ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
довелъ его до Намангана. Первоыачальные разм ры Янгп-
арыка были крайне незначительны; т мъ не меп е работы
продоллгались три года, пока наконецъ неболыпая струя во-
ды пришла въ Намаиганъ къ общей, неописанной радостп
народа, которому въ теченіи громаднаго промежутка вреые-
ни ежегодно л томъ приходилось иить затхлую, кишащую
инфузоріями, воду прудовъ, лишь время отъ времени попол-
нявшихся водою Наукеитскихъ ключей и Падша-аты.
Одинъ Наманганскій старикъ, бывшій въ то время еще
мальчикоыъ, разсказывалъ м.н , меліду прочимъ, такія подроб-
ности объ открытіи ІІнги-арыка. Еогда первая струя воды
показалаль въ Наманган , громадпая толпа, давио уже съ
напряженнымъ внимаиіемъ олаідавшая зд сь ея появленія,
подняла такой гамъ и вой, что посторонній и не посвящеп-
пый зритель врядъ ли могъ бы догадаться, что такое зд сь
происходитъ. Зд сь слышалось и громогласная хвала Творцу,
произносившаяся тысячами мужчинъ, и визгъ ребятъ, въ
припрыжку скакавшихъ съ кувшинамп по берегу арыка, н
іслезливыя причитанія старухъ, словомъ все то7 ч мъ въ по-
.добныхъ случаяхъ способна выразить свое иравственное со-
стояніе толпа, наэлектризованная сознаніемъ важности даи-
наго момеита. Т мъ временемъ Уста-Исянъ-бай, ыало над -
явшійся ыа достоинства произведенной имъ работы, сб жалъ
и запрятался гд то въ садахъ, какъ только узиалъ, что ве-
л но пустить на пробу воду изъ Нарына. Когда одновремен-
но съ иоявленіемъ воды Сеидъ-Кулъ-бекъ захот лъ отблаго-
дарить Исян-бая, то посл дияго конные гонцы долго не мог-
ли розыскать, пока наконецъ кто то изъ домашнихъ не ука-
залъ м ета его засады, откуда строителя съ торл^ествомъ
- 31 -
повлекли на Яиги-арыкъ къ ожидавілему его зд сь Хакиму.
Въ самомъ - ж,е непродолжительномъ времени Уста-Исянъ-
бай получилъ богатые подаркп, не только отъ Сеидъ-Кулъ-
бека, ио и отъ самого хана.
Въ теченіи посл дующихъ 10 л тъ Янги-арыкъ разши-
рялся, углублялся, и былъ продолліенъ посл дующимъ Ха-
кимомъ Намаиганскаго ішлаета, Мирзатъ-Кипчакомъ. Это
продолжеиіеніе Яаги-арыка до впаденія его въ Дарыо, близь
Киргизъ-Кургана, быть ыожетъ отложилось бы еще па дол-
гое врсия, осли бы въ это д .іо не зам шались личные ин-
тересы Миріата, обширныя земли котораго лежали между
Тепс-Кургапомъ и Кпргпзъ-Курганомъ, страдая недостат-
комъ въ вод , которая пе могла попадать сюда изъ Янги-
арыка, кончавшагося въ Намангаи , въ м ст перес чепія
его со старымъ Бай-арывомъ. На Наманганскій вплает-ь вновь
была валоисена повинпость и ІІпги-арыкъ былъ доведенъ до
Кнргизт^-Кургапа. Разсісазынаютъ, что когда пропзводители
работъ спросили у Мирзата, какіе разм ры придать второп
ііоловіги Яиги-арыка, то опъ далъ имъ въ руки ісопье,
приказавъ, чтобы глубипа н ширина капала была отнюдь
пе мепыпе длины этого оружія.
Такимъ образомъ вся южная терраса ныи шняго Ііа-
манганскаго у зда была обращена въ сплошной культурный
оазисъ, а самъ Намангаиъ развплся въ большой торговый
городъ.
Выше, говоря объ ос даБІи кочевпиковъ и обращеніп
части ихъ въ землевлад льцевъ, я сказалъ, что одновремен-
но съ этиыъ въ Ферган образовалось три бытовыхъ узбек-
скнхъ типа: кочевой, иолукочевой и ос длый. Переходъ къ
разбору соотиошеній, устаповившихся меікду ниыи, начнемъ
съ посл дняго. Читателю нзв стно уже, что садясь на зем-
лю, воспринимая отъ таджика его землед льчсскій и ремес-
леиный культъ, узбекъ, обратившійся пзъ кочевника въ ос д-
лаго, восприиялъ вм ст съ т мъ отъ таджпка же массу
персидскихъ словъ, всл дствіи чего изм пился, не только его
образъ яшзни, но даже и самый языкъ, при чемъ это нзм -
неніе языка, ч мъ дал е, развивалось все бол е, по м р про-
о
— 32 —
йиканія въ народпую среду грамотностн и литературы,
почти псключителъно персидской. Узбекъ-кочевникъ, всегда
гордившійся своимъ образомъ жизшг, п относившійся съ
пренебреженіеыъ ко всякому другоыу роду запятій, кром
войны и скотоводства, съ совершенно такимъ же пренебре-
женіемъ сталъ относиться и къ тому своему собрату-едино-
племепнику, который, презр въ обычаи отцевъ, бросіілъ вой-
лочную юрту, поселился въ глинобитной хижин , сталъ па-
хать ис ять, разводить деревья, ткать С), д лать глиБяняую
посуду и т. п.; въ самомъ же непродолжительномъ времени
ос длый узбекъ сталъ въ отношепіп узбека-кочевника. являв-
шаго собою тогда еще громадное болышгаство, кашшъ-то от-
щепенцемъ, къ которому относились съ высока, съ пренебре-
женіемъ, всегда давая чувстіювать свое превосходство, выра-
жавшееся к въ большей свобод д йствій, п въ большей воин-
ственности, поддерлгивавшейся ссобенностями образа ;кизііи п
наконецъ—въ истекавшемъ отсюда же песравненно большемъ
политическомъ значеніи.1 Эта быстро установившаяся. сначала
бытовая, а зат мъ и нравствсниая, рознь была настолько велп
ка, что вс мъ вообще ос вшимъ узбекамъ, не взирая на то,
изъ какого узбекскаго рода онп пропсходятъ, было дано
общее нарицательное имя счртовъ, которое впосл дствіи
распространнлось павсе вообще ос длое тузеыное населеніе,
т. е. одинаково какъ на ос длыхъ узбековъ, такъ равно и
на таджиковъ. (Нер дко случается н теперь слышать въ раз-
говор , что такой-то киргизъ сд лался сартомъ. Это значитъ,
что такой-то, оставивъ кочевой, или полукочевой, образъ жиз-
ни, сод лался, вь силу т хъ или другихъ обстоятельствъ, со-
вершенно ос длымъ лгителемъ того или другаго города или
селенія).
Откуда получилось названіе сарта, я достов рио не знаю,
но т ыъ не мен е не 11017 согласиться съ т мъ объясненіемъ,
что будтобы „сортг есть бранное слово, которымъ въ Сред-
ней Азіи кочевники называютъ ос длое городское и сель-
ское населеніе". Что кочевники относятся къ ос длому иа-
'І У кочевпиковъ ткутъ жепщипы; у ос длыхъ—почтп исключитель-
по мущвіпл.
— 33 —
селснію съ пренебрежешемт,, БЪ ЭТОМЪ НИКТО не сомн вает-
ся, но изъ этого не сл дуетъ еще, чтобы слово сартъ было
псключителыго браинымъ словомъ. Въ доказательство этого
могу указать на то, что, во первыхъ, им ется ц льій узбек-
скій родъ—сартъ, а во вторыхъ, иногда, въ особенности Meatfly
киргизами, встр чается имя Сартъ-баіл. Хотя киргизы
вообще склонны къ нарицаиію своимъ д тямъ не р дко очень
страиныхъ именъ, но т мъ не меп е никогда, кажется, меж-
ду ними не вст чается такихъ, которыя были бы исключи-
тельно бранными. Нельзя-ли скор е предположить, что изъ
т хъ узбексішхъ родовъ, которые пришли въ Среднюю Азію
съ Чингизъ-ханомъ, первымъ по времени сталъ ос датъ зд сь
родъ сартъ, что, въ свою очередь, могло послулшть вносл д-
ствіи причиною называнія этимъ именемъ вс хъ вообще
ос вшихъ и ос давшихъ зд сь узбековъ. (Слово сартъ, въ ;
смысл назвапія туземнаго узбекскаго и таджикскаго ос дла- '
го населенія, употребляется не въ одиой только Ферган , a
во всей вообще Средней Азіи).
Съ теченіемъ времени отношенія отщепенства, устапо- Q)
1 вившіяся меладу ос длымъ и кочевымъ народомъ, незам тно
перешли въ антагонизмъ, для разростанія котораго причинъ
было бол е, ч мъ достаточно. Житейскія потребности гнали]
S кочевника на базаръ, гд сартъ, въ отм стку за пренебрежи-
тельныя къ нему отнопіенія, дралъ съ надменнаго собрата
вдвое противъ того, что платилъ ему за ту-же вещь горожа-
нинъ; въ свою очередь кочевникъ, выросшій среди войны и
грабежей, въ конц л та, или осеныо, грабилъ сартовсвій '
Хирманъ ^ и всегда почти безнаказанно увозилъ отсюда, •
обмолоченное уже землед льцемъ, зерно. .
