Файл: Введение Глава теоретическая часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………...5

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………11

1.1 Что такое руководство?................................................................12

1.2 Стили руководства………………………………………………..19

Глава 2. АНАЛИЗ……………………………………………………………33

2.1 Общая характеристика ОАО «Поиск»…………………………..34

2.2 Анализ стилей руководства в ОАО «Поиск»…………………...47

Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА В ОАО «ПОИСК»……………………………………………...60

3.1 Направления по совершенствованию стилей руководства ОАО «Поиск»……………………………………………………………………………..61

3.2 Оценка предложенных рекомендаций по совершенствованию стилей руководства ОАО «Поиск»………………………………………………..70

Заключение…………………………………………………………………..75

Список используемой литературы…………………………………………80

Приложения………………………………………………………………….82

Введение
В настоящее время остаются весьма актуальными проблемы индивидуального стиля управления, выработки управленческого решения. Формы, методы, принципы решения этих проблем отличаются чрезвычайным разнообразием: здесь и голое администрирование, и попытки выступить в роли некоего просителя, и стремление за напускной грубостью скрыть свое неумение управлять людьми.

Опыт показывает, что низкая управленческая структура серьезно сказывается на всей жизнедеятельности организации. Одним из важных условий успешного выполнения стоящих перед организацией задач является наличие определенных личностных и деловых качеств руководителя, а также выбор оптимального стиля управления.

Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.


Менеджер должен обладать определенными характеристиками. Одной из характеристик является стиль руководства персоналом.

Стиль руководства менеджера своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы, является важнейшим мотивационным фактором для деятельности персонала. От стиля руководства зависит отношение работников к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область имеет огромное значение в управлении и обязательна, и полезна для изучения.

Мы попытаемся ответить на вопрос, как должен вести себя руководитель, какие стили поведения наиболее эффективны для направления усилий людей на достижение целей организации, какие стили руководства наиболее мотивируют сотрудников и какое мнение складывается у подчиненных о руководителе.

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что анализ и совершенствование стилей необходимы, в конечном итоге, для повышений эффективности деятельности предприятия в общем. Корпорации зачастую подразумевают, что штат организации состоит не из одного или пяти человек, а из десятков и даже сотен. Разумеется, наличие в таких корпорациях нескольких служб, отделов, подразделений невозможно представить без руководителей. Каждому из них подчиняется определенное количество сотрудников. Скоординировать работу отдела не так-то просто. Для этого нужно обладать определенными качествами руководителя. Воздействовать на работников можно разными способами. И «кнутом», и «пряником», и формально, и неформально. Но как бы руководитель не мотивировал и не стимулировал сотрудников к эффективной работе и к достижению поставленных задач и целей самыми экономически выгодными, затрачиваемыми как можно времени способами и методами, с неверно выбранным стилем руководства результаты работы отделов или организации в целом не будут отличными. Анализировать свой стиль руководства менеджер управляющей должности должен так же, как и отслеживать и контролировать различные аспекты деятельности отдела или службы, работы подчиненных ему сотрудников. Совершенствовать свой стиль руководства руководитель должен так же, как и повышать квалификацию и так далее.

Термин «стиль руководства» большинству из нас интуитивно ясен, хотя, быть может, и не всем удастся с первой попытки «развести» по смыслу такие родственные (близкие) понятия, как «руководство», «управление», «лидерство» и т.п. Уточним их значения.



Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей. Руководство – это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

А различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений – формальных и неформальных. Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т.д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений. Именно поэтому интересно исследовать социально–психологические проблемы руководства. В длинном их перечне одно из ведущих мест занимает проблема формирования оптимального стиля руководства.

Характерология - отрасль психологической науки, изучающая подструктуру личности, образуемую индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей, определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей. Характер теснейшим образом связан с мировоззрением и культурой общества. Характерное для человека поведение в обществе, в котором он формируется и проявляется в конкретных жизненных ситуациях, определяет общий облик человека, его характер, его структуру и направленность.

