ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 446

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 13. Матрица фон Манштейна
Умницы
Это руководство к тому, что делать с другими людьми. Но как насчет самого себя? Ленивых и тупых не сделаешь трудолюбивыми и смышлеными, и с этой точки зрения матрица Манштейна хотя и любопытна, но бесполезна. Од-нако в этой главе мы будем придерживаться немного дру-гой позиции. Даже если вы трудяга, вы можете научиться бездельничать. Даже если вы (или другие люди) считаете, что вы недалеки, в чем-то вы все равно соображаете неплохо.
Для достижения самых больших высот просто необходимо симулировать в себе состояние умного лентяя, стать им и добиваться такого состояния дел, когда вы можете ничего не делать. Как вы далее увидите, это вполне возможно. Что-бы зарабатывать больше, а работать меньше, необходимо из всего объема дел выбирать «правильные» — те, которые принесут наибольшую пользу, и заниматься только ими.
Для начала, однако, вам будет полезно увидеть, как Принцип 80/20 вознаграждает того, кто работает. Распре-деление плодов труда между работающими настолько же неравномерно, насколько и несправедливо. И мы можем либо всю жизнь жаловаться на эту несправедливость, либо взять себя в руки и извлечь пользу из матрицы фон
Манштейна.
В распределении почестей и денег в любой
профессии свирепствует дисбаланс

Сегодня нигде так не очевидна истинность Принципа 80/20, как в том факте, что в любой профессии самые вы-сокие и постоянно растущие прибыли уходят к неболь-шому числу людей, составляющих элиту этой профессии.
Мы живем в мире, где талант в любой сфере деятель-ности ценится как никогда высоко. Небольшая в процен-тном соотношении группа профессионалов получает не-пропорционально большую долю признания и известнос-ти и, кроме того, огромные прибыли. Возьмите любую сферу деятельности современного человека в отдельно взятой стране или в целом мире: будь то легкая атлетика, бейсбол, баскетбол, футбол, гольф, регби, теннис или любой другой вид спорта; архитектура, скульптура, живопись или любая другая область изобразительного искусства; музыка любого на-правления; кино или театр; художественные книги, веде-ние ток-шоу на телевидении, чтение новостей по радио, политика и так далее — везде вы обнаружите небольшое число наизнаменитейших профессионалов, чьи имена известны даже детям.
Учитывая то, сколько людей проживает в каждой стране, мы имеем действительно небольшое число про-фессионалов, добившихся успеха, — обычно меньше 5% всех людей, занятых в данной области. В любой профес-сии также есть немногие общепризнанные звезды, кото-рые воистину купаются в славе. Они всегда нарасхват и всегда в последних новостях. Они — человеческий экви-валент торговых марок потребительских товаров, кото-рые, обладая общеизвестными качествами, получают не-медленное признание.
Такое же распределение действует в отношении мате-риального вознаграждения. 80% продающихся романов — это лишь 20% изданных их наименований. То же самое можно сказать о продаваемых музыкальных компакт-диспакт-дисках и концертах поп-музыки, кинофильмах и даже популярных книгах о бизнесе, актерах, телеведу-щих, спортсменах. 80% призовых сумм в гольфе, как и в теннисе, уходит и карман менее 20% профессиональных игроков в гольф; на скачках более 80% призовых денег уходит к менее 20% владельцев лошадей, жокеев и тре-неров.
Таблица 14. Заработки суперзвезд в различных профессиях (по данным журнала «Форбз»)
Имя
Профессия
Заработок в
1994 году, млн. $
Стивен Спилберг
Кинорежиссер
165
Джозеф Джеймиэл
Адвокат
90
Офра Уинфрей
Телеведущая
72
Майкл Джордан
Бейсболист и баскетболист
30
Дэвид Копперфилд
Фокусник
29
Сильвестр Сталлоне
Актер и кинорежиссер
24
Эндрю Ллойд Уэббер
Композитор
24
Майкл Джексон
Певец
22
Стивен Кинг
Писатель
21
Шакил О'Нил
Баскетболист
17
Джек Никлас
Игрок в гольф
15
Герхард Бергер
Автогонщик
14
Андре Агасси
Теннисист
12
Роберто Баджио
Футболист
5
Аллен Грубмэн
Юрист
5
Между верхушкой и остальными огромный разрыв


