Файл: Пути увеличения прибыльности и повышения рентабельности производства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, на предприятии не выполняется первое условие, что свидетельствует о том, что предприятие не платежеспособно в текущий момент времени. При этом недостаток текущих активов по одной из групп, как правило, компенсируется излишком по другим группам.
Рисунок 2.2 – Динамика изменения платежного излишка, или недостатка
Следующим этапом анализа ликвидности баланса проведем коэффициентный анализа (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Коэффициентный анализ ликвидности предприятия
Наименование показателя | Нормативное значение | 2021 г. | 2020 г. | 2019 г. |
Коэффициент текущей ликвидности | от 1,5 до 2,5 | 1,26 | 1,25 | 0,88 |
Коэффициент быстрой ликвидности | от 0,7 до 1,5 | 0,77 | 0,94 | 0,32 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | более 0,2 | 0,68 | 0,73 | 0,14 |
Общий показатель ликвидности баланса предприятия | более или равно 1,0 | 0,79 | 0,89 | 0,45 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами | более или равно 0,1 | -0,16 | -0,04 | -0,15 |
Коэффициент маневренности функционального капитала | | 1,88 | 1,25 | -4,85 |
Первый показатель – коэффициент текущей ликвидности. Показатель характеризует возможность анализируемой компании погасить краткосрочные обязательства за счет использования собственных оборотных активов. Так, на конец 2019 г. показатель составлял 0,88, на конец 2020 г. показатель увеличился и составил 1,25, на конец 2021 г. показатель составил 1,26. Такое изменение произошло из-за уменьшения суммы оборотных активов, что свидетельствует о том, что в компании существуют трудности в покрытии текущих обязательств. Для улучшения финансовой ситуации необходимо сокращать кредиторскую задолженность.
Рисунок 2.3 – Показатели ликвидности баланса
Следующий коэффициент динамика, которого не соответствует нормативному значению – общий показатель ликвидности. Заметим, что последний характеризует возможность компании осуществлять необходимые расчеты по всем видам обязательств (Приложение В).
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (СОС) показывает достаточность у организации собственных средств для финансирования текущей деятельности. Наблюдаемая динамика свидетельствует о том, что на предприятии недостаточно собственных средств для нормального финансирования текущей деятельности. На отрицательное значение повлияло увеличение суммы внеоборотных активов, что свидетельствует о приобретении имущества или инвестиций в строительство.
Проанализируем показатели, рассчитанные в Приложении Г.
Отметим, что динамика коэффициента автономии не соответствует рекомендованным значением. Так, показатель на конец 2019 г. составлял 0,13. Данное значение свидетельствует о том, что собственный капитал занимает 13% к общей сумме пассивов предприятия. На конец 2021 г. значение составило 0,14. Необходимо заметить, что наблюдаемое значение характеризует предприятия как финансово зависимое от внешних источников. Такие изменения произошли за счет увеличения суммы активов, с 2 387 613 тыс. руб. в 2019 г., до 4 128 519 тыс. руб. в 2021 г.
Следующий показатель – коэффициент финансовой устойчивости. Значение не соответствует рекомендованным значениям. Так, наблюдаемая динамика свидетельствует о том, что предприятие в значительной мере зависимо от источников внешнего финансирования, о чем также свидетельствует значительное увеличение долгосрочных кредитов и займов. Значение раздела увеличилось с 39 109 тыс. руб. в 2019 г., до 1 143 605 тыс. руб. в 2021 г. Отметим, что соблюдение динамики приведет к росту неплатежеспособности.
Коэффициент оборачиваемости активов – характеризует интенсивность использования организацией всей совокупности имеющихся активов. Динамика, которая наблюдается на предприятии свидетельствует о снижении оборачиваемости, что характеризует о снижении доходности активов предприятия. Срок оборачиваемости активов увеличился, что свидетельствует о замедлении оборачиваемости активов, что подтверждает снижение уровня эффективности использования активов. Динамика оборачиваемости дебиторской задолженности характеризует уменьшение скорости погашения дебиторской задолженности организации. Данная динамика является отрицательной, поскольку снижение показателя характеризует неспособность предприятия своевременно получать оплату за проданные товары.
