Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 470
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К видам положительного результата относятся: достижение примирения, то есть взаимных уступок наряду с признанием взаимных претензий; отказ одной из сторон от своих требований; признание претензий другой стороны.
По своей природе посредничество тесно связано с институтом добрых услуг и долгое время критериев их разграничения не существовало. Тем не менее, можно выделить отличия в следующем7:
1. Способ возникновения - посредничество имеет место только при обоюдном согласии спорящих сторон, в противном случае возможность посредничества исключена. Для добрых услуг достаточно самого факта их предложения и согласия одной из сторон.
2. Цели и задачи государств, оказывающих добрые услуги и посредничество - конечная цель безусловно одна: содействие мирному урегулированию спора. Однако, если добрые услуги сводятся к тому, чтобы побудить спорящих начать переговоры или возобновить прерванные, то посредник принимает самостоятельное участие в переговорах сторон, дает им советы, вносит собственные проекты разрешения спора.
3. Права и обязанности - задача государства, оказывающего добрые услуги, ограничена установлением непосредственного контакта между сторонами. Посредник с решением этой проблемы только начинает работу.
4. Практика применения - находящиеся в споре государства предпочитают добрые услуги, так как третье государство не может активно вмешиваться в решение спора.
Согласительную процедуру можно определить как международно-правовое средство мирного урегулирования спора, состоящее в рассмотрении спора в создаваемых сторонами на паритетных началах органах, в состав которых, как правило, входят и представители третьих государств, имеющих своей задачей выработать проект соглашения с учетом взаимных интересов, принципов и норм международного права и предоставить его сторонам с целью примирения.
Впервые упоминание о согласительных процедурах было включено в договор между США и Великобританией от 11 января 1909 г. о пограничных водах между США и Канадой. Ст. IX договора предусматривала учреждение международной смешанной комиссии не только для того, чтобы «расследовать и отразить в докладе факты и обстоятельства, относящиеся к тем или иным вопросам и делам, передаваемым на рассмотрение комиссии», но и также для предложения «тех выводов и рекомендаций», которые могут оказаться уместными. В дальнейшем подобные положения были включены в договоры США с Францией и Великобританией от 3 ноября 1911 г. и др8.
Универсальное закрепление и подробная регламентация согласительных процедур произошли в период между двумя войнами по трем основным направлениям: заключение двусторонних договоров и соглашений о согласительной процедуре; закрепление согласительной процедуры в рамках Лиги Наций на основе ее Статута; заключение многосторонних специальных соглашений. Среди наиболее известных договоров можно выделить: Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (подтвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г.), Договор об избежании или предупреждении конфликтов (договор Гондра) 1923 г., Договор о ненападении и примирении (пакт Сааведра Ламаса) 1933 г. Впоследствии был принят Единый американский договор о мирном разрешении споров 1948 г., а всего за период с 1918 г. по 1968 г. было заключено свыше пятисот договоров, предусматривающих применение согласительной процедуры. Закреплена она и в Уставе ООН.
Следственные и согласительные комиссии образуются, как правило, на паритетной основе из представителей спорящих сторон и представителей третьих государств, один из которых становится председателем (суперарбитром) комиссии. Наибольшее распространение получили согласительные комиссии, состоящие из нечетного числа лиц. Общий акт 1928 г. предусматривает образование согласительных комиссий из пяти членов: двое - от сторон и трое - от третьих государств, различного гражданства или подданства, и не имеющие постоянного места жительства на территории заинтересованных сторон, и не состоящие на их службе. Из числа трех последних избирается председатель.
Общий акт регламентирует создание двух типов комиссий: постоянной - образуется по просьбе одной из договаривающихся сторон в течение 6-месячного срока, применяется в тех случаях, когда споры между государствами носят систематический характер и сторонам невыгодно создавать комиссии ad hoc; и специальной - образуется в течение 3 месяцев со дня заявления одной из сторон, при условии, что к возникновению спора постоянная не создана.
Если комиссии в указанные сроки не созданы, необходимые действия выполняет третье государство, выбранное сторонами, или Председатель Генеральной Ассамблеи ООН. Если согласие по выбору третьего государства не достигается, каждая из сторон указывает особую державу, которые и займутся созданием комиссии.
Функции согласительных комиссий, в отличие от следственных, не ограничиваются расследованием и установлением фактических обстоятельств, лежащих в основе спора; в основном речь идет о предложении возможных решений для его урегулирования.
Главная задача согласительной процедуры заключается в привлечении к активному участию в разрешении спора компетентной комиссии и с ее помощью примирить стороны. В то же время согласительные процедуры включают элемент расследования фактических обстоятельств конфликта, регламентированный разделом 3 Гаагской конвенции 1907 г. о процедуре работы международных следственных комиссий9.