Мы живем в мире, в котором все продается и покупается. «Сливки» профессионалов могут запрашивать за свою ра-боту немыслимые деньги, но те, кто не настолько хорош или не настолько знаменит в своей области деятельности, довольствуются сравнительно немногим.
Например, мемуары леди Тэтчер к настоящему времени распроданы в количестве более 2 миллионов экземпляров книг, кассет и видеозаписей, — лично Тэтчер заработала на них 5,4 миллиона долларов. Мемуары одного из наи-более интересных министров кабинета Тэтчер, Николаса Ридли, разошлись в количестве 5 000 экземпляров, что со-ставляет
0,25% от продаж Тэтчер. Многие другие министры Тэтчер также издали мемуары, некоторые из них пользо-вались незначительным успехом, но грубый подсчет по-казывает, что, хотя леди Тэтчер представляет собой мень-ше двух процентов людей, служивших в ее кабинетах, и лишь 5% тех, кто опубликовал мемуары, ее продажи со-ставляют больше чем 95% всех проданных мемуаров.
Существует огромнейшая разница между нахождением на вершине, когда тебя знают все, и нахождением почти на вершине, когда ты известен лишь немногим энтузиастам. Самые знаменитые звезды бейсбола, баскетбола или футбо-ла делают миллионы; те, кто рангом лишь чуть-чуть по-ниже, зарабатывают на не очень бедное существование.
Почему же победители получают все?
В распределении доходов среди суперзвезд наблюдается даже еще больший дисбаланс, чем среди населения в це-лом.
Это прекрасная иллюстрация Принципа 80/20 (или, в большинстве случаев, 90/10 или 95/5). Самые различ-ные авторы
1 пытались объяснить эти суперприбыли су-перзвезд с экономических или социологических позиций. По наиболее убедительному объяснению, суперпри-были звезд становятся возможными благодаря двум ве-щам. Во- первых, средства массовой информации дают суперзвездам возможность быть разрекламированными сразу огромному числу людей.
Стоимость рекламы Майк-ла Джексона, Стивена Спилберга, Лучано Паваротти или Андре Агасси дополнительным потребителям стремится к нулю, поскольку дополнительные затраты на вещание, выпуск компакт- дисков или книги — это всего лишь не-большая часть общей структуры затрат.
Дополнительные расходы по расширению круга по-требителей у этих звезд не больше, чем у их соперников рангом ниже, если, конечно, суперзвезда сама не затребу-ет себе большую зарплату (гонорар).
И хотя этот гонорар может достигать размера миллиона или десятков миллионе)!! долларов, в пересчете на одного потребителя дополнительные затраты пройдут почти неза-меченными, составив несколько центов или долей цента.
Ну а вторая причина супердоходов звезд — это то, что посредственность не может быть конкурентом таланту. Иногда ценится именно самое лучшее. Если один убор-щик работает наполовину медленнее другого, рынок воз-наградит его наполовину меньшим заработком. Но купит ли кто-нибудь того, кто наполовину так же хорош, как
Майкл Джексон или
Паваротти? В этом случае не-суперзвезда, даже не запрашивая больших гонораров, будет обходиться покупателю дороже, чем суперзвезда. Не-суперзвезда привлечет меньшую аудиторию, и поэтому са-мое небольшое снижение затрат на рекламу откликнется огромным снижением прибылей.


