Файл: Николаевой Ирины Викторовны Новосибирск, 2019 Содержание I. Целевой раздел пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Физическая культура

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и общее функциональное состояние здоровья.

Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой:

• достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия), ориентировки в пространстве, координации движений и др.);

• коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительнодвигательную ориентировку;

• преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);

• активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.

Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.

В раздел общеразвивающих упражнений введены специальные задания на развитие мелкой моторики рук и ног, формирование микроориентировки.

Определение физической нагрузки и нормативов, показаний и противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строиться на основе рекомендаций врачей: окулиста, ортопеда, психоневролога, педиатра — и общего психического развития ребенка.


Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь,мышление (т.е. компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения).


Упражнения на координацию движений

Упражнения для рук. Развернуть ладони горизонтально перед собой, соединить их вместе, выставлять поочередно и одновременно ладони внешней и 115 внутренней стороной, прослеживая движения взором, поднимать (поочередно и одновременно) руки вверх на уровне глаз, соединять ладони вместе, большими пальцами касаясь носа, следить глазами за движениями пальцев. Упражнения для ног. Выставлять ногу на носок вперед, назад, в сторону, отводить ноги в стороны поочередно и одновременно из исходного положения сидя, лежа на спине, животе, не отрывая их от пола.

Упражнения для рук и ног. Выполнять одновременно движения руками и ногами из однонаправленных исходных положений (правую руку и правую ногу выносить одновременно вправо, левую руку и левую ногу — влево и др.).

Упражнения для глаз

Упражнения для зрительно-двигательной ориентации. Отводить глаза вправо, влево, не поворачивая головы из исходных положений стоя, сидя; поднимать глаза вверх, не поднимая головы, опускать вниз.

Упражнения для снятия зрительного утомления. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, затем открыть на 3—5 с.

Быстро моргать глазами в течение 30—60 с. Ставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца (предмет, надетый на палец) и смотреть на него 3—5 с, опустить руку (предмет). Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая, приблизить палец к глазам (смотреть 3—5 с).

Отводить правую руку в сторону, медленно передвигать палец согнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцами, затем слева направо. Прикладывать палец к носу, смотреть на него, убирать, снова смотреть на кончик носа. Смотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыты.

Подвижные игры

Игры с бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы — веселые ребята», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки» (без встречного бега), «Хитрая лиса», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».

Игры с прыжками: «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Чья дорожка короче?», «Классы».

Игры с лазаньем и ползанием: «Кто скорее — до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении».

Игры с метанием: «Охотники и зайцы», «Брось звучащий мяч», «Попади в звуковую мишень», «Сбей мяч», «Попади в кеглю», «Мяч водящему», «Серсо».


Игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Пройди с мячом, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».

Игры на ориентировку в пространстве: «Найди предмет по описанию маршрута», «Пройди в заданном направлении с закрытыми глазами».

Игры на развитие зрительно-двигательной ориентации: «Прокати мяч по скамейке», «Кто больше заметит сигналов?», «Следи за сигналом».

Игры на развитие слухового восприятия: «Чьи шаги?», «Кто тише?». Народные игры.

2.2 Организация предметно-развивающей среды для детей старшего возраста

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной развивающей предметно-пространственной среды в группе и кабинете коррекционных занятий. Развивающая предметно-пространственная среда должна соответствовать коррекционным задачам программы и психолого-педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия: активизацию сенсорноперцептивных, селективных, мнемических и мыслительных процессов. Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей с нарушением зрения, и ее принципы реализуются на предметно-практических занятиях и в игре. У детей с нарушением зрения отмечается снижение уровня обобщенности, точности, четкости зрительных представлений. Замедляется процесс развития социально-бытовой ориентировки, восприятия сенсорных эталонов, ориентировки в пространстве. Поэтому своеобразие организации развивающей предметно-пространственной среды тесно связано с особенностями патологии зрения и развития детей дошкольников. Развивающая среда должна сохранять некоторые черты среды предыдущего года обучения и свои обновленные, только ей присущие особенности. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей, нарушения зрительных функций. Пространственная организация среды должна предусматривать широкие возможности разнообразной двигательной деятельности ребенка, быть комфортной и безопасной.Игрушки и предметы в группе должны отражать все многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду (цвету, форме, быть яркими, изготовленными из разных материалов, иметь разные размеры).


Для эффективной реализации коррекционной работы в кабинете тифлопедагога имеются следующие ресурсы:

1. Магнитная доска

2. Фланелеграф

3. Индивидуальные фланелеграфы на каждого ребенка

4. Настенное зеркало с лампой дополнительного освещения

5. Маленькие индивидуальные зеркала на каждого ребенка

6. Детские столы и стулья

7. Рабочий стол и стул тифлопедагога

8. Шкафы для пособий и литературы.

9. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок

10. Лото, домино и др. настольно-печатные игры по изучаемым темам

11. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, счетный материал.

12. Картотека игр.

13. Наборы игр для инсценировки сказок.

14. Тематические папки: игрушки, семья, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения, животные, насекомые, птицы, морские обитатели, рыбы, времена года, профессии, инструменты, электроприборы, техника, спорт, космос, школьные принадлежности.

15. Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.

16. Различные материалы для повышения остроты зрения

17. Альбомы и тетради для индивидуальной и фронтальной работы с детьми 18. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.

19. Логические дидактические игры

20. Настольно-печатные дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения

21. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве

22. Настольно-печатные дидактические игры для развития зрительного внимания и памяти

23. Дидактические игры по развитию зрительно-пространственной ориентировки

2.3 Рекомендованные игры для детей старшего возраста по пяти областям

Область

Виды игр

Познавательное развитие

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Угадай, кто позвал», «Угадай, кто пришел», «Что звучит?», «Что мы едим, пьем?», «Счетное лото», «Что металлическое, деревянное, стеклянное?», «Что на рисунке неправильно?», «Сравни и найди различия в иллюстрациях», «Пойди влево, вправо, вперед, назад», «Расставь предметы так, как они изображены на картинке», «Что бывает, чего не бывает?», «Найди в рисунке несуразицу», «Что где растет?», «От какого дерева листья?», «Составь из частей целое», «Ботаническое лото», «Угадай, где позвонили», «Что тонет, а что плавает?», «Угадай, кто пришел», «Кто чем питается?».

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Покупки в магазине», «Путешествие на пароходе», «Строим город», «День рождения», «В библиотеке», «Детский сад», «В гостях у бабушки», «На даче», «В деревне», «Зоопарк», «На улице города», «Автомобилисты», «На стадионе», «Шьем куклам одежду», «Стирка», «Цирк», «Железная дорога», «Правила движения на улице».

Рекомендуемые для проведения театрализованных игр сказки: «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Три медведя». Рекомендуемые игры и виды театрализованной деятельности: импровизация, инсценировка стихотворений, игра с воображаемыми предметами, драматизация с использованием разных видов театра.

Речевое развитие

«Какое слово заблудилось?», «Что слышно?», «Назови лишнее слово»,«Слушай звуки!», «Живые буквы», «Слушай и считай», «Кто скорее?», «Кто за деревом?», «Разноцветные кружки», «Назови гласные», «Раздели и забери», «Когда это бывает.

Физическое развитие

Подвижные игры:

Игры с бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы — веселые ребята», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки» (без встречного бега), «Хитрая лиса», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».

Игры с прыжками: «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Чья дорожка короче?», «Классы».

Игры с лазаньем и ползанием: «Кто скорее — до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении».

Игры с метанием: «Охотники и зайцы», «Брось звучащий мяч», «Попади в звуковую мишень», «Сбей мяч», «Попади в кеглю», «Мяч водящему», «Серсо».

Игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Пройди с мячом, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».

Игры на ориентировку в пространстве: «Найди предмет по описанию маршрута», «Пройди в заданном направлении с закрытыми глазами».

Игры на развитие зрительно-двигательной ориентации: «Прокати мяч по скамейке», «Кто больше заметит сигналов?», «Следи за сигналом».

Игры на развитие слухового восприятия: «Чьи шаги?», «Кто тише?».

Народные игры.

Художественно-эстетическое развитие

Музыкально-ритмические движения

Исполнять четкую, ритмичную ходьбу и бег («Маленький марш» Т. Ломовой), легкий бег («Росинки» С. Майкапара), дробный шаг («Под яблонькой зеленой», р.н.м.), пружинку (Е. Гнесиной),(«Шаг и бег» Н. Найденовой), плавные, пружинные движения ногами («Канава», р.н.м.), выставлять ноги вперед на прыжке («Полянка», обр. Г. Фрида), передавать мягкое, плавное движение рук («Плавные руки» Р. Глиэра), легкие, ритмичные поскоки («В ритме тарантеллы» В. Агафонникова), легкий бег («Гавот» Ф. Госсека), бег с подъемом колен («Всадник и упряжки» В.Витлина), дробный шаг с одновременным кружением (обр. А. Овинова), прямой галоп («Всадник и упряжки» В. Витлина), перестраиваться на запев и припев («Шла колонна» Н. Леви), отметить движением сильную долю такта («Передача платочка» Т. Ломовой).