Если представленные в комиссию материалы дают возможность согласовать формулу урегулирования спора, необходимость в проведении расследования не возникает. Конкретные цели и задачи по рассмотрению спора стороны и другие члены согласительных комиссий определяют сами. Самостоятельно определяется и порядок рассмотрения спора, если нет иного мнения сторон. Процесс носит состязательный характер. Решения принимаются большинством голосов.
31 вопрос Судебные средства мирного урегулирования международных споров.
Юридические средства разрешения международных споров являются попыткой сделать судебное разбирательство основанием для разрешения международных споров юридического характера. Использование юридических средств является основой международного правосудия.
Международные суды. Судебное разбирательство закреплено в ст. 33 Устава ООН наряду с арбитражем как самостоятельное средство разрешения международных споров.
Судебные средства разрешения международных споров делятся на две части:
1) универсальные, к которым относятся: Международный Суд, Международный трибунал по морскому праву, Международный уголовный суд и Орган по разрешению споров в системе ВТО;
2) региональные, такие как Суд Европейского Союза, Экономический суд СНГ, Суд справедливости Африканского союза, Европейский Суд по правам человека, Американский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека и Арабский суд по правам человека.
Юридическими средствами являются международный арбитраж и международный суд.
Международный арбитраж является одним из юридических средств разрешения международных споров.
Международный арбитраж - это третейский суд для рассмотрения споров, сторонами в которых являются государства и международные организации.
Международный арбитраж представляет собой средство разрешения спора между двумя или более субъектами международного права по решению арбитра или группы арбитров, выбранных спорящими сторонами.
Международный арбитраж является одним из лучших мирных способов разрешения споров, поскольку решение, принятое арбитром, является обязательным и должно выполняться каждой из спорящих сторон в отличие от посредничества и примирения, где их решение не является обязательным для сторон.
В международной практике сложилось два типа международных арбитражных судов, первые — временные арбитражные суды (ad hoc), которые являются судами, созданными для разрешения конкретного спора, а затем, после его разрешения и вынесения решения, данный суд прекращает свое существование. Второй — это постоянный арбитраж, который создается и функционирует на постоянной основе.
Спор передается по соглашению сторон в международный арбитраж либо на основе отдельного арбитражного соглашения, которое заключается после возникновения спора, либо на основе арбитражной оговорки, т.е. это соглашение сторон до возникновения спора о включении в текст международного договора пункта о передачи спора в случае его возникновения конкретному арбитражу, либо на основе заключения общих договоров об арбитраже, в силу которых стороны определяют передачу на арбитражное разбирательство всех споров или отдельных видов споров, которые возникнут между ними. В арбитражном соглашении спорящие стороны должны определять предмет спора, сроки назначения третейских судей, форму, полномочия суда, язык разбирательства и т.д.
Процедура арбитражного разбирательства устанавливается в самом соглашении или в регламенте суда. Она состоит из двух частей: устная (слушание аргументов адвокатов, советников сторон) и письменная, заключающаяся в подаче меморандума, реплики, ответной реплики и представлении всех документов. Совещание суда проходит в закрытом режиме, а его решение должно быть мотивировано и выносится большинством голосов. Решение оглашается публично и является окончательным и обжалованию не подлежит.
32 вопрос Международный суд ООН.
Международный Суд был создан в качестве главного судебного органа Организации Объединенных Наций.
Особенность компетенции Международного суда состоит в том, что сторонами в споре могут быть только государства, а также в том, что он не обладает обязательной юрисдикцией.
Отсутствие обязательной юрисдикции означает, что Международный суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе, он может рассматривать только те дела, которые будут переданы ему по соглашению сторон. Такое соглашение может касаться конкретного спора либо определенной категории дел, предусмотренных каким-либо договором, включая Устав ООН.
Государства - участники Статута могут сделать заявления, что они заранее, без особого о том соглашения признают обязательной юрисдикцию Международного суда по всем правовым вопросам относительно толкования договора; любого иного вопроса международного права; наличия факта, который, если будет установлен, представит нарушение международного обязательства; характера и размера возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства (ст. 36 Статута).
Правовую основу формирования, компетенции и деятельности Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Международного Суда; образующий неотъемлемую часть Устава. Суд имеет свой регламент.
Статут включает четыре главы: I — Организация Суда; II — Компетенция Суда; III — Судопроизводство; IV — Консультативные заключения.
Согласно ст. 93 Устава, все члены Организации являются ipso facto (т. е. в силу членства) участниками этого Статута. Предусмотрена возможность участия в Статуте и других государств, не являющихся членами ООН, на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Таков, например, статус Швейцарии.
Если участниками Статута как международно-правового акта являются государства, то членами Суда являются индивиды — судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом в области международного права (ст. 2 Статута). При этом, как сказано в ст. 9, "весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира".
Суд состоит из 15 членов, в числе которых не может быть двух граждан одного и того же государства. Российская Федерация представлена в Суде. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Срок полномочий члена Суда — девять лет, но возможно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям.
Суд избирает председателя и вицепредседателя на трехлетний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря.