Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 674

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Два способа формирования и распространения
капитализма в мире: модернизация и глобализация
рии инков и ацтеков. Португальцы и испанцы поде лили между собой то, что стало позже называться Латинской Аме ри кой. Их корабли наводили ужас на всю акваторию арабско-ин дий ского мореплавания от Мада- гаскара до Филиппин. Япония и Ки тай ощутили первые притязания не- укротимых пришельцев.
В середине XVII века инициативу перехватывает Англия. Она коло- низирует юг Африки, Тасманию и Гвиану. Их экспансию при остановила стандартная причина — внутриевропейская вражда. По сле нескольких войн Англия превратила Новый Амстердам в Нью-Йорк, оттеснила буров в глубину Южной Африки и прибрала к рукам китайскую торговлю.
С середины XVII до последних десятилетий XIX века лидерами Запада выступали Англия и Франция. Попеременно они владели Ин дией и Се- верной Америкой. В конечном счете, Франция оставила эти свои гло- бальные оплоты, чтобы получить половину Африки, фор посты в Ка риб- ском бассейне, самый большой остров Индийского океана, обширный
Индокитай и острова на юге Тихого океана. Но самым большим призе- ром западной экспансии стала имперская Британия, поставившая под
Юнион Джек четверть мира
1
Вот как описывает начало процесса вестернизации в Индии извест- ный специалист Т. фон Лауэ. Он начинает с речи лорда Литтона, произ- несенной в Индии в марте
1878 г. В этой речи лорд Литтон сообщает индусам о цивилизующей миссии Британии, несущей в Ин дию идею свободы и персонального достоинства. Его речь была в значительной мере посвящена свободе печати в Индии как естественном источнике вестернизации страны. Свобода прессы была призва на формировать чувство и идеал значимости персональной свобо ды. Индусы восприни- мали это как «таинственные формулы». Впервые Запад говорил в про- фетическом духе: «Мы стоим во главе гигантской революции, — говорил лорд Литтон, — величайшей и наиболее важной социально, морально и религиозно, а также политически, революции, которую, может быть, мир никогда не видел прежде»
2
. Эта революция — вестернизация. По своему влиянию и значению она определила основные процессы в мире вплоть до настоящего времени.
Британский пример оказался заразительным. Через двадцать лет после речи Литтона начали вестернизацию на Тихом океане и Даль нем
1
См.:
Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Мо дер низация: от ра- венства к свободе. СПб.,
1995. С. 129–130.
2
Von Laue Th.H.
The World Revolution of Westernization. The Twentieth
Century in Global Perspective. N.Y.; Oxford,
1987. P. 14.

102
Теоретические предпосылки анализа капитализма
Западе американцы. Повсюду источником легитимации вестернизации выступало просвещение, воля бога, несомненно, более высокая цивили- зо ванность Запада, но скрывалась его нелегитимная склонность использо- вать ресурсы других народов, отрицая ценности их собственного опыта.
Вестернизация как важнейшая и невиданная революция в мире не- сла другим народам коренные изменения в политике, социальной сфе- ре, экономике, культуре, своего рода политические, социальные, эко- номические и культурные революции. Запад не считался с отсут ствием готовности и склонности народов вестернизируемых стран к таким пе- ременам. Уже объем предполагаемых перемен, их распространенность на все сферы общества свидетельствовали об этом. Капитализм превра- тил историю во всемирную. Общность судеб человечества могла быть описана с началом вестернизации не в виде абстрактного сходства или общего закона развития, а как реальное проникновение современных обществ в традиционные. Походы за пряностями, богатствами, новыми землями убедили Запад в своем превосходстве и создали такой «эквива- лент» общения с другими, как западные ценности, менталитет, идеоло- гия, образ жизни и технология.
Самой распространенной реакцией на вестернизацию, как уже от- ме чалось, было сопротивление, а на более позднем этапе, по мере осозна- ния западных преимуществ, эта реакция характеризовалась попыткой идти по западному пути без западного насилия, своими темпами, в усло- виях изоляции, диктатуры или авторитарной власти. Оплотом сопротив- ления вестернизации была Российская империя, Оттоманская импе рия,
Китай, Япония, Мексика. В особенности Россия и Оттоманская империя являются примером сопротивления вестернизации, однако при следова- нии по западному пути. Возможно, этот путь и называется сейчас евра- зийским (безотносительно к концепциям евразийцев). Просто только
Россия и Турция являются евразийскими странами в точном смысле слова: они расположены как в Европе, так и в Азии. И только они поста- вили западное проникновение под свой собственный контроль, пытаясь в ходе медленной эволюции выйти на уровень западного развития.
Социальная реформа сверху — отмена крепостного права, готов- ность к политическим переменам, созревание российского парламен- таризма, урбанизация — все это было национальной попыткой идти по западному пути. Поэтому Октябрьская революция была не только вы- зовом вестернизации как модели развития, частично имевшей место, но и вызовом наднациональному варианту модернизации.
Модернизация, осуществляемая при внутренней закрытости, под контролем Оттоманского государства, отличает и Турцию, где первый парламент появляется в
1876–1888 гг., где существовали законы, уста-


