Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полномочия
1) Президент

Конкретные полномочия главы государства зависят от конституционной системы государства. Особенно значительны они в президентских республиках.

Согласно Конституции РФ Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях (ч. 4 ст. 80). Он осуществляет руководство внешней политикой, утверждает военную доктрину и, очевидно, также доктрину внешнеполитическую, ведет переговоры и подписывает договоры. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Президент назначает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Он принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, которые аккредитуются при нем.

Как Верховный Главнокомандующий Президент осуществляет права, предусмотренные международным правом на случай войны, включая применение Вооруженных Сил в порядке самообороны, объявление нейтралитета, заключение перемирия и др.

2)Правительство

В парламентарных республиках главная роль в осуществлении внешних сношений принадлежит правительству. В нашей стране Правительство традиционно занимает положение органа преимущественно социально-экономического руководства. Его полномочия в международной области Конституция определила в самой общей форме: осуществляет меры по обеспечению "реализации внешней политики" (п. "д" ч. 1 ст. 114). Иначе говоря, Правительство осуществляет курс внешней политики, определяемый Президентом. На этом основании Министерство иностранных дел подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией либо законодательными актами РФ. Сказанное подтверждается и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с послед. изм.): Правительство осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений России с иностранными государствами, международными организациями.

3)Ведомство иностранных дел

Ведомства иностранных дел являются органами исполнительной власти, осуществляющими управление внешними сношениями государства. Они состоят из центрального аппарата, а также зарубежных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств при международных организациях.

Положение о МИД РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865, определило основные задачи Министерства следующим образом:


• разработка и представление Президенту общей стратегии внешней политики;

• реализация внешнеполитического курса;

• координация международных связей субъектов Федерации;

• обеспечение дипломатической защиты интересов России;

• защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

• обеспечение дипломатических и консульских отношений;

• координация деятельности и контроль за работой федеральных органов исполнительной власти в области внешних сношений.

Особо отметим задачу содействия осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания Российской Федерации.

В правовой сфере МИД:

• разрабатывает проекты договоров;

• осуществляет общее наблюдение за выполнением договоров;

• участвует в подготовке предложений по приведению законодательства в соответствие международно-правовым обязательствам;

• обеспечивает действие единой системы регистрации и учета договоров;

• хранит подлинники и официальные копии договоров;

• осуществляет контроль за соответствием проектов договоров законодательству РФ и международному праву.

4) Парламент осуществляет общее руководство внешней политикой.

Полномочиями парламента являются:

• ратификация и денонсация международных договоров;

• рассмотрение вступления государства в межгосударственные союзы и организации;

• решение вопросов войны и мира;

• определение затрат на внешнеполитические мероприятия.
35 вопрос Дипломатические представительства: понятие, виды, функции.
Дипломатическое представительство — это зарубежный орган внешних сношений аккредитующего государства, учрежденный в государстве пребывания для поддержания дипломатических отношений с данным государством.
Существует два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Большинство государств предпочитают обмениваться посольствами.
Посольством считается представительства более высокого ранга, и его возглавляет посол.
Миссия относится к представительству второго класса, и ее возглавляет посланник либо поверенный в делах.
Принципиальной разницы между посольством и миссией не существует.
Персонал дипломатического представительства состоит из дипломатического, административно-технического, обслуживающего персонала.


