Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 700
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
441
Глава 7. Новые концепты третьей современности
Сегодня трудно применить идею устойчивого развития к рвущимся вперед странам Азии, к России, и экологические движения должны стать более профессиональными, связывающими результаты защиты при- роды с характером самого производства, а идею защиты природы чело- века с развитием медицины и культуры.
Экологические движения долж-
ны превратиться в экопроизводственные и эколого-политически
1
, т.е.
уже не массовые, а профессиональные и вместе с тем сформировать дис-
курсы, меняющие потребительские консьюмеристские доминаны, за-
полняющие жизнь ценностями, уменьшающими риски, ослабляющими
давление на природу в условиях убывания ресурсов не только техниче-
скими и экологополитическими решениями, но культивированием ино-
го образа жизни, сочетаемого, вместе с тем, с прогрессом. Например,
Китай, который развивает текстильную промышленность, тратит
много воды на очистку хлопка. Ему нужны технологии замкнутых цик-
лов производства или такой очистки воды, которая бы вернула воду
очи щенной для целей этого производства и других целей. Эколого-поли-
ти ческие решения при этом должны касаться размещения предприятий,
целесообразности производств, политики экологических экспертиз.
У. Бек внезапно вошел в число ведущих исследователей модерниза- ции социальных трансформаций. Чутко реагируя на социальные измене- ния, он написал много работ, общее настроение которых — начало но вой трансформации. Она начинается с распада коммунизма, новой глобали- зации, неолиберализма в глобальном масштабе, но быстро сменяется конкуренцией национальных государств разного типа с этим либераль- ным проектом, конкуренцией национализма и космополитизма, которо- му Бек придает особое значение и содержание. Дух трансформации им описан, но имя ей не найдено. Именно Бек наиболее целостно охватил суть перемен, которые мы называем Третьей великой трансформацией.
движение непотребителей
Гораздо больше известны сейчас движения и общества потребителей.
Они складываются как часть гражданского общества, осуществляющего контроль за бизнесом, за качеством продукции, информируют население о качестве продуктов, координируют свою деятельность с государствен- ным санитарно-эпидемиологическим надзором, налаживают юридиче- ские службы помощи обманутым потребителям. Но объективно они дефетишизируют потребление, вводят его в русло разумной и ответст- венной деятельности по жизнеобеспечению, проведению досуга и пр.
1
См.:
Ефременко Д.В. Эколого-политические дискурсы. Возникновение и эволюция. М.
2006.
442
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
Сейчас все больше мелькают в литературе предположения, что кон- сьюмеризм будет сломлен движениями непотребителей. Такое предпо- ложение высказывает Бек.
До сих пор акции непотребления, блокирования производителя — фирмы, страны — носили локальный характер в ответ на обман, поли- тические разногласия или нахождение более качественного, экологи- чески приемлемого или более дешевого производителя. Так, после пре- стижности прежде неизвестных продуктов западных фирм население
России в продуктовой сфере почти полностью повернулось к отечествен- ному производителю. Но антиконсьюмеристские движения пока не по- явились в широко известных масштабах. Как показывает Бек, движение не-покупания скорее способно провести государство, а не обществен- ность и не в связи с антиконсьюмеристскими, а в связи с экономически- ми или политическими целями.
движение элит
Интеллектуальые элиты, наиболее выброшенные из процессов сегод- няшнего массового существования, ощущающие свое поражение, гото- вы к реконвенциализации господствующих ценностей массовой куль- туры, власти бизнеса, политического господства. Одновременно они имеют соблазн реконвенциализироваться самим, чтобы соответствовать культурному упадку эпохи.
Но политические и финансовые, бизнес-элиты могут стать более интернациональными, чем творческие элиты. И они действительно — суперкласс глобального мира, обладающие властью и финансовыми возможностями для собственной политики. Как показывает Д. Роткопф, из шести миллиардов человечества такая элита насчитывает шесть тысяч человек — это богатые, влиятельные, известные люди, которые могут действовать с неменьшей эффективностью, чем Давос, за его пределами.
Их активность является космополитической, но не в смысле Бека — т.е. не направленной на выражение интересов всех народов. Скорее, они преследуют собственные интересы, не совпадающие с интересами боль- шинства граждан. Они составляют мультинациональное движение биз- несменов, энергетиков, деятелей СМИ, клуба экс-президентов, людей, занятые глобальной филантропией. Они — не гангстеры капитализма но они за сценой, в тени. Они обладают непропорциональной концен- трацией власти, неформальным механизмами управления, превосходя- щими возможности правительств
1 1
Rothkopf D. Superklass.The Global Power and the World they are Making.
Canada.
2008.
443
Глава 7. Новые концепты третьей современности
У. Бек пишет об этом теоретически. Он находит двух игроков гло- бального рынка — капитал и государство. Они обладают транслегаль- ным господством — т.е. господством, которое не является ни легитим- ным, ни нелегитимным. Роль государства и капитала в глобальном ми- ре растет, но их легитимность снижается: «подобно тому, как транс- формация Первого модерна во Второй (в нашей терминологии Первого и Второго в Третий) совершается в тени старых категорий и лишенных центра институтов, при данной трансформации модерна (Бек не дает ей названия.—
Авт.), возникают легитимно-пустые пространства власт- ных образований, в которых эффективность экономических и полити- ческих действий достигается в форме не-легитимированной (т.е. неле- гитимной) концентрации власти. Делегитимация господства есть поэто- му результирующая, скажем в наших терминах, Третьей великой транс- формации и третьей современности
1
Бек надеется, что со временем возникнут глобальные движения адво- катов, сформируются глобальные движения за глобальное гражданское общество. Он развивает идеи, которые наши исследователи А.В. Бузга- лин, А.И. Колганов и другие называют альтер-глобалистскими.
Встает также вопрос о движении мировых элит в сторону повышения своей роли.
социальные инновации и социальное предпринимательство
В России были попытки улучшить ситуацию: в марте
2002 годаприняты девять приоритетных направлений научно-технического развития, от- крывающих стране перспективу вхождения в глобальную экономику на основе научных и технических достижений и переориентации ее эко- номики с сырьевой на научно-технологическую. Среди девяти приори- тетных направлений не было ни одной науки об обществе. Наиболее приближенной к ним среди включенных в число приоритетных направ- лений стала экология. Один из физиков радостно заявил, что наконец-то у никчемных гуманитариев заберут деньги для настоящей науки. Другой представитель естественных наук дал интервью из Англии, что социаль- но-гума ни тарные науки — это что-то вроде «блошиного рынка», на ко- тором ищут нечто особенное. Такое направление в социально-гума ни- тарных науках действительно существует. Это утонченное, эстетически окрашенное, часто связанное с постмодернизмом исследование социаль- ных, антропологических нюансов, весьма самоценное и развивающее науч ную рефлексию. Но им не исчерпываются задачи социально-гума-
1
Бек У. Власть и ее оппоненты…С.
315.
444
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
ни тарных наук, как познавательные, так и мировоззреческие и иннова- ци онно-проектные.
В целом социально-гуманитарные науки могут играть значительную роль в преобразовании общества и быть источниками социальных ин- новаций. Так, немецкое послевоенное «чудо» — следствие применения идей немецких экономистов-ордолибералов. Они использовали эконо- мический либерализм, сохранив роль государства в обеспечении соци- ального порядка, предотвращении криминализации рынков, проведении денежной реформы. Теоретические идеи школы ордолибералов сочета- лись с практическими технологиями: тайно напечатав новые немецкие марки, правительство Л. Эрхарда поддержало, раздав новые деньги нем- цам, тех, кто что-то производил — хлеб, необходимые товары и услуги, лишив всякого экономического основания нажившихся (в старых не- мецких марках) дельцов «черной» и «серой» экономики — казино, бор- делей, увеселительных центров, опутавших Западную Германию сразу после войны. Разорившиеся дельцы этого бизнеса вынуждены были ис- кать работу в производстве. Германская индустрия стала набирать обо- роты. Инновационное развитие было обеспечено политикой, основан- ной на научном и экспертном знании, сочетающим научное, практиче- ское знание и знание специалистов в экономике и политике.
Японское послевоенное «чудо» — следствие реализации проекта японских социологов. В условиях американской послевоенной оккупа- ции была предпринята попытка либерализовать эту коллективистскую страну. Американцы видели в коллективизме японцев причину легкого распространения милитаристских идей государства, ибо иерархическое устройство японских общин быстро обеспечивало продвижение идей государства в массы. Однако либерализация японского общества вела к его разложению и люмпенизации. В ответ на это японские социологи предложили в
50-е годы прошлого века проект развития страны с учетом японской специфики. Он состоял в том, чтобы изменить цели государ- ства, отказаться от милитаризма, но сохранить коллективистскую про- дуктивность японского общества. Организация предприятий по типу семьи обеспечила такой подъем Японии, что в конце
70-х ее стали при- числять к странам Запада. Позже наступила стагнация, которую япон- ские социологи объяснили нехваткой вестернизирующего начала и пред- ложили новый проект.
Идеи английского социолога Э. Гидденса и немецкого философа Ю.
Хабермаса, как мы уже отмечали, подготовили политику новых лейбо- ристов (Т. Блэра в Англии и Г. Шрёдера в Германии). Эта концепция, называемая «третий путь», осуществляла приспособлении социал-демо- кратических идей к процессу глобализации.
445
1 ... 47 48 49 50 51 52 53 54 ... 69