Файл: Тема 1 социопсихосоматика цели и задачи изучения темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 3.2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДРАБОТНИКА
Цели и задачи изучения темы:
1. Рассмотреть Классификацию типов среднего медицинского персонала по характеристике их деятельности (типология И. Харди); дать понятие саморегуляции эмоционального состояния; изучить профессиональные качества медицинского работника; рассмотреть обстоятельства, ведущие к нарушению обязанности молчать, факторы, снимающие с медицинских работников обязанность хранить молчание.
Образовательные результаты освоения темы
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Назовите профессионально значимые особенности эмоционально-волевой сферы личности.
2. Укажите профессионально значимые особенности познавательной сферы личности.
4. Перечислите этические принципы профессиональной деятельности медицинского работника.
5. Укажите профессионально значимые этико-психологические качества личности медицинского работника.
6. Каковы особенности и значение профессионального имиджа медицинского работника?
7. Дайте определение понятиям «медицинская этика» и «медицинская деонтология», «биоэтика».
Профессиональная компетентность включает в себя не только знания и умения в области медико-биологических и клинических дисциплин, но также и психологическую, в том числе и коммуникативную, компетентность. Общемировоззренческая компетентность определяет систему ценностных ориентаций и направленность личности.
Профессиональная квалификация медицинских и фармацевтических работников является основой профессиональной деятельности, но ее эффективность и качество зависят от того, какими психологическими качествами личности, прежде всего нравственными, обладает специалист. Профессиональная квалификация медицинского работника является только инструментом, эффективность применения которого зависит от других качеств специалиста как личности.
Каждый человек, являясь представителем большой социальной группы медицинских работников, должен соответствовать требованиям, которые предъявляет к нему общество: иметь соответствующие его социальной роли знания, умения и определенные качества личности, позволяющие должным образом исполнять эту роль. Общество налагает на медицинских работников ряд обязанностей, предъявляет к ним высокие требования, обусловленные главной целью их профессиональной деятельности - сохранение жизни человека.
Медицинские работники обладают своей профессиональной культурой, которая развивается и видоизменяется в соответствии с изменением социально-исторических условий. Каждый медицинский работник является носителем медицинской культуры, созданной предшествующими поколениями медицинского сообщества, и творцом ее новых элементов. Медицинская культура - это сложноорганизованная биосоциальная система, включающая в себя совокупность научно-теоретических знаний, традиций, технологий и практик, специфической языковой системы, выработанных человечеством в целях сохранения здоровья и жизни людей, борьбы с различными заболеваниями. Главными элементами этой системы являются люди, создающие медицинскую культуру и использующие в своей жизнедеятельности ее достижения.
Основу медицинской культуры составляет совокупность этических знаний о медицинской деятельности человека, которые выполняют целеполагающую и регулирующую деятельность человека функции. В истории медицины последовательно развивались медицинская этика, медицинская деонтология и биоэтика. В этих науках определяются моральные принципы и нормы медицинской деятельности, требования к личности медицинского работника. Медицинская этика - это наука, изучающая профессиональную специфику морали медицинской деятельности и медицинских работников. Медицинская деонтология - раздел медицинской этики, в котором исследуются проблемы профессионального долга и должного поведения медицинских работников. Биоэтика - междисциплинарная наука, в которой исследуются моральные проблемы, порожденные новейшими достижениями биомедицинской науки и практики.
Профессионально-значимые качества личности медицинского работника выделяются во всех подструктурах личности человека: индивидуально-психологических, социально-психологических, мировоззренческих. Они формируются в процессе развития личности. Человек может вырабатывать в себе многие профессионально значимые качества, формировать их, целенаправленно работая над собой, занимаясь самовоспитанием. В то же время в процессе профессиональной деятельности под влиянием различных факторов личность медика-профессионала изменяется - одни качества становятся более выраженными, другие исчезают и формируются новые.
ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
Значение моральных качеств для деятельности всех медицинских работников точно передано в речи отечественного врача С.П. Боткина, произнесенной в 1886 г. и обращенной им к врачам в конце XIX в., но в полной мере эти слова относятся ко всем медикам всех исторических эпох: «Необходимо иметь истинное призвание к деятельности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни, не впадая при неудачах в уныние или самообольщение при успехах. Нравственное развитие врача-практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даст ему возможность исполнить священный долг перед ближним и перед Родиной, что и будет обусловливать истинное счастье его жизни»21.
