быта работников предприятия.
Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли.
В свою очередь производственные факторы могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. К экстенсивным относят факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, их использования во времени и непроизводственное использование ресурсов.
Все эти факторы действуют не изолированно, а в комплексе влияют на прибыль и рентабельность предприятия.
В ходе осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, внутренние и внешние факторы находятся в тесной зависимости друг с другом.
Степень влияния всех вышеперечисленных факторов зависит не только от соотношения их самих, но также и от стадии жизненного цикла предприятия, от профессионализма его менеджеров.
Влияние отдельных факторов невозможно оценить количественно. Примером может служить деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся у потребителя мнение по различным аспектам его деятельности, основой которой является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы.
Высокая репутация позволяет повышать рентабельность предприятия и рассчитывать на дополнительную прибыль. Никакое предприятие не может работать в изоляции. Оно постоянно взаимодействует с внешней средой: с продавцами и производителями товаров, с покупателями (населением), с государственными учреждениями и общественными организациями.
Совокупность всех этих факторов оказывает влияние на эффективность работы предприятия, его рентабельность и величину прибыли. Их рациональное и эффективное использование способствует увеличению выпуска продукции в натуральном выражении и повышению качества производимых изделий. В результате уменьшается объем средств, расходуемых на производство единицы продукции. Соответственно снижаются такие показатели, как материалоемкость, трудоемкость, фондоотдача, себестоимость. В свою очередь, нерациональное использование ресурсов приводит к увеличению объема этих показателей на единицу выпускаемой продукции. А это
снижает показатели, характеризующие интенсивность развития и эффективность хозяйствования.
«Одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств»[12] .
Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют и пути ее повышения. Уменьшению затрат на производство продукции способствуют следующие мероприятия [33, c. 89]:
- расширение объемов производства продукции и улучшение ее качества;
- улучшение политики сбыта, возможное снижение цен, разработка систем скидок и дисконтов для реализации запасов;
- снижение материалоемкости продукции;
- применение прогрессивных информационных технологий, направленных на сбережение ресурсов, информационных технологий, малоотходных технологий, современных форм амортизации, различных научных и опытно-конструкторских технологий, которые с течением времени также могут принести существенный доход, разработка технологий, позволяющих существенно снизить брак на производстве;
- снижение затрат по переработке, транспортировке и хранению материалов, снижение потерь материалов;
- вторичное использование ресурсов;
- экономия электроэнергии при работе энергоемких производств;
- кадровая политика предприятия, когда предпочтение отдается высококвалифицированным специалистам, которые могут совмещать несколько должностей, так же направление сотрудников на курсы переподготовки;
- повышение производительноститруда, создание и поддержание благоприятной обстановки в рабочем коллективе, совершенствование системы организации и оплаты труда работников, повышение мотивации труда;
- эффективное использование оборудования, снижение затрат на основные средства путем ликвидации ненужных основных средств;
- поиски новых поставщиков на более выгодных условиях для закупки более дешевых материалов и сырья;
- поиски новых рынков сбыта благодаря маркетинговой политике;
- улучшение организации политики коммуникаций, проведение различных акций, конкурсов, улучшение рекламы для продажи товаров потребителям;
- постоянное совершенствование методов работы на предприятии;
- повышение технической оснащенности предприятий [27, с. 126].
«Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Следовательно, предприятие должно стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить дальнейшие пути повышения рентабельности» [17].
Наибольшее внимание надо уделить направлению использования прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, а также на расширение деятельности предприятия за счет собственных источников финансирования. Помимо этого, существует и другая альтернатива – свои собственные средства вложить в ценные бумаги других крупных компаний. Например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и через определенное время получить доход, а затем вложить его в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия.
Таким образом, теоретический анализ рентабельности производства показал, что методы ее количественного измерения постоянно находятся в центре внимания. В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности любого предприятия является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. Главной целью планирования является получение максимальной прибыли. Достичь ее предприятие может двумя известными способами роста доходов: за счет экономного распределения ресурсов, что происходит за счет планирования снижения затрат, и на основе приращения используемого капитала.
«Планирование прибыли и рентабельности – это процесс определения и расчета прибыли на основе имеющегося объема производства и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю и снижению затрат на производство. В условиях развитой конкуренции этим достигается не только главная цель предпринимательства, но и происходит удовлетворение общественных потребностей» [14]. Прибыль для предприятий является тем сигналом, который указывает, где можно добиться наибольшего прироста стоимости и создает стимул для инвестирования в эти сферы. А убытки, в свою очередь, выявляют ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.