Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 467
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Совет министров обороны.
Органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств — членов СНГ является Совет министров обороны. Деятельность Совета подробно регламентируется Уставом СНГ и Соглашением о Положении о Совете министров обороны государств — участников СНГ 1993 г. В состав Совета входят министры обороны государств — членов СНГ, Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества (ОВСС) и начальник штаба ОВСС. Возглавляет Совет Главнокомандующий ОВСС.
Главное командование Объединенных Вооруженных Сил СНГ.
В рамках СНГ создаются Объединенные Вооруженные Силы Содружества. Руководство Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве осуществляет Главное командование ОВСС. Главное командование состоит из Главнокомандующего, его первого заместителя — начальника штаба, заместителей и других должностных лиц.
Совет командующих Пограничными войсками.
Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств — членов СНГ и состоит из руководителей их пограничных служб.
Межгосударственный экономический комитет.
Комитет состоит из заместителей глав правительств и организует реализацию решений Совета глав государств и Совета глав правительств, заключенные в рамках СНГ международные договоры.
Межгосударственный банк.
Межгосударственный банк организует платежный оборот и клиринговые расчеты между государствами — членами СНГ.
Экономический суд СНГ.
В целях обеспечения единообразного применения соглашения государств Содружества создан Экономический суд СНГ, который не является органом Совета глав государств, а занимает самостоятельное положение. Деятельность Суда регламентирована Уставом СНГ и Положением об Экономическом суде СНГ 1992 г. К ведению Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями органов Содружества; о соответствии нормативных и других актов государств СНГ принятым по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества; других споров, отнесенных к ведению Суда соглашениями Содружества.
Споры рассматриваются в Суде по заявлению заинтересованных государств, а также органов Содружества. Суд также осуществляет толкование применения актов Содружества и законодательства бывшего Союза ССР.
Суд образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Судьи избираются (назначаются) каждым государством в порядке, установленном для судей высших арбитражных (хозяйственных) судов, сроком на 10 лет. Председатель Суда и его заместители избираются судьями на пять лет и утверждаются Советом глав государств.
Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, состоящий из всех судей Суда, а также председателей высших арбитражных (хозяйственных) судов государств Содружества. Пленум рассматривает жалобы на решения Суда, принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения актов СНГ, разрабатывает предложения по устранению коллизий в законодательстве стран СНГ. Местопребывание Суда — г. Минск.
Комиссия по правам человека.
Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека в рамках СНГ. Комиссия состоит из представителей государств — членов СНГ и находится в г. Минске.
Межпарламентская Ассамблея.
Конвенция о Межпарламентской Ассамблее 1995 г. определила ее как межгосударственный орган СНГ. Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских делегаций стран СНГ. Ассамблея проводит межпарламентские консультации, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности парламентов. Место пребывания Ассамблеи — г. Санкт-Петербурге.
25. Совет Европы.
Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.
Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих проблемах: правовое обеспечение прав человека; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы.
В рамках Совета Европы разработано большое количество международно-правовых документов, являющихся источниками международного публичного права. Среди них Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. и протоколы к ней; Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.
В рамках Совета Европы создан механизм контроля предотвращения нарушений прав человека в государствах-участниках – Европейский Суд по правам человека, который рассматривает жалобы граждан государств – участников СЕ при условии, что они использовали все эффективные национальные методы защиты и восстановления нарушенных прав.
Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров и Секретариат.
Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов и является высшим органом Совета Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно два раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств – членов Совета Европы. Консультативная ассамблея состоит из депутатов и их заместителей. Количество представителей от каждой страны зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется пять фракций: демократы и реформаторы, демократы, либералы и социалисты.
Согласно ст. 4 Устава Совета Европы государство, желающее вступить в Совет Европы, должно выполнить следующие условия: соответствие своих институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии, а также соблюдение прав человека; избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов.
Членами Совета Европы является 41 государство, в том числе Россия. Штаб-квартира организации расположена в г. Страсбурге.
26. Понятие и особенности международно-правовой ответственности. Доктрина «объективной ответственности» в международном праве.
Под международно-правовой ответственностью понимают юридическую обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный другим субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальными международными соглашениями.
Значение международно-правовой ответственности обусловлено тем фактом, что она является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права, средством их восстановления.
Цели ответственности состоят в сдерживании потенциального правонарушителя; в побуждении правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности; в предоставлении потерпевшему компенсации за причиненный ему материальный и нематериальный ущерб; в определенном влиянии на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств.
Объективную (несанкционную) ответственность в международном праве называют также абсолютной. В широком смысле это обязанность субъекта международного права, прежде всего государства, терпеть определенные неблагоприятные последствия, предусмотренные международными договорами, которые заключаются в возмещении ущерба, причиненного деятельностью, не запрещенной международным правом или какими-либо событиями, стихийными бедствиями и т.п., другому субъекту международного права. В узком смысле это претерпевание указанных последствий.
Возмещение ущерба в таких ситуациях не является реакцией на международное правонарушение, поэтому объективную ответственность нельзя рассматривать как ответственность в буквальном смысле этого слова. В материалах Комиссии на английском языке для обозначения объективной ответственности используется термин «liability », в отличие от термина «responsibility» , применяемого для обозначения санкционной ответственности. Тем сам подчеркивается, что это два различных явления.
Сегодня понятие ответственности употребляется в 2 смыслах. Термин «responsibility» означает ответственность за нарушение международно-правовых обязательств, то есть ответственность за неправомерные деяния. Эта ответственность возникает в случае нарушения нормы права. Термин «liability» означает материальную ответственность.
Разделение обязанностей на первичные и вторичные указывает на существенную разницу в значении понятий «responsibility» и «liability». Если ущерб был причинён в результате последствий, котороые государство должно было предотвратить, такое государство может быть освобождено от ответственности за неправомерные действия(responsibility), если докажет, что приняло все возможные меры для предотвращения последствий. Однако в данном случае государство не освобождается от материальной ответственности (liability) и будет обязано компенсировать причинённый ущерб.
Объективная ответственность предусматривается только в международных договорах. Не исключены и соглашения ad hoc, заключаемые в связи с конкретной ситуацией. Потребность в урегулировании соответствующих вопросов возникла главным образом в связи с научно-техническим прогрессом. Наиболее часто в качестве примера договорного закрепления объективной ответственности приводят ст. II Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., которая гласит: «Запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете».