Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 645

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30
Теоретические предпосылки анализа капитализма рованию идентичности и мировоззренческих основ капиталистическо- го общества
1
. При прямом отождествлении протестантской этики и духа капитализма, которого Вебер, безусловно, не делал, теряется адек ват- ность методологии, представляющей религиозный фактор в качестве ведущего по отношению к другим сферам общества. Решающее значение этого фактора основано на том, что даже при значительном сходстве политических, экономических и социальных институтов различных об- ществ именно он может сформировать принципиальные отличия, де- формирующие прежнее сходство прочих сфер. Ссылаясь на работу Ве- бера «Ин дуизм и буддизм», Н.Н. Зарубина показала, что сходные началь- ные материальные условия развития Европы и Индии XVI–XVII веков
(состоящие в рациональном государственном управлении, рациональ- ной системе знаний, наличии точных и естественных наук, развитых ремесел, торговых связей, стремлении к накоплению и успеху) сильно дифференцировались под влиянием отличающихся религий, и, таким образом, «именно различия в духовной, ценностно-мотива ци онной сфе- ре при прочих относительно равных условиях послужили причиной ко- ренного расхождения путей развития цивилизаций в даль нейшем»
2
Сходную мысль утверждает Дж. Арриги, опираясь на признание А. Сми- том большей развитости рыночной эконо мики Китая в сравнении даже с Англией и последующего затухания этого преимущества
3
Сходную мысль о доминировании культурно-религиозных основ при определении цивилизационных разделительных линий отстаивает
С. Хантингтон. Дискуссии относительно его знаменитой статьи «Столк- новение цивилизаций?», вышедшей в
1993 году, а затем и книги
4
про- должаются до сих пор, но определенное сходство его методологии с ме- то дологией Вебера замечено не было. По мнению Хантингтона, выдви- жение религиозного фактора на передний план осуществляется в пе- риоды радикальных ценностных сдвигов. В настоящее время происходит коренная ломка ценностей в связи с завер шением противостояния двух систем, начатого Октябрьской революцией
1917 года и определявшего
1
Давыдов Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности // Вебер М. Из- бранные произведения;
Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяй- ственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации.
2
Зарубина Н.Н. Указ. соч. С.
33.
3
Arrighi G. Adam Smith in Beijing. Lineages of the Twenty-First Century. L.,
2007.
4
Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order.
N.Y.,
1996.


31
Глава 1. Основные концепции генезиса западного капитализма
основные мировые противоречия вплоть до начала
90-х. Новая ситуация заставила людей отпрянуть к их истокам, к поискам первичных смыслов и идентичностей, заключенным в религии. Хантингтон считает, что именно религиозная основа как сформировала цивилизационную бли- зость группы родственных стран (западно-христианских, православных, исламских и пр.), так и провела разделительные линии между ними.
Вебер интересовался не только воздействием религиозных верова- ний на социальную жизнь, но влиянием идей вообще. Он рассмотрел
три способа такого воздействия: через противоречие между харизмой и
рутинизацией; через дифференциацию между сферами жизни и посред-
ством автономного разворачивания мировоззрения через внутреннюю
логику
1
. Ни один из этих способов не гарантирует прямого и неопосред- ствованного изменения общества.
Главную роль в социальных изменениях играет упомянутое
проти-
воречие между харизмой и рутинизацией. Харизматический лидер высту- пает как источник новых взглядов и верований. Или иначе: для утверж- дения новых идей всегда необходим харизматический лидер. Затем сле- дует фаза рутинизации, превращения необычных идей в рутину, факт повседневной жизни. Это осуществляется как посредством систематиза- ции верований интерпретаторами и распространения ее догматов сре- ди населения, так и путем приспособления системы верований к инте- ресам различных слоев. При этом происходит редукция высоких прин- ципов до уровня повседневности, которая осуществляется уже не хариз- матическими лидерами, а последователями, учениками и адептами.
Согласно Веберу,
религии отличаются несколькими фундаменталь-
ными особенностями: нахождением путей спасения, отношением к посю- стороннему миру
2
, этапом развития (преобладанием харизматической или рутинизирующей фазы).
Вебер считает определяющим для любой религии ее стремление к спасению. Он, правда, не находил этого стремления в конфуцианстве и исламе, что впоследствии было опровергнуто известным английским
1
См.:
Shroeder R. Max Weber and the Sociology of Culture. L., New Delhi,
1992. P. 8; Turner B.S. For Weber. Essays on the Sociology of Fate. L., Thousand
Oaks, New Delhi,
1997. P. 111–114; Schluchter W. The Rise of Western Ra tio- nalism. Max Weber's Development History. Berkeley, Los Angeles, L.,
1981.
P.
121–126; Roth G. and Schluchter W. Max Weber's Vision of History. Ethics and Methods. Berkeley, Los Angeles, L.,
1979. P. 119–124.
2
Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира
//Вебер М. Избранные произведения. М.,
1990. С. 307–343.