103
Глава 2. Два способа формирования и распространения
капитализма в мире: модернизация и глобализация
навливаемые султаном и неотрывные от ислама, но позже ставшие осно- вой секуляризации
1
Вестернизация, распространяемая на все сферы общества, не могла обеспечить ни постепенности, ни ненасильственности перемен. Как показал К. Поланьи, разрушительные культурные контакты не создают преимуществ для экономики и не имеют причин сугубо экономических:
«Процесс культурной деградации можно остановить только социальны- ми мерами, которые несоизмеримы с чисто экономическими показате- лями уровня жизни...»
2
. Изменения стали осуществляться с опорой на узкий слой компрадоров, готовых продать интересы своих народов за собственное благополучие и, как правило, даже менее своих западных партнеров заинтересованных в цивилизующей миссии Запада. Многие традиции и духовные возможности незападных стран разрушались в ходе вестернизации без замещения их западной культурой. Причинами этого являются как отсутствие собственной потребности вестернизи- руемых стран в силу принципиально разных ценностей стремиться быть вовлеченными в вестернизацию, узкая социальная база вестернизации в этих странах, так и подчинение общих мессианистских целей вестерни- зации практическим задачам извлечения прибыли из колоний, разви тия техники и использования дешевой рабочей силы в них, урбанизации и создания западных анклавов в традиционных обществах. Вестернизация разрушала традиционность этих обществ, но не делала их западными.
Поэтому повсюду ей был брошен вызов. В своей книге фон Лауэ описыва- ет основные вызовы вестернизации и ответы на них, которые происхо- дили уже в наше время, а не в эпоху Великих географических открытий:
Первая мировая война, Октябрь ская революция, фашизм, сталинизм, маоизм. Все это он называет «контрреволюциями», направленными про- тив гигантской мировой революции — вестернизации.
Все эти «контрреволюции» были (независимо от нашего к ним отно- шения) реакцией на одну-единственную
революцию — вызов Запа да.
После крушения колониальной системы империализма были най- де ны новые формы колониализма. Огромное число рабочих, де ше вой ра бочей силы из стран Азии, Африки наводнили Западную Европу, уча- ствуя в создании богатств. Неуклонный рост богатства Севера и слабое развитие Юга, к тому же тормозимое демографическим взрывом, пере-
1
Osbudun E. Turkey: Crises, Interruptions, and Reequilibrations // Lipset S.,
Diamond l. Politics in Development Countries. Comparative Studies. N.Y.,
1991. P. 188–190.
2
Поланьи К. Великая трансформация. С.
309.