Феномен «победитель получает все» возник совсем недавно
Что любопытно: огромный разрыв между прибылями «элиты» и «низов» существовал не всегда.
Наиболее зна-менитые чемпионы баскетбола или футбола 1940-х и 1950-х годов не зарабатывали огромных денег. Совсем не редкостью были выдающиеся политики, которые к ста-рости не скопили никакого состояния. И чем дальше в прошлое, тем менее справедливо утверждение о том, что победитель получает все.
Например, Уильям Шекспир или Леонардо да Винчи в том, что касается таланта, не имеют себе равных среди современников. По современным понятиям или скорее стандартам, они должны были бы эксплуатировать свой талант, работоспособность и славу и стать наиболее богаты-ми людьми своего времени. Однако вместо этого они до-вольствовались уровнем доходов, сравнимых с уровнем до-ходов современных умеренно одаренных профессионалов.
Чем ближе к нашим дням, тем неравномернее стано-вится распределение размеров материального вознагражде-ния за талант. Сегодня доходы тесно привязаны к достоин-ствам человека и его способности продать себя, и посколь-ку мерой здесь являются деньги, то и соотношение 80/20 становится более заметным. Сегодня общество ценит та-ланты и достоинства человека гораздо более высоко, чем в прошлом веке или даже еще поколение назад.
Особенно заметно это в
Европе и, в частности, в Великобритании.
Если бы футболисты вроде Бобби Мура в 1940-х или 1950-х годах стали делать деньги, это вызвало бы бурю возмущения в британском истеблишменте; это считалось просто неприличным. Когда первые газетчики выяснили в
1960-х годах, что
«Битлз» стали миллионерами, это потрясло публику. Сегодня тот факт, что Джордж Майкл или Майкл
Джексон числятся в списке богатейших людей мира, уже не вызывает ни у кого удивления. В наши дни статус человека в государственной иерархии значит мень-ше, чем его позиция на рынке.
Другим явлением наших дней стала техническая рево-люция в радиовещании, телекоммуникациях и потреби-тельских товарах, таких, например, как аудио- и компь-ютерные компакт-диски. Сегодня бизнесмены стремятся к увеличению прибыли, и суперзвезды могут им в этом помочь. Дополнительные затраты на наем суперзвезды могут быть огромны для одного человека, но в пересчете на потребителя эти затраты почти незаметны.
Человеческие достижения всегда распределялись по Принципу 80/20
И все же если мы оставим в покое деньги и займемся вечными и более важными материями (по крайней мере, для каждого из нас, исключая суперзвезд), то увидим, что концентрация достижений и почестей на долю немногих людей имела место в любые времена и в любой области жизни. Странные для нашего понимания барьеры — на-пример, принадлежность к общественному классу или от-сутствие телекоммуникаций — воспрепятствовали тому, чтобы Шекспир или Леонардо да Винчи стали миллионе-рами. Однако отсутствие богатства никак не уменьшает их достижений и не умаляет того факта, что лишь неболь-шая часть творческих людей оказала на наш мир огром-нейшее влияние.
Принцип 80/20 справедлив в отношении доходов в
любой сфере деятельности, а не только в СМИ


Несмотря на то что Принцип 80/20 наиболее ярко проявля-ется в отношении прибылей суперзвезд массовой культуры, нельзя сказать, что область его действия ограничивается индустрией развлечений. Все чаще происходит так, что элита той или иной профессии начинает получать львиную долю всей добычи. Заметьте, что в таблице 14 вторую пози-цию среди самых высокооплачиваемых профессионалов за-нимает Джозеф Джеймиэл, которого едва ли можно срав-нить по известности с Андре Агасси. Дж. Джеймиэл отстаи-вает интересы своих клиентов в суде, а не украшает своей персоной ток-шоу на телевидении и не производит блок-бастеров. И тем не менее в 1994 году он получил 90 миллио-нов долларов
— в четыре раза больше, чем Андре Агасси.
Далее в списке самых высокооплачиваемых людей мы встретим юристов, хирургов, управляющих корпорация-ми, владельцев инвестиционных банков, специалистов по налогам и представителей множества других профессий. И все шире в каждой из этих областей деятельности рас-пространяется философия «победитель получает все».
Люди, занимающие самые высокие позиции в своей профессии, и возглавляемые ими фирмы могут запрашивать гонорары, во много раз превышающие цены на услуги менее извест-ных своих коллег. Когда, например, идет схватка конкури-рующих фирм, два или более противника стремятся зару-читься поддержкой лучшей из лучших юридических фирм или лучшего из лучших адвокатов, взвинчивая таким об-разом цену на их услуги, а поскольку на кон поставлены огромные деньги, и лучшие из лучших юристов-профес-сионалов могут повлиять на ход дела, то гонорары этих элитных юристов достигают астрономических сумм.
Возможно, что распределение таланта между людьми всегда следовало схеме 80/20. Вследствие развития техно-логий это соотношение может вырасти до 90/10 или 95/5, и если раньше распределение вознаграждений за талант выражалось соотношением 70/30, то сейчас для самых знаменитых это соотношение уже ближе к 95/5 и даже еще более несбалансированно.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   28

Что все это значит для людей амбициозных?
Возможно ли вообще добиться успеха в этом 80/20 мире? Может, вы захотите сразу сдаться и откажетесь участво-вать в игре, где наши шансы ничтожны и сравнении с шансами тех, кто уже добился мегауспеха? Хочется ве-рить, что вы не собираетесь сдаваться. Даже если вы не стремитесь стать крупнейшим миллионером мира (а осо-бенно если стремитесь), вам пригодятся 10 золотых пра-вил" достижения успеха в профессиональной карь-ере в этом мире, который все больше и больше подчиня-ется Принципу 80/20.
Чем более вы честолюбивы и амбициозны, тем более ценны для вас будут эти правила; они применимы к лю-бому уровню карьеры и амбиций. По мере того как мы будем рассматривать эти правила в подробностях, старай-тесь найти возможности применения наших идей к вашей собственной карьере. Пользуйтесь матрицей фон
Манштейна: найдите место, где ваше имя уже имеет вес, где вы можете быть умным, ничего не делать и получать ог-ромные деньги.
Десять золотых правил успеха в карьере:

1. Специализируйтесь в очень узкой области; разви-вайте собственные методы работы в этой области.
2. Найдите нишу специализации, в которой вы будете работать, получая удовольствие, сможете превзойти дру-гих, и ждите шанса стать признанным лидером в этой области.
3. Поймите, что сила — в знании.
4. Определите свой рынок и основных клиентов и предоставляйте им свои лучшие услуги.
5. Определите, где 20% усилий дадут вам 80% резуль-татов.
6. Учитесь у лучших.
7. Начинайте работать на себя уже в начале своей карьеры.
8. Нанимайте на работу как можно большее число производителей прибавочной стоимости.
9. Отдавайте на сторону работу, которая не является вашей специальностью.
10. Используйте имеющийся у вас капитал в качестве средства обогащения.
Специализация — это один из величайших и универсальнейших законов жизни. Эволюция самой жизни подчи-няется этому закону — каждый вид растений или живот-ных стремится обрести свою экологическую нишу и раз-вивает в себе уникальные характеристики. Небольшая ком-мерческая фирма, которая не сможет найти своей ниши на рынке, обречена на смерть. Индивидуум, который не является специалистом в своем деле, обречен быть рабом, кормящимся на зарплату.
Точное количество видов растений и животных в мире природы никто не знает, но почти наверняка это огромное число.
Число же ниш в мире бизнеса гораздо более велико, чем обычно считается, поэтому множество мелких предприятий при кажущейся конкуренции на огромном рынке фактически могут стать лидерами собст-венной ниши и избежать конкуренции «лоб в лоб»
2
Индивидуум также получит больше пользы для себя, если будет хорошо знать немногое (или, еще лучше, будет исключительно хорошо знать что-то одно), чем если он будет поверхностно знать многое.
Специализация — это неотъемлемая часть Принципа 80/20. Вообще причина, почему Принцип 80/20 работает, то есть
20% усилий дают 80% результата, — это то, что эта продуктивная пятая часть обладает гораздо более высо-кой специализацией для выполнения конкретной задачи, чем остальные четыре пятых.
Когда бы мы ни посмотрели на работу Принципа 80/20, мы увидим огромную потерю ресурсов
(непродуктивные четыре пятых) и необходимость развития их специализа-ции. Но если бы мы позволили этим непродуктивным
80% специализироваться в том, в чем они хороши, то в этой другой сфере они могли бы стать продуктивными этими 20%. Это в свою очередь выразится в другом со-отношении 80/20, но на более высоком уровне. То, что было непродуктивными 80%, теперь станет продуктивны-ми 20% в другой системе распределения.
Этот процесс, названный немецким философом XIX века Г. Ф. Гегелем «диалектическим»
3
, может развиваться до бесконечности, являя собой двигатель прогресса. В са-мом деле, это как раз то, что происходит с течением вре-мени как бесконечности, являя собой двигатель прогресса. В са-мом деле, это как раз то, что происходит с течением вре-мени как в природе, так и в обществе. Более высокие жизненные стандарты становятся возможными именно благодаря все большей и большей специализации.
ЭВМ появилась в результате развития новой специали-зированной ветви электроники; персональный компьютер стал результатом дальнейшей специализации; современ-ное, ориентированное на пользователя программное обеспечение