Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 452
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под международно-правовым режимом морских пространств понимается совокупность норм международного права, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права по поводу того или иного морского пространства.
В международном праве морские пространства разделяются на шесть основных частей:
• — внутренние морские воды;
• — территориальные воды, или территориальное море;
• — исключительная экономическая зона;
• — открытое море;
• — континентальный шельф;
• — морское дно за пределами континентального шельфа.
50. Понятие и принципы международного воздушного права.
Международное воздушное право представляет собой совокупность правовых норм и принципов, регулирующих правовые отношения между субъектами международного права в сфере использования воздушного пространства и организации воздушных сообщений и обеспечения безопасности авиации.
Признаками международного воздушного права являются:
• международное воздушное право носит международный характер;
• международное воздушное право представляет собой новую отрасль международного права.
Принципами международного воздушного права являются:
принцип полного и исключительного суверенитета государств над их воздушным пространством. Государственный суверенитет проявляется в регулировании воздушной навигации, коммерческой деятельности авиапредприятий, в осуществлении уголовной, гражданской и административной юрисдикции по отношению к летательным аппаратам, а также экипажам, пассажирам и грузам. Суверенитет ограничен пределами самого воздушного пространства, границы которого можно установить в пределах 100—110 км. Суверенитет распространяется также на воздушное пространство над территориальным морем государства;
принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве. К международному воздушному пространству относятся открытые моря, исключительные экономические зоны и Антарктика. Воздушное судно, находящееся в этом пространстве, подчиняется законам государства флага;
принцип обеспечения безопасного полета самолетов гражданской авиации, согласно которому государства обязуются принимать меры по обеспечению надежности авиационной техники, служб и аэропортов, вести борьбу с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.
Военные самолеты пользуются иммунитетом от юрисдикции других государств.
Субъектами международного воздушного права являются носители прав и обязанностей, возникающих в результате воздействия на них норм международно-правового акта. Только такие лица вступают или могут вступать в международные правоотношения в области использования воздушного пространства и деятельности авиации. В международном воздушном праве, как и в общем международном праве, присутствуют первичные и производные субъекты. Первичные субъекты имеют естественно-историческое происхождение. В международном воздушном праве, в отличии от некоторых других отраслей международного публичного права, такими субъектами являются только государства, которые обладают одинаковой правосубъектностью. Производными субъектами международного воздушного права признаются созданные государствами международные межправительственные организации. Объем их международной правосубъектности зависит от намерения их создателей, выраженного, как правило, в соответствующих международных договорах (уставах). Наиболее значительным производным субъектом в международном воздушном праве является Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Это универсальная международная межправительственная организа¬ция, действующая как специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН).
Принципы международного воздушного права. Во всех сферах отношений урегулированных международным воздушным правом, применяются основные принципы международного права, которые являются общепризнанными нормами международного права, имеющими императивный характер (jus cogens) и принципы отраслевого характера. Основные принципы, применяемые в регулировании отношений в области аэронавигации и деятельности авиации закреплены в Уставе ООН2 и в Декларации о принципах международного права 1970 г.:3 — принцип суверенного равенства (п.1 ст. 2); — принцип неприменения силы и угрозы силой (п. 4 ст. 2); — принцип нерушимости границ и территориальной целостности (п. 4 ст. 2); — принцип добросовестного соблюдения взятых на себя международных обязательств (п. 2 ст. 2). К принципам международного воздушного права (отраслевые принципы) относятся: — принцип полного и исключительного суверенитета государства над своим воздушным пространством; — принцип свободы полетов над открытым морем; — принцип обеспечения безопасности международной аэронавигации и деятельности гражданской авиации; — принцип не использования гражданской авиации в противоправных целях. Важно отметить, что принципы международного воздушного права имеют императивный характер. Принцип полного и исключительного суверенитета государства над своим воздушным пространством закреплен в ст. 1 Конвенции о международной гражданской авиации4. Этот принцип является основополагающим для самостоятельного формирования государствами общеобязательного порядка и процедур использования воздушного пространства, расположенного над его сухопутной и водной территорией (внутренними водами и территориальным морем), т.е. установления правового режима воздушного пространства, процедур аэронавигации и деятельности гражданской авиации. В отношении территориального моря этот принцип, кроме того, подтверждается в п. 2 ст. 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Принцип открытости. воздушное пространство, расположенное над открытым морем, по аналогии называют «открытым воздушным пространством». В воздушном пространстве, расположенном над исключительной экономической зоной и над Антарктикой, также действует принцип свободы полетов, однако свободы, ограниченной нормами универсальных международных договоров (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и Договор об Антарктике 1959 г. соответственно)3. Воздушное пространство, расположенное над исключительной экономической зоной, открытым морем и Антарктикой в международном воздушном праве принято называть «международным воздушным пространством». Правовой режим международного воздушного пространства, процедуры аэронавигации и деятельности авиации устанавливается нормами международных договоров, международными обычаями, стандартами и рекомендуемой практикой, содержащихся в приложениях к Чикагской конвенции 1944 г., а также правилами ИКАО, разработанными в соответствии с этими договорами, обычаями, стандартами и рекомендуемой практикой.
