Файл: Анализ и обоснование маркетинговых решений в ПАО «Сбербанк России».pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 859
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИТУАЦИИ
1.1 Краткая характеристика исследуемой организации
1.2 Концепция маркетинга ПАО «Сбербанк России» в сфере розничных услуг
ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОЗНИЧНЫХ УСЛУГ
2.2 Совершенствование ипотечного кредитования
2.3 Совершенствование продвижения кредитных продуктов
В функции банковских работников также входит проведение презентаций в зале, что позволяет клиентам более подробно ознакомится с услугами банка, банковские работники также проводят презентации банковских продуктов для работников крупнейших предприятий того или иного региона или района. Для стимулирования реализации услуг банк выплачивает премию работнику за каждого нового клиента.
Рассмотрим концепции маркетинга, применяемые в Сбербанке. Сбербанк использует концепцию маркетинга, так как стремится к соответствию услуг потребностям клиентов, поэтому все больше и больше услуг клиент самостоятельно может получить онлайн. Кроме этого услуги максимально ориентированы для дальнейшего сотрудничества с клиентов за счет предоставления более выгодных условий. Банк анализирует услуги и процентные ставки ближайших конкурентов и стремится не отставать, а даже превосходить их по разнообразию предлагаемых услуг. Банк использует концепцию совершенствования услуги. Об этом можно судить по постоянному обновлению банковских продуктов, появлению новых услуг, на пример, кредит к Новому году на специальных условиях «Одобряем мечты» (13,9 %) или кредит на рефинансирование кредитов других банков, который наглядно показывает эффективность кредита для клиента.
Банк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 35% корпоративного кредитного портфеля банка. Оставшаяся часть — это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов.
Мотивы взятие кредита:
- желание не откладывать покупки
- желание приобрести недвижимость, товары для обеспечения благосостояния домашнего хозяйства;
- необходимость приобретения оборудования, оборотных средств, основных средств корпоративными клиентами;
- необходимость погашения уже существующих долгов.
Мотивы вкладов:
- желание вложение средств с наименьшими рисками;
- желание сохранить и увеличить имеющиеся накопления.
Факторы, влияющие на спрос на кредиты среди физических лиц:
- уровень доходов населения
- процентная ставка по кредиту, предложенные условия
- удобство получения кредита
- уровень безработицы
- уровень ставки рефинансирования и инфляции
- курс национальной валюты
- приверженность к потреблению
- доступность материальных благ
- благосостояние населения
- демографическая ситуация
- наличие конкурентов
Факторы, влияющие на спрос на кредиты среди юридических лиц:
- уровень рентабельности продаж и реализации
- выгодная процентная ставка
- возможность получения бонусов при дальнейшем сотрудничестве
- финансовая устойчивость компании
- рыночная конъюнктура
- покупательская способность населения основных рынков сбыта
- уровень инфляции
- менталитет руководства
- устаревание основных средств компании
- временные финансовые трудности, трудности с оплатой кредиторской задолженности, наличие дебиторской задолженности на списание.
Факторы, влияющие на спрос на депозиты и иные вклады:
- наличие свободные денежных средств (увеличение реальных доход населения при минимальной инфляции и минимальном росте цен на товары и услуги);
- выгодная процентная ставка, обеспечивающая пассивный доход, превышающий инфляцию;
- надежность финансового учреждения.
Интересующие сегменты:
- домашние хозяйства со средним доходом и доходом выше среднего
- промышленные предприятия и частные предприниматели.
Располагаемые доходы населения РФ в 2017 году будут составлять 40678,4 рублей. В период до 2019 года среднегодовые темпы роста реальных располагаемых доходов граждан России составят 1%, а в 2019 году почти удастся достигнуть уровень минувшего года ", - говорится в официальном проекте прогноза Министерства экономического развития, обнародованном на портале ведомства.
Имидж услуги Сбербанка складывается из четырёх составляющих:
- имидж Банка (Титул старейшего и крупнейшего банка России не мешает ему открыто и добросовестно конкурировать на банковском рынке и держать руку на пульсе финансовых и технологических перемен. Сбербанк не только шагает в ногу с современными тенденциями рынка, но и опережает их, уверенно ориентируясь в стремительно меняющихся технологиях и предпочтениях клиентов);
- процентные ставки по потребительским кредитам и депозитам по привлекательности отстают от некоторых конкурентов, но люди привыкли доверять проверенным временем структурам.
- качество обслуживания, спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг. Стремясь сделать обслуживание более удобным, современным и технологичным, Сбербанк с каждым годом все более совершенствует возможности дистанционного управления счетами клиентов. В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят:
1 онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн» (более 30 млн активных пользователей);
2 мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для смартфонов (более 18 млн активных пользователей);
3 SMS-сервис «Мобильный банк» (более 30 млн активных пользователей);
4 одна из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (более 90 тыс. устройств).
- потребности и уровень культуры клиентов (высокий уровень культуры, клиенты требуют внимательного отношения к себе, защищенности от противоправных действий, получения исчерпывающей информации с отражением выгод от сотрудничества с банком, клиенты любят видеть свою значимость, адресный подход к проблеме, быстрое обслуживание, выгодные условия, надежность партнерства).
Основными клиентами банка являются средние и крупные промышленные предприятия России, население со средним доходом, чистой кредитной историей, несудимые по уголовным делам, в большинстве своем трудоустроены, в трудоспособном возрасте. Чтобы говорить о доходах как корпоративных, так и частных клиентов необходимо оценить оперативную статистику доходов города по субъектам хозяйствования.
Сотрудники являются одним из основных активов, обеспечивающих высокую эффективность и конкурентоспособность банка. Сегодня порядка 62%, или более 152 тыс. сотрудников банка, - это сотрудники массовых специальностей (СМС), линейный менеджмент и специалисты, занятые в процессе взаимодействия с клиентом. Для каждой группы специалистов определяется их профиль компетенций и формируется матрица обучения, на основе которой уже разрабатываются план и содержание обучающих программ. Наряду со специализированными умениями и навыками в процессе обучения сотрудники банка получают знания в области общих умений и навыков, которые могут быть использованы ими на любом рабочем месте, в том числе за пределами банка. Например, частью обучения сотрудников массовых специальностей являются курсы "Деловая переписка", "Навыки ведения телефонных переговоров", "Эффективная презентация", "Управление конфликтными ситуациями" и другие. Особое внимание уделяется развитию навыков психологии, что позволяет завуалированно реализовывать дополнительные услуги (страхование жизни и здоровья, мобильный банкинг).
Основа отношения к жизни и работе, внутренний компас, помогающий принимать решения в сложных ситуациях - это ценности банка: "Я - лидер", "Мы - команда", "Все для клиента".
Сбербанк предлагает сотрудникам достойную оплату труда и разнообразные льготы и привилегии. Проводятся профессиональные конкурсы, творческие викторины, игры КВН и корпоративные праздники.
В Сбербанке коллеги помогают тем, кто попал в трудное жизненное положение. «Спешите делать добро!» — такой девиз носит специальный раздел внутреннего портала для сотрудников Банка. Здесь можно разместить просьбу о помощи, если родственники или знакомые нуждаются в финансовой поддержке на лечение и сложные операции.
На каждом этапе карьерного развития у сотрудников Банка есть широкие возможности для самосовершенствования и развития профессиональных компетенций и навыков.
Сбербанк обеспечивает системную и комплексную подготовку всех целевых групп персонала, их профессиональное развитие и карьерный рост, предлагая уникальные программы обучения мирового уровня, которые сочетают различные форматы с активным использованием образовательных онлайн-технологий.
Практическая направленность всех программ обучения предполагает выполнение индивидуальных и групповых бизнес-проектов, решение реальных кейсов и актуальных задач, стоящих перед Банком.