Морально-психологические качества личности медицинских работников приведены в профессиональных этических кодексах врачей и медицинских сестер, в литературе по медицинской этике, деонтологии и биоэтике. Они существуют в виде идеальных и стереотипных образов врачей и других медицинских работников, дополнены примерами жизни и профессиональной деятельности выдающихся представителей медицины.
В этических кодексах медицинских сестер (Международного совета медицинских сестер, Этическом кодексе медицинской сестры России) отмечается обязательность наличия моральных качеств личности. В «Этическом кодексе медицинской сестры России» в качестве исходного этического положения утверждается: «Этической основой профессиональной деятельности медсестер является гуманность и милосердие». Для специалистов в области фармацевтической деятельности, являющейся особой областью медицины, в нашей стране разработан «Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта)», отражающий специфику моральных проблем и задач в деятельности фармацевтических работников.
Для медицинских работников, имеющих квалификацию «фельдшер», «медицинский лабораторный техник», «акушерка/акушер», «зубной техник» и другие, отдельных этических кодексов не создано. Все этические кодексы содержат общие для все видов медицинской деятельности моральные принципы, правила и нормы, главные из которых были определены на первых этапах исторического развития медицины в клятве Гиппократа.
Главными моральными ценностями для медицинской деятельности являются жизнь человека, здоровье, доброта, милосердие, сострадание, справедливость, ответственность, долг, честь, совесть, достоинство.
Благожелательность и доброжелательность как желание блага, добра другому человеку - обязательные профессионально значимые качества и должны проявляться в общении с пациентами и их родственниками. Добро - этическое понятие, обозначающее нравственно положительное значение каких-либо феноменов или их совокупности. Главным ориентиром в определении чего-либо как доброго должны быть для медика ценности жизни (сохраняет поступок жизнь или сокращает ее?) и здоровья человека (сохраняет что-то здоровье или ухудшает его?).
Внимательность и заботливость - нравственно-психологические качества личности, тесно связанные с благожелательностью. Медицинский работник внимателен к пациенту, заботлив, обеспечивая своими действиями его физический и психологический комфорт, облегчение боли и выздоровление.
Направленность медицинской деятельности на благо больного закреплена в медицинской этике запретом на причинение какого-либо вреда.
Принцип непричинения вреда («Primum non nocere!» «Не навреди!») - это главный моральный принцип медицинской деятельности, идущий из этики Гиппократа, и ему должен следовать каждый медицинский работник.
Применительно к медицинской деятельности вред - это негативные последствия, которые возникают в результате взаимодействия и общения медицинских работников, пациентов и их родственников. Вред, причиненный пациенту, может быть материальным (затраты на лечение, потеря заработка за время болезни и т.д.), физическим (ущерб здоровью вследствие профессиональных ошибок, от «побочных эффектов» лечебных и диагностических средств), психологическим (ятрогении, соррогении), социальным (инвалидность, изменение социального статуса, качества жизни и т.д.), моральным (негативные чувства и переживания от проявления неуважения к личности пациента, оскорбления, грубости, пренебрежения и т.п.). Проявляя заботу, желая добра пациенту, можно причинить ему вред не намеренно (неосознанно). Невнимательность и равнодушие становятся причинами причинения вреда пациенту. Наличие других негативных качеств личности влечет за собой халатное отношение к работе, некачественное выполнение своих обязанностей, различные нарушения и в конечном счете - значительный вред здоровью пациентов.
Моральный и психологический вред, причиняемый пациенту при оказании ему медицинской помощи, не менее значим для него, чем физический или материальный. Большую профессиональную значимость имеет такое качество личности медицинского работника, как ответственность. Понятие «ответственность» выражает соответствие деятельности человека его моральному долгу с точки зрения ее возможностей. Ответственность является фундаментальным нравственным качеством личности, которое проявляется в умении отвечать перед самим собой (своей совестью), другими людьми и Богом (для верующих) за свои поступки, наличие и проявление в деятельности тех или иных умений, знаний, личностных качеств. Ответственность и принципиальность - качества личности, характеризующие отношение к своей деятельности, способность сохранять свои взгляды и убеждения по главным, наиболее важным вопросам и готовность отвечать за последствия.
Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному - неисполненность долга. Совесть медицинского работника проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение. «Голос» совести вызывает чувство стыда. Поэтому совесть понимается как специфическая форма стыда, а ее содержание признается индивидуальным, культурно и исторически изменчивым.