51.Режим воздушного пространства и основания проведения международных полетов. Особенности понятия «международный полет».
Совокупность правовых норм, регулирующих воздушные передвижения в воздушном пространстве государства и устанавливающих порядок использования этого пространства, определяет режим воздушного пространства государства. Эти нормы установлены в национальных законах государств и в международных договорах двустороннего и многостороннего характера.
В соответствии с национальными нормами, полет иностранного воздушного судна в воздушном пространстве правомерен только на основании и в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении, заключенном между государствами, либо специальных разрешений на разовые полеты. Любое воздушное судно, совершившее без надлежащего разрешения полет в воздушное пространство, признается судном- нарушителем, которое должно сделать посадку.
Общепризнанной нормой международного воздушного права является положение о подчинении иностранным воздушным судном во время его пребывания в пределах территории данного государства всем действующим в этом государстве законам и правилам, регулирующие международную аэронавигацию и эксплуатацию воздушных судов.
При решении вопроса о допуске в пределы государственной территории иностранного воздушного судна возникает проблема определения национальной принадлежности этого судна. Международное воздушное право исходит из того, что воздушное судно имеет национальность государства, где оно зарегистрировано. При этом, регистрация одного и того же судна в двух и более государствах не допустима. Официальным документом факта государственной принадлежности воздушного судна служит свидетельство о регистрации, которое должно находиться на судне. Кроме того, на каждое воздушное судно наносятся государственные регистрационные знаки. По общепризнанному правилу незарегистрированные воздушные суда, а также суда, не имеющие регистрационных знаков, к международным полетам не допускаются.
Не допускаются к воздушным полетам суда, на борту которых отсутствуют обязательные бортовые документы:
• свидетельства о регистрации;
• удостоверение о годности к полетам;
• бортовой журнал;
• документы на радиостанцию, находящуюся на борту;
• списки пассажиров;
• соответствующая документация на грузы и почту.
Пилоты и другие члены экипажа воздушного судна, выполняющего международный полет, должны иметь при себе свидетельства летного состава. Все перечисленные выше документы, выданные или признаваемые действительными государством регистрации воздушного судна, как правило, признаются действительными на территории других государств, разрешающих международные полеты.
Общепризнанна в международном воздушном праве норма о распространении национальной юрисдикции государства пребывания гражданского воздушного судна на членов экипажа этого судна, а равно на пассажиров , багаж, грузы и почту.
Национальным законодательством государств устанавливаются некоторые особенности режима воздушного пространства. Эти особенности сводятся к следующему:
3. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве государства, совершаемые на основании международных соглашений, так и по разовым разрешениям, могут производиться только по установленным международным воздушным трассам, т.е. по постоянным маршрутам, оборудованным необходимыми средствами, обеспечивающими безопасность и регулярность полетов. Иностранное воздушное судно может совершать посадки на территории государства только в определенных аэропортах, открытых для иностранного воздушного судна, причем, право определять аэропорт посадки предоставлено законом государства, кому принадлежит воздушное пространство.
4. Другая особенность – регламентация полетов беспилотных воздушных судов. Чрезвычайно быстрое развитие авиационной техники и ракетостроения позволяет уже сейчас поставить вопрос о возможности применять беспилотные летательные аппараты для целей гражданской авиации. Например, применение ракет для доставки почты и матриц. Одно из важных условий выполнения международных полетов беспилотными воздушными судами - невозможность ухудшения безопасности воздушных передвижений над территорией государства. Для этой цели на государство возлагается обязанность – обеспечить соответствующим государственным органам возможность контроля за полетом судна с тем, чтобы исключить вероятность столкновения его с другими, находящимися в полете воздушными судами.
Говоря о международно-правовом регулировании вопросов аэронавигации, нужно особо подчеркнуть важность международной унификации как отдельных норм, так и правил, регулирующих воздушные передвижения. Необходимость такой унификации очевидна уже из того, что пилот воздушного судна, совершающего международный полет через территории нескольких государств, должен хорошо знать правила не только своей страны, но и каждого государства, над которым он пролетает.