Была проведена субъективная оценка имиджа руководителя. Был выявлен высокие профессиональные качества , благоприятное впечатление в целом, узнаваемость (бейдж, официальный стиль), деловой внешний вид . Сотрудники исследуемого отделения считают, что имидж банка, безусловно, зависит от имиджа руководителя, объясняя это тем, что «руководитель - лицо организации».
Сотрудники Сбербанка одеты в соответствии с деловым стилем, у каждого специалиста есть бейдж с названием должности, фамилией именем и отчеством для удобства общения, все специалисты носят платки зеленого цвета, соответствующего корпоративному цвету банка. Знания специалистов соответствует необходимому уровню, однако, консультанты, по собственному наблюдению, не могли ответить на вопросы о предлагаемых процентных ставках депозитов, условиях вклада, что требует от клиента ожидания в очереди для получения ответа о специалиста, что является недостатком. Специалисты приветствуют клиентов в соответствии с корпоративной этикой, улыбаются, создают благоприятные взаимоотношения с клиентами. Работа специалистов периодически проверяется тайными покупателями.
Офис оформлен в зеленых тонах, работает электронная очередь, все посетители могут присесть во время ожидания своей очереди. Зеленый цвет символизирует, прежде всего, деньги: вспомнить цвет американских долларов ни для кого не составляет труда. Кроме того, зеленый олицетворяет спокойствие, надежду, безопасность. Он также часто ассоциируется с высоким качеством.
Сбербанк реализует масштабные спонсорские и социальные проекты. Благотворительная деятельность банка связана с поддержкой семьи и детских учреждений, культуры и искусства, здорового образа жизни, образования и образовательных учреждений. За последние годы наиболее масштабными социальными проектами стали благотворительная акция «От сердца к сердцу», общенациональный забег «Зеленый марафон», музыкальный проект Red Rocks, развитие спортивной и банковской инфраструктуры в Сочи в качестве Генерального партнера XXII Олимпийских зимних игр.
Имидж удовлетворителен, так как существуют некоторые проблемы, над которыми следует поработать. Основные проблемы связаны с: очередями и низкой оперативностью в работе, кредитными операциями и вкладами, плохим качеством обслуживания, недостатком информации, навязываем дополнительных услуг (завуалированно поданных). В рейтинге наиболее популярных банков среди физических лиц, а также по количеству выданных кредитов населению, Сбербанк занимает только 33 место. Лидирующие позиции в данном рейтинге занимают Тинькофф Банк, ВТБ 24. Также Сбербанк анализирует отзывы о своей деятельности. Если говорить в целом об отношении населения к банку, то они удовлетворительные. К наиболее частым жалобам клиентов можно отнести: подключение несогласованных или завуалированных платных услуг (мобильный банкинг, страхование жизни при кредитовании); видимая незаинтересованность банковских сотрудников в привлечении клиентов; незнание основной информации по банковским продуктам консультантами, что заставляет клиентов стоять в очередях просто для получения информации; невыгодные для клиента условия
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что Сбербанк в своей работе ориентируется на рыночную ситуацию ( ставку рефинансирования, покупательскую способность, уровень инфляции, валютный курс, цены на рынке недвижимости и потребительских товаров). Сбербанк постоянно совершенствует свои услуги в соответствии с потребностями клиентов и рынка. Банк использует все виды рекламы для привлечения клиентов, в том числе адресную рекламу. Уделяется большое внимание корпоративной этике, проводятся инструктажи и наказание сотрудников, на которых поступила жалоба, часто контролируется данная этика при помощи «тайного покупателя», призванного оценить качество обслуживания. Эффективная и активная маркетинговая деятельность позволяет Сбербанку корректировать свои услуги в соответствии с потребностями рынка, привлекать новых клиентов и удерживать старых, поддерживать имидж банка, что является фактором доверия.