Файл: Пути увеличения прибыльности и повышения рентабельности производства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разумеется, рентабельность и прибыль тесно взаимосвязаны и в равной степени влияют на эффективность деятельности, но и у них существуют ряд отличий. Например, главное отличие заключается в том, что прибыль является абсолютной величиной, а рентабельность – относительной. В первую очередь, это определяется благодаря специфики их подсчета. При анализе прибыли из общей выручки вычитываются затраты, а при расчете рентабельности соотношения самой прибыльной части и других показателей. Также, еще одно отличие заключается в том, что прибыль является объективной величиной, несмотря на то, что существуют разделения на чистую и валовую, а рентабельность считается мощным инструментом при оценке любых отраслей деятельности предприятия.
1.2 Методологические подходы к анализу показателей рентабельности
Наиболее часто используются такие показатели рентабельности, как:
- «рентабельность основной деятельности;
- рентабельность продаж;
- рентабельность активов;
- рентабельность собственного капитала.;
Рассмотрим эти показатели более подробно» [16].
Рентабельность основной деятельности относится к затратным показателям. Она позволяет провести оценку полученного объема продукции на 1 затраченный рубль. Рассчитывается как соотношение между прибылью от продаж и суммой себестоимости продукции, в которую входят:
- себестоимость проданных товаров, работ или услуг;
- коммерческие расходы;
- управленческие расходы.
Рентабельность основной деятельности показывает, способно ли предприятие самостоятельно покрыть свои расходы полученной прибылью.
Рентабельность основной деятельности рассчитывается по формуле (1) [27, c. 125]:
Rод = Прибыль от продаж / Затраты (1)
Рентабельность продаж – это показатель финансовой результативности деятельности предприятия. Он показывает, какую часть полученной выручки предприятия составляет прибыль. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле (2) [13, c. 44]:
Rп = Прибыль от продаж / Выручку (2)
Рентабельности продаж является и определяющим индикатором всей ценовой политики предприятия, а также определяет способность компании к контролю над издержками. В разных компаниях могут уникальным образом воспринимать значение рентабельности продаж. Это объясняется существенными различиями в разработанных компанией стратегиях по выходу на более высокий и, как следствие, прибыльный уровень в сравнении с деятельностью конкурирующих предприятий
, а также различиями в товарных линейках компаний.
Рентабельность продаж используется чаще всего для формирования оценки, относящейся к операционной результативности предприятий. При этом очень важно помнить о том, что равные показатели выручки, прибыли и операционных затрат у двух абсолютно разных компаний могут привести к совершенно разным показателям рентабельности. На это существенным образом влияют объемы выплат по процентам на величину валовой прибыли.
Коэффициент рентабельности продаж в ходе деятельности компании можно рассчитать, учитывая эффективность работы каждого отчетного периода. Планируемый эффект инвестирования долгосрочного периода он, разумеется, не отражает. Чтобы было понятнее, стоит рассмотреть наглядный пример. Предположим, определенная компания переходит на более перспективные технологии или наиболее актуальные товары, которые требуют крупных денежных вложений. В данном случае вероятность того, что данные анализа рентабельности заметно снизятся, достаточно высока. Но в том случае, если стратегия была грамотно определена и верно сформулирована, все затраченные изначально средства окупятся в самый коротки срок, что дает возможность для формирования заключения о том, что временное понижение рентабельности в деятельности компании вовсе не предполагает ее низкой результативности и эффективности в работе компании [11, c. 129].
Рентабельность продаж показывает нам какой на самом деле является деятельность предприятия - прибыльной или убыточной. Но она не может определить насколько выгодны будут вложения в эту деятельность. Для этого необходимо произвести расчет рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.
Рентабельность активов показывает финансовую отдачу от использования всех активов предприятия. Рентабельность активов рассчитывается по формуле (3) [16, c. 125]:
Rактивов = чистая прибыль / активы (3)
По нормам, данный показатель должен быть 0 – 0,1 (промышленность) и 0 -0,05 (торговля). Он фиксирует способность организации получать прибыль и использовать эффективно применяемое имущество. Для вычисления индекса рентабельности активов следует разделить чистую прибыль на их величину.
Также существует рентабельность оборотных активов. Она представляет собой разность, полученную при делении прибыли в чистом виде на оборотные активы. Этот параметр позволяет определить эффективность распределения ОА, показывает количество прибыли с каждого затраченного рубля и демонстрирует возможности, позволяющие компании обеспечить требуемые объемы дохода по отношению к средствам, находящимся в обороте. Эффективность их использования определяется показателем 0-0,2 (промышленные организации) и 0 – 0,08 (торговые структуры). Чем он выше, тем эффективнее применение оборотных средств.
Существует еще несколько форм рентабельности.
Показатель рентабельности продукции (формула 4) [30, c. 142]:
ROM = ((Чистая) прибыль / Себестоимость) × 100 % (4)
Показатель рентабельности основных средств (формула 5):
ROFA = Чистая прибыль / Основные средства × 100 % (5)
Чем выше показатель, тем эффективнее используются средства предприятия.
Показатель рентабельности трудовых ресурсов (формула 6):
ROL = Чистая прибыль / Среднесписочная численность × 100 % (6)
Оценка оптимального числа сотрудников на предприятии и максимизация их производительности. Помогает увеличить объемы продаж или производства, а также минимизировать издержки.
Наибольший интерес для инвесторов представляет показатель рентабельности собственного капитала. В отличие от рентабельности активов, он учитывает только чистый собственный капитал, а не все активы предприятия, в которые могут вмешиваться и привлеченные средства, потраченные на приобретение имущества.
