Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1450
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Обобщѐнность фонемы
Фонема начинается в связи с развитием слова. В фонему включается ряд фонетических представлений и, обобщаясь в процессе речи, является представлением, образом.
2. Различительная функция фонемы.
Фонема-звук, различающий смысл слов. Психологической особенностью различения значений особо чѐтко проявляется в момент образования фонемы. Появление фонем определено с формированием способности различения значения.
19
3. Константность фонемы.
Благодаря ей, мы разное "к" в словах "кот", "кат" воспринимаем как одинаковое "к".
4. Произвольность или преднамеренность фонемы.
Фонема-звук, произвольно или преднамеренно произносимый. Произвольность фонемы чѐтко выявляется в момент еѐ возникновения. В период до-фонемной речи ребѐнок произносит звуки непроизвольно, они сопровождают артикуляцию.
Н.Х. Швачкиным составлена общая схема фонематического развития. На первой ступени ребенок овладевает различением гласных:
- А отличает от других гласных
- противопоставляет по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У
- противопоставляет гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О(57).
На второй ступени дошкольник учится определять наличие или отсутствие согласных в слове, затем постигает умение различать согласные:
- различение сонорных– шумных - различение твердых – мягких
- различение сонорных между собой - различение губных и язычных
- различение взрывных и щелевых
- различение переднеязычных и заднеязычных - различение глухих и звонких согласных
- различение шипящих и свистящих - различение плавных и йот(56).
Основываясь на данных Левиной Р. Е., можно отметить основные этапы изучения фонематической системы языка в онтогенезе(38).
1. Дофонематический (доязыковой) этап. От рождения до шести месяцев.
20
Отсутствие дифференциации звуков речи на слух. Слова воспринимаются целиком и опознаются по общему звуковому "облику" с учетом просодических особенностей (интонационно-ритмических характеристик). Понимание речи не развито.
2. Фонематический (языковой) этап. - Начальный этап.
От шести месяцев до двух лет.
Дифференцируются оппозиционные фонемы. Энергичноформируется понимание. Отмечается снижение к критике своей и чужой речи. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.
- От двух до четырех лет.
В возрасте от двух до трех лет формируется реакция ребенка на неречевые и речевые звуки. Он отличает звуки, соответственно от их фонематических признаков. Сенсорные образцы фонематического восприятия еще не стабильны. Ребенок может замечать различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.
- К возрасту четырех лет.
В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.
- К пяти годам.
Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.
- Заключительный этап.
К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.
21
К 5-6 годам у детей уже отмечается высокий уровень фонематического формирования; они умеют правильно произносить звуки родного языка. У них сформированы тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Всѐ это объединяется в основу для овладения звуковым анализом и синтезом.
Характеристика возможных особенностей в протекании высших психических функций у детей с ФФН:
внимание неустойчиво, нестабильно и иссякающе, слабо сформированно внимание, ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и в случае определенного задания переключаться на другой;
объем памяти сужен в сравнении с нормой. Ребенку нужно больше времени и повторений для запоминания заданного материала;
мыслительные операции протекают особенно: преобладает наглядно-образное мышление, дети затрудняются в осмыслении абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций несколько замедленна, отчего отмечается замедленное восприятие учебного материала и т.д. (3) Отталкиваясь от перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, детей с ФФН с педагогического взгляда можно охарактеризовать:
поведение детей нестабильно, отмечается частая смена настроения;
возникают трудности в изучении учебных видов деятельности, т.к. на занятиях отмечается быстрая утомляемость, для таких детей выполнение одного задания в течение долгого времени затруднено;
отмечаются затруднения при запоминании инструкций учителя, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
отмечается нарушение дисциплины;
22
Уровень формирования фонематического слуха у детей воздействует на постижение звукового анализа(10).
Степень недоразвития фонематического восприятия бывает различной. Выделены следующие его уровни:
1. Первичный уровень. Отмечается первичное нарушение восприятия. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы слабо.
2. Вторичный уровень. Отмечается вторичное нарушение фонематического восприятия. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие -важнейший механизм развития произношения.
На первом уровне у детей в возрасте 5-6 лет наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения, когда без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Фонематические нарушения сопровождаются искажением произношения одного или нескольких звуков.
Главной причиной нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН являются затруднения в процессе овладения фонематическим анализом: ему сложно выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Дети с ФФН начинают с трудом произносям слова со стечением согласных, а также многосложные слова(29).
В данном случае наблюдаются пропуски слогов, их перестановка и замена, добавление лишнего звука внутри слога, что сопровождается нечеткой артикуляцией.
На втором уровне появляются общеупотребительные искажѐнные слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности значительно отстают от возрастной нормы. Дети с ФФН начинают заменять сложные звуки более простыми ([р] на [л], [с] на [т]
23
и пр.). Также они могут заменять одним звуком целый ряд других звуков ([т´] вместо [с´], [ч], [ш]).
Для третьего уровня характерно наличие развѐрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а также смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи. Вместо двух или нескольких близких звуков произносится средний, неотчѐтливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягчѐнного [ч]. В дальнейшем такие нарушения могут сопровождаться однотипными заменами букв на письме(38).
Также в логопедической практике выделяют ещѐ и четвѐртый уровень, который характеризуется лѐгкими лексико-грамматическими нарушениями. Ребенок допускает ошибки в словоизменении, искаженно произносит несколько звуков или говорит без дефектов, а на слух не различает большее число звуков из разных групп(2)
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия, у детей с ФФНР наблюдается целый ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции, а именно:
неполноценная речевая деятельность;
недостаточная устойчивость внимания или ограниченные возможности его распределения;
отставание в развитии словесно-логического мышления; соматическая ослабленность;
отставание в развитии двигательной сферы — плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
24
У детей с тяжѐлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками(20).
Особое внимание при ФФН педагог уделяет исследованию уровня формирования навыков звукового анализа и синтеза. Устную речь ребенка с ФФН диагностируют при помощи методов определения качества и количества словарного запаса, а также упражнений на формирование грамматического строя и связной речи.
Павлова И. Ю. отмечала, что для диагностики письменной речи используют методики на выявление специфических ошибок на письме, их характера, а также на определение уровня владения чтением, понимания прочитанного. При этом специалист фиксирует образцы речи ребенка, которые позволяют определить наличие ФФН(37).
Таким образом, как пишет Поваляева М. А., фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относят детей с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический — слух(40).
Значит, в фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявлены несколько состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;