Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 468
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существует также ряд других международных договоров, предусматривающих объективную ответственность: Венская конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный в результате деятельности, связанной с использованием атомной энергии 1963 г., Брюссельская конвенция об ответственности за морские перевозки ядерных материалов 1971 г. и др. Практически в таких договорах речь идет о материальной ответственности в виде денежной компенсации.
27. Основания ответственности субъектов международного права.
Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях – на основе чего и за что возникает ответственность. Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения. Международное правонарушение – деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальны либо нематериальный ущерб. Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки.
Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно- правовой ответственности. Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой – если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.
Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно- правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.
Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государств (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).
Фактические основания есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. КМП выделила два элемента правонарушения. Статья 3 проекта статей об ответственности «Элементы международно-противоправного деяния» гласит: «Международно-противоправное деяния государства налицо в том случае, когда, а) какое- либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства».
Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально регламентирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.
28. Обстоятельства, исключающие международную противоправность.
Обстоятельства, исключающие противоправность, – это ситуации, при которых деяния, квалифицируемые при нормальных условиях как правонарушения, признаются правомерными и не влекут наступления ответственности.
В проекте статей об ответственности государств комиссия международного права ООН выделила следующие обстоятельства, исключающие противоправность: согласие, контрмеры, форс-мажор, бедствие, состояние необходимости, самооборона.
Согласие должно быть юридически действительным.
Контрмеры – это действия одного государства, вызванные международно-противоправным поведением другого государства.
Форс-мажор – это деяние, вызванное непреодолимой силой или непредвиденным событием.
Бедствие – это ситуации, когда представители государства под воздействием сил природы или в случае аварии вынуждены не соблюдать международные обязательства, не имея возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных лиц.
Состояние необходимости – это противоправное деяние, которое являлось единственным средством защиты существенного интереса государства от тяжкой и неминуемой угрозы и не нанесло серьезного ущерба другому государству.
Самооборона – ответные вооруженные действия государства, предпринимаемые им для восстановления своей политической независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нарушенных вооруженным нападением другого государства (ст. 51 Устава ООН).
29. Особенности ответственности международных межправительственных организаций.
Специфический характер международно-правовой ответственности международных организаций обусловлен их международной правосубъектностью. Организация может быть субъектом, как международного правонарушения, так и международных претензий. Последняя привилегия была предоставлена организациям в консультативном заключении Международного суда ООН от 11 апреля 1949 г. «О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН».
Считается, что главным образом, международные организации несут ответственность за нарушение своих учредительных документов, причем есть мнение, что ответственность для организаций должна наступать только в тех случаях, когда она предусмотрена уставом.
Императивные нормы общего международного права, касающиеся ответственности организаций отсутствуют. Практика идет по пути привлечения организаций к ответственности за действия, которые причиняют ущерб другим субъектам международного права. Это означает, что ответственность организаций не ограничивается нарушением уставов, а, кроме того, ряд конвенций предусматривает подобные случаи.
Как и государства, международные организации несут ответственность за действия ultra vires своих органов.
Действие или бездействие организации в лице ее органов и должностных лиц приписывается в этих случаях не государству, на территории которого нарушение имело место быть, а самой организации. Возможна двойная ответственность для подобных ситуаций: перед государствами-членами - за нарушение учредительного акта, перед сообществом - за нарушение норм общего международного права.
К международным организациям возможно применение мер как материальной, так и нематериальной ответственности. Особенности конкретных форм ответственности определяются тем, что действия организации определяются, в большинстве случаев, действиями государств-членов. Это определяет вопрос об ответственности последних.
Из-за нехватки финансовых средств организаций к ним применяются:
- солидарная ответственность (претензии могут предъявляться как к международной организации, так и к государствам-членам). Этот вид оговаривается в конвенциях специально - например, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.;
- субсидиарная ответственность (претензии могут предъявляться только к организации, но нехватку средств возмещают государства).
Нематериальная ответственность организаций мало разработана в теории. Можно лишь сказать, что принцип соблюдения учредительного акта обязывает организацию требовать от государств-членов его выполнения. Кроме того, организации ООН уполномочены принимать различные принудительные меры в отношении своих структур.
