Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 688
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
474
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
будущего, целями развития предприятий, получением результата. Не зря Фридрих Хайек сравнивал рынок и науку как сферы инноваций и творческого горения.
Хотя в российском посткоммунистическом обществе свобода пред- принимательства более всего сказалась в его криминализации, ибо кри- минальный доход в
1990-е превышал доходы от труда и бизнеса простых людей, большие корпорации постепенно стали нуждаться в защищаю- щей их в глазах общества и обеспечивающей им будущее корпоративной этике. Исследователи проблемы отмечают, что в мире растет корпора- тивная социальная ответственность, и бизнес берет на себя не только свои непосредственные производственные задачи, но интересуется и материально способствует осуществлению социальных проектов разно- го уровня. Это — «социальные пакеты для наемного персонала пред- приятий … проекты культурной, образовательной, религиозной и иной общественно значимой направленности … инициативы в области охра- ны окружающей среды»
1
. Даже наемных строительных рабочих, не го- воря уже о крупных корпорациях, репутация начала интересовать не только как залог успеха, доверия, новых заказов и новых возможностей, но и как этическая автономная ценность — ценность сама по себе.
В мире встречаются ситуации, когда бизнес мог бы преподнести уроки нравственности коррумпированным властным, бюрократическим структурам, политикам, ученым, обществу, наконец. Дисциплина, це- леустремленность, труд, творчество, ответственность, рациональность потенциально, а нередко и реально, могут создать моральный анклав именно в бизнес-сообществе, в котором корпоративные цели соединя- ются с этическими универсалиями. В обществе нет структур, выживае- мость и успех которых в такой степени зависел бы от этических универ- салий, соединял автономные (названные так в связи с тем, что являют- ся независимыми этическими источниками, ценными не из-за своей полезности, а сами по себе) и гетерономными этическими источниками
(ценными тем, что обеспечивают жизнь, благо, пользу, удовольствие, счастье, независимость и пр.). Конечная этическая цель — автономные этические ценности, действующие безо всяких условий, но в период грандиозных турбулентностей и перемен они формируются сначала в гетерономном поле практической значимости любого рода, включая просто витальность, возможность выжить, существовать и только затем при дальнейшем возвышении целей появляются автономные ценности.
Вряд ли этика более стабильных эпох могла так зависеть от практики.
1
Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство как новая форма отношений общества, бизнеса и влаcти. М.,
2006. С. 5.
475
Глава 9. Новые способы взаимодействия капитализма с этикой
Пожалуй, наиболее сложна для универсализации в бизнесе этика справедливости, ибо успех здесь создает иллюзию неумения, неграмот- ности, отсутствия таланта в тех, кто живет на нищую зарплату госсек- тора — врача, учителя, ученого. В действительности в этих секторах остались как те, кто мало что может, так и те, кто предпочитает работу по призванию любому жизнеустройству, противопоставляемому неза- висимости от материальных благ только в части посткоммунистическо- го мира. Здесь перевернулась статусная пирамида, делая достижением только деньги и измеряя успех только ими. Экономоцентризм, рыночная идеология все сфер общества, «экономический человек» уже не могут удовлетворять даже бизнес.
Особую роль в постановке этических проблем играют деньги. В пост- коммунистических обществах рыночный фундаментализм — это не про- сто распространение ценностей рынка, которые включают и честность, и ответственность, и взаимопомощь, и конкурентноспособность, на об- щество, а это помещенние денег наверху ценностной иерархии: стои- мость вместо ценностей. Бывший бизнесмен, «самый старый российский ка питалист», как он сам себя назвал, член Совета Федерации Лисовский в передаче по НТВ, с ведущим В. Соловьевым заявил, что криминал в
России связан с борьбой за деньги, что деньги — это все. Это была объек- тивистская констатация, ничуть не подрывавшая легитимность денег.
Владимир Васильев, депутат, глава Комитета по безопасности париро- вал: поскольку деньги — это все, то нет морали. Лисовский отвечал:
«Деньги не инструмент морали, а инструмент бизнеса. Критика денег,
— говорил он, — романтическая утопия. Не бизнес вырабатывает мо- раль, а институты общества… Мы не в церкви». Отсутствие морали, по мнению Лисовского, связано с уничтожением всех инструментов кон- троля над властью. На Рублевке, сообщил он, самые дорогие дома поку- пают чиновники, составляющие
90% всех покупателей. Васильев от- метил, что накопление капитала было обеспечено в России разгромом правовой системы, ибо по законам того времени он не мог возникнуть.
Треть граждан находятся за порогом бедности.
Этика справедливости не дается сегодня простым чувством эмпатии, не рождается ни в обществе, ни в бизнесе, не в политике. Она требует, как говорит немецкий философ, социолог и политолог Ю. Хабермас,
«искусственных добродетелей», к которым сегодня относится и справед- ливость, и компромисс, и сознательный выбор этического и морально- го поведения в деструктурированном этическом поле, причем выбор с ориентацией на универсализацию морали, на кантовское избрание таких максим для своего собственного поведения, которые бы ты хотел сделать всеобщими, или вечное «золотое правило нравственности», утверждаю-
476
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
щее, что нельзя поступать с другими так, как ты не хочешь, чтобы по- ступили с тобой.
