Файл: Разработка стратегии предприятия на примере ОАО «Могилевский мясокомбинат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 1018

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Около 200 предприятий в Беларуси  занимаются производством мяса и  мясопродуктов. Около 27 из которых с государственной собственностью от 7 до 100%. Наиболее крупными (по выручке) являются ОАО «Гродненский мясокомбинат», ОАО «Брестский мясокомбинат», ОАО «Березовский мясокомбинат», а также ОАО «Смолевичи Бройлер». Выручка каждого из них в 2016 году превысила 100 млн. долл.

На основании проведенного отраслевого анализа можно сделать вывод о том, что:

- единый национальный рынок мяса и мясопродуктов в Республике
Беларусь отсутствует. В настоящий момент он представляет собой
совокупность локальных региональных рынков;

- в соответсвии с динамикой структуры спроса и промышленной выработки видов мяса наиболее перспективными для переработки и реализации на внутреннем и внешних рынках являются мясо свинины и мясо птицы;

- мясные продукты производятся по большей части на
крупных мясоперерабатывающих предприятиях Республики Беларусь, и в структуре производства и реализации продукции наибольший интерес для мясокомбинатов в настоящее время представляют колбасные изделия и мясные полуфабрикаты;

- емкость внутреннего рынка ежегодно возрастает примерно на 10 %, а темп роста рынка мясных полуфабрикатов делает их наиболее
привлекательной позицией в товарной номенклатуре;

- привлекательность рынка отрасли низкая (что ограничивает дос-
туп на рынок новым конкурентам), но с положительной динамикой.

- производственные мощности предприятий производителей мясной продукции существенно превышают емкость белорусского рынка мяса и мясных продуктов, что делает возможным дальнейший рост производства в основном для экспорта в Российскую Федерацию и другие страны;

- рынок мяса и мясопродуктов характеризуется относительной ус-
тойчивостью основных характеристик, а риски, свойственные как миро-
вому мясному рынку, так и специфичному белорусскому рынку, доста-
точно высоки. Высокие риски предъявляют к маркетинговой стратегии
требования тщательности ее разработки и вероятностной оценки вари-
антов развития мясокомбината в зависимости от возможных ситуаций
на рынке в перспективе.

2.3 Описание ключевых игроков отрасли

В настоящее время мясоперерабатывающая отрасль Республики Беларусь включает 27 крупных мясокомбинатов и около 200 субъектов хозяйствования различных форм собственности, большинство из которых ‐ небольшие цеха сельскохозяйственных производственных кооперативов, потребкооперации, иностранные и частные предприятия. Кроме того, в стране работают более 60
частных компаний, производящих мясную продукцию. Среди них
следует отметить ИП «ИНКО‐ФУД» ООО, чья проектная мощность
составляет 200 т колбасных изделий, 25 т полуфабрикатов, 3 тыс.
условных банок консервов в сутки.


В 2016 году лидером по выручке стало ОАО «Брестский мясокомбинат» – 147,5 млн. долл. США. На 2‐ом месте разместилось ОАО «Смолевичи Бройлер» с выручкой 137,5 млн. долл. США, на 3‐ем – ОАО «Гродненский мясокомбинат» с выручкой 121,7 млн. долл. США.

Стоит отметить, что отрасль довольно консолидирована. Так, на ТОП‐10 ОАО приходится более 2/3 общего объема выручки предприятий мясопереработки. В уставном фонде практически всех мясоперерабатывающих предприятий государство имеет свою долю. При этом в большинстве случаев государству принадлежит контрольный пакет акций.

Среди наиболее крупных комбинатов по мощностям переработки стоит отметить ОАО «Гродненский мясокомбинат», ОАО «Витебский
мясокомбинат» и ОАО «АФПК Жлобинский мясокомбинат».

На текущий момент основную роль рынка мясной продукции в Республике Беларусь составляет продукция белорусских производителей. Наиболее привлекательной для системы торговли является социальная группа покупателей, так как характеризуется высоким уровнем потребления, на что и ориентируется ОАО «Могилевский мясокомбинат».

