Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 692

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. Карл Поланьи о Первой великой трансформации
о законодательных актах относительно бедных, таможенных тарифах, технике безопасности на шахтах. Но авторы этих законодательств были либералами, противниками социализма и коллективизма. В ходе эво- люции конкретных условий труда стали появляться законодательные акты, выражающие коллективную волю рабочих, например касающие- ся страхования работников от увечий. Наконец, в разных странах сво- бодной торговли появились в конце XIX века законодательные акты о компенсации работникам, которые не вписывались в либеральную мо- дель, хотя их авторами были как социалисты, так и реакционеры, и ли- бералы. Иногда экономические либералы выступали за ограничение свободы контрактов. Эти контрдвижения против либерализма были спонтанными и часто исходили от самих либералов, которые в опреде- ленных условиях вынуждены были считаться с требованиями работни- ков, властей и общества. Система защиты от господства рынка казалась все более необходимой. Либерализм подрывала и доктрина об экономи- ческой природе классовых интересов. Либерализм становится двойным процессом, как говорит Поланьи, включающим свободный рынок, с од- ной стороны, и принцип социальной защиты — с другой. И в конечном итоге он упраздняется в ходе Второй великой трансформации.
Однако пока выполним свое обещание и сосредоточимся на Первой великой трансформации.

146
Глава 2. Становление капитализма
Переход к капитализму был связан с изменением характера труда.
Тру- довая теория А. Смита и всей классической политической экономии, развитие ее идей К. Марксом и усмотрение им источника капитала и капитализма в труде, трудовая аскеза как основа протестантской этики в качестве духа капитализма отобразили фундаментальную значимость труда в генезисе капитализма. Именно эта биологическая природная сторона труда в Новое время усилиями Д. Юма и Дж. Локка, а позднее
А. Смита и К. Маркса, вывела трудового человека и трудовое сообщество из их природной ограниченности.
Новое понимание труда реализовалось в сформировавшейся в Новое время рыночной хозяйственной системе, которая начинает развиваться по принципу
саморегулирующейся и саморазвивающейся подсистемы общества. Но от хозяйственной системы традиционных обществ до ка- питалистического рынка еще далеко. Самоорга ни зация возникает толь- ко на Западе в XVII веке, когда идея общественного прогресса создает преобладание инновации над традицией и подталкивает к формирова- нию квазиприродного процесса са морегуляции. Но главной проблемой этого периода является соотношение общества и экономики.
а) Экономика традиционных обществ и капиталистический рынок
Термины «экономика» и «рынок» в отношении докапиталистических традиционных обществ применяются не часто. Чаще говорят о хозяйстве и торговых отношениях в этих обществах, оставляя понятия «экономи- ка» и «рынок» для характеристики капиталистического способа произ- водства. Нам же представляется, что использование понятий «экономи- ка» и «рынок» в отношении традиционных докапиталистических обществ позволяет лучше проследить их эволюцию к капиталистическим спосо- бам хозяйствования.
Рынки как специальное место обмена и свободной продажи товаров были известны человечеству с давних времен. Обмен и торговля были важной составной частью жизни традиционных обществ. Они ре гули-


147
ровались кодексом писаных и неписаных правил. Первым письменным сводом законов, регулирующих сделки на местном рынке, были законы царя Вавилона Хаммурапи, относящиеся к XVIII веку до н.э. Эти законы служили эталоном для других городов еще как минимум
1000 лет
1
Чтобы понять, как происходила мутация рынков традиционных об- ществ в рыночную экономику капитализма, снова обратимся к блестя- щей работе К. Поланьи. При анализе эволюции рынков он выделяет следующие их типы:
местные рынки, внешние и внутренние.
Местные рынки создавались для обслуживания населения опреде- ленного района. Основное их предназначение было обеспечить города дешевыми продуктами питания. Цены на продукты на этих рынках в то время были низкими и практически не менялись веками. Формирующим и вместе с тем ограничивающим фактором их существования было рас- стояние. Местные рынки не обнаруживали стремления преобразовывать по собственной модели отношений существующий сельский уклад, ско- рее они воспроизводили его сами.
Внешние рынки обеспечивали население отсутствующими на мест- ных рынках товарами — вином, сушеной рыбой и т.п. По сути, они до- полняли местные рынки. Их особенность состояла в том, что из-за не- возможности указывать купцам-иностранцам цены на их товары им вообще запрещалось вести розничную торговлю привезенных товаров.
Строгими мерами их устраняли с местных рынков.
Местные и внешние рынки способствовали развитию городской ци- вилизации в Средневековой Европе. Города были их детищем, но в то же время они «служили не только их защитой, но и тем средством, кото- рое препятствовало экспансии рынков в сельскую местность, ограждая таким образом от их воздействия господствующий в данном обществе хозяйственный уклад»
2
Внутренние рынки как единое пространство, объединяющее мест- ные и внешние рынки, в условиях протекционизма городов и их тер- риториальной раздробленности не могли возникнуть просто эволюци- онным путем. Слишком велики были препятствия, которые нужно было для этого преодолеть. Нужна была внешняя энергия, прежде всего куп- цов-оптовиков и всех тех, кому было выгодно преобразование замкнутых и раздробленных местных рынков в единое пространство рынка вну-
1
Каменная стела с законами Хаммурапи (
1792–1750 до н.э.) найдена в
Сусе, на юге нынешнего Ирана. В настоящее время храниться в париж- ском Лувре.
2
Поланьи К. Великая трансформация. С.
75.

148
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы треннего. Возникновение и распространение единого внутреннего рын- ка, основанного на новом принципе конкуренции цен, стало возможным благодаря усилиям централизованных национальных государств.
Подчеркнем одну важную особенность рынка как социального ин- ститута традиционных обществ и важнейшей составляющей их эконо- мики —
рынок всегда был встроен в систему институтов общества и
фактически не воздействовал на них как нечто отдельно сто ящее и вы-
деленное в самостоятельную сферу. Нередко происходило обратное —
система местных рынков консервировала существующий хозяйственный
уклад и сложившуюся систему социальных связей, существующую со-
циальную матрицу. Местный рынок был результатом установившейся институциональной среды. Имело место своеобразное усиление про- цесса взаимного «замораживания» или поразительной стабильности структур традиционного общества,способных существовать столетиями безо всяких изменений.
Только с появлением и формированием внутренней или националь- ной торговли на едином пространстве начинает отсчет принцип конку- ренции как всеобщий принцип организации торговой деятельности.
Исторически первый капитализм возник в городах Северной Италии, подъем второй его волны совпал с формированием национальных госу- дарств. Решающей случайностью, повлиявшей на качественную мута- цию рынков, было появление на европейской исторической сцене на- циональных государств. Благодаря государственному вмешательству произошло освобождение торговли от многочисленных городских при- вилегий. Государство создало единое пространство для внутринацио- нального рынка, который строился уже на принципах выгоды и конку- ренции и который все больше игнорировал различие между городом и деревней, между отдельными городами и провинциями. В Европе систе- ма национальных суверенных государств сложилась благодаря Вест- фальскому мирному договору
1648
года. До этого договора Европа пред- ставляла собой довольно пестрое образование самых различных форм правления. Здесь бы ли и карликовые феодальные владения, и династи- ческие конгломераты, и различного рода союзы. Для правителей разно- го рода существенным был божественный статус папы, из рук которого они получали свою власть. Этот союз обеспечивал папе доходы в виде различных пошлин, а светским монархам видимость руки божьей в их промыслах
1
. Однако национальное государство как автономный и суве-
1
Анализ социальных последствий Вестфальской системы представлен в работе В.Г. Федотовой. См.:
Федотова В.Г. Хорошее общество. М.,
2005.
С.
310–320.


149
Глава 2. Становление капитализма
ренный субъект истории стало результатом творчества, оно было «изо- бретено» во время подготовки Вестфальского мира после Тридцатилет- ней войны. Постепенно процесс трансформации территорий, занятых независимыми городами, в новую форму территориальной целостности
— национальное государство — захватил всю Европу. Локальность го- родской структуры уступила место региональности государственной.
Именно национальные особенности постепенно сформировали ка- питализм западного типа. Позже социальные структуры, в которых рас- пространяется капитализм, видоизменяются, становятся все более мно- го образными по мере развития экономик рыночного типа. Но тогда раз- витие капиталистических рынков совпало с формированием государств, объединивших разрозненные и разнотипные феодальные рынки.
К XV веку национальные государства были еще только в стадии фор- мирования. Однако два мощных процесса уже начали свою работу — энергия купцов-капиталистов и монархов нового типа, направленная на укрупнение и объединение территориальной раздробленности в рам- ках единого правового государства. Центра ли зованное государство но- вого типа, основанное на принципах национальной идеи, было ответом на многочисленные вызовы того времени как во внешней, так и во вну- тренней политике. В идейном плане синтез идеи государства и идеи нации проистекал как минимум из трех источников: идеи император- ского государства, освещенного примером Рима, идеи династического объединения и античных представлений о гражданстве. Отли чи тельной особенностью государства нового типа было то, что оно строилось на правовых принципах, а не на иерархических принципах личной зави- симости. Эту особенность национального государства на первых стади- ях его формирования отмечает немецкий исследователь К. Хюбнер. Он пишет: «Территориально организованное государство окончательно сменило государство, покоящееся на личном принципе. В сравнении с прошлым этапом государство все более представало в виде абстракт ной величины, характеризующейся не столько личными зависимостями, верностью и верой, сколько
правовыми принципами (курсив наш. —
Авт.) и соответствующей им государственной властью»
1
.
1
Хюбнер К. Нация. От забвения к возрождению. М.,
2001. C. 58. К. Хюбнер предпринял фундаментальное исследование развития национальной идеи и перспективы создания на месте сегодняшней Европы новой муль- ти национальной общности — общеевропейского государства, объеди- ня ющего целый ряд государств Западной и Восточной Европы. Но при всей своей фундаментальности данная работа остав ляет ощущение ака- демического, а не футуристического характера. Автор продолжение см. на с.
150