Противоположность «экономическому человеку» — бюрократ, «че- ловек институциональный», не может вести государственную службу на основе денег, ибо это и называется коррупцией. И тем самым он не мо- жет оставаться «институциональным», если не становится моральным.
Он может, конечно, но тогда мы имеем то, что имеем.
Польский исследователь Войчек Гаспарский придерживается так называемой праксеологической линии восприятия капитализма с точки зрения действенности, эффективности и этических параметров. Эти три критерия дают критерии оценки капитализма, только совместно фор- мируя его позитивные качества
1
Взаимодействие политиков и общества с корпоративным сектором, который имеет гетерономные и особенно автономные этические ценно- сти, может универсализировать корпоративную этику, сделать ее ис- точником формирования структур гражданского общества, политиче- ской ответственности и долговременности планов, устойчивых нацио- нальных интересов и глобального участия, нормализации статусных отношений и выходу из несвойственного России с ее высококвалифи- цированными и высокообразованными специалистами статуса третье- го мира, ибо в третьем мире нет столь образованных в массовом коли- честве людей. Экономика, становящаяся «экономикой знаний», и обще- ство — «обществом знания», нуждаясь в высококвалифицированных специалистах, поднимут их роль и их зарплаты. А угрозы бизнесу, иду- щие от общества, могут привести к замене манипуляций политической технологии социальными инновациями и социальными технологиями, опережающими технологические инновации. Статус страны, достоин- ство граждан окажутся защищенными интересами бизнеса и его этики.
Но это все — идеальная модель, ростки которой, в свою очередь, долж- ны быть поддержаны обществом и властью, чтобы стать реальностью.
Рассмотрение секторов бизнеса, власти и общества находит в обще- стве сектор, наиболее уязвимый в плане использования свободного вре- мени для собственного развития и признания автономных этических норм. Речь идет в целом об этике капиталистического общества или общества, где капитализм — хозяйственная система, и не столько о биз- нес-этике. Серьезной этической проблемой является возможность по- бедить консьюмеризм капиталистического общества не в качестве по-
1
Gasparski W.W. Effectivness, Efficiency, and Ethicality in Business and Mana- gement // Ethic and the Future of Capitalism — Praxiology / Eds. by R. Free- man, R Edward. N.Y.,
2002.
477
1 ... 51 52 53 54 55 56 57 58 ... 69
Глава 9. Новые способы взаимодействия капитализма с этикой
купательной способности, а в качестве смысла жизни. Это ставит вопрос об этике не только тех, кто является субъектами капитализма — работ- ники, предприниматели, бюрократия, но и тех, кто, работая во всевоз- можных сферах, включая и названные, или не работая, отождествил себя с самыми успешными акторами капиталистической активности, не являясь таковыми и сделавшими любовь к деньгам и устройству сво- ей жизни, примитивную адаптацию религией, вытеснившей все остатки автономной нравственности. В них нет энергии криминала, но нет и трудовой аскезы, и культурного стремления, нет упорства и рациональ- ности. Есть приспособительные реакции, часто весьма успешные, но бессмысленные по сути их жизненных установок.
в) Отделение экономики от общества в качестве инструмента
и следование собственным этическим принципам общества
Местные этики одушевляют заимствованный опыт. Общеморальная работа с инструментом экономики осуществляется во многих странах нового капитализма. На начальной фазе капитализма моральные и ре- лигиозные ограничения могут быть хабитуализированы и институали- зированы в коллективных представлениях.
Этика капитализма — это этика общества, где есть капитализм — будь-то капиталистическое общество, общество, в котором есть капита- листическая хозяйственная система или ее элементы при глобальном проникновении капитализма. И тогда при рутинизации харизматиче- ской идеи этики (как это было с этикой протестантизма) весь вопрос состоит в том, насколько общество в целом ее способно принять. При трансцендировании заимствованной модели капиталистической эконо- мики к этике (конфуцианской в Южной Корее, Китае) или традиционной коллективности (в Японии) возникают вопросы в том, во-первых, на- сколько целостен и не разрушен блок самой этики, конфуцианской или традиционной коллективности, во-вторых, насколько капитализм как хозяйственная система склонен его принять или разрушить. В странах, куда капитализм просто проникает из-за глобализации в качестве ин- струмента, это вопрос о том, работает ли этот инструмент на общее бла- го, на формирование социальной субстанции или разрушает традицион- ное общество. В России, где традиция разрушалась ни раз, идеал сурово- го физического монастырского труда как испытания вряд ли обмирщает- ся вне ситуаций, угрожающих стране существованием, деньги вводят рациональность, но аффектов не меньше, этика может сложиться в ходе политики развития не как некая идея, а прямо как платоновское воспо- минание о прошлом величии, гордости, патриотизме. Но попытка ис- пользовать эти воспоминания в условиях нынешних до программ раз-