Преобладающая часть продукции (50% от общего объема) реализуется предприятием на территории Республики Беларусь. Конкурентами ОАО «Могилевский мясокомбинат» в первую очередь являются другие мясокомбинаты области и республики в целом. На местном рынке – это, прежде всего, предприятия области – ОАО «Бобруйский мясокомбинат», СЗАО «Белатмит» (г. Быхов). На рынке республики в целом конкурентами выступают такие мясокомбинаты как: ОАО «Слуцкий мясокомбинат», ОАО «Волковысский мясокомбинат», ОАО «Брестский мясокомбинат», ОАО «Борисовский мясокомбинат», ОАО «Витебский мясокомбинат», ОАО «Ошмянский мясокомбинат», ОАО «Глубокский мясокомбинат», ОАО «Миорский мясокомбинат», ОАО «Слонимский мясокомбинат» и др. (рис. 4)

Рис. 4 – Доля мясокомбинатов Республики Беларусь на внутреннем рынке за 2016 год, %

ОАО «Могилевский мясокомбинат» входит в десятку крупнейших производителей мясной продукции на внутреннем рынке.

Таблица 4 - Основные конкуренты ОАО «Могилевский мясокомбинат»

ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат » является лидером мясоперерабатывающей отрасли Республики Беларусь. Ассортимент, изготавливаемой продукции на предприятии составляет более 300 наименований. ОАО «Березовский МКК» включен в план реконструкции мясной промышленности РБ, производится модернизация и замена устаревшего оборудования, что позволяет выпускать высококачественную продукцию. Комбинат имеет сеть фирменной торговли, где можно приобрести товар в розницу (сеть магазинов «Мясной мир»).

ОАО «Гродненский мясокомбинат » одно из крупнейших в Беларуси мясоперерабатывающих предприятий полного цикла. Предприятие соответствует всем действующим сегодня стандартам и нормам. Производственные мощности комбината в месяц составляют: производство мяса всех видов и субпродуктов 1 категории – 2400 т, производство колбасных изделий – 2000 т, производство мясных полуфабрикатов, в т. ч. пельменей – 600 т. Сегодня мясокомбинат производит и предлагает для реализации более 350 видов продукции.

ОАО «Волковысский мясокомбинат » является одним из крупнейших производителей в Гродненской области и в Республике Беларусь мяса и мясных продуктов. Ассортиментный перечень полуфабрикатов насчитывает более 100 наименований. Всего на предприятии производится около 300 наименований мясной продукции. Говядина, свинина, субпродукты составляют до 70% в общем объеме выпуска продукции. На комбинате внедрены международные системы менеджмента качества ISO‐9001, контроля качества HACCP и получен экологический сертификат ISO‐1400. ОАО "Волковысский мясокомбинат" имеет широкую сеть фирменных магазинов. Через фирменную торговую сеть реализуется около 35% выпускаемой продукции.

ОАО «Слуцкий мясокомбинат » — это предприятие полного цикла: весь процесс от убоя скота до упаковки готовой продукции происходит на территории комбината с учетом всех санитарных норм. Одно из главных направлений деятельности предприятия — увеличение выпуска сырокопченых колбас, деликатесной продукции. За последние годы произошел значительный ассортиментный сдвиг и производство этих видов продукции возросло в
несколько раз. На предприятии внедрена система менеджмента качества СТБ ИСО 9001‐2001.

ОАО «Брестский мясокомбинат» осуществляет деятельность на мясном рынке более 70 лет и специализируется на производстве и продаже колбасных изделий, мясных деликатесов и полуфабрикатов. В настоящий момент предприятие выпускает более 200 колбасных изделий: вареных, копчено‐вареных, полукопченых, сырокопченых колбас, сосисок, сарделек, продуктов из свинины, говядины, а также более 150 видов полуфабрикатов: котлеты,
пельмени, фарши, сырые колбасы, шашлыки и др.

ОАО «Витебский мясокомбинат» – это современное мясоперерабатывающее предприятие, выпускающее продукцию под торговой маркой «Мясковит». ОАО «Витебский мясокомбинат» при производстве мясной продукции не использует сою. Кроме того, предприятие использует белорусское сырье. Реализация продукции непосредственным ее потребителям осуществляется в фирменных магазинах «МяскоВит». Часть продукции, производимой мясокомбинатом, экспортируется. Основная часть экспорта продукции поставляется в Российскую Федерацию.

ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский » – крупный интегрированный агропромышленный холдинг. На нем создан замкнутый цикл производства мяса птицы: от получения собственного инкубационного яйца до реализации готовой продукции в своей торговой сети, производство комбикормов, премиксов, добавок, разведение КРС, прудовой рыбы, свой транспортный цех и агротуристический центр «Станьково». Продукция агрокомбината выпускается под торговой маркой "Фабрика здоровья".