150
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы
Новые территориальные образования, которые приняли в конечном счете очертания национальных государств, отличались от прежних го- родов с прилегающими к ним сельскохозяйственными землями прежде всего тем, что были продуктом
творчества, новым дерзким проектом собственного будущего людей, живущих на объединяемых территориях.
Этот момент замечателен тем, что
происходит замена жизни, развиваю-
щейся естественным путем под давлением повседневных обстоятельств
и событий, на жизнь, ведомую пока еще неясным замыслом, абстрактной
идеей общей жизни на новых основаниях и принципах. Своеобразная ре- волюция в головах людей, конечно же, имела множество весьма утили- тарных приложений. Среди них и объединение ресурсов территорий для последующего роста и защиты, и выгоды от торговли, простираю- щейся теперь уже на большие пространства. Эти события важны еще и тем, что они меняли прежнее отношение ко времени:
до сего момента
история людей была обращена в прошлое, она уходила своими истоками
в дни творения, когда мир воспринимался как созданный одноактно и
существовавший без каких-либо изменений от своего начала. С появле-
нием государства происходит разворот человека к своему будущему в
форме совместного проекта жизни, которую необходимо еще как-то
обустроить. Капитализм радикально изменил отношение человека к
своей истории. Человек перестал быть обращенным к своему прошлому,
однажды уже сотворенному, он начинает жить своим неопределенным
будущим, которое ему приходится творить самостоятельно и совмест-
но с сотворчеством людей, объединенных общим жизненным планом
национального государства. Отныне европейский человек уподобляется мореплавателю, которого манит только горизонт будущих открытий.
Он становился со временем также похожим на путешественника, кото- рый тщательно спланировал «путешествие» своей жизни. Это был ав- тономный, рациональный, взявший на себя ответственность за свою жизнь человек.
начало см. на с.
149 указывает на многочисленные идейные предпосылки и раз- личные условия, которые могли бы привести к формированию новой общности. Однако, переходя от условий и предпосылок к практике стро- ительства такой общности, оказывается очень важным прописать общий замысел такого объединения, который бы стал на обозримое время об- щей судьбой для всех европейцев. Как раз са ма идея общежития в рамках единой Европы осталась не раскрытой. А это, на наш взгляд, вопрос принципиальный. Строительство единой Европы может стать общим делом в том случае, если общий замысел станет смыслом деятельности каждого.


151
Глава 2. Становление капитализма
До возникновения капитализма социальная матрица была практи- чески неподвижна и освящена церковью, что придавало ей еще большую устойчивость. Средневековые города были маленькими, об уюте их бы- та с сегодняшней точки зрения вряд ли приходится говорить, однако они были соразмерны человеческому телу и его представлению об устройст- ве как Космоса небесного, так и земного. Доминирующий над городом дворец лорда и главный собор фиксировали порядок мира, веками суще- ствовавший в головах верующих людей. Город в то беспокойное время прочно привязывал к себе простолюдина, ведь путешествие по покры той густыми лесами Европе каждый раз было приключением, на которое можно отважиться только в силу великой надобности. Проект же еди- ного государства взрывал это относительно уютное существование и ставил телегу жизни позади проекта-замысла. Замечательный философ
Х. Ортега-и-Гассет писал: «Строительство государства невозможно, если народ ное сознание неспособно отвергнуть привычную форму общежи- тия и, мало того, вообразить новую, еще невиданную. Такое строитель- ство — это подлинное творчество. Первоначально государство возника- ет как чистый плод воображения. Воображение — освободительное на- чало в человеке. Народ способен создать государство в той мере, в какой он способен фантазировать»
1
. С этой мыслью философа трудно не со- гласиться.
Возникнув и получив развитие, внутренний рынок сразу же активи- зировал хозяйственно-торговую деятельность.
С 1500 года экономиче- ский рост в Европе начинает ускоряться. А к
1700 году общий объем про- изведенных продуктов и товаров удвоился по отношению к
1500 го ду.
Но подлинный рост экономической активности происходит только в
XVIII веке, тогда он составил свыше
0,5% в год, и перемены в жизни людей и в уровне их достатка стали заметны за жизнь одного поколения
2
. К это- му моменту национальные государства в Европе стали реальностью.
Итак, два связанных между собой события — формирование вну-
тренних национальных рынков и становление национальных государств
— стали началом новой истории в организации хозяйственно-эко но ми-
ческой жизни общества, началом капиталистического рыночного хо-
зяйства. Два процесса шли одновременно, поддерживая друг друга, — формирование принципиально нового типа хозяйствования — капита- листического, и формирование новой формы совместного проживания на общем пространстве — национального государства.
1
Х. Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М.,
2000. С. 138.
2
A. Maddison. Phases of Capitalist Development. Oxford,
1982.