Сартъ началъ зватъ киргиза разбойникомъ, душегубомъ
п прит снптелёмъ, а киргизъ все бол е и бол е уб ждался •
въ томъ, что сартъ за плугомъ и ткацкимъ станкомъ окон-
чательно теряетъ способность сопротивляться ему, не только
въ пол , ио зачастую даже и въ ст нахъ своего города, пли
') У туземцевъ весь хл бъ сыромолотный. Такъ хирманъ устраи-
ваетйя обыкповепно па нив же, т. е. всегда въ бсмьшеи или меньшей
отдалениости отъ жилья.
— 34 —
селенія. Оттого, съ теченіемъ іфемешг сартъ все бол е и
бол е роб етъ передъ киргигоыъ, а посл диііі набирается
храбрости. Такъ шло до т хъ поръ, пока зд сь не появилось
въ уиотреблеыіи огнестр л]>ное орулае, употреблепіо котора-
го попало почти исключительно въ руки сартовъ.
Посл дпіе, по крайяей зі р въ болышіхъ городахъ,
Водохнулп по сиободп й тогда лишь, когда обаавелпсь доста-
точнымъ колпчествомъ огнестр льнаго орулия и главііымъ
образомъ артпллерійскихъ орудій, которыхъ у кочсвшшовъ
не было. У
Въ то самое время, какъ киргизъ донималъ сарта гра-
бел ами и пасиліямп, сартъ изловчился донять киргиза со-
вершенно инымъ способомъ; онъ сталъ прибирать къ свопмъ
рукамъ киргизскую земельку. Обиліе земли, издавна захва-
ченной узбекскими родами, какъ въ горной, такъ равно, и
главнымъ образомъ, въ средней части долины, не толысо от-
сутствіе привычки, но просто таки какая-то ненависть ко
всякому вообще труду, краішее пренебреженіе къ землед лію
и привычка про дать доходы со скотоводства, ровно почти
ничего не производя,—выработали въ громадномъ болышш-
ств кочевниковъ такія отношеиія къ земл , при которыхъ
она не представляла для нихъ никакои почти ц нпости; от-
сюда, въ совокупности съ давленіемъ повседневныхъ нуясдъ,
явилась по отношенію къ земл расточительность.
Въ отношеніи Наыанганскаго у зда я знаю прны ры та-
кой, недавней еще, расточительности этого рода, которая
пм етъ полояштельно анекдотическій характеръ. Около На-
ная, л тъ 20 тому назадъ, киргизъ продаетъ участокъ земли
въ 7, десятины за чашку бузы (родъ пива,' приготовляемый
изъ проса). На Булакъ-баши, л тъ 40 тому назадъ киргизъ же
продаетъ за одну лошадь (?) землю, часть которой въ насто-
ящее время стоигь около 700 руб. Такимъ образоыъ къ
ііастоящему времеии киргизы оказались совс мъ почтп вы-
т сненяыми изъ средняго пояса долиньі, гд теперь лишь н -
которымъ изъ нихъ принадлелсатъ не болыпія участки куль-
турной земли, съ курганчами (хуторъ), въ которыхъ опи
оішуютъ, обыкновенно уходя на л то съ остатками своихъ
преліднихъ стадъ въ горы. (Подробд сти зд ліняго киргиз-
скаго оскуд нія • читатель ыол стъ найти въ ыоей стать „Кир-
— 35 —
гизы Наманганскаго у зда", Туркестанскія із доыости, 1881 •
годъ)^Совершсппо иную картииу представляетъ бытъ сред- ,
ияго, полукочеваго типа. Зд сь, въ Ферган , главн йшими
его представителями являются кипчаки и частію каракалпа-
ки, численаостііо значительно меньшіе первыхъ, но въ осталь- г
иомъ почти нич мъ отъ нихъ неотличающіеся.
He столько оскуд ніе ихъ стадъ, сколько здравый эко-
ношіческій расчетъ, заставилъ кипчаковъ и каракалпаковъ-
обратить ихъ вниманіе на землю.
Отнюдь неим я никакого влеченія къ горамъ, упорно
доржась средпяго и нплшяго пояса долины, они давпо уже
завели зд сь культурныя, искуственно-орошаеыыя поля, свя-
залп, таЕимъ обізазомъ, землед ліе съ бол е или мен е ши-
рокимъ скотоводствомъ, стали впосл дствіи строить про-
сторныя курганчи (^, въ которыхъ зимовали со своимъ ско-
томъ, упрочили такимъ путемъ, до изв стной разум ется
степени, свое матеріальное благосостояніе и сд лались съ
теченіемъ времени элементомъ наибол е сильнымъ въ поли-
тмческомъ отношеніи. Посл днему не мало способствовало
то обстоятаіьство, что, не смотря на значительную разброА
санность й существованіе н сколькихъ кол нъ, кипчаки до
конца остались в рными іісконнымъ родовымъ принципамъ,