Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 680
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
115
Глава 2. Два способа формирования и распространения
капитализма в мире: модернизация и глобализация
и социалистические общества. Но эта нормативная парадигма отрыва- ется от мира повседневности и, в итоге, срабатывает лучше там, где для нее в повседневности были предпосылки, кое-где формирует их и не- редко просто разрушает традиционные общества, не давая на протяже- нии длительного времени шанса ни капитализму, ни современности в обществах, далеких от данной нормативности
1
. Обсуждение парадигмы совре менности привело к выделению нами ведущих трансформаций, обуславливающих развитие капитализма и общества в целом, перио- дизации истории капитализма и общества как сменяющих друг друга типов современности.
б) Глобализация и капитализм
Как мы уже неоднократно отмечали, данная книга посвящена глобаль- ному капитализму и трем его Великим трансформациям. Первая транс- формация привела капитализм к глобализации, которая связана с ан- глийским free trade, вовлекшим мир в обмен товарами, капиталами и людьми, в процесс колонизации и знакомства мира с Западом. Затем процесс глобализации был оборван до начала
90-х годов XX века. Вместе с тем капитализм как мировая система продолжал существовать, хотя его всемирные связи перестали быть столь непосредственными. С 90-х годов XX века началась вторая глобализация, которой сопровождался распад коммунизма, предоставивший новые пространства для распро- странения капитализма.
глобализация: от феномена к дефиниции
Итак, в предыдущей главе мы показали, что Запад прошел путь орга ни- чески-инновационной модернизации. Однако капитализм, возникший в странах Запада, имел маленькие национальные рынки. Дж. Арри ги, о котором мы писали выше, обратил внимание на то, что Адам Смит под- черкивал небольшую величину рынка Англии в сравнении с рынком
Китая, тем самым одновременно признавая, что рынок не обязательно связан с капиталистическими отношениями. Из-за малости европейских национальных рынков возникает потребность стран Запада в расшире- нии мировой торговли, ставшей основой первой глобализации.
Термин «глобализация» неоднозначен. Он возник только в
90-е годы
ХХ века, в связи с распадом коммунизма и открытием новых зон для распространения капитализма, ставшего почти всемирным. Вообще многие термины социальных наук совпадают со словами обыденного
1
Колпаков В.А. Кризис экономической науки как потеря ее жизненной значимости // Эпистемология и философия науки.
2007. Т. ХII. № 2.
116
Теоретические предпосылки анализа капитализма языка и становятся научными понятиями только после того, как закре- плено их значение. Это и произошло с термином «глобализация».
Слово «глобализация», помимо его естественной многозначности, обрело многозначность журналистских, публицистических употребле- ний и разные значения в многообразных философских, социологиче- ских, политологических, политико-эконо ми чес ких концепциях. Мно- жество отечественных и зарубежных исследователей отмечают как неяс- ность термина «глобализация», так и разнообразие концепций глобали- зации, многие из которых не вполне продуманы и ясны. Необходимо понять, являются ли стоящие за термином «глобализация» концепции совершенно новыми или они имели своих предшественников.
Если отвлечься от столь поздно появившегося термина «глобализа- ция», процесс глобализации начался не сегодня. Многие специалисты трактуют ее предельно расширительно — как становление всемирной истории. Первой эпохой, условно позволявшей применить этот термин, было так называемое «осевое время». «Я понимаю этот термин, создан- ный Ясперсом, в рамках единого религиозно-исторического процесса.
Рождение философии было лишь одним из звеньев большой цепи со- бытий, направление которых — переход от племенных религий к миро- вым. Поэтому окончанием “осевого времени” следует считать не упадок греческой философии (II в. до Р.Х.), а возникновение ислама и установ- ление прочной, дожившей до сегодняшнего дня системы четырех куль- турных миров: христианского Запада, ислама, Индии и Дальнего Вос- то ка», — писал Г. Померанц
1
. Но без единого Неба, говорит он, т.е. без общей религии, земное единство не могло быть достигнуто. Разделен- ность конфессий не дает решить этой задачи. И первый этап к преодо- лению разобщенности — диалог.
В этом утверждении лежат корни трактовки глобализации как про- цесса, в котором есть единое и многообразное.
Вопросы о том, что такое глобализация и когда она началась, имеют разный ответ. И, пожалуй, вторая часть вопроса более важна. Есть точ- ки зрения, ведущие отсчет глобализации с начала XVI века. Один из исследователей, Х. Лентнер, пишет: «С моей точки зрения, глобализация началась в конце девятнадцатого века с роста современной индустрии, новых технологий транспорта и коммуникаций, с развития междуна- родного обмена товарами и потоков капиталов и миграции современ-
1
Померанц Г.С. Культ этики или диалог культур// Этос гло бального мира.
М.,
1999. С. 131.
117
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 69
Глава 2. Два способа формирования и распространения
капитализма в мире: модернизация и глобализация
ного типа»
1
. Другой автор, М. Уотерс, считает, что глобализация сравни- ма с модернизацией и поэтому может считаться начавшейся с XVI века.