Управление коллективом, средней или значительной величины, требует от индивида, занимающего руководящую должность, способности находить подход к каждому подчиненному, стимулируя его на выполнение поставленных задач, умения подчинять индивидуальные запросы каждого члена коллектива общим целям. «Поскольку ключевым элементом рассматриваемых систем управления являются люди, для менеджмента (как процесса) характерна высокая степень неопределенности. В менеджменте нет и не может быть жестко определенных правил и алгоритмов - каждое решение, каждый шаг управленца определяются особенностями его личности и контекстом каждой конкретной ситуации.

Изучение психологии личности и характера, как яркого ее выражения, занимают видное место в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей.


Взаимосвязь между стилем руководства и индивидуально-психологическими особенностями руководителей исследовалась в разных аспектах: эмоциональная привлекательность руководителя, соотношение лидерских качеств и качеств руководителя, ценностные ориентации, их иерархия и влияние на профессиональные задачи руководителя, влияние восприятия подчиненными индивидуально-психологических особенностей руководителя на оценку стиля руководства, влияние руководителя на формирование корпоративной культуры; некоторые авторы отказываются считать стиль руководства проявлением индивидуально-психологических особенностей руководителя, а рассматривают его итог системного взаимодействия: как «интегральный эффект перераспределения управленческих функций» или «эффективного поведения руководителя на различных этапах становления организации».

Целью написания этой работы поставлено выявление стилей руководства руководителей отделов организации на примере ОАО «Поиск», выявление эффективности деятельности руководителей, анализ стилей управления и предложение методов по совершенствование стилей руководства, эффективность которых в ходе проведения анализов оценена как неудовлетворительная.

Задачи данной работы:

- сбор информации об отделах корпорации;

- рассмотрение и анализ стилей управления руководителей отделов организации, их достоинств и недостатков;

- рассмотрение и анализ эффективности деятельности руководителей;

- подбор методик для выявления стиля управления руководителей;

- подбор методик для выявления эффективности деятельности руководителей;

- тестирование подчиненных с помощью подобранных методик;

- обработка полученных данных;

- анализ полученных результатов;

Объектом изучения данной работы является открытое акционерное общество «Поиск». Предмет изучения – стили руководства топ-менеджеров корпорации.

Методология исследования – тестирование.

Практическая значимость работы заключается в том, что использованные в работе анализы стилей руководства и предложенные способы по их совершенствованию не требуют огромных финансовых затрат и огромного времени. Применить их можно в любой организации. Так же практическая значимость работы состоит и в том, что с помощью анализов стилей руководства можно проводить предварительное обследование кандидатов на занятие вакансий руководителей среднего и высшего звена с целью прогноза эффективности их деятельности в предполагаемых должностях и, конечно, в возможности оптимизации и повышения эффективности деятельности руководителей высшего и среднего звена в уже занимаемых ими должностях, так как различные ситуации профессионального общения требуют различных подходов к их управлению.


Структура работы:

- Глава 1 - теоретическая часть. Включает в себя теоретический материал – понятия, определения, общие сведение об изучаемой теме.

- Глава 2 - анализ. Содержит общую характеристику рассматриваемой корпорации и включает анализ стилей руководства менеджеров управленческого звена.

- Глава 3 - рекомендации по совершенствованию стилей руководства в ОАО «Поиск». В этой главе говорится о методах совершенствования стилей руководства и их оценке.

- Заключение – Выводы по работе.

- Список используемой литературы – все источники, используемые для написания данной работы.

- Приложения – дополнительная информация (таблицы, рисунки) к работе.

Глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1.1 Что такое руководство?
Руководство - это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя [25, стр. 36]. Неотъемлемой частью руководства является лидерсово.

Лидерство - способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации [13, стр. 68].

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несет в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы. Несмотря на различие понятий «руководитель» и «лидер», большинство исследований по проблемам управления идут в контексте общих теорий лидерства, где под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу,причем лидер - в системе неформальных отношений, а руководитель - в системе формальных отношений. В социально - психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер - на групповые интересы. В то же время выделяют два аспекта власти – формальный и неформальный, в зависимости от ориентации лидеров и руководителей.