Цели и задачи изучения темы:
1. Рассмотреть Классификацию типов среднего медицинского персонала по характеристике их деятельности (типология И. Харди); дать понятие саморегуляции эмоционального состояния; изучить профессиональные качества медицинского работника; рассмотреть обстоятельства, ведущие к нарушению обязанности молчать, факторы, снимающие с медицинских работников обязанность хранить молчание.
Образовательные результаты освоения темы
Индекс компетенции | Образовательный результат |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК.3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность |
ОК6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК. 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Назовите профессионально значимые особенности эмоционально-волевой сферы личности.
2. Укажите профессионально значимые особенности познавательной сферы личности.
4. Перечислите этические принципы профессиональной деятельности медицинского работника.
5. Укажите профессионально значимые этико-психологические качества личности медицинского работника.
6. Каковы особенности и значение профессионального имиджа медицинского работника?
7. Дайте определение понятиям «медицинская этика» и «медицинская деонтология», «биоэтика».
Профессиональная компетентность включает в себя не только знания и умения в области медико-биологических и клинических дисциплин, но также и психологическую, в том числе и коммуникативную, компетентность. Общемировоззренческая компетентность определяет систему ценностных ориентаций и направленность личности.
Профессиональная квалификация медицинских и фармацевтических работников является основой профессиональной деятельности, но ее эффективность и качество зависят от того, какими психологическими качествами личности, прежде всего нравственными, обладает специалист. Профессиональная квалификация медицинского работника является только инструментом, эффективность применения которого зависит от других качеств специалиста как личности.
Каждый человек, являясь представителем большой социальной группы медицинских работников, должен соответствовать требованиям, которые предъявляет к нему общество: иметь соответствующие его социальной роли знания, умения и определенные качества личности, позволяющие должным образом исполнять эту роль. Общество налагает на медицинских работников ряд обязанностей, предъявляет к ним высокие требования, обусловленные главной целью их профессиональной деятельности - сохранение жизни человека.
Медицинские работники обладают своей профессиональной культурой, которая развивается и видоизменяется в соответствии с изменением социально-исторических условий. Каждый медицинский работник является носителем медицинской культуры, созданной предшествующими поколениями медицинского сообщества, и творцом ее новых элементов. Медицинская культура - это сложноорганизованная биосоциальная система, включающая в себя совокупность научно-теоретических знаний, традиций, технологий и практик, специфической языковой системы, выработанных человечеством в целях сохранения здоровья и жизни людей, борьбы с различными заболеваниями. Главными элементами этой системы являются люди, создающие медицинскую культуру и использующие в своей жизнедеятельности ее достижения.
Основу медицинской культуры составляет совокупность этических знаний о медицинской деятельности человека, которые выполняют целеполагающую и регулирующую деятельность человека функции. В истории медицины последовательно развивались медицинская этика, медицинская деонтология и биоэтика. В этих науках определяются моральные принципы и нормы медицинской деятельности, требования к личности медицинского работника. Медицинская этика - это наука, изучающая профессиональную специфику морали медицинской деятельности и медицинских работников. Медицинская деонтология - раздел медицинской этики, в котором исследуются проблемы профессионального долга и должного поведения медицинских работников. Биоэтика - междисциплинарная наука, в которой исследуются моральные проблемы, порожденные новейшими достижениями биомедицинской науки и практики.
Профессионально-значимые качества личности медицинского работника выделяются во всех подструктурах личности человека: индивидуально-психологических, социально-психологических, мировоззренческих. Они формируются в процессе развития личности. Человек может вырабатывать в себе многие профессионально значимые качества, формировать их, целенаправленно работая над собой, занимаясь самовоспитанием. В то же время в процессе профессиональной деятельности под влиянием различных факторов личность медика-профессионала изменяется - одни качества становятся более выраженными, другие исчезают и формируются новые.
ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
Значение моральных качеств для деятельности всех медицинских работников точно передано в речи отечественного врача С.П. Боткина, произнесенной в 1886 г. и обращенной им к врачам в конце XIX в., но в полной мере эти слова относятся ко всем медикам всех исторических эпох: «Необходимо иметь истинное призвание к деятельности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни, не впадая при неудачах в уныние или самообольщение при успехах. Нравственное развитие врача-практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даст ему возможность исполнить священный долг перед ближним и перед Родиной, что и будет обусловливать истинное счастье его жизни»21.
Морально-психологические качества личности медицинских работников приведены в профессиональных этических кодексах врачей и медицинских сестер, в литературе по медицинской этике, деонтологии и биоэтике. Они существуют в виде идеальных и стереотипных образов врачей и других медицинских работников, дополнены примерами жизни и профессиональной деятельности выдающихся представителей медицины.
В этических кодексах медицинских сестер (Международного совета медицинских сестер, Этическом кодексе медицинской сестры России) отмечается обязательность наличия моральных качеств личности. В «Этическом кодексе медицинской сестры России» в качестве исходного этического положения утверждается: «Этической основой профессиональной деятельности медсестер является гуманность и милосердие». Для специалистов в области фармацевтической деятельности, являющейся особой областью медицины, в нашей стране разработан «Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта)», отражающий специфику моральных проблем и задач в деятельности фармацевтических работников.
Для медицинских работников, имеющих квалификацию «фельдшер», «медицинский лабораторный техник», «акушерка/акушер», «зубной техник» и другие, отдельных этических кодексов не создано. Все этические кодексы содержат общие для все видов медицинской деятельности моральные принципы, правила и нормы, главные из которых были определены на первых этапах исторического развития медицины в клятве Гиппократа.
Главными моральными ценностями для медицинской деятельности являются жизнь человека, здоровье, доброта, милосердие, сострадание, справедливость, ответственность, долг, честь, совесть, достоинство.
Благожелательность и доброжелательность как желание блага, добра другому человеку - обязательные профессионально значимые качества и должны проявляться в общении с пациентами и их родственниками. Добро - этическое понятие, обозначающее нравственно положительное значение каких-либо феноменов или их совокупности. Главным ориентиром в определении чего-либо как доброго должны быть для медика ценности жизни (сохраняет поступок жизнь или сокращает ее?) и здоровья человека (сохраняет что-то здоровье или ухудшает его?).
Внимательность и заботливость - нравственно-психологические качества личности, тесно связанные с благожелательностью. Медицинский работник внимателен к пациенту, заботлив, обеспечивая своими действиями его физический и психологический комфорт, облегчение боли и выздоровление.
Направленность медицинской деятельности на благо больного закреплена в медицинской этике запретом на причинение какого-либо вреда.
Принцип непричинения вреда («Primum non nocere!» «Не навреди!») - это главный моральный принцип медицинской деятельности, идущий из этики Гиппократа, и ему должен следовать каждый медицинский работник.
Применительно к медицинской деятельности вред - это негативные последствия, которые возникают в результате взаимодействия и общения медицинских работников, пациентов и их родственников. Вред, причиненный пациенту, может быть материальным (затраты на лечение, потеря заработка за время болезни и т.д.), физическим (ущерб здоровью вследствие профессиональных ошибок, от «побочных эффектов» лечебных и диагностических средств), психологическим (ятрогении, соррогении), социальным (инвалидность, изменение социального статуса, качества жизни и т.д.), моральным (негативные чувства и переживания от проявления неуважения к личности пациента, оскорбления, грубости, пренебрежения и т.п.). Проявляя заботу, желая добра пациенту, можно причинить ему вред не намеренно (неосознанно). Невнимательность и равнодушие становятся причинами причинения вреда пациенту. Наличие других негативных качеств личности влечет за собой халатное отношение к работе, некачественное выполнение своих обязанностей, различные нарушения и в конечном счете - значительный вред здоровью пациентов.
Моральный и психологический вред, причиняемый пациенту при оказании ему медицинской помощи, не менее значим для него, чем физический или материальный. Большую профессиональную значимость имеет такое качество личности медицинского работника, как ответственность. Понятие «ответственность» выражает соответствие деятельности человека его моральному долгу с точки зрения ее возможностей. Ответственность является фундаментальным нравственным качеством личности, которое проявляется в умении отвечать перед самим собой (своей совестью), другими людьми и Богом (для верующих) за свои поступки, наличие и проявление в деятельности тех или иных умений, знаний, личностных качеств. Ответственность и принципиальность - качества личности, характеризующие отношение к своей деятельности, способность сохранять свои взгляды и убеждения по главным, наиболее важным вопросам и готовность отвечать за последствия.
Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному - неисполненность долга. Совесть медицинского работника проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение. «Голос» совести вызывает чувство стыда. Поэтому совесть понимается как специфическая форма стыда, а ее содержание признается индивидуальным, культурно и исторически изменчивым.