30. Согласительные средства мирного урегулирования международных споров.
Добрые услуги представляют собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств или международных организаций, осуществляемую по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте государств, направленную на установление или возобновление прямых переговоров между спорящими сторонами в целях создания благоприятных условий для мирного разрешения спора.
Добрые услуги обычно применяются:
o в случае нежелания одной или обеих спорящих сторон начинать переговоры относительно возникшего между ними спора;
o при безрезультатности непосредственных переговоров между конфликтующими сторонами;
o когда обращение спорящих государств к другим мирным средствам также не принесло положительного результата.
Правовым основанием для начала добрых услуг, которые могут применяться как во время войны, так и в мирное время, являются либо обращение спорящих сторон к третьим государствам (испрашиваемые добрые услуги), либо предложение своего содействия со стороны третьих, не причастных к конфликту держав (предлагаемые добрые услуги).
Государство, оказывающее добрые услуги, выполняет следующие функции: во-первых, стремится установить непосредственный контакт между спорящими сторонами; во-вторых, может стать связующим звеном между ними после начала прямых переговоров (в самих переговорах участия не принимает, если только стороны сами об этом не попросят).
Деятельность третьих государств проявляется в пожеланиях, предложениях, советах и ограничивается установлением контакта между спорящими сторонами. Спорящие стороны всегда вправе принять или отклонить предложения государств, оказывающих добрые услуги, хотя, с другой стороны, эти предложения могут послужить и основой для дальнейших переговоров между спорящими.
Посредничество - это участие третьих государств или международных организаций в мирном урегулировании международных споров, состоящее в ведении ими переговоров между сторонами на основе своих предложений относительно разрешения данного спора.
Процедура посредничества не связана строго определенными правилами и основывается на нормах международного права. Большое значение посредничеству как примирительной процедуре придает ООН (ст. 33 Устава).
Обычно посредничество используется в случаях:
• нежелания одной или обеих спорящих сторон начинать какие-либо переговоры относительно урегулирования возникшего спора;
• при безуспешности дипломатических процедур;
• когда обращение к иным средствам не принесло результатов.
Процедура посредничества проходит в несколько этапов:
1. обращение к посредничеству. Положение об этой стадии закреплено в Гаагской конвенции «О мирном решении международных столкновений», ст.2. Если одно государство из спорящих призывает посредника, то третье государство должно вступить в переговоры с другой стороной на предмет выяснения вопроса о том, принимает ли вторая сторона его посреднические услуги. Если не принимает, на этом усилия третьего государства заканчиваются;
2. обсуждение кандидатуры посредника и оказание посредничества. Этот этап может заменять первый, поскольку обычно посредник обсуждается государствами заранее, о чем указано в ст. 3 Гаагской конвенции 1907 г. Это правило необходимо для случаев, когда решаются вопросы мира и международной безопасности, иные глобальные проблемы, однако даже в этих ситуациях возможно обращение и к первому этапу. Кандидатуру на роль посредника выбирают сами стороны, но это должно быть непричастное к конфликту государство.
Положение посредника и сторон: посредничество окончательно не разрешает спор, а лишь «создает почву», на которой возможно в дальнейшем достижение согласия взаимно приемлемого для обеих сторон. Посредник обладает правом участвовать в споре с начала и до конца; убеждать стороны смягчить требования или отказаться от них; вносить самостоятельные предложения по примирению спорящих; иногда - требовать гарантий исполнения достигнутых договоренностей, но - не обладает правом вести переговоры. Его обязанности включают - соблюдение принципов и норм международного права; помощь взаимоприемлемому исходу переговоров; применение дипломатического такта и искусства ведения переговоров; полное беспристрастие; отсутствие воздействия на сторону в ущерб другой; уважение прав чести и достоинства сторон;
3. окончание посредничества. Ст. 5 Гаагской конвенции определяет эту стадию в двух вариантах: положительном (ст.ст. 2 - 4,6) и отрицательном. Отрицательный результат определен как ситуация, когда «обязанности посредника прекращаются с того времени, когда одна из сторон или сам посредник удостоверятся, что предложенные средства примирения не были приняты».