Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 466
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предоставлению технической помощи; б) служить форумом для обсуждения тематических вопросов по всем правам человека;
в) делать рекомендации Генеральной Ассамблее в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека;
г) содействовать полному выполнению обязательств в области прав человека, принятых государствами, и осуществлению контроля за достижением целей и выполнением обязательств, касающихся поощрения и защиты прав человека;
д) проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека;
е) содействовать посредством диалога и сотрудничества предотвращению нарушений прав человека и быстро реагировать на чрезвычайные ситуации в области прав человека;
ж) действовать в области прав человека в тесном сотрудничестве с правительствами, региональными организациями, национальными учреждениями по правам человека и гражданским обществом;
з) делать рекомендации в отношении поощрения и защиты прав человека и др.
Совет определил основные процедуры, механизмы и структуры его деятельности. Среди таких механизмов следует отметить работу следующих вспомогательных органов.
Универсальный периодический обзор (УПО) представляет собой уникальный механизм обзора информации по правам человека во всех государствах — членах ООН. Это новый механизм, в рамках которого четыре раза в год проводятся регулярные обзоры выполнения 193 государствами — членами ООН обязательств в области прав человека.
Основными целями УПО являются: улучшение положения в области прав человека во всех государствах, выполнение обязанностей и обязательств государства в области прав человека и оценка позитивных изменений и проблем, стоящих перед государством, укрепление потенциала государства и технической помощи в консультации с соответствующим государством и с его согласия, обмен примерами наилучшей практики между государствами и другими заинтересованными сторонами, поддержка сотрудничества в области поощрения и защиты прав человека и поощрение всестороннего сотрудничества и взаимодействия с Советом, другими правозащитными органами.
В соответствии с резолюцией обзор проводится на основе:
1. национального доклада от соответствующего государства, подготовленного для обзора;
2. информации, содержащаяся в докладах независимых специалистов и групп экспертов в области прав человека, так называемых специальных процедур, договорных органов по правам человека и других структур ООН;
3. информации, предоставленной другими заинтересованными сторонами, в том числе неправительственными организациями и национальными правозащитными учреждениями.
УПО дает оценку выполнения государствами обязательств в области прав человека, закрепленных в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека, в инструментах в области прав человека, участниками которых является государство (договоры в области прав человека, ратифицированные соответствующим государством), в добровольных заявлениях и обязательствах государств и в международно-правовых инструментах в области прав человека.
Договорные (конвенционные) органы по правам человека занимают особое место в системе универсальных правозащитных механизмов.
В настоящее время существует 10 договорных органов, созданных на основе международных договоров в области прав человека. Данные органы представляют собой комитеты независимых экспертов, назначаемых и избираемых государствами-участниками на четырехлетний срок с возможностью продления полномочий, которые наблюдают за выполнением основных международных договоров в области прав человека. Каждое государство — участник какоголибо договора берет на себя обязательство принимать необходимые меры для обеспечения всеобщего пользования правами, закрепленными в соответствующем договоре.
К договорным органам относятся следующие комитеты:
• Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) — наблюдает за выполнением Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
• Комитет по правам человека (КПЧ) — наблюдает за выполнением Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и факультативных протоколов к ним;
• Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) — наблюдает за выполнением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
• Комитет против пыток (КПП) — наблюдает за выполнением Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов 1984 г.;
• Комитет по правам ребенка (КПР) — наблюдает за выполнением Конвенции о правах ребенка 1989 г. и факультативных протоколов к ней 2000 г.;
• Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) — наблюдает за выполнением Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и факультативного протокола к ней 1999 г.;
• Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (КТМ) наблюдает за выполнением Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.;
• Комитет по правам инвалидов (КПИ) — наблюдает за выполнением Международной конвенции о правах инвалидов 2006 г.;
• Комитет по насильственным исчезновениям (КНИ) — наблюдает за выполнением Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.;
• Подкомитет по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания (ППП), учрежденный в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток 2002 г., — посещает места лишения свободы с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания.
Договорные органы выполняют ряд функций в соответствии с положениями договоров, учредивших их. К основным функциям договорных органов можно отнести:
1) рассмотрение периодических докладов государствучастников. Каждое государство-участник международного договора должно представлять в соответствующие договорные органы периодические доклады об исполнении их положений, в некоторых случаях и положений факультативных протоколов к ним. Чаще всего эта функция закреплена непосредственно в тексте международного договора. Помимо докладов государств-участников договорные органы могут получать информацию о положении в области прав человека в стране из других источников, в том числе от национальных правозащитных учреждений, организаций гражданского общества, международных и национальных структур и учреждений ООН, других межправительственных организаций, профессиональных групп и научных институтов. Большинство комитетов специально выделяют время в рамках своих пленарных заседаний для того, чтобы заслушать представления организаций гражданского общества и учреждений ООН.
Договорные органы изучают доклад в присутствии делегации государства-участника. На основе такого конструктивного диалога Комитет публикует свои замечания и рекомендации, называемые «заключительные замечания»;
2) рассмотрение индивидуальных жалоб. Восемь комитетов (КПЧ, КЛРД, КПП, КЛДЖ, КПИ, КНИ, КЭСКП и КПР) при определенных обстоятельствах могут рассматривать жалобы частных лиц.
Любой человек, утверждающий, что его/ее права, закрепленные договором, были нарушены государством-участником этого договора, может обратиться с жалобой в соответствующий комитет, при условии, что государство признало право комитета получать такие жалобы и что все национальные средства правовой защиты были исчерпаны. В дополнение, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей содержит положение о рассмотрении индивидуальных сообщений соответствующим комитетом, которое, однако, еще не вступило в действие;
3) проведение расследований на местах. Шесть комитетов (КЭСКП, КПП, КЛДЖ, КПИ, КНИ и КПР) при определенных обстоятельствах могут выступать с инициативой проведения расследований в случае, если будет иметься достоверная информация с обоснованными утверждениями о серьезных, грубых или систематических нарушениях положений
соответствующих конвенций государствами-участниками;
4) замечания общего порядка. Комитеты публикуют свое толкование положений договора в области прав человека в виде замечаний общего порядка, по тематическим вопросам или рабочим методам.
Они охватывают широкий круг тем, от всесторонней интерпретации субстантивных положений, например, право на жизнь или право на достаточное питание, до общих указаний относительно информации, которая должна быть представлена в докладах государств касательно конкретных статей договоров;
5) совещание председателей. Представители комитетов ежегодно проводят совещание председателей договорных органов по правам человека — форум членов десяти договорных органов по правам человека, на котором они обсуждают свою работу, обмениваются наилучшими практиками и рассматривают пути повышения эффективности системы договорных органов в целом.
Защита прав человека на региональном уровне
В настоящее время региональные механизмы защиты прав человека созданы в Европе — на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; в Америке — согласно американской Конвенции о правах человека 1978 г.; в Африке — в соответствии с африканской Хартией прав человека 1981 г.; в рамках СНГ также была сделана попытка создать международную систему защиты прав человека на основании Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1993 г.; в арабских странах — на основании арабской Хартии прав человека 2004 г. Региональные органы по правам человека распространяют свою компетенцию на государства — участников соответствующего регионального международного договора о правах человека. Именования таких органов «региональными» в определенной степени условно, поскольку защита не только происходит в пределах территорий таких государств, а также распространяется на лиц, находящихся под их юрисдикцией.
Основными региональными органами по защите прав человека являются судебные органы: Европейский Суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека, Арабский суд по правам человека.
Европейская система защиты прав человека — старейшая региональная и самая эффективная в настоящее время система в мире.
в) делать рекомендации Генеральной Ассамблее в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека;
г) содействовать полному выполнению обязательств в области прав человека, принятых государствами, и осуществлению контроля за достижением целей и выполнением обязательств, касающихся поощрения и защиты прав человека;
д) проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека;
е) содействовать посредством диалога и сотрудничества предотвращению нарушений прав человека и быстро реагировать на чрезвычайные ситуации в области прав человека;
ж) действовать в области прав человека в тесном сотрудничестве с правительствами, региональными организациями, национальными учреждениями по правам человека и гражданским обществом;
з) делать рекомендации в отношении поощрения и защиты прав человека и др.
Совет определил основные процедуры, механизмы и структуры его деятельности. Среди таких механизмов следует отметить работу следующих вспомогательных органов.
Универсальный периодический обзор (УПО) представляет собой уникальный механизм обзора информации по правам человека во всех государствах — членах ООН. Это новый механизм, в рамках которого четыре раза в год проводятся регулярные обзоры выполнения 193 государствами — членами ООН обязательств в области прав человека.
Основными целями УПО являются: улучшение положения в области прав человека во всех государствах, выполнение обязанностей и обязательств государства в области прав человека и оценка позитивных изменений и проблем, стоящих перед государством, укрепление потенциала государства и технической помощи в консультации с соответствующим государством и с его согласия, обмен примерами наилучшей практики между государствами и другими заинтересованными сторонами, поддержка сотрудничества в области поощрения и защиты прав человека и поощрение всестороннего сотрудничества и взаимодействия с Советом, другими правозащитными органами.
В соответствии с резолюцией обзор проводится на основе:
1. национального доклада от соответствующего государства, подготовленного для обзора;
2. информации, содержащаяся в докладах независимых специалистов и групп экспертов в области прав человека, так называемых специальных процедур, договорных органов по правам человека и других структур ООН;
3. информации, предоставленной другими заинтересованными сторонами, в том числе неправительственными организациями и национальными правозащитными учреждениями.
УПО дает оценку выполнения государствами обязательств в области прав человека, закрепленных в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека, в инструментах в области прав человека, участниками которых является государство (договоры в области прав человека, ратифицированные соответствующим государством), в добровольных заявлениях и обязательствах государств и в международно-правовых инструментах в области прав человека.
Договорные (конвенционные) органы по правам человека занимают особое место в системе универсальных правозащитных механизмов.