Группа компаний Серволюкс является крупнейшим производителем и оператором агропромышленного рынка РБ. Филиал «СерволюксАгро » —птицефабрика бройлерного направления«СерволюксАгро» — эффективное предприятие мощностью 36 000 т в год. Продукция птицефабрики под торговой маркой «Петруха» известна и востребована на рынке потребления не только в Беларуси, но и за рубежом. На предприятии интегрированы системы качества ISO 9001: 2000 и НАССР. ТМ «Петруха» — первый обладатель сертификата на право маркировки «Натуральный продукт» на рынке РБ. Продукция ТМ «Петруха» реализуется в т.ч. и через фирменную торговую сеть.

ИП «ИНКО‐ФУД » ООО – мясоперерабатывающий завод европейского образца, резидент СЭЗ «Брест». 90% выпускаемой продукции идет на экспорт. Основные страны экспорта: Россия, Украина. Освоен выпуск более 250 наименований продукции в 25 ассортиментных группах. Предприятие представлено двумя своими торговыми марками – «ИНКО‐ФУД» и «Белорусская традиция».


Основными потребителями продукции являются розничная торговля с целью реализации населению, столовые, социальная сфера.

Основные каналы сбыта: фирменная торговая сеть, крупные торговые сети, дилеры, индивидуальные предприниматели.

Цены на основные производимые изделия мясокомбинатов республики колеблются в пределах одного диапазона.

2.4 Анализ конкурентного давления по пяти направлениям (по М. Портеру)

В данном разделе представлено 5 таблиц, каждая из которых оценивает уровень угрозы одной из пяти сил конкуренции по Майклу Портеру. В каждой таблице приведены параметры для оценки конкуренции и дано их краткое описание. Оценка параметров проводится по 3-х балльной шкале. Для того, чтобы оценить влияние каждой конкурентной силы из модели конкуренции Майкла Портера выберем одно из трех утверждений в таблице и проставим соответствующий балл от 1 до 3. Проставленные баллы суммируем в конце каждой таблицы и предоставим расшифровку их значений.

Таблица 5 - Товары – заменители

Параметр оценки

Комментарии

Оценка параметра

Высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей

3

2

1

Товары-заменители "цена-качество"

Товары – заменители способные обеспечить то же самое качество по более низким ценам. В качестве товаров - заменителей мяса может выступать мясо птицы и рыба, как альтернатива животному белку

существуют и занимают высокую долю на рынке

существуют, но только вошли на рынок и их доля мала

не существуют

3

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ

3

Таблица 6 - Оценка уровня внутриотраслевой конкуренции

Параметр оценки

Комментарии

Оценка параметра

9-12 баллов - Высокий уровень внутриотраслевой конкуренции

3

2

1

Количество игроков

Сегодня на рынке наблюдается высокий уровень конкуренции, так как существует около 200 предприятий - производителей мясной продукции, соответственно высокий риск потери доли рынка

Высокий уровень насыщения рынка

Средний уровень насыщения рынка (3-10)

Небольшое количество игроков (1-3)

3

Темп роста рынка

Ввиду большой насыщенности рынка мясными продуктами, ощущается низкий темп роста внутреннего рынка, соответственно повышается риск постоянного передела рынка

Стагнация или снижение объема рынка

Замедляющийся, но растущий

Высокий

2

Уровень дифференциации продукта на рынке

Дифференциация мясных продуктов низкая, так как продукция производится в соответствии со стандартами и жесткими техническими регламентами таможенного союза, соответственно повышается риск переключения потребителя между различными мясоперерабатывающими производителями на рынке

Компании продают стандартизированный товар

Товар на рынке стандартизирован по ключевым свойствам, но отличается по дополнительным преимуществам

Продукты предприятий значительно отличаются между собой

2

Ограничение в повышении цен

В отрасли существует жесткое регулирование цен на социально-значимую продукцию со стороны государства, соответственно у мясокомбината меньше возможностей в повышении цен, и выше риск потери прибыли при постоянном росте затрат

Жесткая ценовая конкуренция на рынке, отсутствуют возможности в повышении цен

Есть возможность к повышению цен только в рамках покрытия роста затрат

Всегда есть возможность к повышению цены для покрытия роста затрат и повышения прибыли