32
Теоретические предпосылки анализа капитализма исследователем В. Тернером. Стремление к спасению гаснет, когда оно направлено на посюсторонний, а не на потусторонний мир. К примеру, излишняя погруженность в посюсторонний мир конфуцианства или индуизма лишала их, по мнению Вебера, харизматической высоты.
Во преки имеющимся упрощениям веберовских идей в духе доказатель- ства экономических целей протестантизма, сам Вебер считал, что про- тестантизм отличался от других религий тем, что стоял
в стороне от
мирских целей и сосредоточил все свои помыслы на поисках путей спасе-
ния. Имен но это привело его в конеч ном итоге к способности формиро-
вать дух капитализма в результа те опоры на тех людей, которые, не
будучи протестантами, от ли чались качествами, сходными с верующи-
ми людьми.
В антропологическом плане Вебер находит две характеристики лич- ности, которые могут определить как ее инновационное, так и устойчи- вое поведение и которые могли в моральном плане стать опорой для рутинизации протестантизма — превращения его из ре лигии секты, ищущей спасение для немногих верующих, в широко распространенное мировоззрение — протестантскую этику, связанную с обмирщением протестантизма и нахождением его земных предназначений. Это
пер-
сональность и внутренняя дистанция.
Персональность характеризует отношение человека к конечным смыслам. Это то, что поднимает индивида над рутиной повседневности, ее «растительной» основой. Твердая приверженность определенным нормам возвышает над обыденностью, не отнимая возможность жить в повседневном мире. Твердый пункт принципов, согласно Веберу, бли- зок к протестантскому аскетизму, но такие свойства могут обнаружить и люди, далекие от протестантизма. Подобный идеал может иметь и секулярный характер.
Внутренняя дистанция, в понимании Вебера, означает способность индивида отказаться от тех образцов поведения и ценностей, которые не соответствуют персональности, твердым принципам ин дивида.
Пример того, как эти свойства могут быть проявлены в светской жизни, Вебер находит в самоотверженной работе медсестер в годы Пер- вой мировой войны. В тяжелейших условиях они сохраняли внутрен нюю дистанцию, связанную с их персональностью
1
. Эти люди избегали адап- тации к практическим представлениям повседневной жизни.
Хотя идеи харизмы и рутинизации используются Вебером для харак- теристики динамики социально-исторических процессов, есть опреде-
1
Weber M. Max Weber Gesamtausgabe // Zur Politik im Weltkrieg.
1/15. Tu- bingen.
1934. Цит. по: Schroeder R. Op. cit. P. 16.


33
Глава 1. Основные концепции генезиса западного капитализма
ленная связь между экстраординарным и рутинным поведением самих людей: как харизматические взлеты, так и последующая рутинизация осуществляются через поведение конкретных лиц.
Только рутинизация превратила чисто религиозные задачи проте- стантизма в мирские. Нашлись социальные силы, которые увидели в протестантизме опору. Религия становится фактором повседневности, когда она резонирует в слоях, предрасположенных к согласию с ее прин- ципами. И дело не в экономических интересах. Наиболее рациональные слои, такие как интеллектуалы, выше всего ставят идеальные интересы
— престиж, статус, уважение.
Неравномерное распределение харизмы производит иерархию скла- дывающихся новых социальных отношений: выделение более харизма- тической элиты и склонной к рутинизации массы, включающей после- дователей и адептов. После рутинизации революционный потенциал протестантизма угасает и возрастает его значимость в качестве силы, стабилизирующей общество.
В. Тернер подчеркивает, что религия не может быть «считана» с по- вседневной жизни того или иного общественного слоя. Напротив, «аске- тизм протестантской секты преобразуется в функциональные теории социального развития... Очевидный вклад Вебера в социологию раз- вития состоит в стимулировании богатой традиции исторического и социологического анализа мотиваций, направленных на достижения аскетических ценностей, рациональности и пред при ни мательства»
1
Принципиально следующее положение: «Ко гда Вебер обращается к ре- лигиозным ценностям и их роли в социальном развитии, он на деле концентрируется не на религиозных воззрениях как таковых, а на взаи- мопроникновении религиозных идеалов и “интересов” их социальных носителей. Не религия как таковая важна для Вебера, а религиозность определенных классов или статусных групп, которые вносят вклад в соци альную ор га ни зацию»
2
. Рутинизация харизматических отношений, подтверждает Тернер, действительно шла вдоль линии со ци ально-эконо- ми ческих интересов, а проникновение религии в общество было опо- средствовано ее идеологическими носителями, такими как организую- щий мир бюрократ в конфуцианстве, маг, который упорядочивает мир, в индуизме, бродячий по миру нищий монах в буддизме, бродячий торго- вец в иудаизме, воин в исламе и путешественник, вырабатывающий мар- шрут своей жизни в христианстве. Религия таким образом «поддержи-
1
Turner B.S. Op. cit. P.
239.
2
Ibid
. P.
279.


34
Теоретические предпосылки анализа капитализма вает социально варьирующиеся константы, и фокус его (Вебера. —
Авт.) внимания был направлен на “избирательное сродство” материальных и идеальных интересов, которые трансформируют оригинальную харизма- тическую теологию в мировые религии определенного направ ления»
1
Таким образом,
значение протестантизма состоит в революцион-
ном преобразовании части западного общества путем поддержания и
выдвижения на роль культурного образца трудового аскетизма рядовых
людей, совпадающего с идеей аскетизма протестантской секты как
найденного ею пути к спасению. Превращение протестантизма в миро-
вую религию произошло вследствие «избирательного сродства» проте-
стантской теологии с интересами слоев, желавших упорядочить и пла-
нировать свою жизнь.
дифференциация социальных сфер и внутренняя логика мировоззрения
Третьим (после харизмы и рутинизации) фактором, воздействующим, согласно Веберу, на социальные изменения, является
дифференциация
сфер социальной жизни. Чем более развито общество, тем сильнее в нем дифференциация между такими сферами, как политическая, экономи- ческая, религиозная и интеллектуальная.
Как мы уже от метили, Вебер не выделяет культуру в отдельную сферу. Она представляет собой смыс- ловую систематизацию огромного числа событий, относящихся ко всей социальной жизни, а не к какой-то ее части. Сферы пересекаются друг с другом. Религия, верования, интеллектуальная, политическая сферы, экономика взаимодействуют с другими, меняют господствующие в них представления и сами эти сферы жизни.
Следовательно,
мы возвращаемся к соответствующей веберовским
предпосылкам нетотальной, дифференцированной модернизации, про-
текающей в отдельных сферах общества, с разной скоростью. Это сле-
дует из его дифференциации сфер жизни, к которой сегодня добавились
новые факторы.
Мировоззрение имеет внутреннюю логику, которая делает его от- носительно независимым от других социальных систем. Согласно Веберу, между всеохватывающим объяснением целостного мировоззрения и эмпирической реальностью складывается противоречие, которое может сделать внутреннюю логику мировоззрения определяющей для измене- ний в социальном мире. Социальные изменения могут возникнуть из-за несоответствия принятого мировоззрения реальностям жизни. Так, пе- реход от магии к религии, а затем к нау ке, составляющий этап внутрен-
1
Ibid
. P.
280.