2.3 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Следующим этапом анализа рассмотрим структуру прибыли и представим результаты в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Анализ структуры прибыли до налогообложения
Показатель | 2021 г. | 2020 г. | Изменение 2021 г. - 2020 г. | ||||
тыс. руб. | уд.вес, % | тыс. руб. | уд.вес, % | тыс. руб. | уд.вес, % | ||
Доходы | 2 532 793 | 100,0% | 4 669 877 | 100,0% | -2 137 084 | 100,0% | |
доходы от обычных видов деятельности | 2 327 882 | 91,9% | 4 334 290 | 92,8% | -2 006 408 | 93,9% | |
проценты к получению | 117 180 | 4,6% | 28 574 | 0,6% | 88 606 | -4,1% | |
прочие доходы | 87 731 | 3,5% | 307 013 | 6,6% | -219 282 | 10,3% | |
Расходы | 2 710 294 | 100,0% | 4 126 191 | 100,0% | -1 415 897 | 100,0% | |
расходы по обычным видам деятельности | 2 281 001 | 84,2% | 3 900 337 | 94,5% | -1 619 336 | 114,4% | |
проценты к уплате | 103 400 | 3,8% | 47 406 | 1,1% | 55 994 | -4,0% | |
прочие расходы | 325 893 | 12,0% | 178 448 | 4,3% | 147 445 | -10,4% | |
Прибыль (убыток) до налогообложения | -177 501 | | 543 686 | | -721 187 | |
За анализированный период доходы предприятия уменьшились. Так, по состоянию на 31.12.2020 г. общая сумма составляла 4 669 877 тыс. руб., на конец 2021 г. показатель уменьшился на 2 137 084 тыс. руб. и составлял 2 532 792 тыс. руб.
Рисунок 2.4 – Структура доходов предприятия
Наибольший удельный вес занимают доходы от обычной деятельности. На конец 2020 г. сумма составляла 4 334 290 тыс. руб., по состоянию на 31.12.2021 г. уменьшился до 2 327 882 тыс. руб.
В структуре расходов наибольший удельный вес составляли расходы по обычным видам деятельности. По состоянию на 31.12.2020 г. показатель составлял 3 900 339 тыс. руб., на конец 2021 г. показатель на 1 619 336 тыс. руб. и составил 2 281 001 тыс. руб.
Рисунок 2.5 – Структура расходов предприятия
В Приложении Д представим динамику факторов, которые оказывают влияние на финансовый результат предприятия.
Выручка предприятия за анализированный период уменьшилась. Так, на конец 2020 г. показатель составил 4 334 290 тыс. руб., на конец 2021 г. – 2 327 882 тыс. руб. Себестоимость изготовляемой продукции также уменьшилась, по состоянию на 31.12.2020 г. показатель составлял 2 926 455 тыс. руб., на 31.12.2021 г. – 1 587 615 тыс. руб.
Отметим, что отрицательное влияние на финансовый результат деятельности повлияло увеличение процентов к уплате, поскольку на предприятии наблюдается увеличение краткосрочной задолженности. Так, по состоянию на 31.12.2020 г. расходы составляли 47 406 тыс. руб., за анализированный период показатель увеличился на 55 994 тыс. руб. и составил 103 400 тыс. руб.
Таблица 2.7 – Система показателей рентабельности предприятия.
№ п/п | Показатель | Период | Изменение, тыс. руб. | Темп роста, % | ||||
2021 г. | 2020 г. | 2021 г. - 2020 г. | 2021 г. / 2020 г. | |||||
Исходные данные | ||||||||
1.1. | Выручка | 2 327 882 | 4 334 290 | -2 006 408 | 53,7% | |||
1.2. | Прибыль (убыток) от продаж | 46 881 | 433 953 | -387 072 | 10,8% | |||
1.3. | Прибыль (убыток) до налогообложения | -177 501 | 543 686 | -721 187 | -32,6% | |||
1.4. | Чистая прибыль (убыток) | -197 864 | 458 379 | -656 243 | -43,2% | |||
1.5. | Среднегодовая сумма всех активов | 3 793 878 | 2 923 425 | 870 453 | 129,8% | |||
1.6. | Среднегодовая стоимость собственного капитала | 660 230 | 529 754 | 130 477 | 124,6% | |||
1.7. | Полная себестоимость товаров, работ или услуг | 2 281 001 | 3 900 337 | -1 619 336 | 58,5% | |||
Показатели рентабельности | ||||||||
2.1. | Рентабельность активов (ROA) | -4,7% | 18,6% | -23,3% | -25,2% | |||
2.2. | Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) | -30,0% | 86,5% | -116,5% | -34,6% | |||
2.3. | Коэффициент рентабельности продаж (ROS) по чистой прибыли | -8,5% | 10,6% | -19,1% | -80,4% | |||
2.4. | Коэффициент рентабельности продаж (ROS) по прибыли от продаж | 2,0% | 10,0% | -8,0% | 20,1% | |||
2.5. | Рентабельность производства | -8,7% | 11,8% | -20,4% | -73,8% |
Представим динамику показателей рентабельности на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Показатели рентабельности предприятия
Рассмотрим динамику рентабельности активов. Так, рассчитанное значение свидетельствует о том, что величина чистой прибыли с каждого рубля вложенного в активы организации уменьшается. Данную динамику можно объяснить наличием на предприятии чистого убытка. Отметим, что на конец 2020 г. финансовый результат предприятия был положительным – 458 379 тыс. руб., по состоянию на 31.12.2021 г. – чистый убыток в сумме 197 864 тыс. руб.
Рентабельность продаж – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. Наблюдаемая динамика свидетельствует о том, что в течении анализируемого периода доля прибыли в сумме выручки уменьшается. Данная динамика является отрицательной. Так, деятельность предприятия является убыточной.
ГЛАВА 3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРИЗВОДСТВА
3.1 Мероприятия по повышению рентабельности предприятия на примере компании DNS
Эффективная финансовая деятельность компании представляет собой результат грамотного, компетентного управления совокупностью производственно-хозяйственных факторов, которые непосредственно влияют на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.
При этом ухудшение показателей ликвидности всегда является первым симптомом финансового кризиса, которое может быть причиной последующего банкротства организации. Подобное состояние опасно тем, что с организацией могут перестать сотрудничать не только поставщики и партнеры, инвесторы, но и кредитные организации, возможно, откажут в предоставлении заемных средств.
Следует также отметить, что для улучшения показателей ликвидности организации это процесс, который имеет две стороны. В первом случае эффективная работа с активами путем увеличения их оборачиваемости, постоянная работа с дебиторской задолженностью, оптимизация сроков её погашения, и даже при этом есть риск вероятности снижения показателей ликвидности организации. Или же, наоборот, при «замораживании» активов, ликвидность может быть высокой, но на деятельности организации данный факт может отразиться негативно. Вследствие избытка ликвидных активов у организации может сложиться ситуация недостаточности средств и источников их формирования для финансирования деятельности организации и его дальнейшего развития, что в дальнейшем может привести к снижению величины прибыли. Правильное управление деятельностью организации и заключается в достижении баланса между оборачиваемостью активов и ликвидностью баланса организации. При этом всегда должны учитываться существующая рыночная конъюнктура и стратегические планы и задачи организации.
Анализ показателей ликвидности и устойчивости финансового состояния организации может быть необходим не только кредитным организациям, но и новым партнерам и поставщикам, чтобы оценить надежность организации и минимизировать риски взаимоотношений с новым контрагентом.
Из этого следует существование двух противоположных способов управления финансово-хозяйственной деятельностью организации – консервативного и агрессивного.
При консервативном стиле минимизируются риски, а при агрессивном же, наоборот, допускается высокая степень риска. При консервативном стиле организация будет стараться повышать показатели ликвидности, ухудшая при этом оборачиваемость. В финансовом анализе должна существовать строгая последовательность целенаправленности действий, суть которых состоит в изучении причин ухудшения показателей финансового состояния организации, а также в определении направлений для укрепления финансовой устойчивости организации.
Возможность любой организации в достижении или сохранении стабильного уровня финансовой устойчивости определяется величиной получаемой прибыли. Размер прибыли зависит от ряда факторов. Прежде всего, это цена на продукцию (работы, услуги) и объемы их реализации, во-вторых, это уровень расходов организации на выпуск продукции (выполнение работ и оказание услуг), а также доходы от прочих видов деятельности. Целью оптимизации финансового состояния организации является увеличение суммы прибыли. Объемы производства организации напрямую зависят от ее финансовых возможностей и спроса на продукцию (работы и услуги).
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой немаловажный фактор, влияющий на оптимизацию финансового состояния организации. К увеличению себестоимости может приводить рост цен на сырье и материалы, топливо, электроэнергию, закупка нового оборудования и машин на замену вышедшего из строя или устаревшего, повышение тарифов на различные услуги.
Кроме этого, большую роль играет увеличение удельного веса заработной платы в структуре затрат. Это связано с тем, что с ростом фонда оплаты труда растут также отчисления во внебюджетные фонды.
Для соблюдения финансового состояния и показателей финансовой устойчивости могут быть проведены следующие мероприятия:
- создание резервов из чистой прибыли организации, благодаря чему происходит повышение в стоимости имущества доли собственного капитала и увеличение величины источников собственных оборотных средств;
- усиление работы по взысканию дебиторской задолженности, что приводит к ускорению оборачиваемости оборотных средств и росту обеспеченности собственными оборотными средствами, а также увеличению суммы денежных средств предприятия;
- ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности организации, влияющее на снижение величины запасов и затрат, повышение рентабельности продаж, ритмичности поступления средств от дебиторов, запас прочности по показателям платежеспособности
Кроме этого, эффективными являются мероприятия, проводимые в краткосрочном, среднесрочном и в долгосрочном периодах:
- выделение в составе структурных подразделений и структурных единиц центров расходов и центров ответственности;
- внедрение системы управленческого учета и анализа расходов в разрезе центров ответственности;
- разработка эффективной и гибкой ценовой политики;
- систематический контроль за использованием оборудования, проведение своевременной наладки производственных мощностей и другого оборудования с целью недопущения снижения качества продукции (работ, услуг);
- разработка и внедрение эффективной системы материального стимулирования сотрудников, тесно связанной с основными результатами финансово-хозяйственной деятельности организации и экономией ресурсов.
Для управления процессом формирования величины прибыли необходимо организовать планирование финансово-хозяйственной деятельности, т.е. выявлять резервы, позволяющие увеличивать показатель прибыли и финансовую устойчивость.
Описанные выше мероприятия позволят улучшить финансовое состояние и укрепить финансовую устойчивость организации. Подводя итог, можно отметить, что главным в мероприятиях по укреплению финансового состояния является мобилизация всех внутренних резервов предприятия, которые, безусловно, могут и должны работать. При этом устойчивое финансовое состояние организации становится условием выживания в условиях рыночной конкуренции, а также создают условия для производственного и социального развития организации.
Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо постоянно проводить анализ показателей его финансово-хозяйственной деятельности, на основе которого возможно прогнозирование потенциальных проблем, а также обеспечение сохранения и улучшения финансовой устойчивости и платежеспособности в будущем. Кроме этого, результаты анализа финансового состояния организации позволяют разрабатывать мероприятия и направления по повышению и укреплению финансовой устойчивости организации.
Заметим, что согласно проведенному финансовому анализа предприятию необходимо повышать показатели рентабельности.
Важность такого показателя, как рентабельность продаж, в деятельности любой фирмы невозможно переоценить, ведь именно он является индикатором эффективности работы организации, так как для любой компании основная цель – это увеличить прибыль в сравнении с затратами на производство. В самом простейшем понимании, рентабельность – это показатель того, какой процент или доля выручки предприятия от его коммерческой деятельности приходится на «чистую» прибыль. Именно этот показатель – чистая прибыль – говорит владельцу предприятия лучше других цифр, насколько данная коммерческая деятельность является эффективной.
Также эффективность функционирования предприятия можно оценить при помощи такого показателя, как скорость достижения поставленных целей, но именно рентабельность продаж –ясно показывает результативность «преобразования» всех затрат фирмы в ее выручку и доход. Именно рентабельность – наиболее объективный показатель, который легко сравнивать, сопоставлять, осуществлять его оценку на любом из этапов коммерческой деятельности фирмы.
Если показатель рентабельности продаж неуклонно падает на протяжении длительного времени – это говорит лишь о том, что конкурентоспособность фирмы, предприятия торговли снижается, и если с таким положением вещей предприниматель «смирится», то, вероятность всего, что «разорения» бизнеса – не избежать.
На размер рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы, и самое главное в это связи – выявить причины снижения данного показателя. К примеру, это может быть падение темпа реализации товаров или увеличение административных затрат фирмы. В любом случае, необходимо выявить наиболее существенные статьи затрат компании, а затем подумать над тем, как комплексно попробовать сократить их.
1. Увеличение цен. Кажется, что данный способ повышения рентабельности продаж фирмы является, по сути, самым простым. Повышая цены, мы автоматически получаем большую прибыль. Но не все так просто, и повышать цены на предприятии торговли, также, как и в любой другой организации, осуществляющей реализацию товаров или продажу услуг, нужно максимально постепенно и аккуратно.