3

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ

10


Таблица 7 - Оценка угрозы входа новых игроков

Параметр оценки

Комментарии

Оценка параметра

3

2

1

9-16 баллов - Средний уровень угрозы входа новых игроков

Экономия на масштабе при производстве товара или услуги

Объем производства мясокомбината ограничен сырьевой зоной и производственной мощностью, а также потребностью покупателей, соответственно нет возможности снизить стоимость закупки материалов для производства товара, и уменьшить степень влияния постоянных издержек на единицу продукции

отсутствует

существует только у нескольких игроков рынка

значимая

2

Сильные марки с высоким уровнем знания и лояльности

Существующие торговые марки в отрасли имеют высокую степень привлекательности и приверженности у потребителей, поэтому возникают сложности с вступлением новых игроков в отрасль

отсутствуют крупные игроки

2-3 крупных игрока держат около 50% рынка

2-3 крупных игрока держат более 80% рынка

2

Дифференциация продукта

Высокое разнообразие товаров в мясной отрасли не дает возможность новым игрокам вступить на рынок и занять свободную нишу

низкий уровень разнообразия товара

существуют

микро-ниши

все возможные ниши заняты игроками

2

Уровень инвестиций и затрат для входа в отрасль

Высокий начальный уровень инвестиций для вступления в мясную отрасль ограничивает и создает сложности для входа в отрасль новым производителям мясной продукции.

низкий (окупается за 1-3 месяца работы)

средний (окупается за 6-12 месяцев работы)

высокий (окупается более чем за 1 год работы)

1

Доступ к каналам

распределения

Привлекательность отрасли высокая, так как существует достаточно свободный доступ к целевой аудитории

доступ к каналам распределения полностью открыт

доступ к каналам распределения требует умеренных инвестиций

доступ к каналам распределения ограничен

3

Политика

правительства

Государственная политика направлена на обязательную сертификацию мясной продукции и подтверждение соответствия стандартам качества, ограничивает доступ к источникам сырья путем закрепления сырьевых зон за предприятиями и другим важным ресурсам, регламентирует уровень цен на отдельные виды социально-значимой продукции (устанавливает предельные закупочные цены на сырье, предельные нормативы рентабельности для включения в цену)

нет ограничивающих актов со стороны государства

государство вмешивается в деятельность отрасли, но на низком уровне

государство полностью регламентирует отрасль и устанавливает ограничения

1

Готовность существующих игроков к снижению цен

Производители мясной продукции не могут снизить цены для сохранения доли рынка - это значительная возможность для входа новых производителей с учетом более низких затрат при неизменном качестве продукции

игроки не пойдут на снижение цен

крупные игроки не пойдут на снижение цен

при любой попытке ввода более дешевого предложения существующие игроки снижают цены

3

Темп роста отрасли

Темп роста отрасли не высокий, новые производители не имеют особого желания войти на рынок

высокий и растущий

замедляющийся

стагнация или падение

2

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ

16


Таблица 8 - Рыночная власть покупателя

Параметр оценки

Комментарии

Оценка параметра

3

2

1

5-8 баллов - Средний уровень угрозы ухода клиентов

Доля покупателей с большим объемом

продаж

Крупных покупателей, которые совершают закупки в больших масштабах в отрасли нет, поэтому мясокомбинату не нужно будет постоянно идти им на уступки

более 80% продаж приходится на нескольких клиентов

Незначительная часть клиентов держит около 50% продаж

Объем продаж равномерно распределен между всеми клиентами

1

Склонность к переключению на товары субституты

Уникальность мясных продуктов низкая, поэтому существует высокая вероятность того, что покупатель сможет найти альтернативу и не понести дополнительных рисков

товар компании не уникален, существуют полные аналоги

товар мясокомбината частично уникален, есть отличительные характеристики, важные для клиентов

товар компании полностью уникален, аналогов нет

3

Чувствительность к цене

Высокая чувствительность к цене, повышает вероятность того, что покупатель купит мясную продукцию по более низкой цене у конкурентов

покупатель всегда будет переключаться на товар с более низкой ценой

покупатель будет переключаться только при значимой разнице в цене

покупатель абсолютно не чувствителен к цене

2

Потребители не удовлетворены качеством существующего на рынке

Неудовлетворенность качеством мясных продуктов порождает скрытый спрос, который может быть удовлетворен другим новым производителем на рынке или конкурентом

неудовлетворенность ключевыми характеристиками товара

неудовлетворенность второстепенными характеристиками товара

полная удовлетворенность качеством

2

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ

8