Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 471
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приказом МИД РФ от 13 октября 1998 г. было даже утверждено специальное Положение о почетном консуле Российской Федерации.
38 вопрос Консульства: привилегии и иммунитеты консульств и их персонала.
Консульские учреждения и их работники пользуются привилегиями и иммунитетами.
К привилегиям и иммунитетам консульского учреждения относятся:
• право представляемого государства пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;
• консульские помещения неприкосновенны;
• власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения без согласия главы консульского учреждения;
• консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции;
• консульские помещения и резиденция штатного главы консульского учреждения освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания;
• консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения;
• свобода передвижений;
• официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна;
• консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию, кроме тех случаев, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое;
• консульское учреждение может взимать за совершение консульских актов на территории государства пребывания сборы и пошлины, однако суммы, собираемые в форме сборов и пошлин, освобождаются в государстве пребывания от всех налогов, сборов и пошлин.
Для выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются иммунитетами и привилегиями:
• личная неприкосновенность консульских должностных лиц. Они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. Консульское должностное лицо может быть арестовано и взято под стражу в порядке предварительного заключения в случае совершения тяжкого преступления, а за другие преступления может быть лишено свободы только на основании вступившего в силу приговора суда (Италия, Франция, Швеция, Норвегия);
• консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу;
• иммунитет от юрисдикции. Консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций;
• работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел, если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания;
• работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства;
• консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин;
• освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении предметов, предназначенных для пользования представительства и для личного пользования консульских должностных лиц или членов их семьи.
Прекращение функций работников консульского учреждения может произойти при следующих обстоятельствах:
1. когда представляемое государство уведомляет об этом государство пребывания;
2. аннулирование экзекватуры;
3. когда консульское должностное лицо или иной сотрудник объявлен persona non grata;
4. окончание срока консульского патента;
5. закрытие консульского учреждения в данном пункте;
6. состояние войны между государствами;
7. смерть консула;
8. выход территории, в пределах который находится консульский округ, из под суверенитета государства пребывания.
39 вопрос Международно-правовая регламентация прав человека и механизма их защиты в международном праве.
Долгие время вплоть до создания ООН права человека и их защита относились исключительно к внутренней компетенции государств.
Права человека стали предметом международно-правового регулирования только в середине XX в.; отдельные положения о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите национальных меньшинств, а также права человека в период вооруженных конфликтов содержались в некоторых международных соглашениях, принятых между двумя мировыми войнами.
После Второй мировой войны права человека получили окончательное признание, и их международно-правовое регулирование приобрело системный характер.
Становление принципа уважения прав человека и его провозглашение в Уставе ООН привело к формированию новой отрасли международного права, для обозначения которой предлагались разные наименования: «международная защита прав человека», «права человека и международное право», «международное сотрудничество в обеспечении права человека», «международное право в области прав человека», «международное право прав человека».
Следует признать более удачным наименование «международное право прав человека» (International Human Rights Law).
Международное право прав человека — это самостоятельная отрасль современного международного права, которая включает в себя международные правовые нормы и принципы, регулирующих отношения субъектов международного права в обеспечении и защите прав человека.
Международное право прав человека включает в себя следующие общепризнанные принципы: уважения прав человека; независимости от государств; универсальности прав человека; неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека; уважения суверенитета государств и недопустимости вмешательства в их внутренние дела; самоопределения народов и наций; равноправия всех людей и запрещения дискриминации, равенства прав мужчин и женщин; а также принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. В ряде конвенций закреплен принцип ответственности за преступные нарушения прав человека. Значение данных принципов заключается в том, что все нормы по правам человека должны разрабатываться на основе этих принципов.
Основными источниками международного права прав человека являются:
— Устав ООН, где в п. 3 ст. 1 содержится положение, что одной из целей Организации является осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии.
Впервые принцип уважения прав человека был провозглашен в Уставе ООН. В ст. 55 (п. «с») Устава также содержится положение о том, что ООН «содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии».
Таким образом, Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой-либо дискриминации;
— Всеобщая декларация прав человека 1948 г. — является первым международным документом универсального характера, закрепляющим гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Она состоит из преамбулы и 30 статьей. К гражданским правам относятся права, закрепленные в ст. 3—19 (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, запрет рабства, запрет пыток, право на судебную защиту, презумпцию невиновности и др.).
К политическим правам и свободам в ст. 20, 21 относятся свобода мирных собраний и ассоциаций, право приминать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, равный доступ к государственной службе и т.д. К экономическим, социальным и культурным правам следует отнести право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную оплату за равный труд, право на отдых и досуг, право на социальное обеспечение, право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, право на образование, право участвовать в культурной жизни общества, участвовать в научном прогрессе и др. (ст. 22—27).
Несмотря на то что Декларация была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей рекомендательный характер, в силу своей авторитетности, широкого применения и признания ее норм со стороны государств она стала рассматриваться в качестве международной обычной нормы. Она служит моделью для законодательств многих государств в области прав человека и повлияла на содержание различных универсальных и региональных соглашений в области прав человека;
— Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. — являются первыми обязательными международными договорами для участвующих в них государств;
— Первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.;
— Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1989 г.;
— Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 2008 г.;
— международные договоры по правам человека, заключенные по отдельным вопросам. К ним относятся:
• договоры о защите отдельных категорий лиц (Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция о правах инвалидов 2006 г. и др.);
• договоры, запрещающие жесткое обращение и иные нарушения прав человека (Конвенция о рабстве 1926 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г., Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 г., Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г. и др.);