Р. Робертсон говорит о том, что «время глобализации соизмеримо со вре- менем появления мировых ре ли гий»
2
. Еще один автор, Дж. Шолте, по- казывает, что «глобальность — это не всегда сверхтерриториальность…
Социальная геогра фия конца девятнадцатого века точно так же, как конца двадцатого века, может быть описана понятием глобализации. И все же глобализация создает совершенно другую пространственную кон- фигурацию социальных отношений в
1990 году в сравнении с 1890-м»
3
В этих разноречивых характеристиках больше единства, чем может показаться. В XIX веке была первая глобализация
1885–1914 годов, вклю- чавшая обмен капиталов, товаров, людей и идей. Она была прервана
Первой мировой войной, национализмом, коммунизмом и фашизмом.
Вторая глобализация ознаменовалась возникновением мировой торгов- ли, распространением либерализма и появилась вместе с распадом ком- мунизма, после которого появилась подобная возможность. Иными сло- вами,
глобализацией можно называть как все признаки единства челове-
чества, так и экономический процесс свободной торговли и обмена XIX
ве ка, и совершенно новое явление той же природы последних двадцати
лет.
В более узком смысле под глобализацией имеют в виду прежде все- го наднациональные последствия деятельности транснациональных мо- нополий, кросс-национальные или наднациональные связи и взаимоза- висимости, экстерриториальный аспект социальных отно шений, эко- номическую интеграцию, распространение отношений капитализма в мире за последние двадцать лет.
Книга «Переосмысливая глобализацию» проливает свет на давний спор, началась ли глобализация
1000
,
500
лет назад или только в послед- ние два-три десятилетия. Этот термин, повторим, возникший только в
90-е годы XX века, стал собирательным для всех надежд на единство человечества и на саму возможность говорить о нем как о субъекте ис- тории и образовывать такие коннотации, как «история человечества»,
«человеческое общество».
1
Lentner H.H. Globalization and Power//Rethinking Globa li zation(s). From
Corporate Transnationalism to Local Inter ven tions. L.,
2000. P. 57.
2
Waters M. Globalization. L.
1995. Robertson R. Globalization. Social Theory and Global Culture. L.,
1992. Цит. по: Rethinking Globalization(s). P. 58.
3
Sholte J.A.
Can Globality Bring a Good Society?// Rethinking Globalization(s).
P.
17.
118
Теоретические предпосылки анализа капитализма
Наметилось употребление этого термина во множественном числе
— «глобализации» — с целью типизации процесса становления единства человечества. Можно применить для этого понятие «глобализация I»,
«II», «III», «IV» и т.д. Глобализация I — сближение мира на основе модер- низации, стремления догнать Запад. Глобализация II — превращение истории во всемирную за счет развития средств транспорта и связи, экспансии капитализма за пределы национальных государств. Гло ба- лизация III — время свободной торговли, обмена товарами, капиталами и людьми в период между
1885–1914 годами. Глобализация IV — эконо- мическая глобализация конца XX века, включающая изменения в инфор- матике, экономике и — в перспективе — политике и культуре. Об этом последнем процессе говорят сегодня как о совершенно новом, но его предпосылки были заложены в предшествующих способах достижения единства человечества. Несмотря на то, что последняя (вторая) гло- бализация имеет экономическую природу, т.к. она была обусловлена распространением капитализма, люди ожидали от нее и многого друго- го. Одна из ее трактовок включает стремление к соединению лучших черт всех цивилизаций и обществ. Другая акцентирует сосуществование людей в мультикультурном и многоконфессиональном мире, который един в своем разнообразии и в том, что он расположен на одной плане- те. Ожидания на уровне повседневности и аналитический дискурс здесь разошлись как нигде. Аналитически глобализацией называют первую попытку свободного торгового обмена (free trade) XIX века, начатую
Англией и захватившую впоследствии многие страны — Францию, Гер- манию, Россию, результатом которой стал более свободный обмен иде- ями, товарами и людьми внутри и за пределами пространств этих стран.
Вторая глобализация — начала
90-х годов ХХ века — иногда рассматри- вается как продолжение Первой, имеет экономическую и технологиче- скую природу. В частности, в это время развились телекоммуникаци- онные и информационные технологии, что позволило распространить идеи либерализма и капитализма во всем мире.
Возвращаясь к комбинированному обыденно-аналитическому дис- курсу по вопросу о том, когда началась глобализация, что это такое и где «ключевой агент» глобализации, можно выделить несколько точек зрения:
1) Понимание глобализации как того, что уже было («ничего но во- го»), как то, что началось со становления капитализма и описано раз - ными концептуальными средствами: всемирная история, модернизация, капиталистическая мир-система, всемирная цивилизация.
2) Глобализация XIX века, начавшаяся с английского free trade и остановленная Первой мировой войной.