Членам дипломатического представительства присваиваются дипломатические ранги — это служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Существуют следующие дипломатические ранги: посол, посланник, советник, секретарь (первый, второй, третий).
В состав дипломатического персонала входят также торговые представители, военные атташе
Понятие дипломатический корпус используется как в широком, так и в узком значении. В широком значении это все сотрудники дипломатического представительства всех зарубежных посольств и миссий, а также их семей. В узком смысле это все главы дипломатических представительств, аккредитованных в государстве пребывания.
Дипломатический корпус не является организацией. Он участвует лишь в определенных протокольно-церемониальных мероприятиях, таких как поздравление по случаю национального праздника; инаугурация нового главы государства; посещение исторических мест; промышленных объектов, научных центров и т.д.
Возглавляет дипломатический корпус дуайен (декан, старшина).
Дуайеном может стать лицо, которое является старшим по классу, первым по длительности своей службы в государстве пребывания глава дипломатического представительства, а также им становится наиболее старший по возрасту среди представителей дипломатического корпуса.
Для открытия дипломатического представительства и назначения главы дипломатического представительства существует так называемый порядок аккредитации: подбор кандидатуры посла; запрос агремана у государства пребывания; выдача акта внутреннего права, которым оформляется назначение; выдачи верительных грамот назначенному лицу; вручение верительных грамот на официальной церемонии главе государства пребывания; официальное сообщение в средствах массовых информаций о факте вручения верительных грамот.
При открытии и назначении главы дипломатического представительства аккредитующее государство запрашивает агреман, т.е. делает запрос аккредитующего государства у государства пребывания на согласие на назначение конкретного лица главой дипломатического представительства.
Однако государство пребывания может отказать в агремане и не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане (п. 2 ст. 4 Венской конвенции 1961 г.). В случае отказа в агремане аккредитующее государство подбирает другую кандидатуру.
При согласии государства пребывания относительно назначения главы дипломатического представительства открывается возможность его прибытия в государство пребывания. При приезде определяется дата вручения им верительных грамот главе государства пребывания.

Верительная грамота — это документ, официально удостоверяющий статус главы дипломатического представительства, который аккредитующее государство выдает своему послу или посланнику для вручения главе государства пребывания.
Послы и посланники аккредитуются при главах государств пребывания, а верительные грамоты подписываются главами аккредитующих государств. Поверенные в делах аккредитуются при министрах иностранных дел, а вместо верительных грамот вручают письма от министров иностранных дел своего государства.
Глава дипломатического представительства считается приступившим к своим обязательствам в государстве пребывания в зависимости от существующей практики в этом государстве: либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента его прибытия и представления заверенных копий грамот министерству иностранных дел государства пребывания.
Функции дипломатического представительства могут быть приостановлены или прекращены по следующим причинам: приостановление государствами поддержания официальных отношений без их разрыва; вооруженный конфликт; разрыв дипломатических отношений; прекращение существования одного из государств; неконституционная смена правительства и социальная революция.
Функции члена дипломатического персонала могут быть прекращены по причинам его отзыва по каким-либо причинам; объявления его persona non grata — нежелательным лицом.
Функции дипломатического представительства закреплены в ст. 3 Венской конвенции 1961 г.:

а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан;

в) ведение переговоров с правительством государства пребывания;

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

36 вопрос Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их персонала.
Дипломатические привилегии представляет собой льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатических представительств и их персонала.

К дипломатическим привилегиям относятся: право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства и автомобиле главы представительства; таможенные привилегии; налоговые привилегии.


Дипломатические иммунитеты — это изъятие из-под уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания.

К ним относятся: право на неприкосновенность дипломатических представительств; личная неприкосновенность дипломатического агента и т д.

Дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются дипломатическому представительству и его дипломатическому персоналу.

Это установлено в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года

Дипломатические привилегии и иммунитеты, относящиеся к дипломатическому представительству:

• помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства, и государство пребывания обязано принимать все необходимые меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства;

• имущество дипломатического представительства и средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции и исполнительных действий;

• архивы и документы дипломатического представительства неприкосновенны в любое время и в любом местонахождении;

• дипломатические представительства обладают фискальным иммунитетом. Они освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин государства пребывания в отношении помещений и имуществ представительства;

• неприкосновенность корреспонденции представительства, дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Дипломатический курьер пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме при исполнении своих обязанностей;

• вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин;

• дипломатическое представительство имеет право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средства передвижения.

Конвенция содержит и общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно привилегий и иммунитетов. Дипломатические привилегии и иммунитеты, относящиеся к главам и персоналам представительств: