Файл: Пути увеличения прибыльности и повышения рентабельности производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ DNS
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Компания DNS – это федеральная розничная сеть, специализирующаяся на продажах компьютерной и цифровой техники.

Сеть насчитывает свыше 80 магазинов в более чем 20 городах России и работает на рынке более 10 лет. Цель компании — облегчить доступ покупателей к большому выбору качественной техники по низким ценам.

За время своей работы, розничная сеть DNS установила тесные партнерские отношения с крупнейшими поставщиками и ведущими мировыми производителями компьютерной техники. Широкий выбор по лучшим ценам – это и есть результат совместных усилий.

Компания активно развивается и постоянно ведет работу по совершенствованию скорости и качества обслуживания, расширению спектра предлагаемой компьютерной, мультимедийной и офисной техники, улучшению сервисного обслуживания. Компания DNS является обществом с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Основными элементами управленческой структуры DNS являются: руководитель предприятия; функциональные подразделения и их руководители (рисунок 2.1).


Рисунок 2.1 – Организационная структура DNS

Организационная структура DNS соответствует требованиям рынка и специфике работы компании. В ее основу заложен линейно-функциональный способ управления, что позволяет эффективно координировать работу подразделений.

Исполнительным органом является руководитель компании - генеральный директор DNS, который выполняет организационные функции на предприятии, а также контролирует все финансовые процессы и ему подчиняются все финансовые отделы и подразделения компании. Руководитель занимается организацией финансовой деятельности компании
, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами заданий плана, сохранности и эффективности использования основных фондов и оборотных средств, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, своевременности платежей по обязательствам в государственный бюджет, поставщикам и учреждениям компании.

Главный бухгалтер относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом генерального директора. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно- финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

Начальник финансового отдела непосредственно подчиняется руководителю организации. Взаимодействует с коммерческой службой, бухгалтерией, отделом производственно-технического снабжения, с генеральным директором и коммерческим директором.

Основная цель начальника отдела кадров является создание эффективной кадровой политики, позволяющей формировать команду высококвалифицированных специалистов, развивать и мотивировать персонал к рациональному и эффективному труду. Осуществляет контроль за состоянием оборудования и рабочих мест сотрудников компании и принимает меры по устранению имеющихся недостатков. Совершенствует корпоративную культуру компании.

Коммерческий директор руководит коммерческими отделами. В подчинении находятся отделы продаж, отдел по работе с клиентами, склад и отдел маркетинга. Отделы взаимодействуют с основными подразделениями компании.

Отдел продаж является самостоятельным структурным подразделением компании, подчиненным непосредственно ее руководителю. Основные задачи отдела: оформление и заключение контрактов, подготовка тендерной документации, участие в тендерах, ведение внутренней отчетности и документации, продвижение услуг компании (реклама и PR).

Отдел по работе с клиентами подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по коммерческим вопросам. Основными задачами отдела по работе с клиентами являются: разработка и выполнение регламента работы с клиентами; обеспечение бесперебойности приема заказов; прием и обработка заказов, согласование графиков доставок продукции клиентам.

Отдел логистики подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по коммерческим вопросам. Основные задачи отдела: планирование, организация, контроль и управление материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, организация деятельности складского хозяйства.



Отдел маркетинга непосредственно подчиняется руководителю организации и заместителю генерального директора по коммерческим вопросам. Основные задачи отдела: разработка маркетинговой политики в организации; определение эффективности сбытовой деятельности организации; исследование спроса в целях обеспечения рыночного успеха организации; оценка деятельности конкурентов; налаживание коммуникаций; формирование рекламного бюджета.

Бухгалтерия DNS является самостоятельным структурным подразделением компании на правах отдела, непосредственно подчиняется главному бухгалтеру. В таблице 2.1 рассчитаны экономические показатели DNS.

Таблица 2.1 – Экономические показатели работы DNS

№ п/п

Показатель

Период

Изменение, тыс. руб.

Темп роста, %

2021 г.

2020 г.

2021 г. - 2020 г.

2021 г. / 2020 г.

1.

Выручка

2 327 882

4 334 290

-2 006 408

53,7%

2.

Прибыль (убыток) от продаж

46 881

433 953

-387 072

10,8%

3.

Прибыль (убыток) до налогообложения

-177 501

543 686

-721 187

-32,6%

4.

Чистая прибыль (убыток)

-197 864

458 379

-656 243

-43,2%

5.

Среднегодовая сумма всех активов

3 793 878

2 923 425

870 453

129,8%

6.