Рентабельность собственного капитала рассказывает нам о том, с какой отдачей работают деньги собственников, вложение в капитал предприятия. Иными словами, при помощи этого показателя мы можем узнать, сколько прибыли приносит каждый рубль собственного капитала.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле (7) [13, с. 235]:
Rск = Пр / СК × 100 (7),
где Пр – чистая прибыль.
СК – собственный капитал. Для более информативного расчета берется среднегодовой показатель собственного капитала.
Причем некоторые аналитики считают данные расчет таковым, что он занижает значение рентабельности, особенно при высоких значениях прибыли.
Другие финансисты полагают, что значение рентабельности это показатель доходности бизнеса и поэтому рассчитывать его нужно как соотношение собственных средств и прибыли предприятия, то есть сравнивать инвестиции в предприятие с полученными результатами хозяйственной деятельности. Именно поэтому целесообразнее вычислять показатель ROE как отношение чистой прибыли (без учета дивидендов) к собственному капиталу предприятия на начало финансового периода.
Главный финансовый смысл показателя ROE организации состоит в том, что он показывает, сколько единиц прибыли приходится на одну единицу собственного капитала предприятия. Показатель рентабельности нужно рассчитывать только на основании чистой прибыли. Ведь между владельцами предприятия распределяется именно чистая прибыль. Не следует забывать, что рентабельность показывает результаты деятельности предприятия прошлых периодов, не учитывая риски.
Главная ценность ROE в том, что он показывает эффективность использования той части средств предприятия, которая принадлежит собственникам. Для инвестора, как и для собственника бизнеса, важно располагать информацией, насколько результативно работает капитал, который был вложен в предприятие.
Если соотнести показатель ROE с показателем рыночной ставки доходности, то можно определить эффективность работы собственных средств по сравнению с доходностью, которую инвестор может получить на рынке. Если после всех вычислений показатель ROE получается ниже значения рыночной ставки доходности, то для собственника или инвестора выгоднее инвестировать в рыночные активы.
Стоит учитывать, что в долгосрочной перспективе показатель ROE не должен быть ниже показателя вложений в финансовые инструменты с альтернативным уровнем доходности и низким уровнем риска. То есть, если ставка по депозитам в крупном банке выше показателя рентабельности собственных средств, то предприятие перестает быть выгодным для инвестора (собственника). Иными словами, показатель ROE отражает эффективность бизнеса.
Кроме того, снижение показателя ROE указывает на такие процессы, как [12, c. 89]:
- уменьшение оборачиваемости активов;
- увеличение собственного капитала.
Усредненные статистические подсчеты показывают, что для компаний, которые работают в устойчивой экономической среде, характерным показателем рентабельности собственных средств является цифра 10-12%. Если же в экономике протекают ярко выраженные инфляционные процессы – показатель рентабельности обязан быть выше.
Все современные модели оценки рентабельности основаны на общепринятой системе, предложенной 90 лет назад аналитиками компании Du Pont, в которой ценность компании, отображающая ее эффективность, включает в себя рентабельность продаж или оборота и ресурсоотдачу.
Формула Дюпона была разработана компанией DuPont и впервые применена на практике в 20-х годах прошлого столетия. Формула Дюпона имеет следующее преимущество над стандартной формулой: она разбивает показатель рентабельности на три фактора, вследствие чего инвестор может понять, что именно влияет на рентабельность конкретного предприятия в большей степени.
Формула Дюпона выглядит так (формула 8) [29, c. 136]:
ROE = (Чистая прибыль / Выручка) × (Выручка / Активы) × (Активы / Собственный капитал) (8)
Рентабельность делится на три элемента по множителям: рентабельность продаж, оборачиваемость активов, леверидж – кредитное плечо. Деление на множители позволяет лучше понять взаимосвязь между составляющими рентабельности собственного капитала.
Формула, по которой производится расчет рентабельности инвестиций (формула 9) [36, c. 158]:
ROI=(E(1-H)) / (С2- С1))/2) (9)
Н — показатель ставки налогообложения;
Е(1-Н) — показатель дохода после налогового обложения;
С1 — это учетная стоимость всех активов, рассчитанная на начало периода;
С2 — это показатель учетной стоимости активов, рассчитанный на конец периода;
(С2-С1)/2 — показатель среднегодовой стоимости инвестиций, рассчитываемый как среднее между общей учетной стоимостью активов на начало периода и на конец.
Используя показатель бухгалтерской рентабельности инвестиций, появляются возможности для его сопоставлений с другими показателями, свидетельствующими о рентабельности деятельности предприятия и можно определить, насколько приемлемым окажется рассматриваемый объект.
Главные преимущества данного показателя: запредельная ясность и простота при ведении расчетов, а также ориентация на величину дохода. Это позволит создать четкую систему для стимулирования работников, имеющую связь с притоком инвестиций, и одновременно с созданием интереса для акционеров, первое внимание которых всегда обращено на уровень доходов предприятия.
Оптимальный показатель рентабельности достигается путем кооперации организаторских способностей управленцев, технических и экономических возможностей. Если повышается доходность, значит, повышается чистая прибыль компании относительно затраченных усилий.
Каждая серьезная организация имеет квалифицированных аналитиков, которые постоянно обновляют стратегию по повышению доходности и принимают инновационные решения относительно ее развития в будущем. Нужно помнить, что не всегда корпорации с большим валовым доходом имеют высокий показатель доходности. Не эффективное управление может оставлять единицы процентов чистого дохода от общей суммы.
1.3 Методы повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Путь повышения прибыли и рентабельности предприятия является одной из основных задач, которые стоят перед руководством предприятия. В настоящее время многие предприятия стараются планировать свою деятельность, благодаря чему могут реально оценивать свои доходы и расходы.
«Анализ рентабельности производимой продукции поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного увеличения цен. Это в свою очередь повысит рентабельность производства, а значит, улучшит финансовое, социально-экономическое положение предприятия» [10].