Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 690
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
141
Глава 1. Карл Поланьи о Первой великой трансформации
лизацию, все ее материальное и духовное содержание к определенному числу институтов, избрать один из них в качестве самого важного…
Цивилизации, как и сама жизнь, возникают в ре зультате взаимодейст вия множества независимых факторов, ко то рые, как правило, невозможно свести к ясно очерченным ин сти тутам»
1
Наступивший кризис либерального капитализма и либеральной со- временности Поланьи определяет как институциональный. Система равновесия сил перестала работать, хотя, как говорит Поланьи, банкиры навязали беспокойным деспотам, кроме денег, еще и конституции. Но государства, наделенные большой силой, и даже те, что являлись силовы- ми центрами, не справились с сохранением мира при отсутствии равной силы своих социальных систем. Поланьи отмечает, что процесс неуправ- ляемых изменений, имеющий чрезмерные темпы, нужно притормозить ради блага общества. Но подобные простые истины традиционной по- литики, по его мнению, были в XIX в. стерты из сознания образованной публики примитивным утилитаризмом и некритической верой в «само- исцеляющие свойства» стихийного развития. Экономический либера- лизм ничего и не понял в истории промышленной революции, ибо стре- мился оценивать социальные процессы с экономической точки зрения.
(Заметим в скобках нечто важное для последующей характеристики
Третьей великой трансформа ции: столкнувшись с диспропорцией вы- сокого экономического роста и нерешенностью социальных проблем, сегодняшнее Китайское правительство выдвинуло тезис о гармонизации общества, предполагающий даже возможность частичного замедления роста экономических показа те лей для подтягивания отстающих регио- нов и решения проблем деревни, где происходит обезземеливание кре- стьян в связи с индустриальной революцией и нарастающими противо- речиями между городом и деревней.)
Поланьи показывает, как уже мы отметили, что существуют различия между революционной буржуазией, деятельность которой имела след- ствием новую экономическую систему, и буржуазией, которая превыше всего поставила свой экономический интерес. Это сказалось на положе- нии стран, которые не могли изменить свой статус-кво самостоятельно, подвергались колонизации и финансовому насилию. Конкуренция и война были, по мнению Поланьи, знаком эпохи, хотя нам кажется, что
Столетний мир между наполеоновскими войнами и Первой мировой войной, хотя и сопровождался локальными войнами, все же был обе- спечен либеральным капитализмом. Да и Поланьи критикует ленинскую концепцию империализма и ответственности финансового капитала за
1
Там же. С.
14.
142
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы колониальные преступления и акты агрессивной экспансии. Капитализм строил дороги и порты, города и предприятия, вносил инвестиции в важные проекты. Переплетение политики и финансов было так велико, что корыстные интересы государств стали важными мотивами их дея- тельности. Однако, несмотря на связь государств с финансовой олигар- хией, любые цели в XIX — первой половине XX века осуществлялись через увеличение мощи государства.
В конечном итоге, причина Первой мировой войны, оборвавшей либеральную современность, согласно Поланьи, состоит в том, что бан- киры не смогли удержать мир из-за политики Англии. Англия допусти- ла к участию в глобальном рынке Германию, обеспечив ее возвышение и рост амбиций, ее неудовлетворенность полученным местом в раскла- де сил, которые побудили ее к войне. Именно после этой войны конча- ется либеральный капитализм, либеральная современность и первая глобализация. Но и «…послевоенные мирные договоры таили в себе роковое противоречие. Предусмотренное ими одностороннее разоруже- ние побежденных держав делало совершенно немыслимым восстановле- ние системы равновесия сил, ибо наличие силы является непременным условием подобной системы… важнейшая предпосылка системы — су- ществование независимых силовых единиц — теперь отсутствовала»
1
Как известно, И. Кант считал мирный договор имеющим смысл, если он не содержит предпосылки войны. Версальский мирный договор содер- жал их, изолировав Германию и Россию как политически, что отмечает
Поланьи, так и экономически, как это было показано Дж.М. Кейнсом
(для Германии не было создано никаких условий экономического раз- вития, она была загнана в угол), что повлияло на его экономическую концепцию. Лига наций, учрежденная В. Вильсоном, пыталась урегу- лировать послевоенные международные отношения, чреватые новой войной. Послевоенный крах международной экономической системы привел к тому, что внутренние кризисы государств в
20
-е годы XX века сопровождались внешнеэкономической и внешнеполитической вовле- ченностью. В
30
-е годы экономический кризис, поочередно терзавший страны Европы, докатился до США в виде Великой депрессии. Догматы
20
-х годов были отвергнуты. В
40-е годы либера лизм окончательно по- терпел поражение. В XX веке появилось бегство капитала, которого не было в XIX. Как нетрудно заметить, XX век был много более драматиче- ским, чем XIX. И только новый всплеск либерализма и глобализации в конце XX века сделал аргументы Поланьи и его предостережения более понятными и, мы бы сказали, более адекватными, чем это было в от-
1
Там же. С.
