Файл: Отчет по практике производственная практика (преддипломная) (вид практики).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 2019

Скачиваний: 84

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Могут ли физические лица, не имеющие гражданства России, претендовать на получение статуса безработного? На данный вопрос следует ответить утвердительно. В Законе РФ о занятости (ст. 6) имеется оговорка о том, что законодательство о занятости распространяется на данных лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Следовательно, законодательство РФ не признает гражданство юридически значимым обстоятельством для признания лица безработным, что, как нам представляется, является следствием глобальной трудовой миграции, распространением трудового законодательства на иностранных граждан, осуществляющих свою профессиональную деятельность на территории государства пребывания.

В российском определении безработного имеется указание на отсутствие заработка.

Обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения, относятся к числу занятых, а потому не могут признаваться безработными согласно ст. 2, 3 Закона РФ о занятости. Таким образом, в Законе РФ о занятости прямо обозначена форма обучения — очная. Следовательно, если применяются иные формы обучения (заочное или очно-заочное), то лицо в РФ не считается занятым. Образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование (одним из его уровней является, в частности, высшее образование), дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) согласно ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Следовательно, например, очно обучающиеся в школе, в вузе, в магистратуре, признаются занятыми с точки зрения российского законодателя.

Получатели страховых пенсий по старости, накопительных пенсий, пенсий по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению в России не могут признаваться безработными.

Закон РФ о занятости оперирует не только категорией «безработный», имеется также категория «лицо, зарегистрированное в целях поиска подходящей работы», но соотношение этих категорий иное, а именно: получение статуса последнего должно предшествовать признанию безработным, что предусмотрено легальным определением исследуемой категории. Иными словами, лицо, которое не было зарегистрировано в целях поиска подходящей работы, не может признаваться безработным.


При этом наличие статуса лица, зарегистрированного в целях поиска подобной работы, не означает, что лицо безусловно будет признано безработным. Невозможность предоставления службой занятости подходящей работы гражданам в течение десяти дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы является основанием для признания безработными с первого дня представления документов, перечисленных в п. 2 ст. 3 Закона РФ о занятости.

Отказ в течение названного срока от двух вариантов подходящей работы либо от двух вариантов профессионального обучения или оплачиваемой работы (для впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих квалификации); неявка без уважительных причин в службу занятости для предложения подходящей работы в течение десяти дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы, неявка в отсутствие уважительных причин в срок, установленный службой занятости для регистрации в качестве безработного, не позволяют признать лицо безработным согласно п. 3 ст. 3 Закона РФ о занятости населения.

Согласно Закону РФ о занятости лица, признанные безработными, и лица, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, не охватываются формально родовым понятием «лицо, ищущее работу», но фактически к таким лицам относятся, поскольку оба субъекта заинтересованы в получении работы.

Кроме того, российское законодательство в качестве самостоятельных не выделяет субъектов, которые уже реализуют право на труд, но намерены изменить место работы; трудоспособных лиц, которые не относятся к безработным и к тем, кто реализует право на труд, но намерен изменить место работы. Безработные и лица, осуществляющие поиск подходящей работы, подлежат регистрации государственными учреждениями службы занятости населения. Государственные учреждения службы занятости населения относятся к Государственной службе занятости населения согласно ст. 15 Закона РФ о занятости. В пункте 2 ст. 35 Закона РФ о занятости перечислены основания для прекращения выплаты пособия по безработице и одновременного прекращения учета в качестве безработного. В их числе можно выделить обстоятельства, препятствующие признанию безработным (таким является признание гражданина занятым); ненадлежащее исполнение обязанностей безработного (например, длительная (более одного месяца) неявка в службу занятости без уважительной причины); смерть как обстоятельство, которое не зависит от воли сторон. Данной нормой предусмотрено также осуждение лица к исправительным работам, к наказанию в виде лишения свободы.



Российское законодательство предусматривает бесплатность услуг учреждений службы занятости и других организаций по содействию занятости, возможность получения пособия по безработице, обязательность явки в учреждения службы занятости. Отказ от двух вариантов подходящей работы влечет для безработного негативные последствия — приостановление выплаты пособия по безработице на срок до одного месяца.

Таким образом, в российском законодательстве, безработными признаются люди, которые являются трудоспособными, но в силу обстоятельств не имеют никакого места рабочего места. И соответственно не получают денежные средства за свою трудовую деятельность. Следует отметить, что иные виды доходов, как пособия различного рода социальные выплаты в расчет в качестве заработка не берутся. Можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.
Права и обязанности безработных граждан
Безработные граждане имеют определенные права, которые закрепляются в Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах. Безработные граждане требуют особой поддержки со стороны государства. Гарантии осуществления прав безработных закреплены в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Рассмотрим подробнее права безработных граждан в РФ.

Безработный гражданин имеет право на получение выходного пособия от работодателя согласно ст. 178, ст. 318 ТК РФ. Выходное пособие платят, когда организация закрывается или сокращает штат. В этом случае сотрудников увольняют без их согласия. Пока уволенный сотрудник ищет новую работу, бывший работодатель какое-то время должен выплачивать ему среднюю зарплату. На практике это выглядит так:

- в последний день работы выплачивают выходное пособие — одну среднюю зарплату;

- через два месяца выплачивают еще одну среднюю зарплату;

- через три месяца — еще одну, но только тем, кто встал на учет в центре занятости (ЦЗН).

Потом работодатель ничего не платит, центр занятости назначает пособие. На Крайнем Севере среднюю зарплату платят дольше — до полугода. Работодатели оплачивают как минимум 3 месяца поиска работы, а если встать на учет в ЦЗН — 6 месяцев. На учет надо вставать не через два месяца после сокращения, а сразу. В обычных регионах на это дают две недели, в северных — месяц. Чтобы дольше получать среднюю зарплату от работодателя, нужно соблюдать указанные сроки. Если устроиться на новую работу, выплаты от прежнего работодателя прекращаются. От работодателя при увольнении можно требовать и больше, если это прописано во внутренних документах. Дополнительные выплаты — это не обязанность, а инициатива работодателя, поэтому в небольших компаниях такое встречается редко. Обычно дополнительные выплаты при увольнении обещают крупные компании, государственные структуры — и не всем работникам, а только руководству.


Безработный имеет право на поиск работы через Центр занятости. Данное право основано на ст. 4 ч. 4, ст. 8, ст. 24 Закона РФ о занятости населения, Постановлении Правительства РФ № 1909. Центр занятости — это специальная государственная организация, которая помогает найти работу. Чтобы подобрать вакансии в ЦЗН, статус безработного не нужен. Найти работу помогут и иностранцам, и тем, кто прописан в другом регионе. Чтобы получить помощь с работой, в ближайший центр занятости необходимо принести паспорт. Чтобы ЦЗН выбирал вакансии по определенной специальности, лучше принести с собой:

- трудовую книжку, трудовые договоры или контракты для служащих;

- любые дипломы или аттестаты об образовании.

Также потребуется справка о среднем заработке за последние 3 месяца. Справку о среднем заработке стоит принести на случай, если в базе ЦЗН будут вакансии с хорошей зарплатой. Примерную форму справки утвердил Минтруд РФ. Инвалидам потребуется предоставить справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации. Иначе ЦЗН не узнает, какую работу им можно выполнять. О новых вакансиях ЦЗН может уведомить на приеме, по обычной или электронной почте, могут даже продиктовать по телефону. Потом можно снова встать на учет. Подробно все действия ЦЗН регламентирует приказ Минтруда № 82н. Также безработный имеет право на получение социальных выплат в центре занятости на основании ст. 30, ст. 31, ст. 33, ст. 34, ст. 34.1, ст. 34.2, ст. 36 Закона РФ о занятости и др. Безработным государство платит пособие. Это помощь на время поиска работы. Пособие не зависит от того, есть ли у безработного свое жилье и какие у него платежи по кредитам. Это фиксированная сумма, которую можно получать несколько месяцев в году.

Пособие по безработице платят только гражданам России и строго по месту жительства. Встать на учет в центр занятости можно дистанционно: заявление можно подать на Госуслугах или через портал «Работа в России».

В северных, засушливых и труднодоступных регионах минимальные и максимальные размеры пособия увеличиваются на районный коэффициент. МРОТ в таких регионах выше, поэтому выше и пособие по безработице.

Для расчета пособия нужна справка от работодателя за последние три месяца. Это не справка 2-НДФЛ и не расчет по пенсионным взносам. Если обращаться за пособием с 2020 г., справка не понадобится: центр занятости запросит данные у ФПСС, а тот получит их от работодателя.


Чтобы пособие платили, надо соблюдать такие условия:

- приходить в ЦЗН в назначенное время;

- проходить собеседования по направлению от ЦЗН;

- приносить в ЦЗН подтверждения отказов работодателя в приеме на работу.

В условиях перехода на дистанционное обслуживание в 2020 году эти вопросы, очевидно, будут решаться по электронной почте, через личные кабинеты на региональных порталах служб занятости, с помощью портала «Работа в России» и госуслуг, а в некоторых случаях может быть достаточно телефонного звонка. Если человек устроится на работу, центр занятости узнает об этом от ФПСС.

Когда срок выплаты пособия истекает, ЦЗН может назначить материальную помощь. Это решает инспектор, который занимается безработным. Порядок выплаты матпомощи регулирует Минтруд.

Безработный имеет право учувствовать в оплачиваемых общественных работах. Если постоянную работу для гражданина найти не получается, ЦЗН может направить его на общественные работы. Они имеют временный характер и социальную направленность: благоустройство, уборка территорий, уход за стариками. По сути, это обычное трудоустройство, с безработными заключают трудовой договор. Много платить за такую работу не будут, но на МРОТ при полной загрузке можно рассчитывать. Зарплата зависит от того, какие работы предложат и как долго их придется выполнять. Уволенный бухгалтер вряд ли согласится убирать дворы или покупать продукты пенсионерам, а вот для уволенного дворника, истопника или санитарки это будет реальной возможностью заработать.

Общественные работы могут предлагать всем: и тем, кто признан безработным, и тем, кто просто ищет работу через ЦЗН. Во время общественных работ можно получать пособие по безработице. Это дополнительная мера поддержки, а не настоящая занятость. Однако сначала их предложат тем, кто долго стоит на учете и пособие уже не получает.

Некоторые безработные должны соглашаться на общественные работы, даже если не хотят этого делать. Это те, кто не работал больше трех лет, стоит на учете больше года, отказывается пройти переобучение или закрыл ИП. Есть и другие основания — они подробно перечислены в п. 3 ст. 4 Закона РФ о занятости. Все эти люди могут отказаться от предложения ЦЗН только один раз. Безработный имеет право получить компенсацию расходов на переезд в другой город. Если в городе, где безработный стоит на учете, для него работы нет, ЦЗН может предложить ему вакансии из другого города. Если в результате безработный заключит трудовой договор, ЦЗН поможет с переездом.