Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1451
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
120
100
80 1 группа
60
40
2 группа
20
0
Рис.2.1 - Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха
Следовательно, дети, которые имеют отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут четко повторять звуки, и правильно показывать картинки с определенным звуком; так же отмечаются несложные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаруживаются такие отклонения только при особом обследовании состояния фонематического слуха.
Кроме особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Можно констатировать первичный уровень нарушения фонематического восприятия, отмечаются предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа развиты недостаточно.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей экспериментальных группы выявляется несколько состояний:
43
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Диагностика 2. Анализируя диагностику звукопроизношения, можно сделать вывод: в результате исследования звуковой стороны речи детей 1экспериментальной группы были выявлены следующие виды звуковых нарушений и их сочетаний:
- усредненность (редуцированность) гласных звуков – в 4 случаях (33,3%); - носовой оттенок при произнесении гласных заднего ряда [О,У] – у 2 детей
(16,6%);
- недостатки произношения (сигматизмы) свистящих звуков были выявлены у 11 детей (91,6%): губно-зубное произношение – у 2 детей (16,6%); межзубное произношение – у 7 детей (58,3%); смешение свистящих и шипящих звуков – у 1 ребенка (8,3%);
- недостатки произношения (сигматизмы) шипящих звуков отмечались у 11 детей (91,6%): боковое произношение – у 1 ребенка (8,3%); межзубное произношение – у 5 детей (41,6%); свистящий сигматизм – у 2 детей (16,6%); замена шипящих свистящими звуками – у 2 детей (16,6%); смешение свистящих и шипящих звуков – у 2 детей (16,6%);
- недостатки произношения саноров (переднеязычных смычно-проходных) [Л, Л’] (ламбдацизмы) были характерны для 6 детей (50%): межзубное произношение – у 2 детей (16,6%); замена [Л] на двугубный звук [W] – у 1 ребенка (8,3%); замена [Л’] на [j] – у 2 детей (16,6%); [Л] на [j] – у 2 детей (16,6%);
- недостатки произношения саноров (переднеязычных, дрожащих) [Р, Р’] (ротацизмы) были выявлены у всех 12 детей (100%) экспериментальной группы: боковое произношение – у 1 детей (8,3%); горловое произношение (велярное) – у
44
4 детей (33,3%); замена [Р] на [j]- у 2 детей(16,6%), замена [Р’] на [Л’]- у 2 детей(16,6%), замена [Р’] на [j] – у 1 ребенка (8,3%); замена [Р,Р’] на [Л,Л’] – у 3 детей (25%);
- межзубное произношение переднеязычных звуков: взрывных [Т, Т’, Д, Д’] – у 1ребенка (8,3%); смычно-проходных [Н, Н’] – у 1 ребенка (8,3%);
- недостатки произношения заднеязычных звуков выражавшиеся в смешении [К, К’, Г, Г’] и [Т, Т’, Д, Д’] у 3 детей (25%); замена [Г] на [Т]- у 1 ребенка (8,3%), [К] на [Т]- у 1 ребенка (8,3%).
- Отсутствие некоторых переднеязычных звуков у 4 детей (33,3%). Данные обследования представлены на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. – Обследования звуковой стороны речи 1 экспериментальная группа
У детей 2 второй экспериментальной группы отмечается:
У 4 (33,4% группы) детей выявлен очень низкий уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи.
У 6 (50% группы) детей выявлен умеренно сниженный уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи.
45
У 1 (8,3% группы) ребенка выявлен незначительно сниженный уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи.
У 1 (8,3% группы) ребенка уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи соответствует возрастной норме. Данные исследования представлены на рисунке 2.3
Рис. 2.3. – Исследования звуковой стороны речи детей 1 экспериментальной группы
У 4 (33,4% группы) детей выявлен очень низкий уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи.
У 1 (8,3% группы) ребенка выявлен умеренно сниженный уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи.
У 5 (41,7% группы) детей выявлен незначительно сниженный уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи.
У 2 (16,6% группы) детей уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи соответствует возрастной норме.
Проводя анализ исследования восприятия и дифференциации звуков ребенка, сделан вывод: некоторым детям трудно проделать весьма сложную
46
операцию выделения, и обобщения произносительных слуховых признаков звуков речи. Это отмечается и у 4 летних детей, и у 5 летних. Данные подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребѐнка, и на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Для детей с речевыми нарушениями будет лучше прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развѐрнутой, но и умеющим читать.
Можно сделать вывод, что особенности фонетических и фонематических нарушений у дошкольников зависят от механизма, лежащего в основе речевой патологии. Анализ имеющихся в логопедии исследований показывает, что для детей с ФФН, характерна своя особая специфика фонетических и фонематических нарушений и их сочетаний.
Диагностика 3.
В ходе выполнения заданий, отмечено, в первом задании (восприятие и дифференциация изолированных звуков):
1 группа - у 30% дошкольниковотмечается нарушенное восприятия тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи, 70% дошкольников этой группы справились с предложенным заданием
2 группа - дети второй группы показали результат немного выше: 80% дошкольниковвыполнили предложенное задание без ошибок, а 20% дошкольниковиспытали трудности при определении звука р, р’. Дети путают эти звуки.
Проведение второго задания- определение уровня восприятия и дифференциации звуков в слогах,показало следующие результаты:
1 группа- 30 % дошкольников затруднительно воспроизводить цепочку слогов со звуками ч, щ, ц. 50% дошкольниковлегко справились с выполнением задания, они не испытывали затруднений. У 20% детей отмеченымоменты ошибок при
47
повторении цепочек,имеющих противопоставленные по звонкости – глухости звуки.
2 группа-20 % дошкольниковтрудно воспроизводили цепочку слогов со звуками ч, щ, ц. 60% дошкольников не испытали затруднений при выполнении задания, они с ним справились. У 20% детей отмечены ошибки при произношении цепочек, содержащих противопоставленные по звонкости – глухости звуки. Анализируя данные третьего задания (исследование дифференциации слов квазимонимов) можно сказать:
1 группа - что 80% дошкольников затрудняются дифференцировать слова, в состав которых входит звук, отсутствующий в речи со словами со звуком заместителем.
2 группа - 60% детей выполнили все задания правильно, 20% детей допустили ошибки в дифференциации звуков ж – ш, 20% затруднялись в различении слов со звуками у - ю, дети отбирали одну и туже картинку на оба звука.
Анализ четвертого задания (отбор картинок в названии которых есть заданный звук) показал:
1 группа – 30 %восприятие нарушено 50% детей полностью справились с заданием, 20% детей допустили незначительные ошибки, они отбирали 1-2 картинки со звуком, который они не могут дифференцировать, хотя в речи оба звука произносят правильно.
2 группа - 25% восприятие нарушено 60% детей полностью справились с заданием,15% детей допустили незначительные ошибки, они отбирали 1-2 картинки со звуком, который они не могут дифференцировать, хотя в речи оба звука произносят правильно.
Анализ пятого задания показал, что:
1 группа - 50% детей дошкольников полностью справились с заданием, 30% детей при выполнении допустили незначительные ошибки, но при повторе выполнили его правильно. У 20% ошибки заключались в том, что они не могли назвать место
48
согласного звука, если он стоял в середине слова.2 группа - 70% дошкольников полностью справились с заданием, 15% детей при выполнении допустили незначительные ошибки, но повторяя, выполнили его правильно. У 15% ошибки заключались в том, что они не могли назвать место согласного звука, если он стоял в середине слова.
Анализируя шестое задание, определено:
1 группа - 80% детей не научились находить различие между правильным произношениеми нарушенным, особенно в заданиях, когда логопед проводил имитацию нарушенного звукопроизношения, определенного для данного ребенка. В 20% случаев дети могут отличают правильное произношение от произношения соответствующего нарушению звуков характерных для ребенка. 2 группа - 60% детей не научились находить различие между правильным произношениеми нарушенным, особенно в заданиях, когда логопед проводил имитацию нарушенного звукопроизношения, характерного для данного ребенка. В 40% случаев дети могут отличить правильное произношение от произношения соответствующего нарушению звуков характерных для ребенка.
Таким образом, в результате исследования определено, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи фонематическое восприятие характеризуется определенными особенностями:
- Нарушение фонематического восприятия распространяется не на все отсутствующие, заменяющиеся или смешивающиеся в речи конкретного ребенка:
· у 30% детей разного возраста отмечено нарушение восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;
100
80 1 группа
60
40
2 группа
20
0
Рис.2.1 - Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха
Следовательно, дети, которые имеют отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут четко повторять звуки, и правильно показывать картинки с определенным звуком; так же отмечаются несложные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаруживаются такие отклонения только при особом обследовании состояния фонематического слуха.
Кроме особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Можно констатировать первичный уровень нарушения фонематического восприятия, отмечаются предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа развиты недостаточно.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей экспериментальных группы выявляется несколько состояний:
43
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Диагностика 2. Анализируя диагностику звукопроизношения, можно сделать вывод: в результате исследования звуковой стороны речи детей 1экспериментальной группы были выявлены следующие виды звуковых нарушений и их сочетаний:
- усредненность (редуцированность) гласных звуков – в 4 случаях (33,3%); - носовой оттенок при произнесении гласных заднего ряда [О,У] – у 2 детей
(16,6%);
- недостатки произношения (сигматизмы) свистящих звуков были выявлены у 11 детей (91,6%): губно-зубное произношение – у 2 детей (16,6%); межзубное произношение – у 7 детей (58,3%); смешение свистящих и шипящих звуков – у 1 ребенка (8,3%);
- недостатки произношения (сигматизмы) шипящих звуков отмечались у 11 детей (91,6%): боковое произношение – у 1 ребенка (8,3%); межзубное произношение – у 5 детей (41,6%); свистящий сигматизм – у 2 детей (16,6%); замена шипящих свистящими звуками – у 2 детей (16,6%); смешение свистящих и шипящих звуков – у 2 детей (16,6%);
- недостатки произношения саноров (переднеязычных смычно-проходных) [Л, Л’] (ламбдацизмы) были характерны для 6 детей (50%): межзубное произношение – у 2 детей (16,6%); замена [Л] на двугубный звук [W] – у 1 ребенка (8,3%); замена [Л’] на [j] – у 2 детей (16,6%); [Л] на [j] – у 2 детей (16,6%);
- недостатки произношения саноров (переднеязычных, дрожащих) [Р, Р’] (ротацизмы) были выявлены у всех 12 детей (100%) экспериментальной группы: боковое произношение – у 1 детей (8,3%); горловое произношение (велярное) – у
44
4 детей (33,3%); замена [Р] на [j]- у 2 детей(16,6%), замена [Р’] на [Л’]- у 2 детей(16,6%), замена [Р’] на [j] – у 1 ребенка (8,3%); замена [Р,Р’] на [Л,Л’] – у 3 детей (25%);
- межзубное произношение переднеязычных звуков: взрывных [Т, Т’, Д, Д’] – у 1ребенка (8,3%); смычно-проходных [Н, Н’] – у 1 ребенка (8,3%);
- недостатки произношения заднеязычных звуков выражавшиеся в смешении [К, К’, Г, Г’] и [Т, Т’, Д, Д’] у 3 детей (25%); замена [Г] на [Т]- у 1 ребенка (8,3%), [К] на [Т]- у 1 ребенка (8,3%).
- Отсутствие некоторых переднеязычных звуков у 4 детей (33,3%). Данные обследования представлены на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. – Обследования звуковой стороны речи 1 экспериментальная группа
У детей 2 второй экспериментальной группы отмечается:
У 4 (33,4% группы) детей выявлен очень низкий уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи.
У 6 (50% группы) детей выявлен умеренно сниженный уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи.
45
У 1 (8,3% группы) ребенка выявлен незначительно сниженный уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи.
У 1 (8,3% группы) ребенка уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи соответствует возрастной норме. Данные исследования представлены на рисунке 2.3
Рис. 2.3. – Исследования звуковой стороны речи детей 1 экспериментальной группы
У 4 (33,4% группы) детей выявлен очень низкий уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи.
У 1 (8,3% группы) ребенка выявлен умеренно сниженный уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи.
У 5 (41,7% группы) детей выявлен незначительно сниженный уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи.
У 2 (16,6% группы) детей уровень развития фонетических и фонематических компонентов речи соответствует возрастной норме.
Проводя анализ исследования восприятия и дифференциации звуков ребенка, сделан вывод: некоторым детям трудно проделать весьма сложную
46
операцию выделения, и обобщения произносительных слуховых признаков звуков речи. Это отмечается и у 4 летних детей, и у 5 летних. Данные подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребѐнка, и на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Для детей с речевыми нарушениями будет лучше прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развѐрнутой, но и умеющим читать.
Можно сделать вывод, что особенности фонетических и фонематических нарушений у дошкольников зависят от механизма, лежащего в основе речевой патологии. Анализ имеющихся в логопедии исследований показывает, что для детей с ФФН, характерна своя особая специфика фонетических и фонематических нарушений и их сочетаний.
Диагностика 3.
В ходе выполнения заданий, отмечено, в первом задании (восприятие и дифференциация изолированных звуков):
1 группа - у 30% дошкольниковотмечается нарушенное восприятия тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи, 70% дошкольников этой группы справились с предложенным заданием
2 группа - дети второй группы показали результат немного выше: 80% дошкольниковвыполнили предложенное задание без ошибок, а 20% дошкольниковиспытали трудности при определении звука р, р’. Дети путают эти звуки.
Проведение второго задания- определение уровня восприятия и дифференциации звуков в слогах,показало следующие результаты:
1 группа- 30 % дошкольников затруднительно воспроизводить цепочку слогов со звуками ч, щ, ц. 50% дошкольниковлегко справились с выполнением задания, они не испытывали затруднений. У 20% детей отмеченымоменты ошибок при
47
повторении цепочек,имеющих противопоставленные по звонкости – глухости звуки.
2 группа-20 % дошкольниковтрудно воспроизводили цепочку слогов со звуками ч, щ, ц. 60% дошкольников не испытали затруднений при выполнении задания, они с ним справились. У 20% детей отмечены ошибки при произношении цепочек, содержащих противопоставленные по звонкости – глухости звуки. Анализируя данные третьего задания (исследование дифференциации слов квазимонимов) можно сказать:
1 группа - что 80% дошкольников затрудняются дифференцировать слова, в состав которых входит звук, отсутствующий в речи со словами со звуком заместителем.
2 группа - 60% детей выполнили все задания правильно, 20% детей допустили ошибки в дифференциации звуков ж – ш, 20% затруднялись в различении слов со звуками у - ю, дети отбирали одну и туже картинку на оба звука.
Анализ четвертого задания (отбор картинок в названии которых есть заданный звук) показал:
1 группа – 30 %восприятие нарушено 50% детей полностью справились с заданием, 20% детей допустили незначительные ошибки, они отбирали 1-2 картинки со звуком, который они не могут дифференцировать, хотя в речи оба звука произносят правильно.
2 группа - 25% восприятие нарушено 60% детей полностью справились с заданием,15% детей допустили незначительные ошибки, они отбирали 1-2 картинки со звуком, который они не могут дифференцировать, хотя в речи оба звука произносят правильно.
Анализ пятого задания показал, что:
1 группа - 50% детей дошкольников полностью справились с заданием, 30% детей при выполнении допустили незначительные ошибки, но при повторе выполнили его правильно. У 20% ошибки заключались в том, что они не могли назвать место
48
согласного звука, если он стоял в середине слова.2 группа - 70% дошкольников полностью справились с заданием, 15% детей при выполнении допустили незначительные ошибки, но повторяя, выполнили его правильно. У 15% ошибки заключались в том, что они не могли назвать место согласного звука, если он стоял в середине слова.
Анализируя шестое задание, определено:
1 группа - 80% детей не научились находить различие между правильным произношениеми нарушенным, особенно в заданиях, когда логопед проводил имитацию нарушенного звукопроизношения, определенного для данного ребенка. В 20% случаев дети могут отличают правильное произношение от произношения соответствующего нарушению звуков характерных для ребенка. 2 группа - 60% детей не научились находить различие между правильным произношениеми нарушенным, особенно в заданиях, когда логопед проводил имитацию нарушенного звукопроизношения, характерного для данного ребенка. В 40% случаев дети могут отличить правильное произношение от произношения соответствующего нарушению звуков характерных для ребенка.
Таким образом, в результате исследования определено, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи фонематическое восприятие характеризуется определенными особенностями:
- Нарушение фонематического восприятия распространяется не на все отсутствующие, заменяющиеся или смешивающиеся в речи конкретного ребенка:
· у 30% детей разного возраста отмечено нарушение восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;