Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 687

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

137
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   69

Глава 1. Карл Поланьи о Первой великой трансформации
сочетали усовершенствование производства и его орудий с чрезвычай- но ухудшающимися условиями жизни больших масс населения, поки- дающих обжитые места, люмпенизирующихся и с трудом приспосабли- вающиеся к новым условиям. Социальная политика Тюдоров и ранних
Стюартов, пытавшихся замедлить процесс огораживания, была единст- венным фактором стабилизации в условиях обезземеливания крестьян при огораживании. Промыш ленная революция уже не имела таких сдер- живающих начал. Вера либерализма в разрешение всех человеческих проблем путем обеспечения неограниченного роста материальных благ подвергается Поланьи сомнению, переходящему в уверенность, что воз- вышение экономики над обществом не могло не породить серьезных проблем.
Поланьи утверждает, что «…экономическая деятельность человека, как правило, полностью подчинена общей системе его социальных свя- зей… экономическая система приводится в действие неэкономически- ми мотивами… “экономические мотивы” порождаются общим контек- стом социальной жизни… экономическая система является, в сущности, лишь простой функцией социальной организации»
1
. По ланьи показы- вает, что экономика как часть сложноорганизованных социальных свя- зей докапиталистического общества при капиталистическом перерас- пределении включается в механизм политической организации обще- ства. Эволюция рыночной модели полностью изменила исходные от- ношения, при которых экономика встраивалась в общество. На опреде- ленном этапе общество превращается в придаток рынка, социальные связи встраиваются в экономические. Рост городов, где концентрировал- ся процесс капитализации, препятствовал экспансии капитала в сель- скую местность. Поланьи отмечает, что «государственное вмешатель- ство, освободившее торговлю от пут городских привилегий, потребова- лось теперь для того, чтобы устранить две тесно между собой связанные опасности, с кото рыми ранее успешно боролись города, — монополию и конкурен цию»
2
. Но рынок обретает доминирующую силу, он ведет к институциональному разделению общества на экономическую, поли- тическую и социальную сферы. Здесь разрушается та целостность, ко- торая присуща в понимании рыночного общества А. Смиту: «Мышление


Смита проникнуто глубоким оптимизмом, ибо законы, коим подвласт- на экономическая часть мира, как и законы, управляющие всем осталь- ным универсумом, пребывают в полном согласии с предназначением
1
Там же. С.
58–59, 62.
2
Там же. С.
79.

138
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы человека»
1
, говорит Поланьи, показывая затем, что отступление в сто- рону преобладания рынка явно создает проблемы для будущего: «чело- веческому обществу грозила теперь опасность получить новый фунда- мент, абсолютно чуждый духовному миро по рядку»
2
Смит тоже был либерал, но либерализм, кредо которого стало увя- зываться исключительно с экономикой, сформировался, по мнению
Поланьи, только к
1829 году в идее трех принципов: труд должен иметь цену на рынке; деньги производятся автоматически действующим меха- низмом капиталистической системы; перемещение това ров из страны в страну должно быть свободным. Это, иными словами, — конкурентный рынок труда, автоматически действующий золотой стандарт и свободная международная торговля. Саморегулирующий ся рынок в мировом мас- штабе стал средством реализации этой доктрины и началом первой гло- бализации. Выше мы уже упоминали, что Поланьи считал капитализм искусственной системой. Вот его аргумент в отношении политики зрело- го либерализма, уже взявшего на вооружение упомянутые принципы, которые А. Смит еще не исповедывал в столь целостном виде и в отрыве от моральной философии: «В политике laissez-faire… простое невмеша- тельство в естественный ход вещей никогда бы не смогло породить сво- бодные рынки. Подобно тому, как хлопчатобумажное производство — главная фри-трейдерская отрасль — было создано с помощью покрови- тельственных тарифов, экспортных премий и непрямых дотаций к за- работной плате, точно так же и сам принцип laissez-faire был проведен в жизнь усилиями государства… laissez-faire воспринимался не как спо- соб достижения цели, а как сама цель», для осуществления которой го- сударство наладило законодательную и административную деятель- ность
3
. Философия либерализма, требовавшая уменьшения роли госу- дарства, парадоксальным образом использовала его силу для проведения своих принципов. Рост административных функций государства выра- жал дух утилитаризма, чему способствовало также применение машин.
Деятельность саморегулирующегося рынка была обеспечена, но ценой его возвышения над обществом и его сферами. Это движение к либера- лизму имело оппозицию, представленную спонтанным контрдвижени- ем против экономического либерализма.
Идея «естественного», «натурального» экономического порядка, ко- торую еще А. Смит находил в рыночной системе Китая XVIII века и «ис-
1
Там же. С.
128.
2
Там же. С.
132.
3
Там же С.
156.


139
Глава 1. Карл Поланьи о Первой великой трансформации
кусственного», «ненатурального» экономического порядка Европы в настоящее время играет немалую роль при сравнении стран старого и нового капитализма, в которых смешиваются рыночные модели тради- ционных обществ и современные инновации более «естественным» об- разом. Эта сетка категорий предполагает оправдание традиций и куль- туры при переходе к рыночной экономике, ибо распад традиционной культурной среды Поланьи видит «в смертельном ударе, нанесенном тем институтам, в которых воплощено его (ущемленного слоя общества.

Авт.) социальное бытие»
1
Ниже мы рассмотрим более подробно процесс Первой великой транс- формации с теоретической точки зрения.
Поланьи, назвав либеральную трансформацию Великой, тем не ме- нее выступил критиком либерального этапа, обвиняя его в ошибках, которые привели к фашизму и многим другим несчастьям чело вечества,
— Великой депрессии, пауперизму, игнорированию не равенства, от- казу от справедливости, к сбоям в саморегулировании. Одновременно он высказал мысль об ответственности свободы в сложноорганизован- ном обществе и о потребности в том, чтобы она сама была сложной и рефлексивной. Поланьи пишет: «Когда в 1920-х гг. прежний мировой порядок потерпел крах, на поверхность вновь всплыли почти забытые к тому времени вопросы, служившие предметом ожесточенных споров еще в эпоху раннего капитализма, и прежде всего — проблема народ- ного правления. Фашистское наступление на народную демократию лишь заново поставило вопрос о политическом интернационализме, преследовавший рыночную экономику на всем протяжении ее истории, ибо данный вопрос был не более чем иной формулировкой ключевой проблемы отделения экономики от политики»
2
. Более того, Поланьи видит в фашизме закономерную реакцию на либерализм: «Если когда- либо существовало политическое движение, ставшее ответом на объек- тивные потребности исторической ситуации, а не являвшееся следстви- ем случайных причин, то это — фашизм. В то же время порочный, дегене- ративный характер фашистского решения проблемы был вполне очеви- ден. Фашизм предлагал выход из институционального тупика, однотип- ного по природе во многих странах, но подобное лечебное средство, бу- дучи испытано, всюду привело бы от болезни к смерти… Фашист ский вы ход из того тупика, в котором оказался либеральный капитализм, мож- но описать как реформу рыночной экономики за счет ликвидации всех
1
Там же. С.
176.
2
Там же. С.
243.


140
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы демократических институтов как в производственной, так и в поли ти- ческой сферах»
1
. Тут продолжена линия, позже представленная в си- стемном виде уже упомянутый фон Лауэ, считающий, что есть одна ре- волюция — вестернизация, построение либерального Запада. Все осталь- ные — национализм, коммунизм, сталинизм, фашизм, маоизм — лишь реакция на нее. Именно сходную мысль развивает Поланьи, характери- зуя Первую великую трансформацию и последующее сопротивление либерализму, оказанное социализмом и фашизмом.
Этапы разрыва с либерализмом наблюдаются и в странах либераль- ного капитализма — Великая депрессия в США и решение США и Англии в
1934 году отказаться от золотого стандарта, обеспечивающего прежде первую глобализации, а также осуществленный Германией в то же вре- мя выход из Лиги наций. Сюда же относится Великая Октябрьская рево- люция и коллективизация сельского хозяйства в
1929 году в России, явившиеся самыми грандиозными социальными изменениями. И эти процессы нельзя свести к экономическим. Свобода в сложном обществе представляется Поланьи сознательной реализацией идей, а не естествен- ным ходом событий, основанным на следовании мотиву жадности и накопительства. По ланьи пишет о сути трансформации: «В условиях нынешнего кризиса первостепенная роль ценностей определяется самой сложившейся ситуацией. Экономическая концепция общества отомрет вместе с дихотомией политики и экономики, которую она отражала; только в экономическом обществе либерального типа концепция груп- повых интересов и групп давления могла получить моральное оправда- ние. Но любая концепция, основанная на идее общества как целого, выра жает понятие человеческой жизни, а следовательно, является идео- ло гической по определению. Утверждая примат идеалов в нынешней трансформации, мы лишь защищаем постулат единства общества как центральный момент кризиса»
2
. Тут высказана одна из неувядающих мыслей о духовных, ценностных изменениях капитализма, к которым мы еще вернемся. Хотя Поланьи несколько утопичен в этой конструк ции, ориентация на общество как целое является вполне реалистическим ядром.
Крушение цивилизации XIX века в период фашизма стало особенно заметным. По мнению Поланьи, ошибка либерализма состояла в при- знании рынка ядром всех социальных, политических и культурных от- ношений: «…нет ничего более нелепого, чем попытка свести всю циви-
1
Там же. С.
257.
2
Там же. С.
275.