Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 453

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многообразие правил международной аэронавигации создает серьезные затруднения как для пилотов, так и для наземной авиадисперческой службы, а незнание или неточное применение этих правил может оказаться причиной серьезных авиационных происшествий. Поэтому работа, проделанная ИКАО по унификации аэронавигационных правил, бесценна и своевременна. Разработанные ИКАО правила международной аэронавигации оформлены в виде технических приложений к Чикагским Конвенциям и унифицируют:

• правила производства международных полетов;

• метеорологическое обслуживание международной гражданской авиации;

• аэронавигационные карты международных воздушных трасс;

• единицы измерений, используемых в связи «воздух-земля»;

• правила эксплуатации международных воздушных линий;

• правила установления национальной принадлежности и нанесения государственных регистрационных знаков на воздушные суда;

• удостоверения о годности воздушных судов к полетам;

• авиационные телекоммуникации, организацию поисковых спасательных работ в случае происшествий с воздушными судами,, совершающих международные полеты;

• порядок расследования авиационных происшествий;

• правила эксплуатации аэродромов;

• организация авиационной информационной службы для международных полетов.

Совместная эксплуатация международных воздушных линий государствами, дальнейшее укрепление сотрудничества между ними в области гражданской авиации потребуют продолжения работы по унификации норм, относящихся к регулированию международных воздушных передвижений над территориями государств.

В рамках Содружества Независимых Государств в мае 1992 года подписано Соглашение об использовании воздушного пространства. В соответствии со статьей 2 данного Соглашения основными органами по вопросам управления и контроля за использованием воздушного пространства государств являются органы Единой системы управления воздушным движением и противовоздушной обороны. Государства-участники взяли обязательства осуществлять координированную деятельность при проведении научных разработок, проектировании, изготовлении, приобретении и внедрении технических средств и систем управления воздушным движением, навигации, посадки и связи. Кроме того, планируется создание совместных программ в области совершенствования использования воздушного пространства с учетом интересов Вооруженных Сил государств Содружества и других пользователей воздушным пространством. Военные воздушные суда государств-участников и Объединенных Вооруженных Сил Содружества осуществляют полеты в воздушном пространстве всех государств Содружества в соответствии со специальными правилами, установленными совместно с министерствами (комитетами) обороны государств-участников. Эти правила не должны противоречить правилам полетов воздушных судов, действующим на территории этих государств.


52 Ответственность в международном космическом праве.

Понятие ответственности в МКП включает 1) международную ответственность государств за нарушение норм и принципов МП и 2) материальную ответственность за ущерб, причиненный в результате осуществления космической деятельности.

В МКП выработка норм об ответственности началась в области публично-правовых взаимоотношений. Проблемы частноправовой ответственности за космическую деятельность пока не рассматриваются, что объясняется тем, что вся космическая деятельность осуществляется государствами либо же они несут ответственность за деятельность частных кампаний.

Законодательно ответственность государств за космическую деятельность установлена в Договоре 1967 года по космосу, где сказано, что "государства-участники договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что, если космическая деятельность осуществляется международной организацией, ответственность за выполнение положений договора несут наряду с "международной организацией также и участвующие в ней государства-участники договора.

Согласно Договора по космосу международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на земле, в воздухе или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, несет то государство, которое осуществляет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого производится запуск.

Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому государству, его физическим или юридическим лицам.

Виды ущерба. Это может быть: падение любых космических объектов или их частей может привести к гибели людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению имущества, принадлежащего государству или его физическим и юридическим лицам как на сухопутной территории, так и в открытом море и в воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта на орбиту, если траектория полета ракеты-носителя проходит через воздушное пространстве, в котором находятся воздушные суда. Ущерб может быть причинен и в космическом пространстве -космический объект одного государства может причинить ущерб находящемуся на орбите объекту другого государства. Когда на небесных телах будут созданы научные станции, дозаправочные станции и стартовые площадки для полетов в дальний космос, ущерб может быть причинен и этим объектам. Ущерб может выразиться и в других формах: создание помех космической радиосвязи, телевидению через космические ретрансляторы.



Если ущерб причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и без преднамеренного нарушения юридических норм речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Но когда приходится сталкиваться с преднамеренным нарушением норм МП, речь идет о уже политической ответственности одного государства перед другим или перед всем международным сообществом. В таких случаях ответственность может быть одновременно и политической, и материальной.

В 1971 году был принят текст проекта Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Вот его основные положения. Понятие ущерба по нему включает в себя лишение жизни человека, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, уничтожение или повреждение имущества государства, его физических и юридических лиц или международных межправительственных организаций.

Государства несут абсолютную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности земли или воздушному судну в полете. При ущербе, причиненном одним космическим объектом другому, ответственность государства наступает лишь при наличии вины. Предусматривается освобождение от ответственности в случае грубой небрежности или умысла потерпевшего.

Устанавливается годичный срок претензионной давности. Сумма компенсации исчисляется с тем, чтобы обеспечить восстановление положения вещей, которое существовало бы , если бы ущерб не был причинен.

Спорные претензии регулируются создаваемыми ad hoc комиссиями по рассмотрению претензий, образуемыми из трех членов - представителей: I) государства-истца, 2) запускающего государства, 3) избираемого ими председателя. Решение комиссии является обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами, а иначе оно носит рекомендательный характер.

53. Охрана окружающей среды и принцип международной экологической безопасности.

Международное право охраны окружающей среды — это совокупность норм и принципов, регулирующих международные отношения в сфере защиты окружающей среды, в целях охраны и рационального использования природных ресурсов.

Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям:


• создание норм, охраняющих отдельные природные объекты;

• осуществление надзора государства или международной организации за тем, чтобы та или иная деятельность осуществлялась с учётом последствий данной деятельности для окружающей среды.

Окружающая среда — сложный и многогранный объект правового регулирования, общепризнанного определения которого не существует. Тем не менее, обычно под окружающей средой понимают подверженные возможному воздействию человека земные и космические пространства, которые в своей целостности образуют комплекс взаимозависимых сфер, состоящий из геосферы, гидросферы, биосферы и атмосферы, включая их экосистемы. К окружающей среде относятся как разнообразные природные пространства (воды, недра, суша, воздух, космос, горные массивы), так многочисленные органические, биологические системы и комплексы, экологические факторы и ценности, природные ресурсы и т. д. То есть всё то, что не является плодом человеческой деятельности, но определяет базовые условия его жизни, поставляет сырьё для труда и производства, служит объектом творческого преобразования и источником средств к физическому существованию.

Разумеется, поддержание окружающей среды в состоянии, необходимом и достаточном для устойчивого и гармоничного общественного развития, представляет интерес для всего человечества в целом, поскольку работа в этом направлении может привести к желаемым результатам только в том случае, если в ней будут задействованы усилия всех или по меньшей мере большинства государств, расположенных в разных географических и природных зонах Земли. Таким образом, международное право охраны окружающей среды объединяет нормы и принципы, на которых основывается взаимодействие и сотрудничество субъектов международного права в сфере сохранения, рационального использования и воспроизводства окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

Обычно выделяется следующие принципы:

• окружающая среда – общая забота человечества;

• окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества;

• свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов;

• рациональное использование окружающей среды;

• содействие международно-правовому сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;


• взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод;

• предосторожный подход к окружающей среде;

• право на развитие;

• предотвращение вреда;

• предотвращение загрязнения окружающей среды;

• ответственность государств;

Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифференцируется по компонентам окружающей среды: охрана вод, воздуха, почв, лесов, флоры, фауны и т.д. Соответственно в рамках МЭП выделяются международно-правовые институты: международно-правовая охрана воздуха, международно-правовая охрана животных и т.д.

Экологическую безопасность можно определить как сложную взаимосвязанную и взаимозависимую систему международных экологических норм, направленных на обеспечение безопасности всех жизненно важных для человечества экологических компонентов планеты, а также на сохранение и поддержание существующего естественного природного баланса между ними. Концепция экологической безопасности призвана содействовать устойчивому и безопасному развитию для всех государств и созданию благоприятных условий для жизни каждого народа и каждого человека.

Главное в концепции экологической безопасности – предотвращение экологических катастроф как условие выживания человечества. Эта концепция устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и безопасностью человечества. Юридическое содержание принципа экологической безопасности: обязанность государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить экологические стрессы на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Любая деятельность не должна причинять ущерб другим государствам и всему международному сообществу в целом.

Достижение международной экологической безопасности предполагает установление такого характера международных отношений, который обеспечивал бы сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение безопасности окружающей среды. Экологическая безопасность невозможна без обеспечения устойчивого развития всех государств, внедрения экологических начал в систему государственной и международной политики, т.е. проведения "экологической политики".

Правовой основой концепции экологической безопасности являются региональные и универсальные международные соглашения и иные международно-правовые документы, формирующие экологическое правовое пространство и содержащие унифицированные правовые нормы в области охраны окружающей среды. Концепция экологической безопасности предполагает необходимость разработки и принятия универсальных императивных принципов поведения государств в сфере экологической политики.