Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 757

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69

Глава 1. Основные концепции генезиса западного капитализма
ней логики мировоззрения, согласно Веберу, явился одновременно ха- рактеристикой всемирно-истори чес ких стадий в развитии человечества.
Магия, ставя рациональные цели, пыталась достичь их иррациональным путем. Неадекватное отношение причины и следствия в магии не ме- шало ей быть источником социальной стабильности. Мировые религии были направлены на внутренний мир верующих посредством соедине- ния их ценностей с религиозными. В отличие от магии, социальные функции религии состоят в преобразовании общества, вплоть до рево- люционных преобразований. В отдельные эпохи религия поддерживает и стабильность. Следующий этап внутренней логики мировоззрения
— переход от религии к науке. Наука, по мнению Вебера, является пре- жде всего силой, расколдовывающей мир, разрушающей его иллюзии, делает мир предсказуемым и калькулируемым
1
Вебера часто упрекают в недооценке моральных оснований бюро- кратического управления, в сведении его к рациональности. Одна ко именно он показал универсальную значимость моральных представле- ний для капитализма в целом. Секулярная этика — дух капитализма
— возникла в связи с рутинизацией протестантской этики. Вебер создал модель, которая позволяет говорить также о соотношении морали и рациональности, морали и экономики. И сегодня есть интересные ис- следования в данной области
2
Вебер уделял большое внимание и
четвертому фактору становле-
ния капитализма на Западе — рационализации, к которому мы обра- тимся позже.
б) После Вебера
Не порывая с Вебером, можно задаться вопросом о том, каковы источни- ки капитализма в католических странах? Может ли в действительности произойти рекультуризация незападных обществ не в ходе естественной эволюции, а путем следования за западным образцом? Сохранит ли За- пад тот дух капитализма, который был основой его становления? Верно ли мы прочитываем Вебера, только ли в протестантской этике находят- ся корни западного капитализма? Можно ли характеризовать именно западный капитализм как до сих пор имеющий моральные основания,
1
См.:
Shröder R. Op. cit. P. 10–13.
2
См.: Мораль и рациональность / Отв. ред. Р.Г. Апресян. М.,
1995; Шрадер
Х. Экономическая антропология. М., СПб.,
1999;

Etziony A. The Moral
Dimention. Toward a New Economics. N.Y., 1988;
Hausman D.M., McPherson
M.S. Economic Analysis and Moral Philosophy. Cambridge,
1996.

36
Теоретические предпосылки анализа капитализма делающие накопление капитала и всю его хозяйственную, экономиче- скую и организационную деятельность не проявлением алчности, а фор- мой рационального выражения экономического интереса? Могут ли быть новые источники становления цивилизованного капитализма се- годня? Можно ли рассчитывать на цивилизованный капитализм (за- падного или незападного типа) там, где нет протестантской этики?
На эти вопросы можно дать следующие краткие и гипотетичес кие ответы. Источники
капитализма в католических странах связаны с
идущей от Фомы Аквинского рационализацией, с описанным Дюрк геймом
разделением труда и заменой механической солидарности органической.
Э. Дюркгейм дает свою версию модернизации. И не случайно Вебер и
Дюркгейм игнорировали друг друга: западная современность, западный капитализм формировались двумя сходящимися путями не только по линии возникновения духа капитализма под влиянием протестантской этики, но и по линии секуляризации католических стран, институциона- лизации в них новых отношений, нового уровня солидарности, который
Дюркгейм называл органическим. Ниже эта интерпретация Дюркгейма будет рассмотрена в связи со значимостью разделения труда и органи- ческой солидарности для капитализма не только в католических странах.
Возможно, протестантские страны имели влияние на католические, давая пример отделения светской власти от духовной и формирования секуляр- ных источников капитализма в католических странах (проблема эта пло- хо изучена). Рекультуризация по западному образцу в незападных стра- нах часто не может осуществиться ни в ходе естественной эволюции, ни в результате сознательно осуществляемых реформ. Запад теряет дух капитализма, в частности трудовую этику, которая лежала в основе его генезиса. Концепция Вебера объясняет происхождение капитализма в протестантских странах и не исчерпывает все источники его возникнове- ния, не говоря уже о западных католических странах, однако она — ис- ключительно ценная модель воздействия духовных факторов на форми- рование капитализма. Моральные и рациональные основания западно- го капитализма характеризуют идеальные типы, которые сформирова- ли некоторые генеральные линии западного общества. Сегодня глобали- зация ослабила их тем, что западный капитализм постоянно взаимодей- ствует с незападным и изменяет из-за этого свои правила. Сам термин
«цивилизованный капитализм», ранее, согласно Веберу, понима емый как западный, очевидно нуждается в пересмотре. Старые каноны цивили- зованности не работают, новые не обозначены. Проблема формирования цивилизованного капитализма требует выдвижения новых концепций.
Сначала Вебер предполагал, что фактором формирования капитализ- ма на Западе был не только протестантизм. Мыслилось, что и ресурсы


37
Глава 1. Основные концепции генезиса западного капитализма
некоторых стран, накопленные еще до начала Реформации, а также по- пытка части населения изменить свой статус с помощью предпринима- тельства играли свою роль
1
. Но результатом его исследования стал отказ от этих гипотез, приведший к нахождению ведущего эндогенного фак- тора развития западного капитализма именно в протестантизме. Позже в работе «Теории социальной и экономической организации» Вебер все же признает, что становление западного капитализма не ограничивает- ся влиянием протестантской этики, а включает и другие институцио- нальные и политические факторы
2
. Секулярная этика — дух капитализ- ма — возникла в связи с рутинизацией протестантской этики.
Если прошлый век можно было назвать веберовским, то нынешний
таковым не является. Произошли серьезнейшие изменения, которые,
сохраняя значимость многих веберовских прозрений и оценок, делают
сегодня невозможным исходить из его теории капитализма и даже ста-
вят вопрос о том, а верно ли было объяснять его прежде, исходя только
из Вебера.
Связь капитализма с протестантской этикой оспаривает российский исследователь А.И. Неклесса, для которого появление капитализма — следствие смешения энтузиазма эпохи с многочисленными ересями.
А.И. Уткин полагает, что капитализм — лишь ядро западной жизни, сложившееся на базе уже существовавшего особого духа и ментально сти.
Он подчеркивает, что протестантизм — лишь центральная часть тех духовных преобразований, которые породили эффективный и развитой капитализм протестантского Запада, в отличие от распространенного восприятия веберовской концепции протестантизма как единственного источника западного капитализма
3
. Запад в эпоху современности фор- мируется на основе духа капитализма, складывается как особая культу- ра, которая закрепляется в социальных и политических институтах и начинает отличаться от незападных обществ не только своей духовной сущностью, но и другими особенностями.
К числу изменений, которые объективно подрывают веберовскую трактовку капитализма, мы относим следующие:
1. Глобализация, которая соединяет в общую экономическую систе- му капитализмы разного типа, — как западный, так и незападный — а кроме того, некапиталистические страны.
1
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Указ. соч.
С.
61

735.
2
См.:
Штомпка П. Социология социальных изменений. М.,
1996. С. 300.
3
Уткин А.И. Россия и Запад. История цивилизаций. М.,
2000.


38
Теоретические предпосылки анализа капитализма
2. Изменение трудовых мотиваций и характера труда на Запа де.
3. Сегодняшний подъем капитализмов и хозяйственных демократий в Азии, опровергающий предположения Вебера о препятствии, которым являются для этого конфуцианство и буддизм.
4. Вновь вставшие вопросы о формировании наций в странах ново- го капитализма, о роли государства, этики и рациональности для капи- тализма в целом.
5. Практически очевидным стало влияние культур и цивилизаций на протекание модернизационных процессов и формирование капита- лизма в различных странах.
Что это значит на теоретическом языке? Не прав Вебер, прав Зом- барт? Или, может быть, протестантская этика уже не работает? Или, как у Хантингтона, нашествие испаноязычных делает США Бра зилией с со- всем иной трудовой мотивацией? Или, может быть, даже Вебер заблуж- дался в отношении западного капитализма, а был прав лишь в отноше- нии того капитализма, который соответствовал странам «буржуазной протестантской оси» Амстердам–Лондон–Бос тон, как утверждает Мар- тин
1
? Пожалуй, последнее представляется наиболее верным. Кроме того, глобализирующийся капитализм лучше описывается Зомбартом. При- бывающие на Запад люди из других стран, в частности из России, демон- стрируют более «гибкую» или, по крайней мере, другую экономическую рациональность. Приез жающие в незападные страны, например, в Рос- сию, западные бизнесмены начинают ощущать выгоды эпохи грюндер- ства и отступать от тех правил протестантской этики или рационально- сти цивилизованного предпринимательства, которые они могли поддер- живать в своих странах.
Капитализм становится все менее определенным
фе номеном, включающим разнообразные хозяйственные системы, ориен-
тированные на прибыль.
в) Дух капитализма в концепции Вернера Зомбарта
В настоящее время описанию мировой экономической системы в боль- шей мере отвечает концепция Зомбарта, согласно которой предпри- нимательский и мещанский дух включает большее, чем у Вебера, много- образие типов предпринимателей: разбойников, феодалов (региональ- ных правителей. —
Авт.), государственных чиновников, спекулянтов, торговцев, ремесленников и пр. Сегодня этот список много шире дан- ного Зомбартом, но он не исключает реальные, пусть и малопривлека- тельные фигуры из практики капиталистического становления и форми-
1
См.:
Berger P. The Global Pictuгe//Journal of Democracy. April
2004. V. 15.
№ 2. P. 78.