В настоящее время существует 10 договорных органов, созданных на основе международных договоров в области прав человека. Данные органы представляют собой комитеты независимых экспертов, назначаемых и избираемых государствами-участниками на четырехлетний срок с возможностью продления полномочий, которые наблюдают за выполнением основных международных договоров в области прав человека. Каждое государство — участник какоголибо договора берет на себя обязательство принимать необходимые меры для обеспечения всеобщего пользования правами, закрепленными в соответствующем договоре.
К договорным органам относятся следующие комитеты:
• Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) — наблюдает за выполнением Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
• Комитет по правам человека (КПЧ) — наблюдает за выполнением Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и факультативных протоколов к ним;
• Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) — наблюдает за выполнением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
• Комитет против пыток (КПП) — наблюдает за выполнением Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов 1984 г.;
• Комитет по правам ребенка (КПР) — наблюдает за выполнением Конвенции о правах ребенка 1989 г. и факультативных протоколов к ней 2000 г.;
• Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) — наблюдает за выполнением Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и факультативного протокола к ней 1999 г.;
• Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (КТМ) наблюдает за выполнением Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.;
• Комитет по правам инвалидов (КПИ) — наблюдает за выполнением Международной конвенции о правах инвалидов 2006 г.;
• Комитет по насильственным исчезновениям (КНИ) — наблюдает за выполнением Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.;
• Подкомитет по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания (ППП), учрежденный в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток 2002 г., — посещает места лишения свободы с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания.
Договорные органы выполняют ряд функций в соответствии с положениями договоров, учредивших их. К основным функциям договорных органов можно отнести:
1) рассмотрение периодических докладов государствучастников. Каждое государство-участник международного договора должно представлять в соответствующие договорные органы периодические доклады об исполнении их положений, в некоторых случаях и положений факультативных протоколов к ним. Чаще всего эта функция закреплена непосредственно в тексте международного договора. Помимо докладов государств-участников договорные органы могут получать информацию о положении в области прав человека в стране из других источников, в том числе от национальных правозащитных учреждений, организаций гражданского общества, международных и национальных структур и учреждений ООН, других межправительственных организаций, профессиональных групп и научных институтов. Большинство комитетов специально выделяют время в рамках своих пленарных заседаний для того, чтобы заслушать представления организаций гражданского общества и учреждений ООН.
Договорные органы изучают доклад в присутствии делегации государства-участника. На основе такого конструктивного диалога Комитет публикует свои замечания и рекомендации, называемые «заключительные замечания»;
2) рассмотрение индивидуальных жалоб. Восемь комитетов (КПЧ, КЛРД, КПП, КЛДЖ, КПИ, КНИ, КЭСКП и КПР) при определенных обстоятельствах могут рассматривать жалобы частных лиц.
Любой человек, утверждающий, что его/ее права, закрепленные договором, были нарушены государством-участником этого договора, может обратиться с жалобой в соответствующий комитет, при условии, что государство признало право комитета получать такие жалобы и что все национальные средства правовой защиты были исчерпаны. В дополнение, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей содержит положение о рассмотрении индивидуальных сообщений соответствующим комитетом, которое, однако, еще не вступило в действие;
3) проведение расследований на местах. Шесть комитетов (КЭСКП, КПП, КЛДЖ, КПИ, КНИ и КПР) при определенных обстоятельствах могут выступать с инициативой проведения расследований в случае, если будет иметься достоверная информация с обоснованными утверждениями о серьезных, грубых или систематических нарушениях положений
соответствующих конвенций государствами-участниками;
4) замечания общего порядка. Комитеты публикуют свое толкование положений договора в области прав человека в виде замечаний общего порядка, по тематическим вопросам или рабочим методам.
Они охватывают широкий круг тем, от всесторонней интерпретации субстантивных положений, например, право на жизнь или право на достаточное питание, до общих указаний относительно информации, которая должна быть представлена в докладах государств касательно конкретных статей договоров;
5) совещание председателей. Представители комитетов ежегодно проводят совещание председателей договорных органов по правам человека — форум членов десяти договорных органов по правам человека, на котором они обсуждают свою работу, обмениваются наилучшими практиками и рассматривают пути повышения эффективности системы договорных органов в целом.
Защита прав человека на региональном уровне
В настоящее время региональные механизмы защиты прав человека созданы в Европе — на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; в Америке — согласно американской Конвенции о правах человека 1978 г.; в Африке — в соответствии с африканской Хартией прав человека 1981 г.; в рамках СНГ также была сделана попытка создать международную систему защиты прав человека на основании Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1993 г.; в арабских странах — на основании арабской Хартии прав человека 2004 г. Региональные органы по правам человека распространяют свою компетенцию на государства — участников соответствующего регионального международного договора о правах человека. Именования таких органов «региональными» в определенной степени условно, поскольку защита не только происходит в пределах территорий таких государств, а также распространяется на лиц, находящихся под их юрисдикцией.
Основными региональными органами по защите прав человека являются судебные органы: Европейский Суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека, Арабский суд по правам человека.
Европейская система защиты прав человека — старейшая региональная и самая эффективная в настоящее время система в мире.