Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1449
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· у 70% детей отмечено нарушение фонематического восприятия звуков которые
правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но имеют различие в тонких акустических или артикуляторных признаках.
- Нарушения фонематического восприятия заметны при любой демонстрации материала (в изолированнй версии, цепочках, предъявляя слова для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);
49
- Довольно часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц -70% у пятилеток, 80 % у четырехлеток и ч - 80 % у детей всех возрастов, что связано как с артикуляционными, так и с акустическими трудностями восприятия данных звуков.
· у 70% детей обеих возрастнх групп отмечаются нарушения восприятия твердых и мягких шипящих звуков ш и щ,
· у 40% детей обоих возрастов отмечаются нарушения восприятия р – л,
· у 70% детей заметнытрудности при дифференциации звуков по звонкости -глухости.
· 100% детей не умеют отличать правильное произношение от нарушенного, даже когда имитируется их собственный произносительный дефект ;
- 70% детей могут выделять звук из начала и конца слова, как в прямом, так и в обратном слоге, 30% - если звук находится в середине слова и 20% не владеют элементарной формой звукового анализа.
Делая выводы, можно сказать, что нарушение фонематического восприятия обнаруживается у детей разного возраста, оно затрудняет у таких детей полноценный контроль, как за собственной, так и за чужой речью. Выявлено, что недоразвитие фонематического восприятия у дошкольников не зависит от возраста и может привести к тому, что ребенок может столкнуться с серьезными трудностями, овладевая грамотой, письмом и чтением и, что повлечет за собой не усвоение программы начального обучения в общем. Поэтому дошкольники, данной группы нуждаются в логопедической работе по преодолению недоразвития фонематического восприятия.
2.3. Методические рекомендации
для основных направлений
логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ФФН
50
Развитие фонетико-фонематического восприятия постигается в ходе целенаправленной работы логопеда по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Дошкольники, определенные в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, необходимый для благополучного обучения в общеобразовательной школе. В логопедическую работу включается формирование навыков произношения, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предполагает также обусловленный круг знаний об окружающем мире, определенный объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены дошкольниками на данном возрастном этапе. При логопедической работе следует как можно чаще применять игры с детьми, так как именно в игре происходит мотивация у ребенка на восприятие материала. Игры для работы с детьми дошкольного возраста предложены в Приложении 2.
Работу по формированию фонетико-фонематического восприятия следует строить поэтапно.
1 этап. Формирование восприятия устной речи на фонематическом уровне. 2 этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.
Логопедическую работу на 1 этапе следует проводить по двум направлениям.
1 направление - Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.
Метод - имитации слогов, достаточно эффективный при развитии распознания и различения на элементарном (сенсомоторном) уровне, так как при данном методе исключается избыточная информация, встречное моделирование, смысловая догадка, играющие существенную роль при восприятии семантически значимых единиц. Применяя метод имитации слогов у детей, можно формировать навык аудирования (направленное восприятие звуков речи), помогающий развивать умения слушать и слышать речевой материал.
51
Быстрова, Г. А предлагает следующую дидактическую игру: логопед говорит водящему на ухо какой-то слог, например ло. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это выглядит примерно так:
Лог. Ло. Реб. Ло. Лог. По. Реб. По. Лог. Ко. Реб. Ко. Лог. Го. Реб. Го и т.д.
Важно подчеркивать, что первый слог всегда называет логопед (воспитатель). Так как это происходит шепотом (на ухо водящему), то у детей повышается интерес к занятию, является дополнительным средством мотивации их внимания(6).
2 направление - Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.
1. Определение дефектного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).
Формирование слухового контроля ведется параллельно с развитием правильного артикуляторного строя, с применением зрительной опоры, тактильных и кинестетических ощущений.
2. Нахождение дефектного произношения, аналогичного собственному, в чужой речи.
Работа проводится так же, но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка, или просит детей, имеющих такой же, как у ведущего, дефект назвать свои картинки.
Формирование фонематических функций реализуется по двум направлениям: развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) и развитие фонематического анализа и синтеза.
52
Работу на данном этапе следует начинать с постепенного уточнения произносительного и слухового образов обрабатываемого звука и проводить по трем направлениям.
1 - Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
Уточняя правильную артикуляцию звука,следует обращать внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении.
2 - Выделение звука на фоне слога.
Логопед детям предлагает линейку слогов, из которых они должны выделить звук. Слоги не должны включать оппозиционных звуков.
3 - Выделение звука на фоне слова.
Данное задание следует проводить на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключать следует слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.
Рекомендуемые упражнения и игры:
Установление присутствия заданного звука в слове. «Чудо-дерево».
Создать чудо –дерево, для этого использовать игрушки, картинки, в названии которых имеется определеннй звук.
Дополнительное здание: вычленить первой и последний звук в слове, найти местоположени заданного звука.
«Мяч передай, слово называй».
Ребенок придумывает слово на заданный звук и передает мяч своему товарищу. Тот, в свою очередь, сам придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Определение последовательности и количества звуков в слове. «Живые звуки».
53
Логопед предлагает игру «Живые звуки». Один ребенок – звук С, другой – О, третий – К. Дети, которые принимают участие в игре, называют эти звуки. Затем они прячутся, а логопед зовет их появляться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?(37)
Определение места звука по отношению к другим звукам.
Формируя указанное действие, с детьми следует проводить работу по анализу, определению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям следуетпредложить самим подобрать слова, в которых перед определенным звуком или после него слышатся заданные звуки.
Подбирая дидактический и речевой материал, следует не забывать, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее – если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Трудность выделения звука на фоне слова должна нарастать с увеличением звукового ряда.
После отработки отдельного звука нужно проводить его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно и акустически близкими(39). Последовательность логопедической работы по дифференциации звуков С и Ш. Игра «Скажи наоборот».
Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги разнообразной структуры со звуком С и Ш. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, меняя звук в слоге: са – ша, су – шу, асу – ашу, асо – ашо.
Дифференциация звуков С и Ш в словах. «Кто внимательнее?».
Логопед произносит группу слов со звуками С и Ш, находящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук С, дети поднимают желтый
54
кружок, звук Ш – красный: каша, лиса, шайка, каска, соска, шрам, шпора, маска и т.д(34).Значит, к моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготовятся к усвоению программы общеобразовательной школы. Они научатся различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, сознаельно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. В приложении 2 предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников(19).