104
Теоретические предпосылки анализа капитализма несло проблему вестернизации неевропейских народов на территорию
Западной Европы, продемонстрировало трудности взаимодействия лю- дей из разных цивилизаций и культур. За пад сохранил интерес к ресур- сам развивающихся стран, в том чи сле и к людям в качестве таковых, но эти люди уже находили Запад привле кательным главным образом благодаря гедонистической фазе его развития. Они оказались чужды всем его великим достижениям и способными воспринять поверхност- ный уровень массовой культуры.
Это замечательно показал А.С. Панарин: «Тонкая внутренняя игра западной культуры, состоящая в балансировании между аскезой труда и гедонизмом досуга и потребительства, на расстоянии не улавливается.
Чужая культура не может передать другим свою аскезу, а вот ее внешние плоды в виде высокого уровня потребления, комфорта, индустрии до- суга и развлечений оказываются наиболее “ком му никацирующими”»
1
Поэтому, отмечает А.С. Панарин, вестернизация реализуется в России
(и во многих других местах. —
Авт.) в виде субкультуры досуга, но не труда: «Если же иметь в виду продуктивную систему Запада, в основе которой лежит культура труда, профессиональной ответственности, законопослушания и т.п., то в этом отношении односторонняя вестер- низация первого типа скорее удаляет, чем приближает нас к западной модели общества»
2
Результатом уже пройденной вестернизации является автократиче- ский индустриализм Латинской Америки, поддерживание цивилизаци- онных начал в условиях отсутствия демократии; развитие политической культуры в Азии — создание стабильных полудемократий и квазидемо- кратий. В Африке — патерналистской полудемократии, нестабильности и хрупкости демократических структур, преобладающим значением традиционных укладов. Вестернизация обеспечивала развитие, но в противоречивой и драматической форме, путем утраты национально- государственной независимости. По сле крушения колониальной систе- мы большинство стран «третьего мира» оставили идеи вестернизации своих стран, официально заявляя о слишком высокой цене такого раз- вития. Некоторые страны попытались использовать так называемую
«догоняющую модель», где Запад брался за образец, который нужно было достичь, но большинство из них не выдержало и этой гонки.
1
Социальная модернизация России: Материалы обсуждения за «круглым столом» в Институте философии РАН// Вестник РАН.
1993. Т. 63. № 3.
С.
188.
2
Там же.


105
Глава 2. Два способа формирования и распространения
капитализма в мире: модернизация и глобализация
Если посмотреть на эти страны с цивилизационной точки зрения, то они принадлежат к разным цивилизациям. Согласно С. Хан тин гтону,
Россия относится к ортодоксально-христианской, Турция — к мусуль- манской, а Мексика — к латиноамериканской цивилизации. Согласно культурологической типологии все они являются незападными страна- ми, не прошедшими фазы классической культуры (Ре нессанса, Рефор- мации, Просвещения), находящимися в состоянии перехода от традици- онного общества к современному, незавершившими модернизации, но проделавшими большой путь в этом направлении. Географически и по составу населения Россия и Турция — евразийские страны. Объяснить, почему именно эти три страны избрали «догоняющую модель», можно только в конкретном историческом исследовании. Общей причиной является то, что они достаточно велики, достаточно развиты, имеют опыт независимости и вместе с тем контактов с Западом.
Догоняющая модернизация, подобно вестернизации, может быть
мо делью развития (как это является для России, Турции и Мексики), а может быть
всегда существующей частью процесса модернизации. Так и вестернизация имела одной из своих составляющих попытку отсталых стран приблизиться к развитым. Такой стране, как Япония, хотя она и не следовала ни догоняющей модели, ни вестернизации, удалось реаль- но догнать Запад в технологическом отношении.
Догоняющее развитие осуществлялось, как видно, на примере трех названных стран при разных социальных системах. В Турции этот про- цесс происходил при авторитарном правлении и постоянном обретении черт демократии, в Мексике — при особой форме однопартийной демо- кратии (у власти здесь находится более
70 лет кон ституционно-демо- кра тическая партия), в России — в годы социализма. Заметим, что Рос- сия и прежде (в эпоху Петра I, Александра II) проходила первые этапы догоняющей модернизации. Большевист ский этап был следующим. Он занимал столько же времени, сколько мексиканская и турецкая модер- низации, после революций, которые произошли здесь приблизительно в то же время, что и Октябрьская. Следовательно, сходство модерниза- ционных процессов в этих странах определено примерно равным вре- менем их осуществления, а также тем, что они оказались близки к ин- дустриальным центрам, хотя и не входили в них.
Суть же процессов догоняющей модернизации — индустриализация и создание индустриальной культуры, чрезвычайно улучшившей удоб- ства человеческой жизни, условия существования человека. Эта эпоха характеризовалась формированием масс как особой неструктурирован- ной и неоднородной общности. Производство масс было составной ча- стью индустриального производства. Индус три альная система порож-