Среднегодовая стоимость собственного капитала

660 230

529 754

130 477

124,6%

7.

Полная себестоимость товаров, работ или услуг

2 281 001

3 900 337

-1 619 336

58,5%

8.

Рентабельность производства

-8,7%

11,8%

-20,4%

-73,8%


По данным таблицы 2. 1 можно сделать вывод, что экономические показатели DNS демонстрируют разнонаправленные тенденции в работе компании. В частности, выручка в 2021 г. по сравнению с 2020 г. сократилась на 46,3%.

При этом финансовые результаты демонстрируют также снижение показателей. В частности, за рассматриваемый период прибыль от продаж сократилась на 387072 тыс. руб., а чистая прибыль – на 656243 тыс.руб. Данные обстоятельства являются отрицательными факторами. Для выявления причин данного снижения показателей проведем подробный анализ финансового состояния предприятия DNS.
2.2 Анализ финансового состояния компании
В Приложении Б представим структуру и динамику имущества предприятия DNS.

За анализированный период баланс предприятия увеличивался. Так, по состоянию на 31.12.2019 г. сумма активов составляла 2 387 613 тыс. руб., на конец 2020 г. показатель увеличился на 1 071 623 тыс. руб. и составил 3 459 236 тыс. руб. На конец анализируемого периода показатель составлял 4 128 520 тыс. руб.

В разрезе активов наибольший удельный вес занимают оборотные активы. Удельный вес данного показателя занимает в 2019 г. – 74,2%, составляя 1 812 217 тыс. руб., на конец 2020 г. удельный вес увеличился до 75,2%, абсолютное значение оборотных активов также увеличилось и составляло 2 601 186 тыс. руб., по состоянию на 31.12.2021 г. показатель составлял 3 064 237 тыс. руб., что составляет 74,2% от общей суммы баланса.


Рисунок 2.1 – Структура заемных средств предприятия за 2021 г.
В структуре пассивов наибольший удельный вес занимают краткосрочный обязательства. Отметим, что такое соотношение является отрицательным, поскольку данное значение снижает уровень финансовой устойчивости анализированного предприятия. Так, по состоянию на 31.12.2019 г. показатель составлял 2 048 159 тыс. руб., что составляло 85,85 от общей суммы баланса, на конец 2020 г. значение увеличилось и составило 2 079 136 тыс. руб., что занимало 60,1%. На конец анализируемого периода значение увеличилось и составило 2 423 617 тыс. руб., удельный вес уменьшился до 58,7%.

Вторым этапом финансового состояния предприятия проведем анализ ликвидности баланса. Активы компании делят на такие группы в зависимости от скорости превращения в денежные средства:

А1 – активы, которые считаются абсолютно ликвидными.

А2 – активы, которые считаются быстрореализуемыми.

А3 – активы, которые считаются медленно реализуемыми.


А4 – активы, которые считаются труднореализуемыми.

Пассивы группируются по степени срочности обязательств, при этом принято выделять следующие группы:

П1 – обязательства, которые считаются наиболее срочными.

П2 – обязательства, которые считаются среднесрочными.

П3 – обязательства, которые считаются долгосрочными.

П4 – пассивы, которые считаются постоянными.

Для того чтобы определить, платежеспособно предприятие или нет, необходимо сопоставить группы активов с группами пассивов. Считается, что предприятие является абсолютно платежеспособным, если выполняются следующие условия.

Таблица 2.2 – Анализ ликвидности баланса предприятия

Актив

Абсолютные величины, тыс. руб.

Пассив

Абсолютные величины, тыс. руб.

2021 г.

2020 г.

2019 г.

2021 г.

2020 г.

2019 г.

(А1)

1 638 003

1 516 670

282 406

(П1)

2 265 827

1 858 294

1 571 635

(А2)

221 678

430 344

380 503

(П2)

157 790

220 842

476 524

(А3)

1 204 411

653 616

1 148 430

(П3)

1 143 605

620 938

39 109

(А4)

1 064 322

858 346

575 974

(П4)

561 193

758 902

300 045

Необходимой частью сравнения статей баланса по степени ликвидности является анализ платежного излишка, или недостатка предприятия.

Таблица 2.3 – Платежный излишек (+), или недостаток (-)

Платежный излишек (+) или недостаток (-)




2021 г.

2020 г.

2019 г.

А1П1

-627 824

-341 624

-1 289 229

А2П2

63 888

209 502

-96 021

А3П3

60 806

32 678

1 109 321

А4П4

503 129

99 444

275 929