33.
143
Глава 1. Карл Поланьи о Первой великой трансформации
ношении XIX века. Читая Поланьи, явственно сознаешь, что, скорее, ни либеральный капитализм, ни либеральная современность и ни первая глобализация, а их крах и вместе с ним крах старого порядка привели в действие спусковой механизм новой, Второй великой трансформации.
Хотя Третья вели кая трансформация, начавшаяся с краха коммунизма, появления неомодернизма как попытки вернуть либеральную современ- ность, и второй глобализации, действительно сорвалась и сорвала ли- беральные проекты повсюду в мире на долгие времена из-за непонима- ния ситуации неолибералами, новый мегатренд Третьей трансформации уже не зависел от их политики, т.к. вступил в стационарную объектив- ную фазу.
Скрытые пороки миропорядка XIX века не могут идти в сравнение с открытыми пороками неолиберального короткого периода конца XX века, которые и сделали книгу Поланьи столь популярной именно се- годня. И когда читаешь слова «все типы общества так или иначе опреде- ляются экономическими факторами. Но лишь цивилизация XIX в. была экономической в ином, совершенно особом смысле, ибо основой своей она избрала мотив, который в истории человеческих обществ крайне редко признавался законным, и уж конечно же, никогда не возвышался настолько, чтобы превратиться в оправдание и смысл всех действий и поступков повседневной жизни, а именно — стремление к прибыли»
1
, понимаешь, что это гораздо более убедительно звучит для
90-х годов на пространствах развалившейся коммунистической системы.
Рассматривая огораживание и через
150 лет после него осуществив- шуюся промышленную революцию, Поланьи показывает ужасающие и сходные картины смены прежнего образа жизни, мест обитания, люм- пенизации. Из их анализа он выводит золотое правило реформ:
прово-
дить их со скоростью, позволяющей людям адаптироваться к новым
условиям. Он подчеркивает, что «Адам Смит в
1776 году размышлял о возможности спокойного прогресса»
2
. Это важный аргумент, который можно смело включить в арсенал неосмитианства, направленный се- годня на «переделку» капитализма.
Поланьи показывает, что «… даже те, кто страстно желал освободить государство от всех излишних обязательств; те, чья философия прямо требовала ограничить сферу деятельности государства, оказались вы- нуждены предоставить этому самому государству новые полномочия, инструменты и органы, необходимые для практической реализации
1
Там же. С.
42–43.
2
Там же. С.
108.
144
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы принципа laissez-faire»
1
, но, продолжает Поланьи, «подобный взгляд не- пременно вызовет резкие возражения либеральных экономистов. Вся их социальная философия строится на убеждении, что laissez-faire пред- ставляет собой естественный процесс, тогда как последующее враждеб- ное ему законодательство стало результатом сознательных и целена- правленных усилий противников принципов либерализма»
2
. Заметим, что именно первый вариант был применен в ордолиберализме Л. Эрхар- да и проведенной им реформе в послевоенной Германии, известной впоследствии как предпосылка и основа «немецкого чуда». В соответ- ствии с принципами ордолиберализма немецкое послевоенное государ- ство создавало условия для свободного рынка.
Вторая великая трансформация состояла в отказе от либерализма.
Важно не думать, считает Поланьи, что все проблемы будут решены, если обеспечить неограниченный рост материальных благ: «Машинное производство в коммерциализированном обществе требует фактически ни более ни менее как превращения в товар природной и человеческой основы общества. Вывод страшный, но неизбежный, и нам следует при- нимать его во всей полноте: совершенно ясно, что катастрофические сдвиги, вызванные подобными процессами, разрушают человеческие связи и грозят уничтожением естественной среде существования че- ловека»
3
. Снова вывод, больше отвечающий сегодняшнему дню.
Поланьи также принадлежат утверждения, что экономическая дея- тельность человека подчинена системе социальных связей, и экономи- ческая система функционирует под влиянием неэкономических моти- вов, общего контекста социальной жизни. Но либерализм позволил, чтобы экономика поглотила общество.
Придерживаясь сначала теорий корпоративного социализма, а затем концепции «третьего пути», преодолевающей пороки как капитализма, так и социализма
4
, Поланьи решительно критикует мысль о заговоре, помешавшем победному пути Первой великой трансформации. Однако он показывает, что протекционизм и национализм уже с конца XIX века подчинили либеральное правление регламентирующему законодатель- ству, которое Г. Спенсер считал началом конца либерализма. Речь шла
1
Там же. С.
158.
2
Там же. С.
159.
3
Там же. С.
54.
4
Розинская В.А. В поисках новой парадигмы. Введение / «Великая транс- формация» Карла Поланьи. Прошлое, настоящее, будущее / Под ред.
Р.М. Нуреева. М.,
2006. С. 25.
145
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 69